Конспект интегрированного занятия по ИЗО в старшей группе «Там, где осень прошла по дорожке»



Бартусевич Людмила Васильевна воспитатель I-категории
КГУ «Полудинский детский дом» с. Полудино, район М. Жумабаева
Северо-Казахстанская область, т. 87056219873

Конспект интегрированного занятия по изодеятельности
в старшей группе.
Тема: «Там, где осень прошла по дорожке».
Программное содержание: расширить знания детей о природных изменениях осенью, учить называть приметы осени, использовать для её описания образные слова и выражения. Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования
«печатанье листьями, цветами». Формировать умение коллективно, творчески решать, согласовывать свои действия друг с другом. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности, аккуратность.
Словарная работа: перелётные, флористика, пейзаж, панно.
Билингвальный компонент: кұз - осень, орман - лес, көкөністер - овощи, жемістер - фрукты, пияз - лук, қырыққабат - капуста, сәбіз - морковь,қызылша - свёкла, қызанак - помидор, қияр - огурец, жұзім - виноград, алма - яблоко, алмурт - груша, алқоры - слива, шабдалы – персик.
Ход занятия: на фоне музыки Бетховена «Лунная соната» дети входят в зал.
Воспитатель: Солнышко усталое,
Скупо греешь ты,
Жёлтые да алые кружатся листы.
В шелесте, да в шорохе
Наш осенний сад,
На дорожках ворохи
Пёстрые лежат
Дети, кто скажет, кто знает, когда это бывает?
Дети: Осенью.
Воспитатель: Да, осенью.
Закружил осенний лист и упал под ноги.
Кто же золотом решил вымостить дороги?
Дети: Осень!
Воспитатель: Да, правильно, осень – кұз (называют осенние месяца на русском и казахском языках). Сегодня мы с вами отправляемся на прогулку искать следы осени. Куда мы отпраляемся вы должны отгадать. Сли отгадаете загадку, окажетесь в необычном месте. Итак, вы готовы?
На горе шумит,
А под горой молчит.
Дети: лес – орман.
Воспитатель: Дети, дорога в лес лежит через наш огород, весной мы посадили там грядки с чем?
Дети: С овощами. Көкөністер.
Воспитатель: Назовите, какие овощи растут на нашем огороде.
Дети: лук - пияз, капуста – қырыққабат, морковь - сәбіз. свёкла - қызылша, помидор - қызанақ, огурец - қияр.
Воспитатель; А в саду что поспевает:
Дети: Фрукты! Жемиістер. Виноград - жұзім, яблоко - алма,груша - алмурт, слива - алқоры, персик -шабдалы.
Воспитатель: А когда овощи поспевают?
Дети: Осенью.
Воспитатель: А какая осень на вкус?
Дети: Сладкая, кислая, горькая, терпкая и т.д.
Воспитатель: А теперь изобразите, как вы едите сладкое яблоко, горький лук, кислый лимон. (Дети выполняют задание педагога).
Воспитатель: Как вы думаете. Овощи уже поспели? Давайте заглянем на огород. Ребята, здесь пусто, ничего нет. Где же овощи?
Раздаётся звук трещётки. Входит огородное чучело.
Чучело: Ага! Вот вы где! Попались? Так это вы утащили весь урожай с моего огорода, съели его, а теперь морщитесь?
Воспитатель: Дети, объясните Чучелу, куда делся урожай с огорода.
Дети: Люди убрали.
Чучело: Значит я зря вас обидело? Простите меня.
Воспитатель: Дети, мне очень жаль Чучело, оно такое грустное. Как его развеселить? (Дети читают Чучелу стихи про осень).
1 ребёнок: Листья солнцем напитались,
Листья солнцем пропитались.
Налились, отяжелели
Потекли и полетели.
Ветер золото кружит,
2 ребёнок: Золотым дождём шумит.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в луже ножки.
Льют дожди и нет просвета,
Солнце затерялось где-то.
Ходит осень, бродит осень,
Листья с клёна ветер сбросил,
Под ногами коврик новый –
Жёлто-розовый, кленовый.
Чучело благодарит детей за стихи и уходит.
Воспитатель: Продолжим нашу прогулку. Вот и очутились мы в осеннем лесу. Посмотрите, сколько здесь деревьев и растений. Какие деревья растут в лесу? А какие деревья растут на нашем участке. Какие листья на деревьях? Почему многолистьев лежит на земле? Как называется это явление? Какое небо осенью в ясную и хорошую погоду? А в пасмурную? Что происходит с травой? (Дети отвечают на вопросы педагога).
Воспитатель: Давайте присядем на траву и отдохнём. А вы знаете, что у осени бывает также как и у вас разное настроение? Послущаете музыку и скажите, какую осень вы сейчас себе представляете? (Звучит спокойная красивая музыка).
