Конспект урока по математике на тему: «Дециметр»

Цель:
Мотивировать учащихся к учебной деятельности на уроке посредством «яркого пятна».
Определить содержательные рамки урока: величины, сложение и вычитание круглых чисел.

Организация учебного процесса на этапе 1.

Цель:
Актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить величины, соответствующие мерки, приемы сложения и вычитания круглых чисел.
Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, обобщение, аналогия, абстракция.
Зафиксировать необходимость введения новой мерки.

Организация учебного процесса на этапе 2.


Цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения новой мерки.
Согласовать цель и тему урока.

Организация учебного процесса на этапе 3.

Цель:
Организовать коммуникативное взаимодействие для введения
новой единицы измерения.
Зафиксировать «появление» новой мерки.

Организация учебного процесса на этапе 4.

Цель:
Зафиксировать во внешней речи новый способ действий.

Организация учебного процесса на этапе 5.





Тема: «Дециметр»

Основные цели:
Повторить величины, соответствующие им мерки, алгоритм сложения и вычитания круглых чисел, закрепить умение решать текстовые задачи.
Сформировать способность к преобразованию именованных чисел, формировать умение применять полученные знания при решении примеров и задач.
Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, обобщение.

Демонстрационный материал:
Иллюстрация попугая;
Названия изученных величин;
Эталон для самопроверки.
Мерка длиной 1см
Полоски бумаги разной длины

Ход урока:

Самоопределение к учебной деятельности (2 минуты)

- Ребята, вы любите загадки? Отгадайте одну.
Птичка в клеточке сидит
И с тобою говорит,
Ей секрет не доверяй,
Разболтает ...
(Попугай)

- Молодцы! Вы не просто отгадали загадку, вы узнали имя нашего сегодняшнего гостя.
- Вам знаком этот попугай? ( Он из мультфильма «38 попугаев».)
- Чем же он вам так запомнился? (Он придумал, как можно измерить рост удава)
- И как же? (Попугай помог удаву, сказав, что его рост можно измерить попугаями)
- И каков же его рост? (38 попугаев)
- А чем еще можно измерить рост удава? (5 мартышек, 2 слоненка)
- Как же так, один и тот же удав, а результаты разные? (Мерки разные)
-А среди вас есть ли любители что-нибудь измерять?
- Хотите ли вы этим сегодня вплотную заняться? (Да, хотим)
- Но для этого нужно иметь необходимые знания. Как вы думаете, что нам сегодня на уроке пригодится?
( Надо вспомнить величины, мерки, уметь их сравнивать, складывать и вычитать; вспомнить, как нужно правильно измерять)
- Так давайте этим займемся! Вам хочется? Тогда, в добрый путь!


Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности (6 – 8 минут)


- Ребята, посмотрите, попугай к нам прилетел, да не с «пустыми руками». У него в клювике ребус! Вы умеете решать ребусы?




- Что это за слово? (Так называлась первая единица измерения длины)
- Точно, теперь понятно, почему попугай об этом заговорил.
- А другие единицы измерения длины вы помните? (Сажень, ладонь, )
- Найдите «лишнее» слово:
локоть, сантиметр, длина, шаг
(Длина, так как это величина, а остальные слова мерки)
- Почему длина является величиной? (Ее можно измерить, выразить числом, сравнить)
- А среди оставшихся какое слово может быть «лишнее»?
(Сантиметр, так как это современная мерка)
- Совершенно верно, вот у каждого из вас на столе лежит мерочка длиной в 1 см.

- Начертите отрезок, длина которого 10 см.
- Ребята, вы молодцы! Вы уже очень много вспомнили, и я думаю, что и попугай доволен нашей работой.
- Интересно, а считать попугай хорошо умеет?
- Вот какое, к примеру, самое маленькое двузначное число? (10)
- Давайте посчитаем десятками, т. е. круглыми числами:

10, 20, 30, 100
- Какое число здесь «лишнее»? (100, т. к. оно трехзначное)
- Из каких частей можно собрать целое 100?
10 + 90 = 100
20 + 80 = 100 и т. д.
- Как вы рассуждали, складывая круглые числа? (Называли количество десятков и складывали как однозначные числа, а потом приписывали 0)


Вывешивается эталон:

Д + Д = Д = 0

- Замечательно. Что же мы сейчас повторили? (Сложение и вычитание круглых чисел)

-А теперь следующая работа. Внимание! Попугай тоже должен приготовиться выполнить это задание.
Практическая работа:
измерьте, пожалуйста, ширину тетрадки;
ширину стола, используя имеющуюся мерку

- Мы с попугаем справимся за 1 минуту. А вы справитесь? Результаты нужно внести в таблицу. Рассмотрите ее, все ли понятно?


