Самоанализ педагогической деятельности учителя математики высшей квалификационной категории


Самоанализ
профессиональной деятельности учителя математики МБОУ СОШ № 9 города Новочеркасска
Молчановой Елены Владимировны
за межаттестационный период
2007-2012 годы.

Общие сведения.
Образование – высшее, Ростовский государственный университет, 1993 год.
Общий стаж работы – 18 лет.
Стаж работы по специальности – 18 лет
Квалификационная категория – высшая по должности «учитель» (март, 2002 года). Стаж работы в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 9 – 17 лет.
Наличие квалификационной категории: высшая категория.
Наград, званий, ученой степени, ученого звания нет.



Сегодня, когда происходит смена образовательной парадигмы, предлагаются иные подходы к образованию, иной педагогический менталитет. Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, компьютерными средствами обучения, использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
Учитель – рупор образования, который вправе выбирать свои методы и формы работы с детьми, свою педагогическую технологию, каждый педагог обязан работать во благо развития ребёнка.

Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта направлен на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями подросткового периода, когда ребенок устремлен к реальной практической деятельности, познанию мира, самопознанию и самоопределению. Стандарт ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. В связи с этим специфика педагогических целей школы в большей степени должна быть связана с личным развитием детей, чем с их учебными успехами.
Имею знания и умения, превышающие требования стандартов педагогического образования; владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; в совершенстве владею базовым компонентом содержания математики; глубоко понимаю концепцию школьного курса математики, его ведущие идеи, структуру содержания, логику построения. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, исходя из совершенного уровня базовой науки, педагогических принципов; адаптировать программу к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив; разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ; осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов. Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневой дифференциации обучения, личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, использование информационно-компьютерных технологий, применение интерактивной доски), реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения. В своей педагогической работе использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся (индивидуальную, парную, групповую, коллективную). Владею мониторингом качества образования по математике, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся (тестирование, срез знаний, самостоятельная работа, контрольная работа). Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки – консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки: лекции, семинары, путешествия, практикумы, деловая игра. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся.
Цель моей педагогической деятельности – эффективное построение учебного процесса для успешного овладения учащимися базовым уровнем знаний, соответствующим Государственному стандарту образования по математике, учитывая разноуровневую подготовку учащихся, а также повышение интереса учащихся к предмету.
Для достижения цели ставлю перед собой следующие педагогические задачи:
- совершенствовать формы организации учебно – воспитательной деятельности;
-использовать в учебно – воспитательном процессе новые педагогические технологии;
- вовлекать каждого ученика в познавательных процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности;
- формировать представления о математике как об универсальном языке описания отношений, процессов и явлений окружающего мира;
- раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика, предоставить возможность проявить себя;
- прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов;
- формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную, кружковую деятельность.
В своей деятельности я придерживаюсь и использую следующие современные концепции:
-Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий. В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.Идея данной теории заключается в том, что умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интеориоризации, т.е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план;
- Теория проблемно-деятельностного обучения. Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность проблемно-деятельностной теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.
Руководствуюсь принципами, ориентированными на достижение положительного результата: становление индивидуального личностного образа, развитие творческого потенциала, самобытности личности ребенка; социализация, то есть вхождение ребенка в социум, в жизнь общества, освоение в этой связи различных способов жизнедеятельности, формирование собственных жизненных принципов, осуществление жизненного самоопределения; культурная идентификация, то есть обретение ребенком чувства принадлежности к определенной культуре, усвоение ее ценностей, укоренение в культуре и приобретение черт человека культуры; духовно – нравственное саморазвитие личности, то есть овладение общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга и др.), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение).
Главным в своей деятельности считаю личность ребенка, своё предназначение вижу в помощи в решении его жизненных проблем, личностному росту, достижению успехов в учении, общественной и личной жизни, сохранении здоровья (психологического, физиологического) и индивидуальности. В связи с этим выдвигаю гипотезу: все дети индивидуальны, приходят в школу с определенным набором способностей, наделенные от природы суммой задатков. Если правильно выстроить работу с ребенком в урочной и внеурочной деятельности, то раскроются именно положительные задатки, способности, склонности, что будет способствовать самоутверждению ученика как личности, а это в свою очередь создаст условия для положительной адаптации и социализации ребенка в жизни, в социуме.

Осуществление учебного процесса в современных условиях требует от учителя широкого кругозора в области философии образования, уверенного владения современными педагогическими концепциями и технологиями, развитых дидактических умений, технологической культуры, рефлексивных и прогностических способностей, навыков работы с информационно-компьютерной техникой. Поэтому особое место в моей деятельности как учителя занимает повышение профессионального мастерства.
Прошла курсы повышения квалификации по проблеме: «Обеспечение качества педагогической деятельности учителя математики в условиях модернизации образования» (ИПК и ПРО, 2011 год, 144 часа).
Важным направлением своей педагогической деятельности я считаю как изучение опыта работы коллег, так и обобщение собственного. Свои наработки представляю на заседании школьного методического объединения учителей естественно-математического цикла. В 2011-2012 учебном году выступила на заседании учителей ШМО с докладом по проблеме: «Технология поэтапного формирования умственных действий по Ш (проблемному) типу обучения» (пр. №2 от 24.11.11); на ГМО учителей математики обобщен опыт работы по проблеме: «Деятельностный подход в обучении. Понятие проецирования как деятельности». Участвую в показе открытых уроков в рамках предметной недели, взаимопосещений уроков. С целью личностно-профессионального роста целенаправленно занимаюсь самообразованием: изучение методической литературы, предметного журнала «Математика в школе», газеты «Математика» (приложение к газете «Первое сентября»), литературу по психологии, педагогике.
Знакомство с опытом работы коллег в школах города позволяет мне постоянно повышать свой профессиональный уровень, использовать в своей работе гуманистические общеобразовательные технологии, ориентированные на развитие личности ребенка. Более 10 лет являюсь членом предметной муниципальной комиссии олимпиады по математике и математических боев, с 2006 г. – экспертом по проверке экзаменационных работ выпускников 9 классов в форме ГИА по математике. Работаю над темой самообразования «Элементы технологии деятельностного подхода на уроках математики как метод повышения качества знаний ».
Работаю в классах второй и третьей ступени, из года в год показываю стабильно высокие результаты качества знаний и уровня обученности учащихся по преподаваемым предметам. В период с 2008 по 2010 год качественный показатель обучения составляет 53-63%.

