Методическая разработка Развитие творческих способностей через исследовательскую деятельность




Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность

Введение

Представлена система деятельности педагога на примере комплекса упражнений, способствующих развитию творческих способностей.
Целевая аудитория – 5- 9 классы
Место реализации - ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка Большечерниговского района.
Актуальность данной работы состоит в том, что в динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель, которая раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на развитие активной, творческой личности.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои способности.
В Концепции модернизации российского образования до 2020 года одной из первоначальных выдвинута задача «достижения нового, современного качества образования, выражающегося в необходимости развития творческих созидательных способностей личности». Соответственно знания и умения являются не конечной целью обучения, а инструментом, средством, полем для творческой деятельности, для самореализации каждого человека.
Анализ результатов педагогической деятельности показал, что учащиеся имеют
недостаточную мотивацию;
невысокий уровень сформированности мыслительных операций: анализ, синтез, классификация и т.д.
низкий уровень образного восприятия материала.
Возникают противоречия:
1. с одной стороны, требования к развитию творческих способностей учащихся возрастают, с другой стороны, традиционная организация процесса обучения тормозит этот процесс;
2. с одной стороны групповая форма обучения, с другой индивидуальное развитие творческих способностей обучающихся.
На основе проведенного анализа и выявленных противоречий можно сформулировать существующую профессиональную проблему: традиционное обучение, связанное лишь с усвоением суммы знаний и элементарных умений и навыков не может в полной мере обеспечить развитие творческих способностей.
Цель: развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность.
Задачи:
изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме;
выявить уровень развития творческих способностей учащихся;
составить систему упражнений исследовательского характера, способствующих развитию творческих способностей;
Ожидаемые результаты
Применение исследовательской деятельности на уроках позволит:  
- развить исследовательскую компетенцию;
- сформировать навыки самостоятельной творческой работы;
- повысить уровень творческой активности;
- формировать социальный опыт учащихся.
Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений, навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, растет интерес не только к предмету, но и к учению в целом.
Отношения в рамках «учитель – ученик» строятся на позициях сотрудничества; учитель – консультант.
Основная часть
Творческие способности – Что же такое «творческие способности», или «креативность» (от лат. «creatio» – созидание)? Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Исследование понимается как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследовательское обучение это процесс самостоятельного познания учащимися окружающего мира посредством изучения его объектов, процессов и явлений. По мнению М. В. Кларина, "это обучение, в котором учащийся ставится в ситуации, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем"*. При этом в качестве содержания образования выступают не только учебные знания, но и способы исследовательской деятельности. Учебно-исследовательская деятельность учащихся это решение ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющая целью построение учеником субъективно нового знания.
Психологической основой исследовательской деятельности учащихся является их поисковая активность, которая присуща каждому человеку. Поисковая активность, в свою очередь, обусловливает исследовательское поведение. Исследовательская деятельность, в отличие от просто активности и поведения, является осознанной и целенаправленной, предполагает применение соответствующих культурных средств.
В процессе исследовательской деятельности развиваются творческое мышление, инициативность, способность к обоснованному риску, уверенность в себе, адекватная самооценка, умение сотрудничать с партнёрами, мотивация достижений, высокая работоспособность. Эти качества важны для личностной самореализации индивида.
Исследовательская деятельность является, по сути, деятельностью интеллектуально-творческой, поскольку в процессе её осуществления субъект выдвигает новые идеи, создаёт новые знания, способы деятельности.
Комплекс заданий, направленных на развитие творческих способностей через исследовательскую деятельность.
Любое познание начинается с вопроса. Поэтому важным умением для исследования является умение задавать вопросы.
1. Каждый учащийся на листе бумаги пишет по два – три понятия из изучаемой темы, затем один из учащихся читает понятие, остальные должны составить вопрос, ответом на который должно быть это понятие.
2. Незаконченная задача: к условию задачи придумай как можно больше вопросов, на которые можно ответить, используя условие задачи.
3. Игра «Данетка».
4.Прочитайте текст и составьте вопросы к выделенным предложениям.
5.Задание с недостающими данными.
260
300
480
100
1000
7600

