Формирование ключевых компетенций на уроках географии через организацию самостоятельной деятельности учащихся



Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Горизонты
современного образования».






Номинация: Методическая разработка

Тема: Формирование ключевых компетенций на уроках географии через организацию самостоятельной деятельности учащихся












Автор учитель географии МБОУ «СОШ № 19»
Шибаева Наталья Геннадьевна





















Абакан 2016 год
Целью современной школы является не столько обогащение знаниями, сколько овладение способами деятельности. Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников новых знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Собственно качество организации учебной деятельности на уроках географии и является в настоящее время основным критерием в оценке успешности проведенного урока.
В данной работе отражается практика организации и проведения самостоятельных работ в осуществлении компетентностного подхода на уроках географии, классификация самостоятельных работ, этапы в проведении самостоятельных работ, система заданий и упражнений, планирование самостоятельных работ по курсам и основным разделам.
Цель: Использование самостоятельных работ на уроках географии для формирования ключевых компетенций учащихся.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, способность личности справляться с самыми различными задачами.
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Образовательные компетенции подразделяются на несколько уровней:
1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Ключевые компетенции – это совокупность базовых знаний, общих универсальных умений, личностных качеств, позволяющих достигать положительных результатов в профессиональной и других областях жизнедеятельности. 
Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные  способы, методы, приемы достижения человеком значимых для него целей или результатов. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
Ключевые компетенции имеют  надпредметный, междисциплинарный характер, проявляются в разных сферах. Их наличие необходимо человеку в течение всей жизни для самореализации, продуктивной профессиональной деятельности, выстраивания взаимоотношений с окружающими, смены рода занятий и т.п.
К методам формирования и развития ключевых компетенций относятся:
1обращение к прошлому опыту учащихся;
2.открытое обсуждение новых знаний;
3. решение проблемных задач;
4. дискуссия, столкновение их субъективных позиций;
5. игры, тренинги, практикумы;
6. проектная деятельность.
Компетентностный подход в школьной географии ориентирует, с одной стороны, на обновление практической составляющей обучения, а с другой, на создание условий для ее эффективной реализации.
Важным условием эффективной реализации практической составляющей школьной географии выступает организация деятельности учащихся по формированию географических умений.
Выделяю ключевые компетентности, которыми овладевают учащиеся в результате географического образования:
-умение пользоваться географической картой; умение работать с числовой информацией;
- умение работать с ГИС и информацией средств массмедиа;
-умение самопрезентации и способность к самоопределению;
- способы социально – ответственного поведения в природе и антропогенной среде;
-умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них;
- навыки толерантного отношения к культурным особенностям народов и регионов, умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым.
Достижение глубоких и прочных знаний, подготовка учащихся к самостоятельному приобретению знаний обязательно предполагают, включение школьников в самостоятельную работу. Правильно организованные самостоятельные работы способствуют пониманию сущности понятий - раскрытию причинно – следственных связей, а также пониманию логических отношений между понятиями, что в целом обеспечивает прочное и глубокое усвоение основ наук.
Под самостоятельностью познавательной деятельности мы понимаем способность человека ориентироваться в новой ситуации, самому видеть и ставить проблемы, находить подход к их решению и осуществлять его.