2008
2009
2010

















Стандарты второго поколения подчеркивают, что учитель не только и не столько передает знания ученику, но самое главное - учит, как и где получить эти знания, то есть дает в руки механизмы их получения. Мало дать информацию ученику, надо помочь выработать навыки учебного труда, научить проявлять самостоятельность в процессе получения знаний и их дальнейшем претворении в жизни. Многое зависит от умения педагога выбирать оптимальные методы и приёмы, определять их место в изучении предмета, правильно строить систему уроков.
Часто задаю себе вопрос: «Как сделать, чтобы уроки математики были высокоэффективными, активизировали ребенка, способствовали раскрытию творческих способностей его, оставляли след в душе ученика?» Нахожу ответ в практике использования педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Это проблемное обучение, коммуникативные и игровые технологии. Считаю их средством преодоления укоренившегося стереотипа урока, изменения привычных способов общения, демократизации отношений между преподавателем и учеником.
Главное на современном уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. По-моему, решение этой задачи невозможно без изменения стиля взаимоотношений учителя и учащихся.
«Принцип активности ребенка в процессе обучения» был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Основным условием обеспечения результативности учебного процесса, на мой взгляд, является сформированность положительной мотивации в учебной деятельности ребенка. Поэтому особое внимание я уделяю изучению и решению этой проблемы. Основываясь на рекомендациях ведущих педагогов, придерживаюсь определенного алгоритма, включающего несколько относительно самостоятельных, но обязательных организационно-педагогических действий. К ним относятся:
1.    Определение и уточнение целей обучения.
2.    Изучение исходного уровня мотивации.
3.    Определение ведущих мотивов учебной деятельности.
4.    Диагностика индивидуальных особенностей мотивации.
5.    Анализ динамики мотивации и ее причин.
6.    Формирование положительных мотивов обучения.
7.    Оценка достигнутых результатов и планирование последующей коррекционной деятельности.
Сформированная положительная мотивация на обучение способствует формированию у учащихся стремления к продуктивной учебно-познавательной деятельности.
Опыт работы с детьми показывает, как важно уделять значительное внимание благоприятной психологической обстановке урока, позволяющей раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, сформировать учебно-познавательную и коммуникативную компетенции. В ходе занятий и во внеурочной деятельности я демонстрирую ученику свою открытость для общения, стараюсь подтвердить то «ощущение» знаний, которое он высказывает, побуждаю ученика играть активную роль и быть уверенным в себе. Когда дети активно участвуют в разговоре, выдвигают свои собственные предложения, я стараюсь избегать категоричных суждений, утверждений и двусмысленных вопросов, задавать наводящие и перспективные вопросы, обеспечивать обратную связь.
Задачи достижения высокой успеваемости и заинтересованности предметом каждым учеником решаю на основе личностно – ориентированного  подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Обращу внимание, что речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нём изначально. Использование  личностно – ориентированного  подхода в  обучении позволяет мне:
- создать оптимальные условия для развития ребёнка с учётом сохранения и укрепления его физического и психического здоровья;
- формировать у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда.
Организация работы на уроках математики
Основные цели:
обеспечить прочное и сознательное освоение учащимися системой знаний и умений по математике, добиваться не зазубривания, а понимания; воспитывать математическую строгость;
формирование навыков самостоятельной работы (в том числе исследовательской деятельности), устойчивого интереса к предмету;
подготовка учащихся к практическому применению полученных знаний на других уроках и в жизни (участие в олимпиадах, поступление в ВУЗ)
научить объективно оценивать свои и чужие достижения, проявлять инициативу, воспитывать уважение к чужому мнению, выявлять недостатки, обращаясь к решению, а не к человеку как к личности.
Задачи:
обеспечить качественное усвоение предложенного программой базового материала, отработать основные умения и навыки в рамках программы;
подготовить необходимую математическую базу для дальнейшего самостоятельного применения на уроках физики, химии, экономики, технологии и в практической деятельности;
научить четко и математически грамотно говорить, строить логические цепочки, обобщать, делать выводы, оценивать полученные результаты;
научить самостоятельно получать необходимую информацию из справочной литературы.
В результате своей деятельности я могу отследить следующий положительный результат.
Выпускники которых я обучала, поступают в ВУЗы и в дальнейшем успешно закончили ЮРГТУ по специальности «Преподаватель математики» Агапкина Евгения и Чеботарева Виктория, успешно учится в РГУ Дергачева Евгения.
Команды учеников МБОУ СОШ №9 неоднократно становились призерами районного математического боя и выходили в финал городского этапа, становясь призерами. В 2009 году Попова Наталья (призер городского этапа и участник областного этапа предметной олимпиады) набрала 74 балла по ЕГЭ, в 2010 году Морозова Юлия набрала 75 баллов по ЕГЭ.

