Конспект урока «Зима – покой природы» (1 класс, программа «Школа 2100»)

Урок по окружающему миру
на тему:
«Зима – покой природы»
(1 класс, программа «Школа 2100»)
Цели и задачи деятельности учителя: создать условия для расширения знания об окружающем мире, зиме, как одном из времени года; способствовать формированию умения составлять связные высказывания о зиме, ее признаках и месяцах; научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных; способствовать воспитанию понимания ценностей и красоты родной природы; развивать у младших школьников стремление к познанию окружающего мира; воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умеют называть основные особенности зимы, как времени года и особенности зимних месяцев; умеют определять свое отношение к окружающему миру: оценивать правильность поведения людей зимой, помогая птицам и животным.
Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению нового; имеют адекватное представление об учении и поведении в процессе учебной деятельности.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий):
Регулятивные УУД: организуют свою деятельность, готовят рабочее место для выполнения разных видов работ ( наблюдений; )высказывают свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника, экрана; контролируют свои действия по ориентированию в учебнике и рабочей тетради; определяют и формулируют цель деятельности на уроке.
Познавательные: общеучебные - добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник и рабочую тетрадь. используют свой жизненный опыт из собственных наблюдений за объектами природы; используют информацию, полученную на уроке; выполняют индивидуальные задания и групповые; логические - устанавливают причинно - следственные связи; характеризуют время года; понимают информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической и др.
Коммуникативные: совместно раскрывают поставленную цель урока, обдумывают, обмениваются мнениями и строят монологические высказывания; аргументировано отвечают на вопросы, обосновывают свою точку зрения; адекватно используют речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, учебная игра, монолог).
Тип урока: комбинированный

Основные дидактические методы: проблемные методы обучения; частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный; принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Формы работы учащихся: индивидуальная; фронтальная; работа в парах; работа с источником информации, с доской и учебным оборудованием.

Дидактические средства и оборудование: для учителя – презентация, музыка, плакат с изображением предметов, веточка сосны, березы и ее почки, Дед мороз из картона, проектор; для учеников – учебник (1 ч.) и рабочая тетрадь (1ч.) «Окружающий мир» 1 класс. Авторы: А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, карточки для групповой работы, карточки Х и 0,плакат "Поможем зимующим птицам", карточки настроения, веточки ели и сосны, снежинки сделанные руками детей.

План урока:
I.Организационный момент.
II. Целеполагание и мотивация.
III. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.
IV.Совместное «открытие» новых знаний.
V. Самостоятельное применение знаний.
VI. Итог урока. Рефлексия
Ход урока:

I. Организационный момент.
Добрый день, дорогие ребята!
Прозвенел звонок для вас.
Встаньте все у парт красиво, поздоровайтесь учтиво. Повернитесь-ка друг к другу. Улыбнётся друг пусть другу. Да и мне улыбка ваша очень-очень уж нужна. Тихо сядьте, спинки прямо. Все легонечко вздохнём, Разговор наш заведём
- Сегодня к нам на урок пришел долгожданный гость, он будет помогать нам получать новые знания.
-Кто это, догадались?(Это Дед Мороз)
-Дедушка Мороз приготовил для вас небольшой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны..

II. Целеполагание и мотивация.
1.-Сейчас проверим, какие же вы внимательные. Отгадайте загадку от Деда Мороза, она подскажет вам тему нашего урока. Отвечайте дружно хором.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит девица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
Поспешила к нам сама
Белоснежная ...(Зима)
-Молодцы!
2. -Ребята, как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем говорить о зиме).
- А что за 3 белых скакуна везут зиму? (Это зимние месяцы).
- А какие зимние месяцы вы знаете?(Декабрь, январь и февраль).
-Правильно.

