Реализация управленческого проекта «Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС» (из опыта работы)

Громова О.Н.
Реализация управленческого проекта «Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС»
(из опыта работы)
Самое полезное в жизни – это собственный опыт.
В. Скотт
Новые образовательные стандарты определили «новое лицо нового образования».
ЛОО – личностно-ориентированное образование (общепринятый термин в педагогике);
СОПП – субъектно-ориентированный тип педагогического процесса (термин педагогической технологии);
Открытое образование (философский термин, отражающий социальные аспекты современного образования).
А в разделе «Общие положения» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования заложена ключевая для нас мысль: «Стандарт должен быть положен  в основу деятельности:
работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования  с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса»
Таким образом, мы понимаем, что по-прежнему ключевой фигурой образования остается УЧИТЕЛЬ, только требования к методике преподавания в связи с введением ФГОС несколько изменились.
Требования к методике преподавания с введением ФГОС
1. Компетентностный подход (компетентности - образовательная, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная,. в сфере личностного самоопределения) – комплексный характер (универсальные учебные действия).
2. Вовлечение учащихся в организацию учебного процесса и осознание (понимание) направленности своей деятельности.
3. Межпредметные и внутрикурсовые связи в образовании.
4. Тесная связь обучающей и воспитательной направленности образования.
5. Акцент на активную деятельность и результативность.
6. Расширение информационного поля и поиск информации из разных источников (в том числе структурирование и анализ).
7. Дискуссионный и открытый характер преподавания (переход от навязывания позиций и оценок к обсуждению, аргументированию, проведению дискуссий, выбору собственной позиции).
8. Большая связь с повседневной жизнью (через анализ ситуаций).
9. Повышение мотивации к образованию (в т.ч. к самообразованию).
Понятно, что для выполнения всех обозначенных требований необходима серьезная работа по переподготовке учителя, по повышению квалификации, по созданию системы методического сопровождения введения ФГОС и начального общего образования, и основного общего образования.
Таким образом, в 2010 году, а затем в 2012 году объективная реальность для нашего коллектива была такова, что мы встали перед необходимостью создания новой системы методической поддержки педагога в процессе внедрения ФГОС.
Для решения этой задачи был создан управленческий проект «Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС», состоящий из двух основных частей: введение ФГОС НОО с 2010 года и введение ФГОС ООО с 2012 года. Эти части, безусловно, взаимосвязаны, так как освоение логики ФГОС происходило уже с 2010 года всем коллективом гимназии. Да, именно каждый педагог принимал участие в этом проекте, т.к. мы понимали, что вскоре это будет необходимо не только учителю начаьной школы, но и учителю среднего звена.
Вы понимаете, что весь проект полностью здесь представить невозможно, будем говорить о самом главном, о том, что может пригодиться вам в работе.
Таким образом, актуальность нашего проекта обусловлена:
во-первых, необходимостью обновления содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС;
во-вторых, необходимостью создания новой системы методической поддержки педагога для обновления содержания его деятельности.
Затем обозначены цель и задачи проекта.
Целью проекта стали разработка и апробация системы методического сопровождения педагога в условиях внедрения ФГОС.
Задачи таковы:
Создать рабочую группу проекта.
Проанализировать кадровый потенциал гимназии.
Разработать и апробировать систему мероприятий по освоению логики ФГОС педагогами гимназии.
Обобщить результаты апробации и скорректировать систему в соответствии с рисками.
Затем осуществлено планирование деятельности по реализации проекта.


ФГОС НОО
ФГОСООО

I этап
Подготовительный
2010
2012

II этап
Организационно-деятельностный
2010-2011
2012-2013

III этап
Обобщающий
2011
2013

Вы пронимаете, что система работы в процессе введения ФГОС НОО и ФГОС ООО в рамках проекта была аналогичной.
Общую задачу введения стандарта в гимназии можно представить в двух формах: задача MIN (формальная) и задача MAX – по существу, т.е. каждый член коллектива должен постепенно решить обе задачи.
Общая задача введения ФГОС ООО


Задача MIN (формальная)
Задача MAX
(по существу)

