Индивидуальный план работы над методической темой

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Буинска Республики Татарстан»













Индивидуальный план

работы над методической темой

учителя английского языка

Ивановой Гюзелии Жавдатовны



















Учитель живет до тех пор, пока он учится;
как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.
К.Д.Ушинский

« САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
(источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)
Общество всегда предъявляло и предъявляет к учителю самые высокие требования. Ведь именно педагогам, для того, чтобы обучать других, нужно больше знать самим. При этом учителям важно знать не только преподаваемый ими предмет, но и иметь знания в различных сферах общественно-политической жизни страны и мира, ориентироваться в новшествах, которые происходят вокруг, идти в ногу со временем.
Решением всех этих проблем и является процесс самообразования учителя.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь:
Если процесс образования.:
Осуществляется добровольно;
Осуществляется сознательно;
Планируется, управляется и контролируется самим человеком;
Необходимо для совершенствования каких-либо качеств или навыков, то речь идет о самообразовании.


Методическая тема школы:
«Повышение качества образования через повышение профессионального мастерства учителя»

Методическая тема самообразования :
«Применение современных технологий при обучении английскому языку для повышения мотивации учащихся к предмету и качества образования»

Пояснительная записка

Учителю современной школы приходится исполнять различные роли: предметника, классного руководителя, управленца, родителя. Чтобы с этим справится, необходимо уметь искать, получать, обрабатывать необходимую информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладеть информационной компетентностью.
Основная цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции, что предусматривает не только практическое владение иностранным языком, но и умение работать с информацией: печатной, звуковой на разных носителях, т.е. владение умениями критического и творческого мышления. Следовательно, речь идет об определенной организации содержания обучения и познавательной деятельности учащихся, которая бы облегчала и ускоряла овладение знаниями учащимися, активизировала процесс их усвоения, обучала школьников приемам самостоятельной работы с учебным материалом и информацией, способствовала формированию у них информационной и коммуникативной компетенций.
 Цели работы над методической темой:

Повышение эффективности образовательного процесса через углубление знаний и применение современных образовательных технологий в организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя.
Повышение общекультурного уровня педагога.
Задачи:
Продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание английского языка, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания английского языка,
Изучение психологических и возрастных особенностей школьников,
Проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми,
Создание условий:
для проявления творческих способностей учащихся на уроках,
для развития ответственности и самостоятельности в приобретении необходимых знаний по предмету.
Разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемому предмету с применением ИКТ.
Разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой методической темы.
Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровнях.
Отслеживание результатов учебно-воспитательного процесса. Положительная динамика результатов.


Срок реализации (работы над темой)
План профессионального развития и самообразования по указанной теме рассчитан на 5 лет и включает применение результатов в практической учебно-методической деятельности.(2015-2020 г)
Источники самообразования:

СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи.

Методы процесса самообразования:

Изучение ФГОС начального общего образования.
Изучение проектирования универсальных учебных действий.
Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
Сбор и селекционирование информационного материала по проблеме применения ОУД.

Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.

Предполагаемые результаты самообразования:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта.

Литература по теме, которую предполагается изучить:


Федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарты второго поколения. М., 2010.
Л.С.Выготский. Проблема культурного развития ребенка (1928)// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1985
Хуторской А.В. 55 методов творческого обучения: Методическое пособие. М.
Ганина, Н.С. Игровые технологии на начальном этапе обучения - Альманах школы, 2007. № 139. - С. 67 - 68.
Конышева, А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. -192 с.
Курбатова, М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе- ИЯШ, 2006. № 3.
Пучкова, Ю. Я. Игры на уроках английского языка - М.: АСТ, 2003.
Фаттахова, Л. Т. Игровые технологии на начальном этапе обучения - Альманах школы, 2007. № 139 - С. 73- 75.
Шарафутдинова, Т.М. Обучающие игры на уроках языка, 2005. №8.
Программно-методические материалы: иностранные языки для общеобразовательных учреждений: английский язык: 2-4 классы. - М.: Просвещение, 2005.
Баранова.Н.В., Гусева С.Б. Социокультурный компонент в содержании обучения английскому языку. Иностранные языки в школе.2001, №4.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам Текст / Н.Д. Гальскова. Пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2000.
Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам Текст / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2004.
Копина Е.В. Роль игр в повышении мотивации к изучению иностранных языков в начальной школе
О преподавании иностранного языка в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования: методическое письмо // Иностранные языки в школе.2004. №5.
Бориско Н.Ф. Сам себе методист, или Советы изучающему иностранный язык. Киев. Фирма «ИНКОС», 2001 г.
Курбатова М.Ю. Игровые приёмы обучения грамматике английского языка на начальном этапе. Иностранные языки в школе, №3, 2006 г.
Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2006. - 192 с.
Колкер Д.Г. Практическая методика обучения иностранного языка: Учеб.пос./ Я.М. Колкер, Е.С. Устинова, Т.М. Епалиева. - М.: изд.-Центр «Академия», 200. - 264 с.
Лысиче С.А. Лексико-грамматические игры на уроке английского языка в младших классах, №8, 2005 г.
Михайлова О.Э., Шендельс Е.И. Справочник по грамматике с упражнениями. М.: Просвещение, 1994 г.