III. Актуализация опорных знаний и постановка учебной проблемы.
-Теперь уточним тему урока, откройте учебник на стр.84 и прочитайте тему.(Зима - покой природы).
-Молодцы!
- Дедушка Мороз спрашивает вас, почему зиму называют «покой природы», кто скажет?
(Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных приходит трудная пора).
(Если дети затрудняются ответить, нужно уточнить значение слова "покой",затем прочитать значение слова в словаре). Покой – состояние тишины, отдыха, спокойствия.
- Сегодня мы с вами будем говорить о зиме и о чем еще?
-Нам поможет это узнать "Дерево предсказаний"(Открываю слайд "Дерево предсказаний"с картинками).
- Как вы думаете, о чем еще мы будем говорить? ( О жизни растений и животных зимой, признаках зимы).

IV.Совместное «открытие» новых знаний.
- Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы.
1. Работа с изображением на экране.
– Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса, которую для вас приготовил Дедушка Мороз, и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе зимой?
( Зимой природа надевает снежный наряд, становится холодно, реки замерзают, идет снег. Дни становятся короче, а ночи длиннее.)
- Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза. Почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
- Посмотрите. (Учитель демонстрирует веточки берёзы разрезает почку; показывает детям. Ученики рассматривают почки березы и осины у себя на парте). – Ребята, все ли деревья сбрасывают листья, готовясь в зиме?(Нет)
-А какие деревья не сбрасывают листья ? (Хвойные: ель, сосна, кедр, тис и т.д.).
- Рассмотрите строение иголочек хвойных деревьев. Они покрыты восковым налетом, поэтому им не страшен мороз.

2. Работа по учебнику.
- Ребята, сейчас поработаем в паре.
Откройте рабочую тетрадь по окружающему миру на с. 36, найдите задание № 4.
-Прочитает задание...(Дети читают).
-Что надо сделать? (Дети отвечают, что должны обвести синим карандашом предметы, которые встречают только зимой, а красным карандашом, те которые не встречающиеся зимой.
- Верно,«Что встречаем – не встречаем зимой»?
(Плакат учитель вывешивает с изображением: цветок, лист осенний, снежинка, сосулька, снеговик, гриб, варежки или лыжи, снегирь,).
(Двое учеников работают у доски, фломастерами обводят предметы, а остальные - самостоятельно в тетрадях).
Взаимопроверка.
- А теперь проверим как вы выполнили задание.
- Ребята, обменяйтесь тетрадями и оцените работу своего друга по парте,сверяйте с работой детей у доски.
(Ученики обмениваются тетрадями и проверяют правильность выполнения задания. Сверяют с работой детей у доски).
(Снеговик. Его встречаем только зимой, обвели синим кружком, сосульку - синим кружком, т.к...,варежки и т.д.).
-Молодцы!
Физкультминутка.
-Сейчас свершится волшебство, ведь у нас в гостях сам Дедушка Мороз. (Звучит вальсовая музыка "Зимний вальс").
- Все встаньте!
- Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые вы сделали на уроке технологии. Двигайтесь под волшебную музыку. (Звучит вальсовая музыка).
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили-
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.
- Молодцы!
- А кто из вас знает, почему зимой идет снег? (На улице холодно).
- А из чего состоит снег? ( Снег состоит из замерзшей воды, снежинок).
- А кто вспомнит наш эксперимент со снегом и скажет, почему же хрустит снег под ногами? (Он хрустит оттого, что под тяжестью нашего тела, снежинки ломаются). -Верно, молодцы!
- Сейчас Кристина расскажет стихотворение Николая Алексеевича Некрасова "Снежок".
Снежок порхает, кружится, На улице бело. И превратились лужицы В холодное стекло. Где летом пели зяблики, Сегодня - посмотри! - Как розовые яблоки, На ветках снегири. Снежок изрезан лыжами, Как мел, скрипуч и сух, И ловит кошка рыжая Веселых белых мух.
-Молодец!
-Скажите, а изменилась ли жизнь животных с приходом зимы?(Да)
-Какие они трудности они испытывают зимой?(Им стало холодно и голодно).
-Почему зимой многие звери и птицы из леса жмутся к человеческому жилью?
(Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.)
-Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.
- Птицы, которые остаются у нас зимовать или прилетают к нам зимой с севера, называются зимующими.
- А каких зимующих птиц вы знаете?
(Воробей, ворона, галка, снегирь, синица, клест, поползень, глухарь, тетерев, чечетки, рябчики).
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму? (Отвечают).
- Сейчас Кирилл прочитает стихотворение, которое называется "Покормите птиц зимой".Написал это замечательное стихотворение Александр Яшин.( Кирилл выходит держит плакат "Поможем зимующим птицам").
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна и не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
-После урока мы пойдем повесим наши кормушки с зерном птицам.