Чтобы самостоятельные работы дали наибольший эффект, могли охватить разнообразные стороны учебной деятельности школьников и способствовали развитию их познавательной самостоятельности, задания должны отвечать следующим основным требованиям:
Отражать ведущие понятия, причинно – следственные связи, мировоззренческие идеи, т.е. должны быть направлены на выполнение целей курса в целом, а также по отдельным разделам и темам.
Охватывать все компоненты знаний (факты, общие и единичные понятия, причинно – следственные связи и закономерности, вопросы взаимодействия природы и общества, приемы учебной работы, приемы умственной деятельности)
Обеспечивать формирование умения работать с различными источниками знаний
Способствовать развитию познавательных способностей, самостоятельности, творческого мышления учащихся
Вызвать у школьников интерес и занимать как можно меньше времени.
Выполнение требований, предъявляемых к заданиям, а также творческое использование заданий в учебном процессе возможно при условии четкого понимания целей обучения курсу, этапов формирования понятий и приемов учебной работы.
     Анализ работ, посвященных проблеме организации самостоятельной работы школьников, П.И. Пидкасистого, И. А. Зимней, показал, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно:
Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий.
Задачи самостоятельной работы:
Образовательные:  формирование системы географических учебно-познавательных компетенций у учащихся.
Воспитательные: формирование самостоятельности навыков учебного труда.
Развивающие: формирование приемов умственной деятельности.
Самостоятельные работы можно классифицировать по компонентам знаний, направленных:
- на формирование общих понятий, единичных понятий;
- на знание географических фактов, географических закономерностей;
- на формирование приемов учебной деятельности.
По дидактическим целям выделяют самостоятельные работы с целью:
- воспроизведения опорных знаний и умений;
- закрепления изученного учебного материала;
- приобретения новых знаний и умений;
- повторения и обобщения знаний и умений;
- проверки знаний и умений.
По источникам знаний:
- с учебником;
- с картами;
- раздаточными наглядными пособиями;
- цифровым (статистическим) материалом;
- дополнительной литературой;
- ГИС и Интернет ресурсами;
- одновременным использованием различных источников знаний
Классификация самостоятельных работ по цели:
-Обучающие. Тренировочные. Закрепляющие. Повторительные. Развивающие. Творческие. Контрольные.
По форме организации:
-Общеклассная. Групповая. Парная. Индивидуальная.
С точки зрения содержания и структуры курса:
- по отдельным разделам и темам;
- по отдельным отраслям географической науки;
- по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий, проявлению творческой активности.
С точки зрения развития логического мышления, познавательных способностей:
- по преобладанию того или иного приема умственной деятельности.
Каждая из указанных классификаций важна в образовательном и воспитательном отношении. Поэтому при организации самостоятельных работ необходимо учитывать все рассмотренные виды заданий.
Самостоятельная познавательная деятельность основывается на познавательном интересе учащихся, формирование которых происходит под влиянием многих факторов.
Важнейшими из множества которых считаю: отбор содержания, методы, формы, деятельность учащихся в организации и проведении самостоятельных работ.
Задачи формирования ключевых компетентностей в организации самостоятельных работ решает системный подход.
Система самостоятельных работ определяется целями обучения курсу географии:
Сформировать у школьников знания о строении, закономерностях развития географической оболочки и крупных ПТК Земли, а также дать знания о населении и политической карте материков.
Сформировать знания о роли природных условий в жизни людей, отрицательном и положительном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу, воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, раскрыть зависимость характера воздействия человека на природу от социальных условий.
