Конспект интегрированного занятия по математике в старшей разновозрастной группе «Путешествие в Формакодонию»


Конспект интегрированного занятия по математике в старшей разновозрастной группе «Путешествие в Формакодонию»
Цель: Формирование математического мышления, развитие логики.
Задачи:
-Упражнять детей в счёте в пределах 10(порядковом, прямом, обратном), умении ответить на вопросы «который?», «какой по счёту?»;
-Продолжать упражнять в умении распределять числа в порядке возрастания;
-Продолжать упражнять в решении арифметических задач.
-Закрепить цвета: серый, тёмно-зелёный, светло- зелёный, голубой, оранжевый;
-Закреплять названия геометрических фигур и умение составлять изображение предметов из геометрических фигур;
-Закреплять знания транспортных средств.
-Развивать навыки ориентировки на листе бумаги;
-Развивать слуховое и зрительное внимание, речь, память и логическое мышление;
-Развивать конструктивные и творческие способности;
-Воспитывать интерес к математическим знаниям;
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материал и оборудование: геометрические фигуры для сборки ракеты и листы чёрного цвета; чистые листы А4 по количеству детей и цветные геометрические фигуры; мяч; карточки с математическими задачами; вагончики под номерами; образец аппликации - кукла Мальвина; набор геометрических фигур, клей, кисти, салфетки, сладкие призы для детей; аудиозапись: релаксация – звуки весны, звук ракеты, самолёта, машины, поезда.
Содержание организованной деятельности детей
1.Организационный момент.
В-ль: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся с ними, улыбнёмся.
А теперь возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, закройте глаза (играет музыка), подумайте о том, что на улице весна – самое прекрасное время года, когда кругом всё распускается, зеленеет, летают бабочки, дует тёплый ветерок, светит солнышко, и настроение у нас от этого тоже весеннее и прекрасное. Вдохнули полной грудью и открыли глазки.
Ребята, я хочу пригласить вас в путешествие по стране Формакодонии. Эта страна находится очень далеко. Мы туда отправимся не одни, нас будет сопровождать один очень хорошо вам известный человечек. А кто это, узнаете, если отгадаете загадку:
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку,
Знают все без исключений.
Он любитель приключений
Легкомысленный бывает,
Но в беде не унывает
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он!
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с………..
Дети: Буратино!
( Входит Буратино – Артём П.)
Буратино: Здравствуйте, ребята! Можно и мне отправиться с вами в это путешествие?
Дети: Да.
В – ль: Ребята, эта страна большая и мы будем путешествовать по ней на разных видах транспорта. Нам надо отгадать загадку, чтобы узнать, на чём отправимся в далёкое путешествие.
Чудо – птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд (ракета)
Ракета, это какой вид транспорта?
Дети: Воздушный.
Задание: Собрать ракету из геометрических фигур по образцу.

В–ль: Молодцы, справились с заданием. Теперь закрываем глаза, руки вверху конусом, начинаем отсчёт: 1, 2…10 – пуск! Приземлились на станции « Игра»
Бросаю ребёнку мяч и задаю вопрос.
- В пустом стакане есть орехи?
-Снег идёт летом?
- У квадрата есть углы?
- Суп едят вилкой?
- Дерево выше, чем куст?
- Морковь бывает синяя?
- Сколько ног у осьминога?
- Берлога медведя на ветке?
- Сколько хвостов у 5 коров?
- Из какой посуды нельзя ничего съесть?
В – ль: Молодцы, хорошо отвечали. Продолжим наше путешествие.
Вот стальная птица в небеса стремится,
А ведёт её пилот, что за птица? (самолёт)
Это какой вид транспорта?
Дети: Воздушный.
В-ль: Завели моторчики – летим. Прилетели. Станция «Волшебные фигуры». Как можно назвать эти фигуры?
Дети: геометрические.
В-ль: Ребята, скажите, какая геометрическая фигура находится в центре? (розовый квадрат) Какая фигура находится в левом верхнем углу? (жёлтый круг) В правом нижнем углу? В правом верхнем углу? А какая в левом нижнем углу?
Задание: Посмотрите ещё раз внимательно на расположение фигур. А теперь выложите такие же геометрические фигуры на своих листах.
Молодцы!
В-ль: - Ребята, Буратино предлагает вам вместе с ним немножко отдохнуть.
Физминутка « Буратино»
- Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел?!
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать!

А сейчас новая загадка:
От причала оттолкнулся и поплыл,
Поплыл вперёд, что же это? (пароход)
В-ль: Верно, пароход. Это какой вид транспорта?
Дети: Водный.
В-ль: Мы приплыли на станцию « Математические задачки». Давайте, попробуем их решить.
Задачи:
3 яблока было у Коли.
5 дали товарищи в школе.
Яблок сколько всего
Стало, друзья, у него? (8)
Что так начало греметь?
Ульи строит наш медведь.
Ульев сделал он лишь 7
На 2 меньше, чем хотел.
Сколько ульев хотел сделать мишка? (9)
4 спелых груши
На веточке качалось.
2 груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2)
У Маши было 5 конфет.
2 он съела.
Сколько конфет осталось у Маши? (3)
3 пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке,
Тут одна к ним прибежала.
Сколько вместе кошек стало? (4)
В-ль: Отправляемся дальше.
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок (поезд)
Это какой вид транспорта?
Дети: наземный.
В-ль: Правильно, наземный. Давайте изобразим паровозик.
Чух-чух-чух, пыхчу, ворчу (дети встают в колонну друг за другом, делают круговые движения согнутыми в локтях руками.)
Стоять на месте не хочу (стоя на месте, попеременно поднимают ноги)
Колёсами стучу, стучу (топают ногами)
Колёсами верчу, верчу (двигаются друг за другом по комнате)
Садись скорее, прокачу, (движение по комнате продолжается)
-Чу-чу-чу-чу! (поезд останавливается)
Воспитатель выставляет на стол паровоз и просит детей прицепить вагоны по порядку. (10 вагонов)