В заключении хотелось бы сказать, что избранные мною педагогические приемы, методы, технологии результативны, целесообразны и нацелены на развитие личности ребенка. Результаты педагогической деятельности подтверждают правильность выбранного когда-то профессионального пути. Главное для меня в работе – ученик со всеми его задатками, потребностями, проблемами.




























ЧЕРНОВИКИ
Причины школьной неуспеваемости.
Каким должен быть современный учитель

Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка

Заседание  творческой группы учителей гуманитарного цикла

в центре образовательного процесса стоит ученик, однако в современных условиях, когда происходит переориентация образования со знаниевого на компетентностный подход, учитель перестает быть просто источником знаний, это скорее проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, так как он способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.
Качество образования учащихся в современной педагогике чаще всего определяется посредством понятия компетенции. Данный подход обусловлен требованием постиндустриальной эпохи, общеевропейской тенденцией интеграции экономики и системы высшего образования, определяется проходящей в последнее десятилетие сменой образовательных парадигм.
Компетентностный подход к обучению учащихся для меня представляется самым перспективным в условиях реформирования системы образования.
деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в моей педагогической деятельности занимает изучение и внедрение в образовательный процесс передовых технологий обучения. Педагогическое творчество чаще всего состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения. В межаттестационный период мною были изучены следующие технологии: проектная, формирования критического мышления, проблемного преподавания, информационные технологии. Элементы вышеназванных технологий внедряются мною в образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности. (Приложение).
Мониторинг уровня развития учащихся осуществляется на основе программно-технологического комплекса Канаева Б.И. «Результат образовательного процесса». Данный комплекс позволяет определить успешность, характер и результативность степени включенности учащихся, уровень развития учащихся по познавательной, психофизической, креативной и социальной граням.
Рейтинг учащихся по показателям результата обучающе-воспитывающих воздействий по итогам 2007-2008 учебного года отразил, что по степени включенности в учебный процесс 88% детей. По успешности включенности и продуктивности познания большинство учащихся имеют достаточный уровень. Данный мониторинг позволил также выявить критический уровень всех учащихся по креативности познания, что определило характер и направленность работы в этом учебном году. (Приложение).
Педагогическая диагностика уровня развития учащихся также осуществляется на основе индивидуальной образовательной программы, являющейся траекторией развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга. Учителя, психологи, родители изучают динамику  и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития. Используются опросно-диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, беседы), экспертная оценка, анализ творческих работ учащихся и выполнения ими тестовых заданий, наблюдение.
Диагностика производится в течение всего учебного года и даёт возможность учитывать индивидуальные особенности детей, планировать, корректировать и анализировать свою деятельность каждому члену педагогического коллектива по отношению к ребёнку. (Приложение).
Результативность работы определяется также степенью участия учеников в школьных, муниципальных, окружных и всероссийских конкурсах. За последние три года мои ученики приняли участие в следующих мероприятиях:
Участие в вышеназванных мероприятиях значительно раскрывает творческий потенциал учащихся.
Мотивация, как процесс изменения состояний и отношений личности основывается на мотивах, которые представляют собой конкретные побуждения, причины, заставляющие человека действовать определенным образом. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы.
Необходимой составляющей обучения детей является использование здоровьесберегающих технологий. В ходе уроков мною осуществляется постоянный контроль за состоянием здоровья учащихся, регулярно проводятся физминутки. В зависимости от содержания урока я стараюсь интегрировать темы здоровья, проводить беседы с целью формирования принципов здорового образа жизни.
Результативному обмену опытом работы способствуют участие в эксперименте по проведению единого государственного экзамена по русскому языку в 9 классах, работа в комиссии по проверке олимпиадных работ, участие в работе форумов «Живой школы», «Сеть творческих педагогов».
Данная работа включает в себя самообразование, обучение на курсах повышения квалификации, обмен опытом работы с коллегами.
В межаттестационный период были пройдены курсы повышения квалификации по следующим темам:
Личностно – ориентированный  подход – форма организации учебного процесса,  которая предполагает, с одной стороны, осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием развития последнего, и, с другой стороны, сама личностная ориентация как процесс взаимодействия учителя и ученика является сущностью их развития.
Цели своей профессиональной деятельности неразрывно связываю с целями деятельности образовательного учреждения, в котором работаю.
Уровень своего профессионального мастерства повышаю на курсах, знакомлюсь с опытом работы коллег, посещаю их уроки, осваиваю новые приемы работ, знакомлюсь с новыми методиками. Мною  разработаны рабочие программы по русскому языку и литературе.
 - шире использовать в педагогическом процессе элементы новых инновационных образовательных технологий;
  - совершенствовать учебный процесс в направлении личностных потребностей учащихся и их реализации.
Через различные технологии (например, игровые) ребенок учится анализировать свои поступки с точки зрения нравственности, формируется отношение к происходящему, и все это мы облекаем в речь
Каковы же механизмы реализации данных целей и задач? Работу над речью детей веду в несколько этапов, и это естественно, ведь речь пятиклассника и девятиклассника отличается существенно. Принимая детей в пятом классе, провожу диагностику на уровень развития познавательных процессов, определяю словарный запас ребенка, определяю, какой анализатор доминирует в деятельности ребенка (тест «визуалист, кинестет, аудиалист»), чтобы правильно выстроить дальнейшую работу. В конце года – повторно. Но окончательный результат работы, конечно, виден на экзамене в 9 и 11.