Научить приемам учебной работы с различными источниками знаний.
Воспитывать чувство интернационализма, патриотизма, эстетическое восприятие природы.
Для разработки системы заданий также важно знать формы заданий, от которых зависит не только характер умственной деятельности учащихся, но и время, отводимое на выполнение работ и на их проверку, интерес учащихся к предмету, организация самопроверки и др.
Формирование компетентностей учащихся ставит задачи корректировки методики организации самостоятельных работ
В организационном плане она представляет собой следующее:
- включать каждого ученика в процесс самостоятельной деятельности (с учетом его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);
- осуществлять переход от простых заданий к более сложным;
- постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;
- включать в сферу самостоятельной деятельности учащихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний.
Самостоятельная работа с текстом. Работу с учебником следует тщательно планировать. Действиями учеников надо чётко управлять, что читать с какой целью, на какие вопросы ответить, какие части озаглавить, какие выполнить упражнения после чтения параграфа. Широко использовать графический материал учебника для самостоятельной работы, рассказ по картинкам, анализ рисунка, чтение и анализ графиков.
Учебник - важнейший источник знаний. Правильно организованная работа с учебником географии служит не только целям формирования у учащихся умения самостоятельно работать с книгой, географическим текстом, не только расширяет и углубляет знания, но и развивает мышление и речь учащихся, обогащает ее воспитывает интерес к географии, любовь к книге, культуру умственного труда, помогает учащимся понять красоту природы. Примеры работы с учебником разнообразны. Можно выделить следующие виды заданий:
- Работа с текстом.
- Работа по вопросам и заданиям.
- Работа с иллюстрациями.
- Работа с цифровыми показателями.
- Выполнение задач.
- Реферирование.
- Составление планов.
- Тезирование, цитирование и чтение.
В 5-ых, 6-ых классах дети составляют план текста, параграфа. Сначала простого, а затем в 7-ых классах развёрнутого. Школьники усваивают существенные признаки понятий, так как пункты планов в большинстве случаев соответствует тому или иному признаку, кроме того они обучаются приёму работы с книгой. В 7-ом классе при изучении темы "Природные зоны", обучающимся предлагаю заполнить таблицу на основе текста учебника и его карт. Задания способствует закреплению ведущих понятий и формированию приёма одновременной учебной работы с картой и учебником.
Работая с текстом, ученик выписывает   причины географических явлений и следствие обусловленных этими причинами. При этом школьники обучаются установлению прямых и обратных связей.
При изучении нового материала даю учащимся для самостоятельной работы задания следующего содержания:
1) прочитать текст учебника (объем учебного материала для учащихся 5-7-х классов не более двух страниц, 8- 10-х не более трех страниц);
2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;
3) придумать 3 вопроса разного уровня сложности к учебной статье;
4) дать краткий ответ на свои вопросы;
5) записать вопросы на карточку;
6) обменяться карточками с партнером;
7) ответить на вопросы партнера (письменно);
8) оценить работу партнера.
Использование таблиц на уроках географии  Объяснение нового материала и усвоение его учащимися это только начало изучения. Почти на каждом уроке мы имеем дело с новой темой и практически не в силах затронуть все пройденные ранее. При объяснении нового и закреплении старого материала, отдаю предпочтение методу заполнения таблиц. Таблицы являются результатом работы учащихся с учителем, а также самостоятельной работы с учебником, атласом и контурными картами и являются важным фактором в реализации деятельностного подхода в обучении. Приведу образец таблиц.  Характеристика природной зоны (Африка) 
Природная зона 
Климат 
Почвы 
Растительный мир
Животный мир 