ширина

тетрадь


стол




- Если закончите раньше, дайте нам знать. За дело, время не ждет!
Возникает соревнование между учениками, между учениками и учителем

- Стоп! Время вышло. Положите мерки, карандаши.

- Сверим наши результаты.
- Чему равна ширина тетради? (15 cм)
- У всех 15? Здорово! Молодцы!
- А какова ширина стола? («У меня – 94 см», «У меня – 86», «А я не успел, мало было времени», « Я не успел, потому что было неудобно считать такой маленькой меркой», «Мерка маленькая»)
- А у нас с попугаем получилось, и мы все успели.
Несколько табличек с разными результатами фиксируются на доске.

Постановка проблемы (2 минуты)

- Чем же мы сейчас занимались? (Измеряли ширину стола и ширину стола)
- Все ли у вас получилось? Когда, в каком месте возникло затруднение? (Когда стали измерять ширину стола, она большая, а мерка маленькая; было очень неудобно, долго.)
- Что же нам делать? (Надо придумать новую мерку)
- Какую цель для себя ставим мы сегодня на уроке? (Узнать новую мерку, большую, чем сантиметр, чтобы было удобно измерять большие длины)
4. Проектирование и фиксация нового знания (10 – 11 минут)

- Ребята, посмотрите, у вас на столе есть полоски бумаги. Попробуйте создать такую мерку, чтобы вам было удобно измерять ширину стола, а потом измерьте ею.

Ребята самостоятельно определяют мерку, измеряют ширину стола.

- Расскажите о результатах ваших исследований. («У меня получилось см», «А у меня » )

- Что-то это мне напоминает нашего героя – попугая. Разве может так быть: столы у всех одинаковые, а выразили вы это разными числами? (Мерки то у всех разные)
- Какой же должна быть новая мерка? Сколько же сантиметров может составлять большая единица? (Выслушиваются мнения учащихся)
- Может вам поможет укрупненная единица счета? (Десяток, десяток сантиметров)
- Значит, 10 см = 1 Как же назвать эту новую мерку? (Ребята придумывают название новой мерке)
- Интересно. Но учеными предложено единое название для всех стран: дециметр. Есть и единое обозначение: «дм». Значит, 1 дм есть 10 см.
- Теперь вы можете определить тему сегодняшнего урока? ( Дециметр)
- Что же мы узнали о новой более крупной мерке?
(Что 10 см = 1 дм)

Ученикам раздаются новые мерки длиной в 10см.
- А теперь выполните предыдущее задание, измерьте ширину стола.
- Какие получились результаты? Молодцы!
- Вы поняли, как измеряли мы с попугаем, ведь у нас все получилось?

Первичное закрепление ( 6 минут)

- Итак, 1 дм – это ?
- А 2 дм? (20 см)
- Почему? ( Потому что 10 см повторяются 2 раза: 10 + 10 = 20 см)
- А 3 дм?
- Хорошо, что же вам помогло так быстро выразить дециметры в сантиметрах? (Мы уже умеем складывать круглые числа)
- А теперь откройте учебник на странице 52, №1.Давайте продолжим, нужно количество дециметров выразить в сантиметрах.
С подробным доказательством дети комментируют выполнение задания.
4 дм = 40 см, т. к. в 1 дм - 10 см, а в четырех – 10+10+10+10= 40 см и т. д.

- Ребята, а правильно ли, что между двумя наименованиями стоит знак «=»?
(Да, мы крупные единицы превратили в мелкие)
- Рассмотрите задание №2. Как нужно рассуждать здесь?
50 см = дм
10 см = дм
(Здесь, наоборот, мелкие единицы нужно заменить крупными)
- Правильно, это называется укрупнением.
- Итак, 50 см = ? дм
- Сколько раз здесь укладывается дециметр? Десяток? (5 раз)
10 см =дм (1 раз)
70 см = ... дм (7 раз)
- Что вы замечаете? (Называя в именованном числе, выраженном в сантиметрах количество дециметров, мы выделяем десятки.)
- Почему? (Потому что дециметр – есть десяток сантиметров)
- Закончите выполнять задание №2 в парах, рассуждая и объясняя друг-другу вслух.

- Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? ( Дециметр, это есть 10 см.)
- А чему еще научились? (Укрупнять и превращать в мелкие мерки, т. е. преобразовывать)

- Молодцы! А теперь давайте отдохнем, вспомним песенку про любознательных из мультфильма «38 попугаев»

Физ.мин.

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону (7 минут)

- Отдохнули?
- Хотите проверить свои знания? И попугаю не терпится поработать с новыми мерками.

7 дм = см
20 см = дм
30 см = дм
9 дм = см

- Закончили? Давайте проверим. Ребята, я посмотрела, как выполнил задание попугай. У него все верно, на его работу можно равняться. Настоящий эталон!






-





- Проверьте, будьте очень внимательны! Отметьте «+» все правильные ответы, «?» - неправильные.
- Кто поставил себе 4 «+»? Молодцы!
- У кого остались вопросы? Почему? В каких случаях? Что ты забыл?
- Что надо помнить, чтобы не допускать больше ошибок? (1 дм = 10 см; превращая в сантиметры, называем количество единиц, превращая в дециметры, называем количество десятков)


Включение в систему знаний и повторение (6 минут)

- Ребята, интересно вам на уроке?
- Что нового вы узнали, чему научились?
- А зачем нам это нужно? Что, мы так и будем в жизни все время превращать: сантиметры в дециметры, и наоборот? (Это нужно будет, чтобы измерять большие длины; при решении задач может встретиться)
-Давайте попробуем решить одну такую задачу: С. 52, №3, в.
«На урок труда Оля принесла 9 дм тесьмы, а Катя – 80 см. Кто принес больше тесьмы, Оля или Катя? Почему?»
- Как вы думаете? Обоснуйте свои ответы.
Выслушиваются разные мнения учеников. Далее, под руководством учителя, комментируется запись на доске и в тетради.

9 дм = 90 см
90 см > 80 см
Значит, у Оли больше тесьмы.
- Что еще можно узнать по этому условию? (Целое, разницу)
- Найдите удобным способом целое. (9 дм + 8 дм = 17 дм)
- А разницу? (9 дм – 8 дм = 1 дм)
- Сравнивать и находить разницу – это тема будущего урока.






Рефлексия учебной деятельности (3 минуты)

- Вот и подходит к концу наш урок. Вам было интересно сегодня на уроке? - Что особенно вам понравилось?
- Что нового узнали?
- Где было очень трудно? Почему? Что нужно помнить, чтобы не совершать больше ошибок?
- А что было очень легким?

- А сейчас приготовьте, пожалуйста, новые мерки, которые вы получили на уроке. Вы помните, как она называется, и что обозначает?
- Эти полоски нужно раскрасить в 3 цвета: или в красный, или в зеленый, или в желтый. Узнаете, эти 3 цвета? Если во время урока у тебя возникали вопросы, но ты старался во всем разобраться, закрась полоску в желтый цвет. Если остались вопросы, ты еще не уверен в себе до конца, «подавай сигнал» красным цветом. А если тебе все понятно, нет вопросов, значит, тебе «открыты все дороги», закрась полоску зеленым цветом. Итак, за дело!
-А теперь давайте из этих мерок построим длинную дорожку для попугая, пусть теперь он измеряет длину дорожки с помощью новой мерки, которая называется и обозначает .
- У попугая есть интересное задание, и вам дома предлагаю решить одну задачу на выбор: №3 .
- Урок окончен, вы – молодцы!






















Цель:
Тренировать способность к самоконтролю по эталону.
Проверить умение пользоваться разными мерками; умение преобразовывать.

Цель:
Повторить и закрепить способы преобразования именованных чисел.
Повторить алгоритм решения задач.

Цель:
Оценить результаты собственной деятельности.
Согласовать домашнее задание.
Зафиксировать содержание нового материала, изученного на уроке.





фут

Эталон для самопроверки

7 дм = 70 см 1 дм = 10 см
20 см = 2 дм
30 см = 3 дм
9 дм = 90 см