Лучшие наши уроки, пробуждающие ум и сердце ученика, рождаются в напряжённом поиске и нелёгком переосмыслении сложных понятий, жизненных явлений. Обратимся к игровой технологии. По определению А.Н.Леонтьева, «игра характеризуется тем, что мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе» . Играя, ученик проявляет себя как личность, раскрывает свои интеллектуальные способности и наклонности. В игровой деятельности необходимая информация запоминается непроизвольно, потому что присутствует главный фактор обучения - активность обучаемого. Какую роль во всех этих процессах играет мышление? Что такое мышление, если мы ведем разговор о непосредственной связи его с речью? Это обобщенное и опосредованное отражение действительности. Мышление и речь взаимосвязаны, развиваются параллельно. Мышление принимает разные формы. Самая простая - наглядно – действенное (практическое) мышление. Более сложный вид мышления – образное: это гибкий, более обобщенный ход рассуждений. В 5-6 классах на своих уроках оперирую понятиями, которые способствуют развитию образного типа мышления (в силу возрастных особенностей): при изучении рассказов, сказок, басен, былин, чтении текстов для диктантов и изложений ввожу обобщенное понятие о добре и зле, правде и лжи, хотя такие образы в конкретном виде, так сказать, «на ощупь», вообразить трудно, поэтому здесь идем от ощущений, формируя этим нравственное восприятие в том числе.. В старших классах формируем самый сложный вид мышления – абстрактно- логическое (понятийное), оно отражает причинно- следственные связи, сущность явлений, которые не поддаются другим видам познания. Свою задачу вижу в регулярной активизации мыслительных операций, познавательных процессом путем использования необходимых для этого методов и приемов, учитывая возрастные особенности детей. Абстрактно- логическое мышление дает возможность подростку познать закономерности, предвидеть ход событий, объяснить суть явлений, изобретать и сочинять. Главное в процессе развития мышления – приучить думать, искать, доказывать, рассуждать, искать подтверждения, владеть умением предвидеть последствия своих действий, все это опять же облекая в слово. Ну а если мышление и речь тесно взаимосвязаны, то и задачи по их развитию и формированию похожи. За это время мною был приобретен опыт по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам, словарно-орфографические диктанты, контрольные диктанты и др. Проводились и уроки-исследования, уроки-закрепления и др. Ученик должен уметь совместно трудиться, то есть согласовывать и координировать свои действия с другими членами группы, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива, учитывать особенности различного ролевого поведения (лидер, подчиненный). Для этого работа строится в группах, в парах. Чтобы лучше узнать ребенка в неформальной обстановке, привить интерес к предмету, создать нестандартные ситуации общения, дать понятие вербального и невербального языка, рассмотреть условия бесконфликтного общения, показать возможности речи и невербального языка в целях саморекламы и самопрезентации, для развития познавательных процессов много лет руководила творческим объединением «Психология общения». Здесь же провожу ролевые и деловые игры, тренинги, с ребятами создаем поведенческие ситуации разного порядка, но самое главное – ОБЩАЕМСЯ, чего детям в нашей стремительной жизни просто не хватает.
В настоящий момент большим своим достижением считаю создание где размещаю методические материалы, творческие работы детей, методички разной направленности, тесты по психологии, конспекты уроков и календарно – тематические планы, контрольно- измерительные материалы, свои творческие работы и др..
Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать – в этом вижу один из путей активизации обучения. Помогать каждому, кто при полном напряжении своих способностей и возможностей самостоятельно без посторонней помощи не может преодолеть познавательную трудность, – в этом, считаю, назначение учителя. Какой бы урок мы не проводили, каких бы детей мы не учили, сильных или слабых, основной задачей учителя остаётся нравственное воспитание ребёнка, расширение его кругозора, развитие эстетических, творческих, этических сторон его характера, т.е. формирование личности, способной адаптироваться в современной жизни. Свою работу позвольте закончить словами В.О.Ключевского: «Чтобы быть хорошим учителем, надо прежде всего любить тех, кому преподаёшь.
Русский язык преподаю по программе М. Т. Баранова. Соответствует Федеральному компоненту стандарта 2004 г. Меня, как учителя, устраивает вынесение уроков «Комплексный анализ текста» в отдельный блок, так как это, по моему мнению, позволяет более полно и системно изучить теоретический материал по разделам, относящимся к развитию речи. В учебниках по данной программе дается обширный материал для закрепления, приводятся дифференцированные задания, четко разграничены темы, тематические блоки.
Литературу преподаю по программе под ред. В.Я. Коровиной, которая учитывает обязательный минимум содержания литературного образования, способствует развитию у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; воспитания высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся.
Объяснительно – иллюстративный метод использую, как уже говорилось, на уроках изучения нового материала и закрепления, что же касается проблемного метода обучения – чаще всего применяю этот метод, чтобы мобилизовать детей в начале урока, настроить на рабочий лад.
Результатом моей педагогической деятельности можно считать следующие показатели:
За последние 2 года уровень обученности учащихся составляет 100%. Качество знаний учащихся составляет: в 2007\08уч. году по русскому языку оно составляло в 10-11 классах 50%, по литературе 77, 7%; в среднем звене – по русскому языку 57, 89%, по литературе – 57, 89%.
В 2008\09 уч.году уровень обученности также составил 100%, а качество знаний составило: в 10 – 11 классах по русскому языку 33, 3%, по литературе 58, 3%; в среднем звене по русскому языку 40%, по литературе 55%.
Ежегодно учащиеся выпускных классов принимают участие в сдаче итоговых экзаменов в форме ЕГЭ.
В 2007\08 учебном году ЕГЭ по русскому языку сдавало 3 человека, что составляет 100% от общего количества выпускников, успешно справилось 1 ученик (33,3%), неудовлетворительную оценку получила одна учащаяся (33%).
В 2008\09 учебном году итоговую аттестацию по русскому языку в форме ЕГЭ проходили 6 учеников (100%). Минимальный порог сдачи набрали все учащиеся. 3 ученицы набрали от 40 б. и выше.
В 2008\09 учебном году ученики 9 классов проходили аттестацию по русскому языку в новой форме (ГИА) – 6 учеников. 3 ученика проходили аттестацию в традиционной форме на базе школы. 2 учащихся не справились с заданиями ГИА и пересдавали экзамен по русскому языку в школе в традиционной форме. 1 ученица получила за выполнение экзаменационной работы (ГИА) оценку «отлично».