экваториальные леса 
жаркий +40° обилие влаги 
красно-желтые ферраллитные
фикусы, папоротники, пальмы, лианы, бананы, эбеновое дерево и т.д. 
мартышка, бегемот шимпанзе, жираф, леопард, обезьяна, горилла, змеи, ящерицы, птицы, грызуны, насекомые и тд. 


Традиционные задания: они требуют от учащихся связных логичных ответов, учат письменно или устно излагать свои мысли. В отличие от других видов заданий они представляют полную свободу ученику для ответа и не содержат каких – либо ограничений и подсказок.
Пример. Тема «Вулканы. Горячие источники. Гейзеры» V
· класс
Цель самостоятельной работы: воспроизвести знания о вулканах и гейзерах на основе просмотра видеофрагмента
Задания: 1. Ответить на вопросы: - Что такое вулкан?
- Какие процессы, происходящие в недрах земли, способствуют образованию вулканов?
- Что общего между землетрясением и извержением вулкана?
- С какими областями совпадают районы распространения вулканов?
2. Вычертить схему строения вулкана, записывая определения ключевых слов в словарик
3. Работа с картой – определение местонахождения крупных вулканов.
4. Составить расширенный план о горячих источниках и гейзерах, с определением их местонахождения на карте
Задания тестового характера. При их выполнении школьники обычно ограничиваются расстановкой цифр, подчеркиванием, или односложным ответом. Привожу несколько видов тестов:
- тесты на нахождение соответствия; они размещены в виде двух колонок или столбиков.
Учащиеся с помощью цифр или букв должны обозначить соотношения между фактами или явлениями;
- тесты – альтернативы, когда дается один правильный, а другой неправильный ответ. Учащимся предлагается выбрать верный ответ;
- тесты с множественным выбором, где правильный ответ выбирается из нескольких предложенных вариантов;
- тесты по контурным картам.
Пример. Тема «Вулканы. Горячие источники. Гейзеры» V
· класс
Цель самостоятельной работы: закрепление знаний
Форма проведения: тест
1 Вулкан Фудзияма расположен в: а) Греции в) России
б) Италии г) Японии
2 Вулкан – это: а) «огнедышащая гора» в) «огнедышащий дракон»
б) «огненная земля» г) «огненный пояс»
3 Найдите соответствие:
1Жерло а) Гейзер
2 Кратер б) родник
3 Очаг магмы в) холм
4 Фонтан горячей или холодной воды, г) фонтан
периодически выбрасывающий пар на высоту 60 метров д) вулкандо
4 Картина К.Брюллова «Последний день Помпеи» посвящена извержению вулкана:
А) Эльбрус в) Гекла
Б) Везувий г) Ключевская сопка
5. Какой вулкан имеет следующие координаты 2°ю.ш. и 78°з.д.
А) Орисаба Б) Камерун в) Фудзияма г) Котопахи
Конструктивные задания Это усовершенствованные традиционные задания, расчлененные на отдельные вопросы, требующие, как и тесты, кратких ответов. Они как бы определяют ход рассуждений ученика, направляют его на определенную последовательность использования приемов учебной работы и напоминают собой алгоритмическое предписание.
Пример. Тема «Вулканы. Горячие источники. Гейзеры» V
· класс
Цель самостоятельной работы: проверка усвоения учащимися ключевых понятий темы
Форма проведения: географический диктант
1. Бог огня и кузнечного дела у древних римлян
2. Комки лавы от 5 см. до нескольких м. выброшенные во время извержения в жидком, пластичном состоянии, застывшие во время полета в воздухе
3 При извержении вулкана Кракатау в Индонезии в 1883г. частички этого вещества два раза облетели вокруг Земли
4. Название этого явления в переводе с исл. qeyser, означает - хлынуть
Работа с картами, выполнение различных заданий - это является хорошей основой для формирования приёмов умственной деятельности, так как  требует анализа, синтеза, сравнения, обобщения определений причинно - следственных связей, умение делать выводы. В работе с картами наиболее распространенными являются задания, направленные на систематизацию, сопоставления материала, характеристику этапа того, или иного события.
В 5-ый класс, ставлю перед собой задачу, научить работать с картой. Учу ребят, как нужно правильно стоять около карты, как нужно правильно показывать. При изучении темы "Гидросфера" продолжаю работу с картой, например тема: "Реки",  обучающиеся должны научиться правильно, показывать от истока к устью, чтобы обучить этим навыкам нужно  систематически отрабатывать на уроках.
В 6-ых классах продолжаю отрабатывать умение и навыки работы по карте.  Обучаю,  чтобы  учащийся, показывая географические объекты, называл их. Называя, показывал. Это у меня в системе с урока в урок.
В 7-ых классах свободно работают с картой учащиеся, называя,  показывают географические объекты и комментируют свой ответ. Работают с тематическими картами: климатической, картой природных зон и  климатических поясов, почвенной картой, тектонической, геологической и другие.
При составлении географических характеристик отдельных территорий работаю с тематическими картами и с типовыми планами. А при описании какой-то страны одновременно работают с различными картами.
В 8-ых классах работая с геологической картой, учащиеся усваивают подробную информацию, какие горные породы встречаются в тех или иных районах нашей страны, устанавливая их возраст. Работая с тектонической картой, учащиеся получают подробную информацию, какие горные породы встречаются в тех или иных районах нашей страны, устанавливая их возраст, работая с тектонической картой,  учащиеся получают подробную информацию о размещении и возрасте различных тектонических структур в пределах нашей страны.
Процесс развития компетенций учащихся по мере перехода на следующую ступень обучения рассмотрим на примере формирования и развития умений работать с картой.
Приемы работы с картой
V
· класс
V
·
· класс
V
·
·
· класс

