Урок математики в 1 классе Дециметр по УМК Перспектива.


Урок по математике в 1 классе «Дециметр» 2015-2016 учебный год
Автор: Мингазова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МАОУ лицей № 2, г. Альметьевск.
Математика 1класс, УМК «Преспектива» Г.В.Дорофеев
Тип урока: открытие нового знания.
Тема урока: «Дециметр»
Цель урока:  познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр.
Задачи: 
Образовательные:  ознакомить учащихся с новой величиной; учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре;
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Оборудование:
-слайды;
- карточки с цифрами и буквами;
-Г. В.Дорофеев, Т.Н.Миракова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Просвещение», 2012;
Планируемый результат:
Ход урока:
Орг. момент
Учитель открывает 1слайд (Орг. момент в стихах)

- Ребята, сегодняшний урок начнём с улыбки. Улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
-Я хочу, чтоб у вас было хорошее настроение весь день.
Учитель открывает 2 слайд (Пожелание хорошего настроения)

- Повернитесь к своему соседу по парте и пожелайте хорошего настроения.
Учитель:
- У вас на партах лежат смайлики: зелёный, жёлтые, красный.
- Зелёный– прекрасное настроение, жёлтый – хорошее, красный– плохое. Какое у вас сейчас настроение? (дети показывают смайлики).
Учитель:
 - Я очень рада, что у всех прекрасное настроение, значит можно начинать работу.
2.Актуализация знаний.
(задачи в стихах)
Слон, слониха, 2 слонёнка
Шли толпой на водопой,
А на встречу три тигрёнка
С водопоя шли домой,
Сосчитайте поскорей,
Сколько встретилось зверей. (7)
Однажды 3 цыплёнка,
А с ними 3 мышонка,
А с ними 3 весёлыхУмытых поросёнка
Бежали спозаранку
Из дома на полянку.
Посчитайте поскорей,
Сколько было всех друзей,
Что утром спозаранку
Играли на полянке. (9).
Учитель:
-Ребята, я загадываю число, а вы выбираете нужные числа, которые лежат у вас на партах. Вы будете работать в парах. 
- Давайте повторим алгоритм работы в парах.
- Прочитайте про себя.
- Прочитайте все вместе вслух.
Учитель открывает 2 слайд (Правила работы в парах)

 Учитель:
(на доске прикреплены карточки с цифрами и буквами)
-Ребята, расставьте числа в порядке возрастания и получите слово. 
-12 – ч
-19-а
-15-и
-18-н
-9-л
-7-е
-10- и
-5-в
(ответ детей: ВЕЛИЧИНА)Учитель:
-Что такое величина? (это результат измерения).
3.Постановка учебной задачи.
Учитель:
-Какие величины вы знаете? (ответ детей: единица длины – сантиметр; литр - вместимость сосудов или ёмкость; килограмм-масса предметов)
Учитель открывает 3 слайд, 4 слайд, 5 слайд (1л, 1кг, 1см.)



Учитель:
-Сегодня на уроке мы поговорим о единицах измерения длины, познакомимся с новой единицей измерения.
4. Формирование нового знания, построения проекта выхода из затруднения 
Учитель:
- Ребята, давайте проведём практическую работу.
-У вас на партах лежат две мерки.
Длина маленькой – 1 сантиметр. Попробуйте     измерить длину книги этой меркой (жёлтой).  Один накладывает мерку, другой отмечает границу пальцем.
Удобно? (нет)
-Возьмите другую мерку (голубую) и измерьте длину книги этой меркой.
Удобно? (да)
-Узнайте, сколько маленьких мерок укладывается в большой. (10)
Значит, большая мерка равна 10 см.
- Как вы думаете как называется новая единица измерения? (ответы детей: дети затрудняются ответить).
- А как бы вы сами придумали название этой единице измерения? (ответы детей: десятисантиментик, длинополосик и т.д.)
- А как выдумаете, если мы придумаем своё название, а учащиеся другого класса своё название данной единице измерения, то понятно будет о какой единице измерения идёт речь? (ответ детей: нет не понятно.)
Дети при помощи учителя приходят к выводу, что у новой единицы измерения должно быть единое название, понятное для всех.
Учитель:
- Такая единица измерения, ребята, называется ДЕЦИМЕТР. Дециметр на латинском языке означает десять.
Учитель открывает 6 слайд (Перевод дециметра с латинского языка)

-Как вы думаете, какое отношение имеет число 10 к новой единице измерения? (ответ детей: потому что в дециметре содержится 10 сантиметров).
Учитель открывает 7 слайд (ДМ).

Учитель:
- А как вы думаете для чего нужен дециметр? (ответы детей).
Учитель открывает 8 слайд (дециметр нужен для измерения больших длин).

-
5.Физкультминутка.
Учитель открывает 9 слайд (физкультминутка)

6.Применение новых знаний.
Учитель:
- Откройте рабочую тетрадь и посмотрите на цифру, которая в ней прописана.
Пропишите 10 через клетку.
         Я  тетрадочку  открою
          И  с  наклоном  положу.
          Я, друзья,  от  вас  не  скрою,
          Ручку  правильно  держу.
          Сяду  прямо,  не  согнусь,
          За  работу  я  примусь.
Учитель:
- Итак, с чем будем работать на уроке сегодня?... с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения наших  предметов.
- Измерьте рабочую тетрадь, пенал, ручку, карандаш и т.д , которые  лежит у вас на партах при помощи линейки.  Занесите данные в тетрадь.
- Выполните это задание, работая совместно с соседом по парте.
Работа по учебнику.
Чтение основного понятия
Стр. 64 задание №2, №3
(у доски с пояснением)
Учитель:
- Начертите в тетради отрезок 1 дм.
- Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Молодцы.
Учитель:
- Те, кто справился с заданием – поднимите зелёный смайлик. Кто затруднялся с заданием – жёлтый смайлик, кто не понял задание – красный смайлик.
6.Рефлексия.
Какую цель ставили? Достигли цели?
-Какая тема урока была?
-О какой новой единице измерения длины узнали?
-Когда ей удобно пользоваться?-Кого из одноклассников вам хочется похвалить?
-Поднимите зелёный смайлик, если вам урок понравился. Если не понравился – красный. Если не знаете, понравился или нет – то жёлтый смайлик.
Учитель открывает 10 слайд (Молодцы! Спасибо за урок.)

-Урок закончен. Всем спасибо за урок.