Учебный год
Успеваемость %
Успешность (качество) %


Русский язык
Литература
Русский язык
Литература

2007\2008
100
100
55,17
62,0

2008\2009
100
100
34
56,0



Качественное преподавание русского языка и литературы, организация внеклассной работы по предмету невозможно без наличия учебно-дидактического комплекса. В кабинете собран богатый дидактический материал, схемы, таблицы, перфокарты, тесты, индивидуальные карточки, методические и учебные пособия, создана общирная видеотека.
Анализируя результативность своей педагогической деятельности, я пришла к следующим выводам:

Веду активную деятельность по формированию устойчивого интереса к изучаемому предмету.
2. Ориентируюсь в содержании базового уровня программ русского языка и литературы, использую вариативные учебники.
Владею различными методами, приемами обучения и воспитания учащихся и применяю их в практической деятельности.
Имею актуализированные знания, соответствующие государственному минимуму образования по русскому языку и литературе, стараюсь расширить и углубить базу знаний.
Использую педагогические технологии проблемно-ориентированного, развивающего обучения.
Несмотря на положительные результаты, считаю, что необходимо продолжить работу над совершенствованием использования различных форм проведения урока, шире использовать мультимедийные средства обучения и информационно-коммуникативные технологии, стараться поддерживать уровень позитивной мотивации к участию в общешкольных и внеклассных мероприятиях у учащихся

Перспективы в работе:
Формировать у учащихся действенные и системные знания, применять их в творческих условиях.
Совершенствование педагогического мастерства через самообразовательную работу
Продолжать освоение перспективных технологий, сочетающих в себе разнообразные вариативные подходы к творческой деятельности учащихся, с целью эффективного преподавания русского языка и литературы.
Обновление оформления учебного кабинета русского языка и литературы и оснащение его современными техническими и компьютерными средствами обучения.
Создание банка справочных материалов по русскому языку и литературе для 5 – 11 классов в едином стиле и формате.
Развивать направление внеклассной работы в области журналистики с целью развития интереса к русскому языку и литературе и раскрытия творческого потенциала детей.

Имею первую квалификационную категорию. Работаю по Программам для общеобразовательных учреждений Министерства образования РФ, 2008 г., комплект учебников под редакцией Т.Ф. Ладыженской.

Исходя из данной цели, мне необходимо решить следующие задачи:
Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой деятельности. Работа над выразительностью речи, над обогащением словарного запаса, над словосочетанием, предложением, текстом - основное содержание уроков русского языка. Для развития речи
использую различные приемы, игры: «Угадай слово», «Четвертый лишний», «Кто больше?» и др.,
игры- путешествия, экскурсии, творческие игры; использую отдельные игровые моменты:
определи часть речи, если слово обозначает, изменяется по, в предложении является, занимательные упражнения: загадки, ребусы, кроссворды, шарады, проблемные ситуации,
Личностно ориентированное образование – целостный психологический процесс, эпицентром которого является человек, познающий и творящий культуру путем диалога, обмена мыслями, создания произведений индивидуального и коллективного творчества. Это образование, которое обеспечивает личностно смысловое развитие учащихся, поддерживает индивидуальность, единственность и неповторимость каждой детской личности и, опираясь на ее способность к самоизменению и культурному саморазвитию, помогает ей самостоятельно решать свои жизненные проблемы.


Целью индивидуальной педагогической деятельности учителя является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающего разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах, подготовка к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях.
Как продолжение, целью своей работы считаю дать ученику определенную сумму знаний, но не только. Еще надо и научить учиться, развивать интерес к предмету и вообще к учению. Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Гсстандарту образования по русскому языку и литературе, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне.
За период, прошедший последней аттестации, мои ученики показали следующие результаты: 2005год – 1 место в районе в номинации «Первые шаги в поэзию», 2006год- 1 место в районном конкурсе сочинений, 2007год - призовые места в районных и областных конкурсах, 2008год- 3 место в районном конкурсе авторских стихов и достаточно активное участие в районных и областных олимпиадах и конкурсах. Стихи детей периодически печатаются в районной газете «Уваровская жизнь».