Описание географического положения
Учащиеся не пользуются какой либо схемой или планом описания географического положения. Нет необходимости в связных описаниях, поэтому учащиеся ограничиваются выполнением задания на определение положения одних объектов относительно других
Дается научное определение понятия «географическое положение», осуществляется самостоятельное описание ГП по плану, добавляются новые объекты
Более развернутые и самостоятельные описания по карте, широкое использование знаний об особенностях географического положения для объяснения природных условий изучаемых территорий, т.е. переноса приема на новый материал


Современное развитие техники, владение персональным компьютером позволяет учащимся использовать интерактивные методы в своем исследовании и создавать электронные версии творческой работы.
Каждый из указанных видов заданий имеет свои преимущества и недостатки. Только сочетание всех видов заданий обеспечивает оптимальную организацию самостоятельных работ. Задания образуют систему, в которой каждое из них тесно связано с другими и обусловлено ими.
В основе построения деятельности – использование методов самостоятельного учения в процессе самоучения и самостоятельной работы

Виды методов самостоятельного учения
Характерные особенности
Примеры содержания самостоятельных работ

Теоретические, мыслительные методы-операции
Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация и др.
Эти методы – операции формируются и развиваются в процессе самой учебной деятельности
Самостоятельная работа со статистическими материалами является средством систематизации объемного материала. Их использование позволяет наглядно представить некоторые общие процессы, тенденции, особенности развития. Статистические данные позволяют не только экономно и наглядно изложить материал, но и приучить учащихся пользоваться ими как веским аргументом при обосновании своей позиции.

Теоретические методы-действия
Выявление и разрешение противоречий; Постановка проблем
Построение гипотез
Исторические вопросы исследований, географических открытий. Работа с понятиями Словарная работа

Эмпирические методы - операции
Наблюдение, изучение литературных и документальных источников, опыты, эксперименты, конспектирование, реферирование, подготовка докладов, сообщений, сочинения и др.
Наблюдения при изучении ПК,Оптно–эксперимнтальное подтверждение данных о свойствах и явлениях.
Работа с текстом и первоисточниками

Методы- упражнения
Строится на многократном повторении определенных действий с целью формирования и усовершенствования умений и навыков. Активный самостоятельный поиск обучающимися оптимальных способов выполнения действий
Необходим учет рациональной длительности, продолжительности упражнений.
Решение расчетных задач: определение высот и глубин, температуры с изменением высот и глубин, уклона рек, определение поясного времени и др.
Определение географических координат, сторон горизонта, расстояний и направлений

Метод примера
Формирующаяся личность подростка ищет опору в реально действующих, живых образцах, которые олицетворяют усваиваемые идеи и идеалы. Психологической основой является подражание, формирующее действия нового типа, как совпадающие с идеалом, так и оригинальные, сходные по идее примера. Путем подражания формируются социально – нравственные цели личностного поведения, общественно – сложившиеся способы деятельности
Организация работы по изучению биографии ученых, первооткрывателей. Использование средств медиаобучения

Проблемно – проектировочный метод
Материал задается в форме проблемной ситуации, знания и способы деятельности не переносятся в готовом виде, не предлагаются правила и инструкции
Организация по типу проекта:
- определение целей;
- моделирование;
-принятие обучающимися решения;
- построение программы действий;
- реализация программы действий;
- контроль, оценка результатов и рефлексия.
Самостоятельная работа с проектированием решения
«Построение картосхем размещения производств, в зависимости от ведущих факторов»
«Развитие инфраструктуры какого либо объекта»
Экологические проекты, Прогнозирование и др.

Поисково- исследовательский метод
Построение работы как системы задач и разработка средства для того чтобы, помочь учащимся в осознании проблемности предъявляемых задач, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций личностно – значимыми для обучающихся, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации
Подготовка и проведение эвристических бесед, диспутов, собеседований, научно – практических конференций и т.п.