V Самостоятельное применение знаний.
1.Групповая работа.
- Сейчас поиграем в игру " Четвертый лишний"
- Ребята, что для птиц страшнее: голод или холод?
Зачеркните лишнее слово, назовите первую букву. Из букв мы сложим слово и узнаем ответ на вопрос.
1. Шуба, галоши, варежки, валенки. Г
2. Декабрь, январь, февраль, октябрь. О
3. Воробей, ласточка, голубь, снегирь. Л
4. Медведь, олень, хомяк, еж О
5. Сосна, дуб, кедр, ель. Д

- Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух, для них теплая одежда, а птичья кровь горяча и поэтому мороз птицам не так страшен. А страшен – голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.

2.- Сейчас поиграем в игру «Крестики-нолики».
- Если ответ верный, поднимаете карточку Х, если нет - О.
1.Верно ли, что зимой природа отдыхает? (+)
2. Прячутся ли насекомые к зиме? (+)
3. Летом идет снег? (О)
4.Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)
5. Зимой на деревьях распускаются почки? (О)
6. Зимой земля покрыта снегом? (О)
7. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)
8. Зимой мы купаемся в речке? (О)

VI Итог урока. Рефлексия.
- Как вы поняли, ребята, почему говорят, что «Зима – это покой природы»?(Ответы учеников)
- Каких еще зимующих птиц вы знаете? (Отвечают)
- Как мы можем помочь птицам пережить зиму?    
-Проверим ваши высказывания, прочитав вывод на с.87 учебника в красной рамочке.
-Что показалось вам наиболее интересным на уроке?
-Как бы вы оценили свою работу на уроке?( Дети поднимают кружок: красный, желтый или синий).
- Поднимите руки те, кто:
-работал в полную силу;
-работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
-С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Поднимите свои карточки настроения.
-Молодцы! Вы все активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников и учителя.
- Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Деда Мороза.
- Но сначала отгадайте загадку:
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
В ветру зимнему привык
Наш приятель...(снеговик)
-На память о сегодняшнем уроке Дед Мороз дарит вам " снеговиков", которых вы можете наклеить на обложку тетради.
Наступает самый лучший праздник и самый любимый.
-Какой праздник, кто назовет? (Новый год)
Давайте и мы с вами подарим Деду Морозу снежинки с пожеланием здоровья, мира и добра. (Дети прикрепляют снежинки к доске).
- Спасибо, урок окончен.









Методическая литература:
1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2012.
2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса: Я и мир вокруг. В 2 частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2011.
3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1класс: Я и мир вокруг.– М.: Баласс, 2011.
4. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир», 1класс: Я и мир вокруг.– М.: Баласс, 2011.
5. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 1-4 классы: внеклассные занятия на тему «Времена года». – Волгоград: Учитель, 2012.
6. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 1-4 классы: олимпиадные задания. – Волгоград: Учитель, 2010.
7. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2007.
8.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] . Занимательное природоведение для младших школьников – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];, 2010
9. Попова Г.П. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, О.В.Бурского,  А.С. Раутиан, «Я и мир вокруг» - Волгоград: Учитель, 2012
10. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2012.- Стандарты второго поколения).
11. Яшин А. Я. Стихи. Россия - Родина моя. - Москва: Художественная литература, 1967..










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




=ђ Заголовок 415