В данный момент преподаю в 5, 6 и 11 классах.
     Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. В 5-9 классах обучение по русскому языку веду по программе под редакцией Т.А. Ладыженской, в 10-11 классах использую программу под редакцией А.И. Власенкова, в качестве реализации регионального компонента – программу О.В. Загоровской и О.В. Григоренко. Обучение по литературе в 5-11 классах веду по программе под редакцией В.Я. Коровиной. 
     Каждой программе соответствуют свои учебники.
Русский язык:
5-9 класс – УМК М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова «Русский язык» - Москва, «Просвещение», 2008 г. 10-11 класс – А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова «Русский язык» - Москва, «Просвещение», а также О.В. Загоровская, О.В. Григоренко «Русский язык», 2006 г.
Литература: 5-9 класс – УМК Коровина «Литература» - «Просвещение» 10 класс – Ю.В. Лебедев «Русская литература XIX века». – «Просвещение» 11 класс – В.П. Журавлев «Русская литература XX века». - «Просвещение»
     Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы; глубоко понимаю концепцию школьного курса русского языка и литературы, его ведущие идеи, структуру содержания, логику построения. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов.
     Успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение: система Е.Н Ильина, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения,
     Из года в год показываю стабильно высокие результаты качества обучения детей. В период с 2006 по 2009 год качественный показатель обучения находится в пределах 56-96%, учащиеся демонстрируют высокий уровень знаний на итоговой аттестации за курс средней (полной) школы в форме ЕГЭ. Мои ученики систематически принимают участие в школьных, районных олимпиадах и занимают призовые места. Все выпускники (100%) поступают в вузы России и успешно там обучаются.
     В течение многих лет являюсь руководителем методического объединения учителей русского языка и литературы в Панинской школе. Знакомлю учителей с новинками образования и оказываю помощь в работе. Активно участвую в работе педагогического Совета школы, школьных и районных методических объединений. Делюсь опытом с коллегами по основным вопросам образования: «Предпрофильные элективные курсы», «Методика преподавания элективных курсов в профильных классах», «Мониторинг качества образования: новые подходы», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: из опыта работы». В рамках областного семинара, проводимого ВОИПКРО на базе Панинской школы в 2008г., дала открытый урок-подготовку к сочинению-рассуждению «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку». В 2009г. в рамках курсов повышения квалификации, проводимых ВОИПКРО, – открытый урок с компьютерной поддержкой и выходом в Интернет по теме «ИКТ на уроках русского языка: односоставные предложения (подготовка к ЕГЭ)». В 2009 году входила в состав экспертной комиссии по оценке учебно-воспитательных мероприятий соискателя высшей квалификационной категории. В 2005 году принимала участие в IV научно-практической учительской конференции с обобщением своего педагогического опыта «Воспитание национального самосознания на основе народных традиций на уроках литературы» («Известия» Научно-координационного центра. Выпуск III // Воронеж, 2005) В 2009 году принимала участие в областном конкурсе «Лучший учитель», планирую участие в этом конкурсе и в 2010 году.

Цель моей педагогической работы: средствами русского языка и литературы способствовать формированию личности ребенка, ориентированного на устойчивое развитие, обладающего способностью генерировать собственные варианты, принимать решения в условиях неопределенности, готовностью к постоянному совершенствованию своих качеств, диалогу и продуктивной совместной деятельности с другими людьми, умеющего сохранять и развивать свое нравственное и физическое здоровье.
Задачи, которые я перед собой ставлю:
1) работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся познавательных интересов и мотивации к учению, формирование ключевых компетенций;
2) выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося через систему личностно-ориентированного мониторинга, включающего изучение динамики  и прогнозирование продвижения ребенка в зоне его ближайшего развития;
Главная цель моей работы - обеспечивать учащихся глубокими и прочными знаниями, умениями применять их в практической деятельности; создание в процессе обучения условий, способствующих сохранению психического здоровья детей; создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных способностей учащихся средствами учебного предмета
Использование различных методов и методических приемов, повышающих интерес к языку, для роста качества знаний учащихся;
Сочетание различных форм занятий с целью развития творческих способностей каждого ребенка;
Сохранение здоровья детей путем снятия эмоциональной напряженности при изучении предмета.

