Индивидуальный план самообразования учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело) высшей категории Зиновьевой Елены Анатольевны


Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.
Индивидуальный план
самообразования
учителя профессионально-трудового обучения (столярное дело)
высшей категории
Зиновьевой Елены Анатольевны
на 2011-2015 годы
Тема самообразования: «Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности»
г. Новочеркасск.
Общие сведения об учителе:
ФИО: Зиновьева Елена Анатольевна
Год, число и месяц рождения:  7 августа 1960 года.

Образование: высшее, 1984 год – Ростовский-на-Дону государственный педагогический институт, специальность «физика», квалификация «учитель физики».Сведения о дополнительном профессиональном образовании:2012 год - НОЧУ ВПО «Московский социально-гуманитарный институт» по программе «Олигофренопедагогика», 508 аудиторных часов.
2015 год (с 12.01.15 по 24.01.15) – Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», по проблеме: «Формирование социальных компетенций у обучающихся с ОВЗ в контексте основных направлений ФГОС», в объёме 72 часа.
Должность: учитель профессионально-трудового обучения (столярное дело) ГКОУ РО школы-интерната VIII вида №1 г.Новочеркасска.
Квалификационная категория на момент аттестации: высшая;
общий стаж: 31 год;
педагогический стаж: 25 лет;
в аттестуемой должности: 12 лет;
Комплексная научно-методическая тема педагогического коллектива школы:
«Развитие коррекционно-развивающей воспитательно-образовательной среды как условие формирования личности ребёнка с ОВЗ».
Тема методического объединения учителей профессионально-трудового обучения:
«Обеспечение дифференцированного, развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения с учётом психофизических и индивидуальных особенностей обучающегося».
Тема самообразования:
«Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках и во внеклассной деятельности».
Актуальность выбранной темы самообразования:
Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Назрела необходимость готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании.
Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.  
Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках столярного дела является очень актуальной и перспективной темой. Работу по развитию творческой активности и навыков самостоятельной деятельности на уроках столярного дела следует рассматривать в качестве необходимого компонента трудового обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель работы:
обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы обучающихся воспитанников с нарушением интеллекта, создание необходимых условий для развития у них познавательного интереса к столярному делу на основе использования различных приемов и форм обучения; достижение более высокого уровня моей профессиональной компетентности.
Задачи:
Обеспечение высокого методического уровня проведения уроков профессионально-трудового обучения (столярное дело).
Повышение качества проведения учебных занятий по внедрению новых технологий.
Совершенствование видов и форм диагностики и контроля.
Разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов.
Развитие творческой активности учащихся на уроках столярного дела, формирование способности учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
Повышение мотивации и качества знаний учащихся.
Активизация самостоятельности и познавательной деятельности учащихся.
Формирование позитивного отношения к труду.
Основные направления самообразования:
профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
охрана здоровья,
психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
социальное (участие в жизни социума школы).
Источники самообразования:СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная); интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план;
групповая – через участие в деятельности школьного методического
объединения учителей ПТО, а также через участие в жизни школы.
Пояснительная записка
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически следует проходить соответствующие курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, заниматься самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя.
Самообразование – процесс  сознательной самостоятельной познавательной деятельности, это творческий поиск педагога. Личный перспективный план педагога можно назвать программой самообразования или программой развития педагога, - это модель по выстраиванию индивидуальных траекторий саморазвития, где важно показать способность определять содержание образования как саморазвитие, способность выбирать способы и формы деятельности, способность строить и перестраивать программу.
        Опыт работы по теме, позволит подтвердить, что личность ребёнка -
слишком многогранное и сложное понятие, чтобы её ценность определять только лишь степенью усвоения программы. Ребёнок может нормально развиваться только тогда, когда даже не самые выдающиеся его способности замечены и по достоинству оценены окружающими. Из этих оценок постепенно складывается нормальная самооценка личности, превращающаяся со временем в чувство собственного достоинства. 
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Сегодня в век информационно-коммуникативных технологий в области образования учителя МО ставят перед собой и своими учениками новые задачи и проблемы:  
      Проблема: повышение качества преподавания учебных предметов, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:
1.Изучить литературу по данной проблеме:
1. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования
мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2000
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.
5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов /под ред. Ю.И. Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.
6. http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm
7. http://www.iteach.ru/index/news.html
8. Изучить вопрос «Профессиональная компетенция учителя профессионально-трудового обучения».
9. Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся к стратегии модернизации образования.