Выполнение самостоятельных работ неизбежно связано с применением знаний и приемов учебной работы, поэтому в формировании понятий и приемов учебной деятельности, можно наметить 3 этапа, каждый из которых характеризуется различным сочетанием деятельности учителя и учащихся.
Эффективность самостоятельных работ находится в прямой зависимости от степени усвоения теоретического материала и овладения приемами учебной работы, а усвоение последних также связано с первым. Поэтому этапы овладения умением самостоятельно работать в какой-то степени совпадают с этапами формирования понятий и умений.
Первый этап характеризуется выполнением работ по образцу и применением знаний в сходной ситуации. Работа в основном проводиться с целью закрепления теоретического материала и отдельных приемов учебной работы. Деятельность учителя заключается в том, что он дает подробный инструктаж по выполнению работы, объясняет, какими и как пользоваться источниками знаний, в какой последовательности следует выполнять работу. В процессе работы учитель оказывает помощь всем учащимся. Они пользуются готовым планом, продолжительность самостоятельных работ небольшая; деятельность школьников находится под непрерывным наблюдением учителя. Сначала учащиеся самостоятельно составляют характеристики только отдельных компонентов природы, а затем уже природно – территориальных комплексов в целом.
Для второго этапа характерно применение знаний и приемов учебной работы в новой ситуации. Большое место самостоятельные работы занимают в получении новых знаний. В противоположность первому этапу учитель не разъясняет ученикам ход работы. А только раскрывает цель ее и проводит краткую беседу, в процессе которой учащиеся сами называют пункты плана характеристики географических объектов, рассказывают о последовательности работы, указывают пособия, которыми им следует пользоваться. А после этого самостоятельно выполняют задание.
Третий этап отличается большей продолжительностью выполнения самостоятельных работ и большей самостоятельностью учащихся.
Значительное место занимают задания на классификацию, обобщение. По сравнению с первыми двумя этапами сокращается инструктаж учителя, он носит характер общих указаний. Самостоятельные работы на этом этапе используются главным образом для получения новых знаний.
Система заданий и упражнений по географии представлена тремя различными блоками, каждый из которых отличается своим набором заданий и упражнений в зависимости от цели их использования.
Первый блок содержит задания и упражнения, использование которых поможет организовать урок – практикум, экскурсию непосредственно на природу или самостоятельную работу по применению теоретических знаний на практике и реализовать компетентностный подход при обучении географии. Количество заданий в этом разделе не может быть большим.
Перечень заданий целесообразно сориентировать на имеющиеся в программах практические работы. При этом очень важно четко сформулировать цели, с которыми предполагается использовать набор заданий и упражнений.
Внутри одного задания может содержаться несколько более конкретных упражнений по применению имеющихся знаний или закреплению их.
Второй блок может содержать задания и упражнения для организации самостоятельной практической работы с контурными картами. Задания и упражнения для работы с контурной картой используются с заранее намеченной целью и строго дозировано, отбирая для нанесения на контурную карту наиболее важные географические объекты, знание которых предусмотрено обязательным минимумом содержания географического образования и требованиями к учащимися.
Третий блок заданий и упражнений может быть ориентирован на организацию
внутришкольного контроля по географии и систематического мониторинга
качества географических знаний.
Набор заданий и упражнений этого блока должен быть дифференцирован строго с ключевыми темами ныне действующих и новых программ по географии.
Система самостоятельных работ представлена в форме графического планирования, наличие которого помогает проследить развитие умений и навыков, определить наиболее оптимальное время и место проведения практических работ, проверочных, «проследить» направленность на формирование ключевых географических компетентностей. Планирование самостоятельных работ по курсам и основным разделам

Курс
Раздел
Содержание

Цель
Формируемые компетентности

География земли
(V – VII класс)
Источники географической информации






















Природа

Земли и

человек.







































Материки, океаны, народы и страны.
Использование приемов определения элементов градусной сети, географических координат, направлений и расстояний.

Чтение карты

Определение местоположения географических объектов и явлений, их описание.

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, расстояний на местности и плане

Измерение относительной высоты точек местности,.
изображение рельефа.

