Технологическая карта урока по математике Квадратный дециметр 3 класс


квадратный дециметр
Цель деятельности учителя Способствовать развитию умений соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество квадратных сантиметров в квадратном дециметре, решать текстовые задачи на нахождение четвертого пропорционального и геометрические задачи на нахождение площади фигуры
Тип урока Изучение новых знаний и способов действий
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей площади – квадратным дециметром, его условным обозначением; научатся записывать условное обозначение единиц площади, соотносить единицы измерения площади, сравнивать их, определять количество квадратных сантиметров в квадратном дециметре, решать текстовые и геометрические задачи.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.
Личностные: применяют правила общения, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности
методы и формы обучения Методы: словесный, наглядный, практический.
Формы: фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы Презентация, учебник “Математика» 3 класс, часть 1, под ред. Моро и др.;
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор, линейки; конверты с фигурами и мерками (1кв.см и 1 кв.дм) по одному на пару;; кружочки   для оценивания ответов учащихся.
Основные понятия и термины Единица площади – квадратный дециметр; условное обозначение (дм2)
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формыоргани-
зации совзаимодей-
ствияФормируемые умения (универсальные учебные действия) Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель-ностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная под-готовка к усвоению изучаемого материала Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Чтобы спорилось нужное дело,Чтобы в жизни не знать неудач,В математики мир отправимся смело,В мир примеров и разных задач.А девизом нашего урока буду такие слова:Думать — коллективно!Решать — оперативно!Отвечать — доказательно!Бороться — старательно!И открытия нас ждут обязательно!
-Улыбнитесь друг другу, что вы пожелаете друг другу?
Слушают учителя.Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. Фронтальная, индивидуальная, коллективная К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; оформляют свои мысли в устной форме; вступают в диалог; обмениваются мнениями.
Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету Наблюдение учителя за организацией рабочего места
II. Актуализация знаний 1. индивидуальная работа
2.Работа в группах -Вырази в новых единицах измерения
1см= …мм
1 дм=…см
1м= дм
65 см=..дм..см
27 мм =.. см…мм
8м9дм= … дм
1ряд работа с тренажером нахождение площади и периметра
2 ряд соотнесение фигур с площадью
3ряд решения выражения
45+(56-50) х2-12:4=54
2и 3 ряд проверти свою работу по образцу
-Оцените свою работу
- Дайте характеристику этому числу.
-А кто решал около доски с какими числами он работал?
Как они называются?
- Что измеряем этими единицами? 
-А какие еще единицы измерений вы знаете?
- Что такое площадь?
Какие способы нахождения площади вы знаете?
- Площадь, какой фигуры мы уже умеем вычислять? 
- В каких единицах измерения мы вычисляли  площадь? 
- Что такое  «кв.см» ? 
- Мы не случайно вспомнили с вами про именованные числа, единицы измерения длины и площади, эти знания нам пригодятся на уроке.
Один ученик работает около доски
Работают в группах
Оценивают свою работу
Двузначное, четное
именованные
длину
Единицы измерения площади
Отвечают на вопросы
прямоугольника и квадрата
кв.см
квадрат со стороной 1 см Фронтальная, индивидуальная П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (величина); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют
знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Р – понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме; используют математические термины, знаки.
К – обмениваютсямнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные
ля партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждатьо причинах своего
успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Устные ответы,наблюдения учителя, выполненные задания
III. Самоопределение к деятельности
1.Практическая работа (На столах у детей мерка 1 см2и лист с нарисованной фигурой)
— Как найти площадь фигуры? Каким способом воспользуемся?
-чему равна ваша мерка?
- Сколько мерок вошло? Назовите площадь фигуры.
(На доске нарисована большая фигура.)
— Как измерить площадь этой фигуры? Можем ли мы вычислить ее по формуле?
-Вычислите в паре с помощью этой же мерки площадь этой фигуры?
- Закончили работу. Назовите, какова площадь этой фигуры?
- Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали парами, что случилось?
— Какой выход предлагаете?
На ваших столах лежат квадраты.
- Измерьте длину стороны этого квадрата. 
- Кто назовёт эту длину по-другому? )10см =1дм
- Итак, на ваших столах квадрат со стороной 1 дм. Это новая единица измерения площади. Кто догадался, как она называется? 
- Кто знает, как записать, что это 1 кв. дм?
- Как называется тема нашего урока?  
- Для чего мы изучаем эту тему? (Чтобы измерять площадь)
- Давайте составим план урока: как мы будем изучать новую единицу измерения:   Познакомиться с  квадратным дециметром.
Узнать, как он связан с квадратным сантиметром.
Учится решать задачи с использованием новой единицы площади.
- Вот по этому плану мы и будем сейчас работать. По формуле нельзя — это не прямоугольник. Нужно , укладывать внутри фигуры мерку.