Перечень вопросов по самообразованию:
1. Наличие инноваций в работе, т.е. овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
2. Работать над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.
3. Распространение педагогического опыта на муниципальном и региональном уровне.
4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
5. Продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей.
6. Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса - во всех классах.
7. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
8. В каждом классе, где преподаю столярное дело, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности ребенка, учесть его возрастные особенности и заинтересовать предметом.
Ожидаемые результаты:
1 Повышение мотивации и качества знаний на уроках столярного дела;
2. апробация новых видов и форм диагностики;
3. повышение результативности участия в конкурсах «Лучший по профессии»;
4. разработка и проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, обобщение опыта по исследуемой теме;
5. повышение качества учебных занятий по внедрению новых технологий.
Планирование работы над темой самообразования
Этапы Содержание работы Сроки Практическая деятельность
Информационно-аналитический: Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. 2011-2012 Школьные и районные МО.
Изучение литературы.
1.Определение целей и задач темы.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 2011-2013 1.Выступление на заседании школьного МО учителей».
Практический: 1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методического комплекса.
3.Корректировка работы. 2013-2014 1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:
«».
2.Открытые уроки на уровне школы.
3.Участие в конкурсах, выставках, конференциях. 
Обобщающий
Внедренческий: 1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы. 2014 1.Выступление на заседании школьного МО учителей.
2.Участие и результаты в областных и всероссийских конкурсах.
3. Урок-соревнование «».
4.Консультативная помощь учителям и учащимся. 
Распространение опыта работы. 2015 1.Принять участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте.
3. Участие в конкурсах.
Накопление знаний по единой методической теме
Этапы работы Содержание работы Сроки выполнения
Информационно-аналитический 2011-2015 
Научно-исследовательская работа по единой методической теме:
1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и требования
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3. Повышать квалификацию на курсах для учителей профессионально-трудового обучения.  
 
 
регулярно
 
 
Совершенствование психолого-педагогической подготовленности:
1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
   
регулярно
Изучение методической и учебной литературы:
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по профессионально-трудовому обучению.
2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения столярному делу.
3. Принимать активное участие в работе школьного МО учителей профессионально-трудового обучения.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах «Лучший по профессии» среди коррекционных школ.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, области через Интернет.
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
 
регулярно
 
 
 
регулярно
 
 
регулярно
 
 
ежегодно
 
 
 
 регулярно
 
 регулярно
 
Повышение мировоззренченского уровня:
Информационно-технологические технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2. Обзор в Интернете информации по профессионально-трудовому обучению (столярному делу), педагогике, психологии.
5. Общение с педагогами на различных сайтах. регулярно
 
регулярно
 
 
 2013-2015
 
Охрана здоровья 1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
2. Вести здоровый образ жизни. регулярно
 
 регулярно
Реализация приобретенных знаний
1. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
2. Проводить открытые уроки для коллег по работе.
3. Разработать программы элективного курса по предмету «Я выбираю профессию».
4, Выступать с докладами по теме самообразования.
Работа с родителями
Знакомить родителей с новыми формами, методами и приёмами обучения столярному делу.
Показать родителям широкие возможности Интернета для формирования связей внутри образовательного учреждения. Цели в этом направлении могут быть различными: переписка со своими родителями с целью обмена опытом; участие в открытом обсуждении новейших тенденций в области образования; привлечение родителей к исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта.