В - ль: Молодцы! Ребята, сосчитайте, сколько вагонов в нашем цветном поезде? (дети считают про себя, спрашиваю одного ребенка; его ответ 10).
- Скажите, какого цвета вагончик, который следует за четвертым вагоном? (ответ детей: светло-зеленый) – Какого цвета восьмой вагончик? (ответ детей: голубой) – А шестой вагончик какого цвета? (ответ детей: серого)В - ль: Ребята, каким по счету вагончик, который следует между 6 и 8 вагонами? (ответ детей: 7)
- Какой номер у вагона, который стоит перед 3 вагоном? (ответ детей:2)
В-ль: Молодцы! Наше путешествие продолжим на…
Четыре колеса
Резиновые шины,
Мотор и тормоза…
И что это? (машина)
Это какой вид транспорта? (наземный)
Давайте возьмём в руки руль и поехали..Стихотворение « Мы шофёры»
Едем, едем на машине
Нажимаем на педаль,
Смотрим пристально мы вдаль.
Газ включаем, выключаем,
Дворники счищают капли –
Вправо, влево – красота.
Волосы ерошит ветер.
Мы шофёры хоть куда!

Вот и конечная станция нашего путешествия «Художественная мастерская» в стране Формакодонии. Наш гость Буратино просит составить портрет его подружки Мальвины из геометрических фигур.
Рассмотрите образец куклы Мальвины. Какие фигуры потребуются для работы? Какой формы голова у Мальвины? Из какой фигуры сделано платье? Из чего состоят бант и руки?
Самостоятельная работа.
Дети самостоятельно наклеивают куклу.
Буратино рассматривает работы детей.

- Ребята, вы молодцы! Я приготовил вам сладкие призы – конфеты. А чтобы узнать, хватит конфет или нет, надо посчитать конфеты и детей.
Дети определяют, что всем хватит конфет по одной. Благодарят Буратино.
В-ль: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Полетим на ракете, закрываем глаза, руки вверху конусом, начинаем обратный отсчёт: 10,9,8………..1.пуск! Открываем глаза, вот мы и дома.
Итог занятия: Скажите, где мы с вами сегодня побывали? Вам понравилось? А что вам понравилось больше всего? Какие задания вам показались лёгкими, а какие трудными?
Литература:
1.Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в старшей группе детского сада. М.: Мозаика – Синтез,2009.
2.Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Ярославль: « Академия развития»,1998.
3.Расскажи стихи руками.
4.Колесникова Е.В. Математика для детей 4-5 лет (5-6 лет). М.: Сфера,2004.
5.Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. М.: Изд. «Знание», 1993.
Самоанализ интегрированного занятия.
Тема занятия: «Путешествие в Формакодонию»
Интеграция образовательных областей: "Познание", "Коммуникация", "Художественное творчество".Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная.В ходе занятия реализовывались следующие задачи:
-Упражнять детей в счёте в пределах 10(порядковом, прямом, обратном), умении ответить на вопросы «который?», «какой по счёту?»;
-Продолжать упражнять в умении распределять числа в порядке возрастания;
-Продолжать упражнять в решении арифметических задач;
-Закрепить цвета: серый, тёмно-зелёный, светло- зелёный, голубой, оранжевый;
-Закрепить названия геометрических фигур;
-Развивать навыки ориентировки на листе бумаги;
-Развивать слуховое и зрительное внимание, речь, память и логическое мышление;
-Развивать конструктивные и творческие способности;
-Воспитывать интерес к математическим знаниям;
-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Организационная деятельность, подготовка к занятию
Занятие осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи. На каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие. Организационный прием «Звуки весны» был направлен на развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений как внутри детского коллектива, так и между воспитателем и детьми.
Выполнение СанПинов к проведению занятия.
Длительность занятия соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 20-25 минут (с учетом разного возраста детей). Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. Занятие динамичное, оно включает шесть приемов, которые предусматривают быструю смену деятельности. Собирали ракеты по образцу. Играли с мячом, отвечая на вопросы. Выкладывали геометрические фигуры на листах по памяти. Решали математические задачи. Перемещения по комнате и смена деятельности позволила детям избежать утомляемости.Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и логическое мышление – все это способствовало эффективности занятия, повышению познавательной и мыслительной деятельности. Приемы на занятии носили игровой характер, были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых воспитатель побуждал детей к самостоятельной деятельности, применению накопленного опыта. Специфика работы с детьми разновозрастной группы и разного уровня подготовленности отражалась в личностно-ориентированном подходе. Старшим детям и тем, которые более длительное время посещают группу, задавала более сложные вопросы. Робких детей подбадривала, хвалила, чтобы закрепить у них ситуацию успеха. Во время занятия отрабатывались навыки поведения детей (умение выслушивать ответы других, внимательно слушать задания и т. д., поведение детей на занятии регулировала и направляла, поддерживала у детей интерес к занятию на протяжении всего времени. Итог занятия был организован в виде игровой проблемной ситуации «Портрет Мальвины». Детям предлагалось самостоятельно составить портрет Мальвины из геометрических фигур. С чем они справились хорошо.Я считаю, что поставленные программные задачи в ходе занятия были решены.