Для администрации
Написать основную образовательную программу (ООП)
Разработать и запустить ООП, опирающуюся на реальные возможности и особенности гимназии

Для учителя
Написать рабочую программу по своему предмету
Строить процесс обучения, направленный на достижение образовательных результатов ФГОС


Итак, подготовительный этап.
Во-первых, приступая к формированию системы методического сопровождения введения ФГОС основного общего образования (ранее – начального общего образования), мы должны четко представлять себе, какой кадровый ресурс имеем и на что в данном отношении можем рассчитывать
Во-вторых, по итогам анализа была сформирована рабочая группа по реализации проекта.
В-третьих, рабочей группой приведены в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции учителя, психолога, зам. директора по УВР и ВР и создана минимальная нормативная база в гимназии (начиная с элементарного): приказ об организации экспериментальной работы, протокол готовности к введению ФГОС, приказ об организации работы по введению ФГОС ООО в новом учебном году и др. документы.
Затем обозначен перечень нормативных документов, которые необходимо изучить каждому члену коллектива:
Конституция Российской Федерации;
ФЗ «Об образовании» Российской Федерации;
ФЗ от 01.12.2007 №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
Постановление Правительства от 24.02.2009 г. №142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения ФГОС»;
приказ министерства образования Оренбургской области об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Оренбургской области на 2011-2015 годы;
ФГОС ООО;
примерная основная образовательная программа ООО
и др.
Что должен уяснить педагог в процессе реализации нашего проекта?
понятийно-терминологический аппарат ФГОС,
ведущие идеи,
принципы,
методологические подходы,
другое.
Какие технологии, методы и приемы должен освоить педагог?
Технологии системно - деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения,
технологии формирования УУД,
методы оценивания результатов образования
и другое.
Далее – перечень основополагающих программ, методических рекомендаций, диагностических систем, рабочих программ по предметам для разработки:
Основную образовательную программу основного общего образования,
рабочие программы по предметам;
систему внеурочной деятельности,
систему контроля планируемых результатов,
измерители (инструментарий),
критерии оценочных процедур
и другое.
Завершен подготовительный этап. Далее – самое сложное: как ответить на все поставленные вопросы Что изучить? Что уяснить? Что освоить? Как разработать?
Наконец организационно-деятельностный этап. Он имеет две линии развития, идущие параллельно друг другу и одновременно.
I линия: компоненты данной линии представлены в материалах семинара. Ознакомьтесь с ними.
1. Персонифицированные и командные модели повышения квалификации.
2. Внутришкольная система повышения квалификации.
3. Обязательность подтверждения соответствия занимаемой должности.
4. Новая система аттестации педагогов.
5. Сетевые сообщества учителей и конструктивное использование их потенциала.
6. Взаимодействие с учреждениями профессионального педагогического образования для привлечения выпускников вузов.
Подробно представлю первые два компонента, так как остальные, на наш взгляд, универсальны для любого образовательного учреждения.
Итак, повышение квалификации: во втором полугодии 2011-2012 учебного года члены администрации и продвинутые педагоги гимназии прошли обучение по проблемам введения ФГОС ООО.
Место проведения
Название курсов

АПКиППРО, г.Москва
Деятельность педагогических коллективов школ по реализации ФГОС ООО

Челябинский ИПК
Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления образованием

ИПКиППРО ОГПУ

Управление введением ФГОС ООО


ФГОС ООО: идеология, содержание, технологии внедрения


Преподавание истории и обществознания в соответствии с ФГОС ООО


Современные технологии обучения естественно-научным дисциплинам в соответствии с ФГОС ООО