Анализ работы по теме самообразования
Учение – это целенаправленный и мотивированный процесс, поэтому задача автора состоит в том, чтобы включить каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей. Этому, по его мнению, в полной мере способствует использование технологий по развитию познавательных интересов, что и легло в основу опыта.
Руководствуясь принципами организации процесса обучения, предложенными Н.М.Зверевой, я считаю, что учитель:
-переходит с позиции носителя знаний на позицию организатора познавательной деятельности учащихся;
-мотивирует познавательную деятельность учащихся на уроке, формирует интерес к предмету.
Основная цель работы по теме самообразования является создание необходимых условий для развития познавательного интереса у детей с нарушением интеллекта к столярному делу на основе использования различных приемов и форм обучения.
Основной характеристикой опыта развития познавательных интересов учащихся является разработка и внедрение в практику методического комплекса, в составе которого:
проблемные вопросы и задачи;
исследовательские вопросы и задания;
творческие задания;
применение информационных технологий и новых электронно-образовательных средств.
Использование проблемного метода обучения позволяет мне решить следующие задачи:
-формировать теоретические знания учащихся;
-развивать словесно-логическое мышление учащихся, речь обучающихся, познавательный интерес и волю обучаемых.
Считая, что проблемное преподавание в наибольшей степени соответствует проблемному обучению, работа ведется по следующим направлениям:
-проблемные вопросы;
-проблемные задачи.
-проблемный эксперимент.
Решение проблемных вопросов способствует воспитанию у учащихся внимания, наблюдательности и развитию графической грамотности.
При решении проблемных задач ответ на поставленный вопрос не может быть получен без вычислений. Проблемная задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе качественного и количественного анализа с подсчетом тех или иных числовых характеристик изготавливаемого изделия. Их решение имеет большое воспитательное значение, так как с помощью проблемных задач знакомятся учащиеся с достижениями науки и техники, воспитывается трудолюбие, настойчивость, воля, характер, целеустремленность.
При выполнении проблемного эксперимента появляется возможность установить причинно-следственные связи между величинами, характеризующими свойства предмета. В соответствии с целями и задачами исследования эксперимент может быть количественным или качественным, демонстрационным, исследовательским, техническим или научным. Применение эксперимента в школьном преподавании способствует формированию у учащихся представления об эксперименте как методе научного исследования.
В проблемном плане можно изучать почти все темы и разделы курса столярное дело. Дело лишь в степени проблемности каждого конкретного урока. Не на каждом уроке удается строго выдерживать все элементы проблемного урока. Проблемное обучение начинается с организации проблемной ситуации.
В настоящее время важное место в развитии познавательного интереса учащихся занимает исследовательский метод обучения. Вместе с тем для ученика выполнение исследовательского задания является познание еще непознанного. Учебные исследования, проводимые учащимися, позволяют осуществить свободный поиск нужной информации; регулярные наблюдения и измерения формируют умения учащихся самостоятельно работать; повышают ответственность ребят за регулярность и качество их выполнения; дают возможность на практике применить свои знания, полученные на уроках профессионально-трудового обучения. Формирование навыков исследовательской работы автор ведет по двум направлениям:
-проведение учеником небольшого исследования с подготовкой сообщения;
-развитие исследовательских навыков при изучении материала на уроках и во внеурочное время с использованием исследовательских вопросов и заданий.
Самостоятельные исследования и наблюдения побуждают учащихся мыслить масштабно, делать самостоятельные выводы и обобщения. Активность учащихся определяется внутренними побудительными силами. Причем умственную активность сопровождает эмоциональный настрой, что приводит к развитию интереса к знаниям.
В процессе изучения столярного дела контроль знаний позволяет прогнозировать темпы индивидуального продвижения учащихся, определять способности и наклонности. Однако контроль со стороны учителя должен быть систематическим, разнообразным, творческим по формам и методам, по выбранному материалу.
Для развития познавательного интереса я использую творческие задания, которые не только интересны для учащихся, но и очень полезны, так как им приходится применять на практике. Первый вид творческих заданий – практические работы.
