Технологическая карта урока Блюда из овощей. Технология приготовления салатов. Приготовление блюд из ва¬реных овощей.


Класс: 5 класс
Учитель: Шубина В.А.
Раздел: Кулинария.
Тема урока: Блюда из овощей. Технология приготовления салатов. Приготовление блюд из вареных овощей.
Тип урока: комбинированный.
Педагогическая технология: технология развития критического мышления.
Цели:
Предметные: овладение новыми знаниями и технологическими операциями по приготовлению блюд из овощей. Формирование представлений о пользе овощей, сохранении витаминов и их механической обработки, знакомство с технологией приготовления салатов.
Метапредметные: определение последовательности действий. Развитие критического мышления и речи в логике поставленных вопросов. Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Выбор наиболее оптимальных средств и способов решения задачи. Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками при работе в группе.
Личностные: привитие самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; умение работать в команде, обучение рефлексии учебной деятельности. Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.
Техническое оснащение урока: ноутбук, проектор, учебники В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс, кухонное оборудование, инструменты, приспособления, посуда.Ход урока:
«Вызов – осмысление – рефлексия». Технология развития критического мышления
План урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Организационный момент (5 мин)
- Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь, учебник, ручка, карандаш и дневник.
Итак, начнем урок. Проверяют свою готовность к уроку. Р- волевая саморегуляцияЛ- смыслообразованиеК- планирование сотрудничества
1 Стадия вызова (Постановка учебных задач)
В. Как вы думаете, почему мы употребляем в пищу блюда из овощей?
В. Какое холодное блюдо чаще всего готовят из овощей?
В. Определите, какая будет тема урока?
Итак, тема нашего урока «Блюда из овощей. Технология приготовления салатов»
Обсудите в парах и дайте определение слова САЛАТ.
Проверьте по учебнику правильные ли у вас были мнения и запишите определение в тетрадь
Перечислите, какие продукты вы принесли сегодня на урок? Какой салат из них можно приготовить и почему вы так думаете?
Сегодня мы будем готовить винегрет.
Кто знает, что означает слово винегрет?
Одной из обучающихся было дано домашнее задание, найти информацию и составить краткую историческую справку про винегрет.
Ответы обучающихся: Они полезны. В них содержится много витаминов.
Ответы учащихся: Салаты.
Ответы учащихся: Блюда из овощей. Салаты и их приготовление.
Учащиеся записывают тему: «Блюда из овощей. Технология приготовления салатов»
??? Обсуждение в парах. Подготовка ответа.
Ответы: Это набор нарезанных продуктов и т.д.
Записывают определение понятия салат в тетрадь.
Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких овощей, а также из овощей в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и т.д.
Ответы: Винегрет. Потому, что в состав блюда входит вареная свекла.
Доклад ученицы: Винегрет - от французского 'винегр', что означает 'уксус'. В буквальном переводе слово 'винегрет' означает 'уксусный салат'.
В России первоначально так называли окрошку без кваса, но с добавлением уксуса. Впоследствии этим словом начали обозначать холодное кушанье из мелко нарезанных овощей, мяса или рыбы с острым соусом, иными словами - нечто вроде салата, обязательно со свеклой (вареной)…… П- работа с информацией, распознавание объектов
Л- самоопределение внутренней позиции
К- речевая деятельность, инициативное сотрудничество
Р- инициативность и самостоятельность
Повторение изученного материала (5 мин)
Выполнить тест по теме «Правила ТБ при работе с ножом»
Осуществить самопроверку по предложенному алгоритму. Оценить свою работу.
В. Как вы считаете, понадобятся ли вам эти знания сегодня на уроке? Учащиеся выполняют тест. Проводят самопроверку и выставляют отметку за работу.
Ответ учащихся: Да. П - распознавание объектов)
Р - самооценка и самоконтроль
III. Актуализация знаний (10 мин)
В. Как вы думаете, что вам необходимо знать, чтобы справиться с данным заданием?
В. Давайте попробуем разобраться, что нам нужно знать, чтобы приготовить данное блюдо? (Составление кластера на доске).
В. Какие задачи мы поставим для изучения данной темы?
Ученики составляют кластер устно.
Составление кластера

Винегрет
Какие продукты нам понадобятся?
Какое необходимо оборудование?
Технология приготовления (рецепт)
Как украсить?
Как сохранить?
Как сохранить пользу овощей?
Винегрет
Какие продукты нам понадобятся?
Какое необходимо оборудование?
Технология приготовления (рецепт)
Как украсить?
Как сохранить?
Как сохранить пользу овощей?

