Конспект урока по истории на тему Верования и искусство первобытного человека (5 класс)


Дата ______________________
Урок № 4.
Тема урока: «Верования и искусство первобытного человека»
Цель урока:
Обучающая - создать условия для формирования у обучающихся представления об искусстве и религиозных верований первобытного общества;
Развивающая - продолжить работу по развитию у обучающихся памяти, внимания, культуры речи;
Воспитывающая – создать условия для развития у обучающихся эстетического вкуса, любви к прекрасному, бережного отношения к творениям наших предков, развивать познавательный интерес к мировому культурному наследию, учебному курсу – история Древнего мира.
Форма урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка подготовки к уроку.
Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке мы попадём в интереснейший увлекательный мир – мир древнего человека.
2. Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы с вами изучали жизнь первобытного человека. Давайте вспомним, что мы с вами узнали. Сейчас, чтобы настроиться на дальнейший урок, мы немного вспомним.
Вопросы.
Назовите древнейшие орудия труда. Для чего служило каждое из них?
Когда появился человек разумный. Чем он отличался от древнего человека?
Какие изобретения и открытия были сделаны человеком разумным?
Когда и почему возникла родовая община?

3. Изучение нового материала.
А теперь нас ожидает знакомство с новым материалом. Ребята посмотрите вокруг, как вы думаете,о чём пойдёт сегодня речь?
(Ответ учеников: о жизни первобытных людей, об искусстве и религии древнего человека.)
Цель нашего урока: выяснить какие виды искусства появились в первобытном обществе, как зарождались религиозные верования, в чём это выражалось?
Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.

Рис. Каменная фигурка быка
На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.

Рис. Бизон. Наскальное изображение
Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.
Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.
Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.
Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.

Рис. Глиняная фигурка богини
В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина — шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.
Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.
(Запись в тетрадь)
4. Подведём итог урока.
С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.
Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.
Вопросы и задания
Как вы думаете, с чем связано появление искусства? О чём это свидетельствовало?
Назовите древнейшие формы искусства.
Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?
Как древние люди представляли себе загробную жизнь?
Домашнее задание.
§3 стр. 12-14, творческое задание на выбор: сконструировать украшение первобытного человека из природного материала (ожерелье, бусы, браслеты), нарисовать сцены охоты, рыбной ловли, религиозных танцев или обрядов первобытных людей, сделать макет жилища первобытного человека с элементами пейзажа.