Воспитатель: Какая это осень? (золотая). Почему? (Звучит следующа музыка дождя, холодных ветров). А это какая осень? (поздняя, глубокая). Почему?
Дети, а что растёт в лесу? А кто живёт в лесу? Осенью птицы собираются и улетают в тёплые края. Как называют таких птиц? Назовите птиц, которые остаютя к нас зимовать. А как животные готовятся к зиме? Поможем диким животным заготовить запасы на зиму?
(Выставляет картинку ежа под яблоней).
Ежу нужно собрать яблоки с земли. Сколько он собрал яблок с земли? Где больше яблок на земле или у ежа? Насколько больше, меньше? Сколько всего яблок? (Дети отвечают на поставленные вопросы).
Воспитатель: Посмотрите, какое необычное животное идёт к нам навстречу. Кто это? (лисёнок). Почему он необычный?
Дети: Потому, что он состоит из геометрических фигур.
Воспитатель: Из каких геометрических фигур? Назовите их цвета. (Ответы детей).
Воспитатель: Дети, а что лежит на земле? (листья). Давайте соберём листочки и представим, что мы с вами деревья.
(дети берут по два листочка в руки)
Берёзы косы расплели
(наклоны головы к плечам, ноги на ширине плеч).
Руками клёны хлопали
(руки в стороны до уровня плеч, опускаем их, хлопаем себя по коленям).
Ветра холодные пришли
(махи руками над головой из стороны в сторону, изображая деревья).
И тополя затопали
(одновременно с движением рук топают ногами).
Поникли ивы у пруда
(наклоны вперёд, спина сгорблена, расслабленные руки касаются пола).
Осины задрожали
(трясут кистями рук).
Дубы огромные всегда
(потянулись вверх, встали на носочки).
Как будто меньше стали
(присели на носочках, подняв пятки, колени вместе, руки на коленях).
Все присмирело, съёжилось, поникло, пожелтело
( в приседе округлили спину, пригнули голову к коленям, обхватив их руками).
Лишь ёлочка зелёная к зиме похорошела
(выпрямились, вращаем туловище вокруг своей оси, руки двигаются на поясе вслед за вращениями туловища).
Воспитатель: Вот и подходит к концу наша прогулка в лес. Пора нам возвращаться домой. Понравилось вам гулять по осеннему лесу? А теперь я хочу, чтобы вы отразили свои впечптления в водшебной картине-панно. Нарисуйте свою золотую осень. У нас есть яркие краски, но нет кисти. Но ведь осень тоже не пользуется кистью. С помощью чего можно нарисовать листья?
Дети: Ватной палочкой, тычком, печатаньем.
Воспитатель: Да, ребята, есть очень много разных способов рисования. Мы сегодня будем с вами печатать листочки, используя засушенные листья разных деревьев. Не правда ли, они очень похожи на кроны деревьев.
Листик с дерева намажу
Снизу жёлтенькой я краской
Сверху я его проглажу,
Выйдет дерево, как в сказке
Так деревья рисовать –
Ничего нет проще.
Я могу нарисовать
Небольшую рощу.
Используеи соответствующие осенние цвета – жёлтый, красный, оранжевый. Обратите внимание на то, что листочки нужно намазывать снизу, там где выпоклые прожилки. Аккуратно прикладываем намазаной стороной на фон, возле нарисованного ствола дерева, и не сдвигая осторожно придавить салфеткой. Поднять листок нужно тоже очень аккуратно, чтобы не размазать изображение.
Воспитатель даёт задание отдельным детям:
- Напечатать листик, сорванный ветром и упавший на землю.
- Напечатать куст, на кусте ватной палочкой аккуратно нарисовать ягоды.
- Напечатать цветы на клумбе.
Воспитатель: Вот и готова наша картина! Как мы её назовём? (Ответы детей).
Какая красивая, интересная картина получилась. Какое настроение, какие чувства она у вас вызыввает? (светлое, восторженное, радостное). Да, наверное, картина очень точно передаёт светлое настроение, которое создаёт у нас природа золотой осени. Что вы можете рассказать о картине, которую создали своими руками? Что вам хочется делать, глядя на эту картину?
Дети: Слушать тихую спокойную музыку, молча смотреть на картину или чимтать стихи.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам прочитать ещё одно стихотворение. Его написала З. Федоровская. «Осень».
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем стоит дуб зелёный.
Утешает осень: - Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!
Мне кажется это стихотворение очень хорошо отражает настроение, которое создаёт наша картина и картины, которые стоят на нашей выставке. Не правда ли, ребята, в нашем сегодняшнем занятии гармонично соединились и живопись, и музыка, и поэзия.
Круг «От сердца к сердцу».
«Солныщко, согрей теплом,
Поделись своим добром,
Помоги нам всем учиться
У природы день за днём!»