10
100
10
100
10
100








Работа по памятке
1. Ознакомьтесь с заданием.
2. Заполните таблицу (таблица с недостающим вопросом, поэтому задания получатся разные, если вовремя не согласовать: «А что нужно узнать?»)
3. Проверьте друг у друга выполненную работу.
4. Обсудите полученные результаты.
6. Конкурс на лучшую систему вопросов.
Цель – научить конструировать систему вопросов.
Ход игры. Учитель предлагает прочитать блок новой учебной информации и разработать систему вопросов по содержанию учебной статьи. Условия конкурса:
1) участники игры работают в творческих парах;
2) на конкурс предлагается 5-6 вопросов;
3) вопросы должны охватывать основное содержание учебного материала;
4) вопросы должны быть взаимосвязаны между собой;
5) вопросы должны начинаться с разных вопросительных слов
Выявление проблемы:
Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими. Для этого выполняем следующие упражнения:
1.определи, сколько значений у предмета. Например, слово угол имеет несколько значений, включая и математическое.
2. назови как можно больше признаков предмета. Используются в основном геометрические понятия (например: квадрат, прямоугольник и т.д.).
3. найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, шара и т.д.
4. Построим несколько квадратов с вершинами в узлах сетки и найдем их площади. Пусть сторона одного квадратика сетки равна 1.

1. «Прямые» квадраты:

Их площадь найти легко: это квадраты длин их сторон, а стороны равны целому числу клеток. Площади прямых квадратов – это квадраты целых чисел: 1, 4, 9, 16, 25 и т.д.
2. «Косые» квадраты

Как найти площадь «косого» квадрата?


Впишем наш «косой» квадрат в «прямой» (рис. 1).
6. Рассмотреть понятие «масштаб» с точки зрения географа, математика и фотографа
Выдвижение гипотезы:
1. Задание «Найди возможную причину события»
ученик не решил задачу;
учитель не доказал теорему.
2. Расшифруй заголовок.
На доске пишется одно слово, например «точка». Учащиеся расширяют заголовок. Выигрывает тот, кто составит самое длинное и информативное предложение.
Контрольно-оценочный блок
Критериями оценивания развития творческих способностей через исследовательскую деятельность является:
1. выполнение и оформление исследовательской работы;
2. защита работы на школьной конференции.
3. участие в конкурсах и конференциях.
Результативность
1. Начиная с 2013 года я веду внеурочную деятельность по предмету. Учащиеся занимающиеся в кружке «Занимательная математика» (5 класс) и «Математические исследования» (6 класс) освоили первоначальные навыки исследовательской деятельности: поиск и обработка информации, написание и оформление рефератов, сообщений.
2. Участие в конкурсах и конференциях:
2008 год – ОНПК - 1 участник - 2 место, участие в областной НПК
2009 год - ОНПК – 2 участника – 3 место.
2010 год – ОНПК – 1 участник - 3 место
2011 год – ОНПК- 1 участник – 1 место
2012 год – ОНПК – 1 участник – 2 место
2013 год – ОНПК -2 участника – 1 место
2014 год – ОНПК – 1 участник – 3 место
Международная научно-практическая конференция
Школьников и студентов «Наука. Образование. «Профессия»
- 2 место.

Ресурсное обеспечение
Дидактическое обеспечение:
Научно-методическое обеспечение: педсоветы и мастер-классы по исследовательской деятельности учащихся.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: тестирование психолога, психологические тренинги, анкетирование.
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся.
Кадровые ресурсы: учителя, прошедшие подготовку по внедрению исследовательской деятельности.
Выводы: Таким образом, формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию творческих способностей обучаемого.
Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.
Задача педагога – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.


Заключение
Возможности исследовательской деятельности велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе “учитель – ученик” занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.





















Список информационных источников:
1.ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
2.Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.  
3. Концепция модернизации российского образования до 2020 года
4. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся С.
Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006.
5. Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской
деятельности в гимназии С. А. Лебедева, С. В. Тарасов // Практика административной работы в школе. – 2003
6. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика
2005










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15