Особое внимание уделяю подготовке учащихся  к ГИА: в 9 классе разрабатываю тесты, включающие задания, подобные заданиям ГИА,   работаю с каждым учеником индивидуально: даю задания варианта , в течение недели ученик выполняет их и сдаёт работу на проверку, по результатам проверки им выполняется работа над ошибками и сдаётся мне в индивидуальном порядке; после проверки работы над ошибками учащийся получает новый вариант задания. Такая работа довольно трудоёмка, но оправдывает себя положительным результатом.
Практически каждый год мои ученики являются участниками Всероссийского конкурса по языкознанию «Русский медвежонок».
Но только ли? Поскольку участие речи в управлении поведением и психикой человека мы связываем с высшим уровнем его психического развития, то по разнообразию и развитости речи человека мы можем судить об общем уровне его развития, о том, способен ли он адаптироваться в быстро меняющемся мире. Исходя из выявленных проблем, учитывая и разделяя те цели и задачи, которые поставил в свое время Государственный образовательный Стандарт перед нами, педагогами, определила перед собой в процессе своей работы следующую цель: Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе развития речи учащихся на уроках русского языка и литературы. Для достижения этой цели поставила следующие задачи: Создать условия для активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе развития их устной и письменной речи; Создать условия для самореализации, самообучения учащихся; Предусмотреть механизмы повышения мотивации обучения детей; Продумать систему работы, предусматривающую регулярное пополнение словарного запаса учащихся с целью расширения их кругозора и повышения общего культурного уровня; Создавать в урочной и внеурочной деятельности различные речевые и поведенческие ситуации, способствующие вовлечению ребенка в процесс общения; Прививать интерес ребенку к преподаваемому предмету; Продолжить работу по повышению орфографической грамотности учеников. С 5 класса на уроках литературы формирую у школьников представление о движении отечественной литературы, о больших периодах ее развития, стараюсь формировать историзм мышления, учу детей соотносить произведение с эпохой и творчеством писателя в целом. Отрабатываю с учащимися сведения о теме, идее, сюжете, композиции, жанровых особенностях произведения.
В ходе работы стараюсь учитывать особенности личности учащихся, их уровень развития, потребности, интересы и увлечения. Показываю, как язык живет не только в великих Памятниках Русской и зарубежной литературы, но и в современном мире, вокруг нас.
своим педагогическим принципом (кредо) считаю следующее: «Хорош не тот учитель, который учит, а тот, у которого дети учатся». И добавлю: «С желанием». Используемыми мною компоненты, стимулирующими ученика, являются: наличие информации о задании и обучающих материалах; уточнение задачи; наличие необходимых первоначальных знаний; наличие знаний, касающихся способов решения проблемы; ожидание со стороны ученика необходимой готовности и усилий; побуждение ученика сформулировать задачу и способ решения; побуждение ученика сформулировать критерий оценки результата, выбранного способа решения и необходимого времени для выполнения.
Диалог строится на взаимоприемлемых темах: ожидание выполнимости задания; предположение о необходимых затратах времени и усилий; предложения, планы (самостоятельные задачи) ученика; критерии оценки результата; определение путей достижения результата.
С 5 класса частично, затем в более старших классах регулярно практикую нестандартные формы урока, способствующие активизации мыслительной деятельности учеников: и др.. В процессе подготовки к такому уроку учащиеся 5 - 6 классов с помощью учителя или по специальному плану – алгоритму, самостоятельно должны изучить определенный объем дополнительной литературы, выявить круг проблем по теме (например, «Роль прилагательных в стихотворении А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Сложные вопросы изучения наречия в школе» и др.), сформулировать свою точку зрения, уметь оперировать изученными понятиями для доказательства своей точки зрения, продумать и логически выстроить ответ, не упустив главного. Подготовка к таким урокам начинается за 2-3 недели. В период подготовки постоянно оказываю направляющую помощь, создаю ситуацию успеха для каждого (задания продумываются индивидуально и дифференцированно для каждого ученика, исходя из его способностей и уровня развития). Часть вопросов может быть дана для коллективной работы, группа подбирается с учетом совместимости.
На уроках литературы использую DVD – проигрыватель и телевизор для просмотра видеофильмов, рассказах о биографиях писателей и поэтов, для демонстрации иллюстраций к произведениям, изображений, гравюр. Во время итогового контроля предлагаю ученикам, не имеющим проблем с усвоением материала по курсу литературы разработать мини – проекты на заданные тематики. Учащиеся охотно берутся за такие задания.
Каждый раз, готовясь к уроку или занятию, стараюсь искать новые формы взаимодействия с детьми: ввожу элементы тренинга, игровые моменты, провожу уроки – диспуты, уроки КВН, викторины, Литературные гостиные, уроки – концерты и др.
Как показала практика, такое обучение на основе текста становится эффективным, если строится с учетом возрастных, психологических, индивидуальных возможностей школьников, через активизацию их эмоций, интеллектуального интереса, мотивацию, а также через изучение и учет учебных переживаний.
   Работая в традиционной системе,  постоянно совершенствую учебный процесс, ищу новые приемы в обучении, используя элементы инновационных технологий. Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся  является использование на уроках  ИКТ.  
Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, использую различные виды игр - грамматические, орфографические. Часто привлекаю дополнительный материал для поддержания интереса к предмету. Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.      
                 Для обеспечения удовлетворения образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями провожу с ними индивидуальные занятия, использую дифференцированные домашние задания. На своих уроках чаще всего использую личностную оценку деятельности ученика, конкретно указывая на его продвижение и недостатки.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.
     Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.
     Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.           
     Владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся.
    Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества.
         В моем педагогическом арсенале – многообразие видов нестандартных уроков (уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-соревнования, проблемные уроки, а в старших классах – лекционно-семинарская система обучения), накопленный за годы преподавательской деятельности богатый дидактический и наглядный материал.
     Много лет работала над проблемой «Воспитание национального самосознания на основе народных традиций на уроках литературы и во внеклассной работе». Но в последнее время возрастает доля уроков информационно-коммуникативных технологий.
     Важное место в деятельности учителя занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.
Цели, которые ставлю перед собой на новый межаттестационный период: Продолжить работу по раскрытию творческих способностей детей; Повышать интерес к предмету через создание клуба любителей языка; Продолжить изучение педагогических технологий, способствующих активизации учащихся в процессе развития речи (модульное обучение, информационные технологии, методика критического мышления); Способствовать развитию личности ребенка через участие в конкурсах, семинарах, олимпиадах, в том числе и дистанционных; Одной из самых главных вижу проблему развития связной речи учащихся через активизацию мыслительной деятельности. Так как речь – это вид деятельности человека, связанный с использованием естественного языка в различных ситуациях для решения разнообразных задач и достижения различных целей, то основное назначение речи – это общение, передача информации. Но если мы рассмотрим виды речи и остановимся на речи письменной, то выявится еще одна проблема в работе словесников – проблема орфографической грамотности (или безграмотности). Ведь для того, чтобы оформить свои мысли письменно, ребенок должен владеть знаниями орфографии, грамматики, синтаксиса, стилистики.
Не маловажная работа - развитие связной речи учащихся через активизацию мыслительной деятельности. Начинаю эту работу с 5 класса частично, а с 6 класса уже ввожу в постоянную практику. Здесь использую такие формы работы по развитию речи: конкурсы риторов, пятиминутки - высказывания на одну тему, комплексный анализ текста







