Ана лиз исследования по теме «ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР КАК КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПАТРИОТИЗМА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


«ФОЛЬКЛОРНЫЙ ТЕАТР КАК КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА
ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПАТРИОТИЗМА
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
В настоящее время в процессе совершенствования системы дошкольного воспитания усиливается роль возрождения национальных традиций, самобытности и духовной культуры русского народа. Одним из востребованных направлений воспитания подрастающего поколения становится воспитание патриотических качеств личности средствами этнопедагогики, на материале национального фольклора.
Патриотизм – важнейшее духовное качество личности, представляющее собой симбиоз нравственных качеств личности и совокупность элементов, составляющих само понятие «патриотизм» (преданность и любовь к малой и большой Родине, уважение к истории и культуре своего народа, гордость за его историческое прошлое, сохранение национальных традиций, социальная активность, предполагающая действенную ответственность за судьбу Родины и соотечественников и готовность к их защите. (Понятие «Элементы патриотизма» мы встречали в работах Багдасарова Э., Бондаревской Е., Горбовой М., Коидзе Ж.)
Становление патриотической позиции происходит постепенно, способствуя стремлению человека к обеспечению определённого образа своей жизни, жизни своих детей и государства в котором он живет. В различных сферах социальной жизни личность определяет и реализует те или иные жизненные принципы, вырабатывает собственную стратегию участия, которая может быть более или менее активной и, по возможности, полезной обществу, в котором человек живет, проявляя, таким образом, патриотическую позицию.
Русский фольклор обладает огромными педагогическими возможностями, а о его большом патриотическом потенциале писали многие известные философы, педагоги, музыканты, фольклористы [Волков Г.,Виноградов Г., ]. К. Д. Ушинский подчеркивал целесообразность использования народного опыта в воспитании детей. Он одним из первых сделал попытку приблизить домашнее и школьное воспитание, чтобы школа обучала и воспитывала детей на этнографическом материале, а из учебного заведения выходил человек, знающий отечественную историю, национальные особенности своего народа, уклада жизни, образцы поведения.
Многообразие фольклорных жанров позволяет использовать различные формы и методы, к которым относится и такая форма воспитательной деятельности как детский фольклорный театр, с помощью которой можно осуществлять разнообразное, а в нашем случае патриотическое образование и воспитание подрастающего поколения. В настоящее время воспитание и образование в рамках фольклорного театра поддерживается такими известными педагогами-фольклористами как Т. Картавцева, С. Мерзлякова, Г. Науменко. Фольклорный театр может создать оптимальные условия для формирования в детях различных качеств личности, в том числе и социально значимых, таких как патриотизм.
Сегодня, в силу сложной социально-экономической обстановки в стране, засилья и пропаганды в средствах массовой информации и коммуникации образцов антикультуры, в большинстве семей воспитание патриотизма вовсе отсутствует и формированием подобных знаний занимается система образования и воспитания детей. Отсюда возникает идея заимствовать её из народного воспитания, в котором ребенок может узнать о жизни своего народа, его истории и культурных традициях. Учитывая особенности психологического развития детей дошкольного возраста, важно осуществлять выполнение этих задач в игровой деятельности, а фольклорный театр, в репертуарной основе которого будут лежать произведения детского фольклора, наиболее эффективно поможет осознать и усвоить эту информацию, так как в театральной деятельности органично совмещены многие виды деятельности: игровая, театральная, музыкально-хореографическая, художественная (в случае если дети сами в силах создать предметы театральной бутафории). Практической задачей современного педагога является не просто передача знаний, умений и навыков – большое значение имеет формирование, развитие у ребенка ценностных представлений, побуждение его к самовоспитанию, познанию и самосовершенствованию, усвоение им общечеловеческих ценностей, в том числе воспитание в нем патриотических качеств личности .В процессе патриотического воспитания детей дошкольного возраста можно выделить несколько аспектов:
– раскрытие патриотического потенциала русского фольклора, посредством тех жанров и видов исполнительской деятельности, которые доступны детям дошкольного возраста;
– усвоение дошкольниками патриотических ценностей;
– организация того вида деятельности, который будет способствовать наиболее эффективному формированию и развитию патриотических качеств личности школьника.
Формирование патриотических качеств личности дошкольников может происходить в процессе его творческой самореализации в фольклорном театре, где совокупность содержания, форм и методов работы будет наиболее эффективно способствовать поставленной задаче воспитания элементов патриотизма у дошкольников.
Патриотические ценности формируются условиями жизни людей и целенаправленным воспитательным воздействием на них со стороны семьи, школы и общества, и в структуре воспитательного процесса они должны занимать существенное место.
В фольклоре, наряду с его эстетической, художественной стороной, то есть с теми, которые принадлежат области искусства, есть сферы, охватывающие и другие важные стороны социальной жизни – идеологическую и социальную, которые, так или иначе, содержат нравственные категории, в том числе, патриотические ценности.
Дети дошкольного возраста постепенно входят в мир нравственных ценностей, к которым относится патриотизм. Педагог, как транслятор культуры, приобщая детей к социально-значимым ценностям, должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, подбирая соответствующие формы и методы в процессе воспитания патриотических качеств.
Процесс воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста требует использования разнообразных форм и методов. Форма фольклорного театра с использованием разнообразных методов (сравнения, перспективы и ретроспективы, эмоциональной драматургии, драматизации, исторической реконструкции, словесный, наглядно-слуховой), используемых в педагогике, может способствовать более эффективному процессу воспитания патриотических качеств у детей дошкольного возраста..
Приобщение к русскому фольклору может заложить в ребенке основные понятия о патриотических ценностях русского народа, вызвать в последующем, потребность в социальном самосовершенствовании, которое невозможно без знания истории своей страны, собственных культурных истоков, русских национальных традиций.
Знакомство и приобщение детей с раннего возраста к фольклорным традициям своей страны, родному языку, занятия различными видами народного искусства могут способствовать более глубокому проникновению в духовный мир своего народа, узнать собственную национальную культуру и историю, понять истоки образа жизни и мировоззрения. Через нравственные смыслы, мотивы и идеи, заложенные в русском фольклоре, такая работа будет способствовать воспитанию, формированию социально значимых ценностных качеств личности, а именно, патриотических качеств. Такое воспитание необходимо рассматривать как целостный процесс, последовательно формирующий ребёнка как носителя национальных традиций в контексте патриотических ценностей.