Затем в декабре 2012 года реализовано право каждого педагога на прохождение повышения квалификации по вопросам введения ФГОС через командно-персонифицированную модель повышения квалификации: заключен договор с ОГПУ и организовано командное обучение 30 педагогов по проблемам внедрения ФГОС, в рамках которого освоение логики ФГОС основного общего образования, совершенствование рабочих программ по предметам и многое др.
Что собой представляет гимназическая система повышения квалификации педагогов? Здесь представлю в качестве примера и работу по ФГОС НОО, и по ФГОС ООО. Помните вопросы Что изучить? Что уяснить? Что освоить?
Итак, ФГОС НОО, 2010-2011 учебный год и I полугодие 2011-2012 учебного года.
I цикл
Научно-методический семинар (октябрь 2010г.) «ФГОС как система трех требований».
Педагогический совет (ноябрь 2010г.) «Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения как новый социально-педагогический феномен».
II цикл
Научно-методический семинар (декабрь 2010г.) «ФГОС: базовые национальные ценности».
Педагогический совет (январь 2011г.) «ФГОС как основа духовно – нравственного развития и воспитания учащихся».
III цикл
Методическое совещание (февраль 2011г.). «Коммуникативная компетентность учителя как условие реализации образовательного стандарта второго поколения».
Цикл открытых уроков.
Педагогический совет (ноябрь 2011г.) «Освоение логики ФГОС второго поколения как ресурс развития образовательного пространства гимназии».
Как видите, каждый цикл состоит из научно-методического семинара или методического совещания и заседания педагогического совета. Кроме того, первый этап каждого цикла – заседания методических объединений педагогов гимназии по обозначенным темам, по итогам которых формируются творческие группы по подготовке заседания педагогического совета. Все группы разные по составу, каждый педагог выполняет свою роль: от подготовки открытого урока до выступления на педсовете или просто подготовка тематической выставки методических материалов для начинающего педагога. Таким образом, практически каждый учитель включен в такую систему работы.
В третьем цикле вы наверняка отметили группу открытых уроков. Более подробно – на слайде: класс, темы, проблемы, учителя.
Вернемся в 2012-2013 учебный год (1-ый год эксперимента): ФГОС ООО в разрезе внутригимназической системы повышения квалификации (на слайде).
Циклы открытых уроков

Октябрь 2012
Февраль 2013

2 а,б,в,г; 3а; 5а
1а,б,в; 5а

Заседания методических объединений

Изучение предметов учебного плана в условиях введения ФГОС ООО: вариативность, активные формы и методы обучения, применения ИКТ.
Новые технологии: плюсы и минусы. Мастер-класс.

Заседания педагогического совета

Ноябрь 2012
Март 2013

Новые образовательные стандарты как инструмент модернизации гимназического образования
Современный урок.
От идеи до реализации


В рамках подготовки заседаний двух педагогических советов по темам «Новые образовательные стандарты как инструмент модернизации гимназического образования» (ноябрь 2012г.) и «Современный урок. От идеи до реализации» (март 2013 г.) проведены циклы открытых уроков и заседания методических объединений, организована работа творческих групп.
Более подробно представим цикл открытых уроков, который в ноябре 2012 года прошел в гимназии: это начальная школа - 3а класс, 2 классы и средняя школа - экспериментальный 5а – продвинутые педагоги.
Цикл открытых уроков по проблеме
«Формирование универсальных учебных действий и
метапредаметных умений гимназиста»


ФИО учителя
класс
предмет
тема
Дата, время и место проведения

1


математика
Задачи на кратное сравнение
09.10.2012,
3 урок, к.2303

2


Русский язык
Показатели мягкости согласных. Роль Ь.
10.10.2012,
3 урок, к.2304

3


Окружающий мир
Тела и вещества
10.10.2012,
4 урок, к.2306

4


математика
Классификация треугольников по видам углов
11.10.2012,
2 урок, к.2305

5


Литературное чтение
В.А. Осеева «Три товарища», И.П. Токмакова «Я могу»
12.10.2012,
1 урок, к.2104

