Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях введения ФГОС НОО.

Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в условиях введения ФГОС НОО.

Начальное образование призвано заложить базовые основы общего умственного развития детей, которые создали бы условия для воспитания самостоятельно мыслящего, критично оценивающего свои действия человека. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития, именно этот возраст является продуктивным в развитии логического мышления: дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств.
Ознакомившись со стандартом второго поколения, мы видим, что одно из важнейших познавательных универсальных действий – умение решать проблемы или задачи, поэтому важной составной частью педагогического процесса является формирование логического мышления младших школьников. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. На уроках в начальных классах при решении учебных задач у детей формируются такие приёмы логического мышления, как сравнение, связанное с выделением в предметах общего и различного, анализ, связанный с выделением и словесным обозначением в предмете разных свойств и признаков, обобщение, связанное с отвлечением от несущественных особенностей предметов и объединением их на основе общности существенных особенностей.
Первым и наиболее доступным для учителя средством развития указанных операций является содержание учебного материала. Именно математика предоставляет благоприятные возможности для развития логического мышления
Принцип формирования мыслительных операций на уроках математики реализуется следующим образом:
совместное и одновременное изучение взаимосвязанных понятий и операций;
широкое использование метода обратной задачи;
применение деформированных упражнений;
укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий;
одновременная подача одной и той же математической информации на нескольких кодах.
применения разных форм работы над задачей (работа над решенной задачей; решение задач разными способами, представление ситуации, описанной в задачи, самостоятельное составление задач учениками, объяснение готового решения задачи, использование приема сравнения задач и их решений, запись двух решений на доске - одного верного и другого неверных, изменение условия задачи так, чтобы задача взвешивалась другим действием, закончить решение задачи, составление аналогичной задачи с измененными данными).
Для достижения поставленных целей можно использовать следующие задания:
«На дереве сидели 4 голубя и 6 воробьев, 5 птиц улетело. Улетел ли среди них хоть один воробей?».
«Вкопали 100 столбов. Расстояние между соседними столбами 3 м. Какой длины вышел забор?»
«Даны три слова. Между первым и вторым существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, приведенных ниже, существуют такие же отношения. Найдите и подчеркните это четвертое слово:
а) слагаемое – сумма = множители - ?
«Разность, делитель, деление, произведение, умножение»
Найдите закономерность и продолжите ряд чисел на три числа:
3, 7, 11, 15, 19, 23, (27, 31, 35).
+4 +4 +4
16, 12, 15, 11, 14, 10, ... (13, 9, 12).
-4 +3 -4 +3 -4
Проанализируйте ряды чисел, Какой из них является лишним и почему?
162, 54, 18, 6, 2
243, 81, 27, 9, 3
96, 48, 24, 12, 6
405, 135, 45, 15, 5
(Третий ряд лишний, так как во всех рядах частное деления соседних чисел равно 3, а в третьем ряду – 2).
При решении занимательных задач преследуются следующие цели:
формирование и развитие мыслительных операций: анализа и синтеза; сравнения, аналогии, обобщения и т.д.;
развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
поддержание интереса к предмету, к учебной деятельности (уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности);
развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;
подготовка учащихся к творческой деятельности (творческое усвоение знаний, способов действий, умение переносить знания и способы действий в незнакомые ситуации и видеть новые функции объекта).
Таким образом, развитие мышления младших школьников в процессе обучения математике является основой для дальнейшего изучения понятий и для осознания закономерностей в различных интерпретациях, т.е. является основой для преемственности между начальной и средней школой.

Литература
ФГОС начального общего образования второго поколения. – М: «Просвещение», 2011
Керова Г.В. Нестандартные задачи 1-4 классы. – М: «Вако», 2010 г. -240 с.
Стеблина Б. Игровые формы занятий //Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября».- 2010.- №23.- 97 с.
Методические рекомендации по созданию условий, способствующих развитию логического мышления
[электронный ресурс].- http://festival.1september.ru/articles/601638/


15