Вторым видом творческих заданий являются программированные задания с заданными ответами, на решение которых отводится минимальное время, учащиеся выполняют их, как правило, дифференцированно.
Третий вид – разноуровневые контрольные работы, позволяющие учитывать психологические особенности учащихся.
Четвертый вид творческих заданий – тематические тесты, которые удобно использовать на уроках в старших классах.
Пятый вид – дидактические карточки, содержащие задачи пониженной и повышенной сложности.
Выполнение творческих заданий позволяет провести потом интересную беседу, глубже вскрыть суть изучаемого предмета.
Активно использую в своей работе такую форму нестандартных уроков, как УРОК – СОРЕВНОВАНИЕ.
Основу урока – соревнования составляют состязания команд при выполнении чередующихся заданий, предложенных учителем. Форма проведения таких уроков самая различная.. В организации и проведении уроков – соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета состязаний.
Современное поколение знакомится с компьютером раньше, чем начинает читать. Именно поэтому внедрение информационных технологий в образование привело к появлению новых образовательных технологий и форм обучения, базирующихся на электронных средствах обработки и передачи информации. В кабинете столярного дела установлено современное техническое оборудование (ноутбук, мультимедийный проектор, экран ). Новые технические средства требуют особых форм и методов преподавания, инновационных подходов к процессу преподавания.
Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, и позволяет учителю продемонстрировать многие эффекты, которые невозможно показать с помощью имеющегося оборудования в кабинете столярного дела.
На уроках столярного дела я применяю интерактивные технические средства для показа демонстраций, для подготовки различного рода раздаточного материала, для проведения различных игр, моделирования и проведения демонстрационных экспериментов.
Анализ проблемы развития творческой активности учащихся в условиях современного образовательного процесса позволил выделить следующие противоречия: 1. Между потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации, заказом родителей, общества на человека "социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права” ("Федеральный компонент государственного стандарта общего образования”) и возможностями ребёнка, которые могут быть реально реализованы.2. Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным вниманием к развитию опыта творческой деятельности в содержании столярного дела.
На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей и критериев творческой активности на низком, среднем и высоком, уровнях.  Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Обучающиеся активны только на начальных этапах деятельности.  У воспитанников со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации.  Учащиеся с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило, у них есть идея и желание воплотить ее. Обучающиеся воспитанники этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей, их деятельность отличает высокая степень новаторства.        Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию социального общественного заказа, цель которого заключается в формировании у обучающихся воспитанников гражданской ответственности, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе. Эти качества могут быть реализованы только творческой личностью. Поэтому смысл моих преобразований состоит в том, чтобы воспитать детей с ограниченными возможностями здоровья с высоким уровнем творческой активности. В системе работы каждого учителя центральное место занимает урок.
При современном подходе к образовательному процессу урок уже нельзя рассматривать как основную несущую конструкцию этого процесса. Урок – лишь элемент в более крупной единице, предназначенной для изучения темы. Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности. Для того чтобы сделать урок более эффективным, чтобы активизировать процесс познания, разнообразить деятельность учащихся и тем самым вызвать интерес к столярному делу, в моей системе работы есть и такие направления, как: 
·        Творческие работы;·        Проектно-исследовательская деятельность;·        Игры-соревнования;·        Решение творческих технологических задач;·        Дидактические игры;
Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности.  Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.  
Творческие работы учеников состоят в активном участии создания:- компьютерных презентаций к урокам, - кроссвордов, криптограмм, ребусов, шарад,- викторин,
- соревнований.