6


математика
Сложение натуральных чисел
19.10.2012,
1 урок, к.313

7


биология
Живые царства. Бактерии.
25.10.2012,
5 урок, к.201

8


ИЗО
Народная праздничная одежда
25.10.2012,
6 урок, к.217


Кроме того, на начальном этапе эксперимента на августовском педсовете 2012 года каждый педагог получил раздаточный материал в виде ленточной диаграммы Гантта, на которой наглядно была представлена система методического сопровождения педагога в течение будущего учебного года. Образец диаграммы представлен на слайде, всю ее поместить на слайде просто невозможно, к сожалению.
В первой части ленты представлены более мелкие подпроекты и пакеты работ по ним в части I-ой линии организационно-деятельностного этапа:
а именно: организация деятельности учебных кабинетов по формированию методической копилки мультимедийных средств обучения,
участие педагогов в мероприятиях различных уровней по распространению передового педагогического опыта;
работа по диссеминации передового педагогического опыта реализации ФГОС ООО, она ведется поэтапно: от создания банка передового педагогического опыта до публикации материалов, в том числе на сайтах гимназии;
аттестация педагогов;
сетевое взаимодействие;
и многое др.
Таким образом каждый педагог гимназии получил своеобразную «памятку» на весь учебный год с указанием пакетов работ и временем их осуществления.
Теперь рассмотрим II линию организационно-деятельностного этапа, которая, напомню, идет параллельно первой и одновременно с ней.
Помните вопрос Что и как разработать?
При разработке этой линии мы использовали проектную технологию введения ФГОС.
Коротко - о сути этой технологии:
Суть ее состоит в том, что единый процесс деятельности разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами.
Введение новшеств с помощью проектных технологий обеспечивается не только и не столько теоретическими знаниями, сколько аналитической работой команды исполнителей и ее поэтапным осуществлением.
Проект здесь - целенаправленное изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию. В проектной технологии работа выполняется по частям.
СТРУКТУРА ПРОЕКТОВ имеет 5 частей
1.АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: необходимо ОБОСНОВАТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ ВВОДИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.
2.ЦЕЛИ ПРОЕКТА: ПЕРЕЧИСЛИТЬ, КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БУДУТ ПОЛУЧЕНЫ ВСЛЕДСТВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
3.ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА: РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ВВОДИМЫХ НОВШЕСТВ И СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НИМИ.
4.РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА: ПРЕДСТАВИТЬ СТРУКТУРУ РАБОТ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНЫ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ НОВШЕСТВ. УКАЗАТЬ КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ.
5.ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ: РАСПРЕДЕЛИТЬ РАБОТЫ ВО ВРЕМЕНИ И МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ.
Учитывая масштабность работы нами был разработан не один проект, а так называемый портфель проектов: это набор проектов, реализуемый гимназией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических целей; он дает возможность менять очередность реализации проектов и приступать к реализации портфеля при минимальном количестве ресурсов, что и было нам необходимо.
Затем обозначены отдельные проекты в соответствии с необходимостью разработки основополагающих программ (помните вопрос Что разработать?):
основной образовательной программы основного общего образования,
рабочих программ по предметам;
системы внеурочной деятельности,
системы контроля планируемых результатов,
пакета измерителей (инструментария),
критериев оценочных процедур.
Далее были сформированы команды проектов и в каждой обозначены руководители. Так, например, для разработки основной образовательной программы руководителем проекта назначен заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в составе команды: заместители директора по воспитательной работе и по учебно-воспитательной работе, психолог, руководители методических объединений учителей, представитель родительской общественности.
Руководитель проекта – физическое лицо, которому делегируются полномочия по руководству всеми работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта. Он является персонально ответственным за осуществление проекта.
Команда проекта – специфическая организационная структура, совокупность отдельных лиц, групп и/или организаций, привлеченных к выполнению работ проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение. Создается целевым образом на период осуществления проекта.
Главная задача команды проекта – выполнение работ по проекту, осуществление функций координации действий и согласование интересов всех участников проекта для достижения целей проекта.
Затем был составлен план-график реализации портфеля проектов (на слайд представлен его шаблон).
Основные методы работы команды (помните вопрос Как разработать?)
оперативные заседания, круглые столы, дискуссии, мозговые штурмы, творческие отчеты, презентации результатов проектных работ;
совместные заседания команд по согласованию выполняемых ими работ;
индивидуальная работа членов команды;
работа в микрогруппах по 2-3 человека.
А далее началась кропотливая работа в командах, отслеживание сроков, создание конкретных продуктов, согласование результатов и т.д.
Таким образом, в гимназии были реализованы параллельно две линии организационно-деятельностного этапа. Схематично это выглядит так:
13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415
Таким образом мы постарались представить управленческий проект «Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС».










































Root Entry