5 кв.см
Нет. Это не прямоугольник
Не успели узнать
Маленькая мерка, а фигура большой, нужно долго ее укладывать, трудно было
Взять мерку больше
10 см
1 дм
кв. дм
Единица площади – квадратный дециметр Парная, фронтальная, индивидуальная П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (величина); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; используют
знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
Р – понимают, принимают и сохраняют различные учебные задачи; находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме; используют математические термины, знаки.
К – обмениваютсямнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные
ля партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса.
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждатьо причинах своего
успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием Устные ответы,практическая работазаписи в тет-ради
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
2.Нахождение площади
3.Работа по учебнику: чтение вводной статьи.
-Давайте измерим с помощью новой мери нашу фигуру.
-Чему равна площадь?
- Сравните мерки между собой. Что можете сказать?
- А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см?.
- Какие предметы можно измерять с помощью такой мерки? Посмотрите вокруг и назовите такие предметы
- А давайте посчитаем, сколько квадратных сантиметров поместится в1 кв. дм.
- Как это можно сделать? 
- Некоторые предложили разделить на квадратные сантиметры и посчитать. Давайте так попробуем сделать.   –
Проверим ваши предположения по учебнику на с. 60.№1
– Объясните, как подсчитать, сколько кв.см в данном квадрате.
- Попробуйте быстро посчитать. А какой способ легче и быстрее?
- Посчитайте. (100 кв.см)
- Запишем в тетрадь:
1 кв.дм = 100 кв.см  
- Итак, что мы сейчас узнали? (как кв.дм связан с кв.см)
-А третий пункт нашего плана: научится решать задачи, используя новую единицу площади.
- Этим мы займемся после небольшой разминки. Сейчас вам придется много думать самостоятельно и много писать, сделаем упражнения для улучшения мозговой деятельности.
Учащиеся получают мерку 1 дм2 и измеряют площадь большой фигуры.
3 кв.дм.
Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы
поверхность парты, стола, книги, тетради и дрразделить большой квадрат на кв.см и посчитать; мы знаем, что сторона большого квадрата 10 см, можно умножить 10 на 1.
перемножить 10 на 10 Парная, фронтальная, индивидуальная П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи.
Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.
К – понимают различные подходы к решению учебной задачи; задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения.
Л – осуществляют смыслообразованиеУстные ответы,практическая работазаписи в тет-ради
Физкультминутка Организует проведение физкультминутки Выполняют упражнения согласно инструкции учителя IV. Закрепление изученного мате-риала Работа по учебнику: чтение вводной статьи. №2 (с. 66).
— Как узнать площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину.)
— Выполните задание. (Проверка.)
№3(с. 66).
(Самостоятельное выполнение.)
Выполняют задания (с комментированием). Устные ответы,записи в тет-ради
V. Практическая деятельность 1. Решение задач. № 4.
- Прочитайте задачу.
- Как записать задачу кратко? (В таблице.)
- Что примем за единицу? (Расход ткани на один костюм.)
- Заполните таблицу.
Расходткани на одинкостюм Кол-во
костюмов Расходткани на все костюмы
Одинаковый 6 12 м
10 ?
7 ?
Учащиеся записывают в виде таблицы и решают самостоятельнос последующей про-веркой.
1) 12 : 6 = 2 (м) – на 1 костюм.
2) 2 · 10 = 20 (м) – на 10 костюмов.
3) 2 · 7 = 14 (м) – на 7 костюмов.
Ответ: 20 метров ткани потребуется на 10 костюмов; 14 метров ткани потребуется на 7 костюмов. Фронтальная, индивидуальная П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи.
Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений.
К – понимают различные подходы к решению учебной задачи; задают вопросы для их уточнения, четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения.
Л – осуществляют смыслообразованиеУстные ответы,записи в тет-ради
2. Решение примеров.
3. Работа в тетради на печатной основе. – Выполните задание № 6. Самостоятельно решают примеры – В рабочей тетради выполните задания № 121, 122, 124, 126 на с. 46 4*. Задания из электронного при-ложения к учебнику VI. Итоги урока. Рефлексия деятель-ностиОбобщение полученных на уроке сведений.
Заключительная беседа.
Выставление оценок («Проверь себя» (учебник, с. 67). Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.) Решение: 7 • 7 = 49 (дм2).
– Что сегодня изучили, вспомнили, повторили?
– Где можно применить полученные знания?
– Какое значение они имеют для вас?
– Что по этой теме вам кажется непонятным?
- Оцените свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы. Делают выводы Фронтальная, индивидуальная П – ориентируются
в своей системе знаний.
Р – оценивают собственную деятельность на уроке.
Л – проявляют интерес к предмету Устные ответы
VII. Домашнее задание Инструктаж по выполнению домашнего задания Учебник, с. 67, № 7–8 Задают уточняющие вопросы Фронтальная, индивидуальная Р – принимают и сохраняют учебные задачи