Решение задач по топографическому плану

Составление простейшего плана местности.
Чтение, сравнение карт, статистических материалов


Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых




Обозначение на карте гор, равнин, вулканов

Описание по карте морей, рек, природных зон

Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала

Организация наблюдений за погодой

Построение графиков, выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения.

Решение задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.
Изучение и объяснение природных процессов на основе таблиц, схем, графиков, карт по темам раздела
Составление географических описаний особенностей природы материков и океанов, культуры и быта разных народов

Анализ карт (различных по содержанию) с целью определения географических взаимосвязей компонентов природных комплексов
Составление картосхем по тематике разделов

Изучение политической карты мира, карты народов.

Нанесение на контурную карту географической номенклатуры.

Составление комплексных характеристик материков, их регионов и отдельных стран.

Формирование умений определять географические координаты, направление и расстояния по карте





Формирование умений ориентироваться на местности


Научить учащихся составлять простейший план местности
Уметь различать некоторые виды карт




Формирование умений вести наблюдения за изменениями, происходящими в природе

Формирование умений работать с картой, используя прием сопоставления









Формирование умений вести наблюдения за погодой, строить графики по результатам, выполнять расчетные задачи.





Формирование умений делать
выводы




Развитие умений комплексного использования физической и контурной карт





Развитие навыков построения картосхем
Развитие умений работать с политической картой, с контурной картой
Развитие умений сопоставлять географические карты
умение пользоваться географической картой;

умение использовать разные источники информации

умение работать с числовой информацией;
- умение работать с ГИС и информацией средств массмедиа;
-умение самопрезентации и способность к самоопределению;
- способы социально – ответственного поведения в природе и антропогенной среде;
-умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них;
- навыки толерантного отношения к культурным особенностям народов и регионов, умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым.


Заключение.
В процессе усвоения приёмов учебной работы у учащихся возникает уверенность в том, что они могут выполнять самостоятельно задания. Поэтому у них появляется потребность в самостоятельной работе, т. е. внутренний стимул. Учащийся активен не внешне (повторяет, показывает), а находится всё время в деятельности: думает, рассуждает, сопоставляет задачу и возможности её решения с помощью усвоенного приёма, перестраивает усвоенный приём, а если нужно ищет новый путь.
Необходимо учить ребят не только фиксировать и анализировать отдельные факты или явления, но и находить связи между ними.
Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические умения. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.
Самостоятельные работы влияют на формирование учащихся современных взглядов на картину мира, поиск удачи, а иногда и неудачи - всё это воспитывает у учащихся качества исследователя: дисциплинированность, упорство в достижении поставленной цели, а так же помогает учащимся лучше овладеть школьные программы, научиться практически решать научные вопросы, развивать познавательную активность









Литература:
1.Актуальные проблемы преподавания географии в 2010/2011 учебном году в аспекте требований к результатам обучения ФГОС. Методическое письмо. Научно-методический совет лаборатории географии МИОО.- М. – 2010.
2.Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [текст]/ А.А Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4.
3.Беловолова Е.А. Усиление практической направленности школьной географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения [текст] / Е.А. Беловолова // География в школе. - 2005. - № 5.
4. Беловолова Е А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. [текст]/Беловолова Е.А.// Москва.- « Вентана- Граф»-2010
5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [текст]/ В.А., Болотов, В.В Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10.
6. Винокурова Н.Ф, Демидова Н Н. Общекультурная компетентность в географическом образовании: теоретико- методологические аспекты и практика реализации. [текст]/
7. Н.Ф Винокурова ,Н Н Демидова// География и экология в школе XXI века.-2008-№39.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [текст] /О.Е Лебедев. // Школьные технологии. - 2004. - № 5.
9. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. [текст]В.П Сухов // СПб// -РГПУ им. А И Герцена - 2004.
10. Штурбина Н.А. Гуманно-личностный подход к обучению: технология и показатели успешности [текст]/ Н.А Штурбина // Директор школы – 2006. - № 6..














Заголовок 315