Обучающиеся определяют цели урока. П - выполнение логических операций, работа со знаково-символическими средствами, распознавание объектов
Р - выбор метода решения проблемы)
Л - способы решение проблем для достижения результатов
2. Стадия осмысления. Открытие нового (15 мин)
Задание: Составьте кластер. Фиксируя только самое главное (Учащиеся работают в группах с материалом учебника).
Задание 1: Обсудите в группе, выберете на ваш взгляд самое главное, и создайте кластер
Задание 2: Представьте результат своей работы.
Сравните то, что у вас получилось с материалом слайда, все ли вы учли. Оцените работу каждого участника, в зависимости от его вклада
Задание: Учащиеся работают в группах с материалом учебника.

1 группа. Правила сохранения витаминов в овощей (стр. 129).
2 группа. Механическая обработка овощей
(стр. 131-132).
3 группа. Технология приготовления салатов
(стр. 135-136).
Каждая группа рассказывает о том, что нового узнали. Все учащиеся записывают главную мысль.
Учащиеся проверяют сделанную работу по предложенному образцу. Выставляют отметки каждому участнику группы. П - работа с информацией,
выполнение логических операций, распознавание объектов
К - навыки сотрудничества
Л - оценивать свои поступки и действия других
Р - самооценка и самоконтроль
Физкультминутка
Мы много писали, устали. Теперь проверим, хорошие ли мы исполнители? Я буду давать команды, а вы их выполнять. Даются команды на активизацию мышц рук, головы, глаз и т.д. Например: посмотрите вверх; посмотрите на соседа слева; помашите соседу, сидящему за вами и т.п. Выполняют упражнения для двигательного аппарата, рук и глаз. Р - волевая саморегуляцияIV. Практическая работа. (30 мин)
Инструктаж учителя.
В. Вы будете готовить винегрет, как на ваш взгляд он должен выглядеть.
В. А что значит красивый салат?
Показать видео материал о правильной нарезке овощей и оформлении салатов (видео фильм).
Распределение обязанностей в бригаде. Все учащееся делятся на поваров, официантов, посудомойщиков. Каждый несет ответственность за свой участок работы и при этом оказывает помощь всем участникам команды.
Учитель напоминает о соблюдении правил Т. Б.
Задание 1: Приготовить винегрет овощной. Соблюдая рецептуру. Стр. 187 (учебник)
Задание 2: Провести дегустацию.
Задание 3: Убрать за собой рабочие места. Ответ: Он должен быть не только вкусным, но и красивым.
Ответ: Аккуратно нарезанный и украшенный.
Учащиеся просматривают видеоматериал.
Учащиеся выполняют практическую работу (приготовление винегрета) согласно распределенным обязанностям.
Учащиеся проводят дегустацию и убирают за собой рабочие места.
П - работа с информацией,
установление аналогий,
рефлексия учебной деятельности
Р - инициативность и самоконтроль, формирование результатов собственной деятельности
К - планирование и инициативность в общей деятельности и сотрудничество
Л - сформированность мотивации деятельности
3. Рефлексия. Целостное осмысление и обобщение полученной информации (10 мин).
Домашнее задание
Сегодня вы приготовили винегрет по – классическому рецепту. Найдите другие рецепты винегрета. Учащиеся находят информацию в любых доступных для них источниках (интернет, книга, родители и т.д.) П - поиск дополнительной информации
Подведение итогов урока
Контрольные вопросы (СЛАЙД 13)
Критерии оценки практической работы
оценка 5 Хорошая работа и наличие формы (фартук и косынка).
оценка 4 Хорошая работа и отсутствие формы.
оценка 3 Недочеты в работе. (СЛАЙД 14) Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала. Внутренне ставят себе оценку и оценку своим товарищам.
Определяются и фиксируют ожидаемую отметку. (Итоговая отметка получается из средней арифметической за все виды деятельности на уроке). П - рефлексия учебной деятельности
Р - оценка собственной деятельности
3. Рефлексия. Целостное осмысление и обобщение полученной информации. Создание «Синквейна»
А сейчас придумайте «Синквейн» на тему, которую мы разобрали на уроке. Синквей –(франц) пятистишие по заданной теме.
Знакомство с синквейном. Учитель вместе с обучающимися пишет синквейн на тему ВИНЕГРЕТ. Учащиеся составляет синквейн.
Винегрет
Вкусный, полезный
Варили, нарезали, украшали
Это очень полезное блюдо
Салат Р - достижение и осмысление цели урока
П - самостоятельная творческая деятельность
К - речевая деятельность
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ: Вставьте пропущенное слово.
Передавать нож (вилку) только ручкой ……
Резать только на специальной ………..
Не поднимать нож …….. над разделочной доской.
Пользоваться ножом ………..
Работать ……….. заточенным ножом.
(Ответы 1 – вперёд; 2 – разделочной доске; 3- высоко; 4- осторожно; 5- хорошо).