Основные этапы работы над методической темой:

Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность

Диагностический
- определение темы;
- анализ затруднений;
- постановка проблемы;
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по выбранной теме;
- знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами через ресурсы сети Интернет;


II полугодие 2014-2015 уч. года

I полугодие 2015-2016 уч. года
- курсы повышения квалификации учителей;
- посещение различных семинаров, тренингов, мастер-классов;
- выступления на заседании школьного МО;
- подписка на методическую литературу;
- изучение литературы по теме самообразования.

Прогностический
- определение целей и задач темы;
- выбор теоретического материала, практических методов и приемов;
- формирование научной основы будущей работы;
- апробирование на практике выбранной технологии, мониторинг, анкетирование;
- продолжение изучения литературы.



II полугодие 2015-2016 уч. года
- изучение психолого-педагогической методической литературы по теме;
- изучение интернет-ресурсов, посещение семинаров и мастер-классов;
- выступление - отчет на заседании школьного МО;


Практический
Внедрение в практику своей работы системы мер, направленных на решение проблемы;
- создание собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал;
- апробация;
- коррекция;
- отслеживание текущих и промежуточных результатов.





2016-2018 гг

- выступления на заседаниях районного МО учителей иностранных языков, на заседании педагогического совета;
- проведение открытых уроков, мероприятий;
- участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
- создание библиотеки электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе.

Обобщающий
- систематизация материала по теме;
- обобщение;
- оформление в виде творческой работы и распространение опыта.



2018-2019 уч.год
- участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
- проведение открытых уроков, мероприятий;
- обмен практическим опытом с педагогами школ района;
- консультационная помощь учителям и учащимся

Внедренческий
-распространение опыта работы


2019-2020
уч. год
-обмен практическим опытом с педагогами на муниципальном и республиканском уровнях;
- участие в круглых столах;
- размещение результатов работы на школьном и личном сайтах.


Направления самообразования:
  
Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки реализации

Отметка о выполнении

Профессиональное
1.Изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности, новый закон об образовании. (Федеральный закон об образовании в Российской Федерации)
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3.Повышать квалификацию на курсах, семинарах для учителей иностранного языка.
4.  Пройти курсы повышения квалификации на базе ИРО РТ 5.  Разработать рабочие программы по английскому языку.
.
Январь-февраль 2015г.




Регулярно


Регулярно

Февраль 2015г.


Август 2015

+





+


+

+


+


Психолого-педагогические
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Текущий учебный год


Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.
Текущий учебный год




2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
Регулярно



3. Принимать активное участие в работе школьного МС и районного МО.
2015-2020



4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

Текущий учебный год




5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, республики через Интернет.
2015-2020




6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
Регулярно




7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
2015-2020




8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
Текущий учебный год




9. Проводить открытые уроки и мастер-классы
2015-2017




10. Разработать программы дополнительного образования
Текущий учебный год




12. Выступать с докладами, с творческим отчётом на тему «Применение современных технологий при обучении английскому языку в образовательном процессе для повышения мотивации учащихся к предмету и качества образования» на заседаниях МО.
11. Разработать рабочую программу по английскому языку, соответствующую ФГОС для 2-5 кл.
Текущий учебный год






2015-2016


Информационно- коммуникативные технологии
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
Регулярно




2.Проведение уроков с использованием ИКТ.
2015-2016



3.Обзор в Интернете информации по английскому языку, педагогике и психологии.

2015-2020




4. Создать персональный сайт и ежемесячно его пополнять.
2015-2016
+


5.Создать библиотеку электронных и Интернет-ресурсов, используемых в работе.
Систематически



6.Ведение электронного журнала
Регулярно в течение всего года



7.Участие в конкурсах, олимпиадах через Интернет
По графику сайтов



8.Прохождение курсов по ИКТ компетентности
2019-2020



9.Публикация своих разработок на учительских сайтах
Периодически


Охрана здоровья
Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
Регулярно



Психологическое
1.Ознакомиться с новыми формами мониторинга в образовательном процессе.
2. Обеспечивать благоприятные для работы на уроке условия (физиологические, психологические)

Сентябрь-ноябрь

Регулярно


 


ПЛАН РАБОТЫ на 2015-2016 учебный год



п/п
Направление деятельности
Способы достижения
Сроки исполнения

1
Разработка рабочих программ в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Изучение ФГОС основного общего образования, примерной программы по предметам.
июнь (август)

2
Посещение семинаров по проблемам перехода на ФГОС
Августовские предметные секции
Август

3
Применение современных технологий в учебном процессе.
ИКТ технологии, проектный метод, исследовательская деятельность.
В течение года.

4
Развитие компетентности в области использования педагогических технологий, форм, методов и приёмов обучения по предмету.
Обобщения педагогического опыта; посещение открытых уроков коллег; открытые уроки и вступления на педсоветах, семинарах.
Регулярно.

5
Подготовка учащихся к олимпиадам на школьном, районном, региональном и Российском уровнях
Урочная, внеурочная деятельность.
В течение года.

6
Организация работы с одарёнными детьми.
Участие в научно-практических конференциях
По плану.

7
Внеурочная работа по предметам
Интеллектуальный марафон, предметные недели, мастер-классы, защита проектов и др.
Согласно графику.

8
Использование проектного метода на уроках.
Создание проектов, защита.
В течение года.

9
Формирование информационной компетентности на уроках.
Учебная деятельность.
В течение года.

10
Проведение открытых уроков, мастер-классов.
Учебный процесс и внеурочная деятельность.
Согласно графику.

11
Методическая работа с учениками, родителями
Родительские собрания, анкетирование, собеседование.
По плану.




15