ДОКЛАД 2
В основе моей работы лежит технология личностно ориентированного обучения, присутствуют элементы развивающего, проблемного обучения. Одна из важнейших задач – активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной работы. Особенность русского языка как предмета, имеющего огромное значение в жизни, заключается в том, что он требует не только усвоения точных знаний, но и тщательной, упорной выработки практических умений, приобретения прочных навыков, которые нужны будут на протяжении всей жизни. Поэтому воспитание на уроках русского языка должно органически сливаться с обучением, а учитель - проявлять незаурядное мастерство, чтобы этого добиться.
Исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, важнейшей задачей воспитания и обучения является формирование индивидуальных особенностей личности, развитие в ней начатков творческих способностей, интуиции, воображения, мышления.
В своей работе опираюсь на личностно ориентированный подход в обучении, т.к. целью личностно ориентированного образования является создание условий для максимального развития потенциала личности, овладение умениями творческого применения знаний при решении новых проблем. При этом идет учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей детей.
Средства и методы работы подбираются так, чтобы ученик мог проявить избирательность.
Средства достижения цели:
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях. Поэтому в работе выделяю методы стимулирования и мотивации учебной деятельности (методы предъявления требований, разъяснения значимости учения, учебных дискуссий, эмоциональных ситуаций).
Работая над грамматическими правилами и определениями, опираюсь на активную мыслительную деятельность школьников. Учитываю данные психологов, что на нашем предмете мы имеем дело не только с логическим, но и в значительной степени с образным мышлением.
Многие трудные задачи предмета решаю при помощи логических построений и разных методов, форм обучения (например, сказка, игра, приключения –это потребность его полноценного умственного развития), что направлено на активизацию мыслительной деятельности ученика.
Для активизации мыслительной деятельности использую методы проблемного обучения: исследовательский, частично-поисковый, информационно - сообщающий. Создаю проблемную ситуацию на уроке разными приемами.
Используя опорные конспекты, развиваю аналитические способности. Главное – донести учебный материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступен, «отпечатался» надолго в памяти каждого ученика. В ходе урока дополняется учениками самостоятельно или под руководством учителя.
Вовлеченные в данную работу дети с большим удовольствием составляют логические опорные конспекты, это дает простор для творчества. Считаю такой вид деятельности универсальным – он может быть использован в работе с любой группой учащихся, обладающих различными способностями и возможностями.
Процесс обучения планирую так, чтобы на каждом новом этапе познания школьники могли опираться на имеющийся у них опыт. Заинтересовать, заставить задуматься и попытаться самостоятельно найти объяснение, прийти к определенным выводам - в этом видится путь повышения эффективности занятий. При объяснении нового материала используются не только различные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся, но и интеграция.
Обязательный поэтапный контроль каждого учащегося реализуется в различных формах устной и письменной проверки и оценки домашней и классной работы. Используется взаимоконтроль, самоконтроль. Есть возможность исправления оценки.
Закрепление и повторение полученных знаний стараюсь организовать не только на репродуктивном, но и на творческом уровне. Это может быть сочинение на определенную тему с использованием опорных слов на изученную орфограмму или задание нарисовать словесный портрет Глагола, описать его биографию; написать миниатюру, составить кроссворд, зарифмовать правило.
Применяется и зачетная форма работы. Идет работа в парах. Учащиеся получают консультацию «Требования к ответу». Использую в практике и различные модели уроков, на которых обучение органически сливается с воспитанием. Большое внимание уделяется работе со связным текстом, несущим воспитательный заряд, способным разбудить мысль, подействовать на чувства ребенка. Это тексты о доброте, человечности, милосердии, о любви к Родине. Это уроки воспитания вежливости, культуры речевого поведения. Здесь можно использовать различные методы и средства
Таким образом, сочетание логических приемов, средств и методов личностно ориентированного, развивающего обучения способствует формированию у учащихся творческой мыслительной деятельности, осознанного глубокого усвоения практических умений и навыков. Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, использую различные методы организации и осуществления учебной деятельности – словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые, методы самостоятельной работы. Все это помогает решать следующие задачи:
-развитие коммуникативной культуры, познавательных способностей;
-развитие креативных способностей;
-формирование нравственных качеств личности средствами русского языка и литературы;
-духовное воспитание;
-развитие речевой культуры личности.


Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 615