На мой взгляд, решить проблему развития творческой активности учащихся позволяют возможности внеурочной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность учащихся, по-моему, должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности. Такую работу наиболее эффективно проводить во внеурочное время, так как жёсткие временные рамки учебной программы по столярному делу и разный уровень развития детей и их подготовленности к предмету не позволяют сделать это во время уроков.
Система работы складывается из традиционных и нетрадиционных  форм внеклассной работы:
Ø Организация массовых мероприятий.Ø Организация и проведение исследовательских работ.Ø Подготовка и участие в городских, областных и всероссийских конкурсах. Ø Беседа, рассказ.Ø Практикумы.
Ø Экскурсии.Ø Походы.Ø Круглые столы.Ø Выполнение творческих работ, проектов.                                                                                    
Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.
Результативность опыта
Для оценки качества организации учебно-воспитательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания школьников я применяю диагностику Т.И.Шамовой, Г.И.Щукиной, А.Н. Леонтьева, задачи которой таковы:
-сбор данных об обученности и воспитанности учащихся;
-диагностика мотивации к изучению столярного дела;
-определение требований к уровню подготовки выпускников коррекционных образовательных учреждений VIII вида;
-изучение информации о соответствии фактического результата ожиданиям;
-оценка соответствия уровня обученности государственным стандартам.
В ходе работы определены следующие уровень обученности (качество выполнения стандартов и уровень сформированности общеучебных умений и навыков), мотивация, профориентация, специальные способности. Качество выполнения стандартов показывает, что более половины обучающихся соответствуют требованиям, предъявляемым выпускникам.
На протяжении последних пяти лет наблюдается в среднем положительная динамика качества знаний обучающихся:
Учебный год 2010-2011 20011-2012 2012-2013 2013-2014 2014-2015
4 класс 67% 66% - - -
6класс - 57% - - -
7класс 54% 72% 54% - 93%
8класс 62% - 70% - -
9класс - - - 49% 60%
Исследуя уровень сформированности знаний можно сделать вывод: выпускники 9 классов в целом владеют профессиональными навыками и умениями; приводить примеры практического использования полученных знаний.
Трудоемкость.
Трудоемкость опыта заключается в переосмыслении роли и функции учителя с позиции творческой самореализации личности школьника в учебно-познавательной деятельности, так как теперь учитель выступает в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника; в отборе оптимальных методов и приемов, форм, средств организации учебного процесса с учетом индивидуально-творческих возможностей. Увеличивается время на подготовку к уроку.
Важно также определить компоненты, способствующие лучшему усвоению учащимися изучаемого материала и воспитанию целостной, саморазвивающейся, деятельностной личности. Это такие компоненты:
мотивационный компонент, проявляющийся через интерес к различного рода деятельности, осознание ценности данного вида деятельности, отношение к собственной деятельности и её субъектам, принятие творческого характера данной деятельности;
эмотивный компонент, проявляющийся как отношение старшеклассников к деятельности и определяющийся увлеченностью учащихся тем или иным видом деятельности и удовлетворением данным её видом, а также ответственностью за её результат;
когнитивный компонент, проявляющийся как знание учащихся о явлениях окружающей действительности и являющийся конечным результатом как применение и использование полученных знаний в творческой деятельности;
отношением учащихся к проявлению той или иной деятельности и реализующийся в общественно-полезном труде на творческой основе, с учетом собственных возможностей и способностей.

Доступность опыта.
Доступность данного опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями профессионально-трудового обучения (столярное дело) коррекционных школ VIII вида.
Литература:
Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.
Бельчикова О.Е. Педагогическая технология. – Белгород, 1998
Гин А. Приемы педагогической техники. Москва: Изд-во «Вита-Пресс», 1999.
Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательных технологий. – М., «Народное образование», 2001.
Давыдова Г. А. Творчество и диалектика.- М.: Наука, 1976.
Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя.– М., 2001
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.,1986, с.78
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2002
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., «Народное образование», 1998
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996
Япрынцева Е. В. Индивидуальная самоорганизация как фактор творческой идентичности личности. Белгород: Лит. Караван, 2005.