Разработка урока по математике на тему Знакомство с новой единицей площади – квадратный дециметр (3 класс)

Урок математики в 3 классе. (УМК «Школа России»)
Тема: Знакомство с новой единицей площади – квадратный дециметр.

Цели урока: введение понятия новой единицы измерения площади – квадратный дециметр.
Задачи:
Ввести понятие «квадратный дециметр», дать представление  о применении новой единицы измерения, ее связи с квадратным сантиметром.
Развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, делать выводы, вычислительные умения; навыки измерения длины и площади.
Воспитывать умение работать в паре, в группе, усидчивость, аккуратность.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
1) Математический диктант
Вычислите произведение чисел 4 и 8
Увеличьте число 8 в 6 раз
Уменьшите число 40 в 4 раза
Из 14 м ткани портной сшил 7 одинаковых костюмов. Сколько метров ткани уходило на каждый костюм?
Какое число надо увеличить в 3 раза, чтобы получилось 15.
Чему равен периметр квадрата, сторона которого равна 2 см?
Сколько см в 1 дм?
Для ремонта квартиры купили 4 банки краски по 3 кг каждая. Сколько кг краски всего купили?
-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу.
Ответы: 32, 48, 10, 2м, 5, 8 см, 10см, 12 кг. (ответы на доске)
– На какие 2 группы мы можем разделить наши ответы? (Простые числа и именованные; четные и нечетные; однозначные и двузначные)  – Подчеркните именованные числа. Среди именованных назовите лишнее. (12 кг, Почему?)
В это время 2 ученика выполняют преобразования
2) Преобразование величин (задание за доской)
– А сейчас проверим, как  ученики выполнили преобразование именованных величин
1 см = мм 1 дм = см 1 м = дм
65 см = дм  см 27 мм = см мм 8 м 9 дм = дм
(сказать отметки)
– Что измеряют в этих единицах? (Длину) – А что еще можно измерить? (площадь)
– Какая единица измерения площади вам известна? (см2)
– Что из себя представляет квадратный сантиметр? (Это квадрат, сторона которого равна 1 см.)
– Какая у него площадь? (1 см2).
3)  – Сегодня мы продолжим говорить о площади прямоугольника. На доске записаны именованные числа.
2 дм 18 см2 4 мм 2 дм2 3 см
- Запишите их в тетради, подчеркните одной чертой числа, обозначающие длину, а двумя - площадь.
- Прочитайте, что подчеркнули одной чертой (3 см 2 дм 4 мм ), двумя чертами (18 см2
2 дм2
– С какой единицей площади мы уже знакомы? (Квадратный сантиметр). – А с какой еще не знакомы? Кто может ее прочитать? (дм2) – Попробуйте сформулировать тему урока?   (Познакомимся с квадратным дециметром) –Правильно, а еще мы узнаем, как он связан с квадратным сантиметром, будем решать задачи с использованием новой единицы площади.
4) Работа в парах
– Сейчас вы поработаете в парах. У вас на столе лежит прямоугольник, самостоятельно найдите его площадь. Как это можно сделать? (при помощи мерки). Мерочка у вас есть на столах. Что вы можете о ней сказать? (это 1 см2) Чему равна площадь нашего прямоугольника? (3 см2) А как быстрее можно найти площадь? - вычислить (Измерить длину и ширину, умножить длину на ширину). Запишите решение в тетрадь.
3 х 1 =3 кв. см.
– Мы узнали площадь прямоугольника. Она равна 3 кв.см. В каких единицах мы измерили площадь данного прямоугольника? (В кв.см).
II. Физкультминутка (повторение таблицы умножения).
.
III. Новая тема
1) Знакомство с квадратным  дециметром
- Объединитесь в группы по четыре человека. Перед вами прямоугольники.
Задание – вы займетесь исследованием по нахождению площади большого прямоугольника.
Попробуйте с помощью мерки 1 см2 измерить площадь большого прямоугольника.  Как вы это будете делать? (Прикладывать квадратик) – Какова площадь этого прямоугольника? (Не успели узнать) – Почему не успели, у вас же все для измерения есть, вы работали в группе, что случилось? (Маленькая мерка, а прямоугольник большой, нужно долго ее укладывать) – У вас есть еще одна мерка, побольше, попробуйте измерить с помощью этой мерки. (Мерка поместилась 4 раза) – А почему с этим заданием вы справились быстро? (Мерка большая, легко было измерять) – А теперь с помощью линейки измерьте стороны большой мерки (10 см) или? (1 дм).
Какое равенство можем записать? (один ученик записывает на доске)
10 см = 1 дм
– Значит большая мерка – это квадрат со стороной 1 дм.. Подумайте и скажите, как в математике мы назовем квадрат со стороной в 1 дм? (1 квадратный дециметр). Значит площадь нашего прямоугольника равна 4 дм2 (запись на доске)
2) Связь квадратного дм и квадратного см.
-Зная, что 1дм =10 см, давайте посчитаем, сколько же квадратных сантиметров поместится в 1 кв. дм? ( от каждой группы выходит представитель и объясняет как они выполняли задание)
-А какой способ легче и быстрее? (Перемножить 10 на 10)
Запись на доске 10х10=100. Значит
1 кв. дм = 100 кв.см. 
-Займите свои места и запишите равенство в тетрадь.
– А зачем людям понадобилось применять новую единицу измерения в 1 кв.дм, если у них уже была единица 1 кв.см? (Чтобы было удобнее измерять крупные фигуры или предметы) Как вы думаете, площадь чего можно измерить в дм2? (Площадь учебника, тетради, стола, доски)
IV. Закрепление
Сейчас мы будем решать задачи, используя новую единицу площади.
1) Задача С. 60, № 3
– Высота зеркала прямоугольной формы 10 дм, а ширина 5 дм. Чему равна площадь зеркала? – В каких единицах измеряется высота и ширина зеркала? (В дм) – Почему? (Зеркало большое)
Ученик у доски решает с объяснением. Сказать отметку.
Самостоятельное решение № 4 с.60 (Первые 5 человек получают оценки.
3) После такой трудной работы исследования площади прямоугольников, восстановим свои силы, таблицу умножения повторяли, теперь применим эти знания:
Решение примеров цепочкой используя код. ( примеры записаны на доске, работают устно).
Л –   9 х (38 – 30) =  (72)                                     Ы –      7 х (100 – 91) = (63) О –   65 – (49 – 19) = (35)                                    Ц –      9 х 9 + 28 : 7 = (85) Д –   28 + 45 : 5 =   (37)                                      М –     8 х 7 + 5 х 2 = (66)
66
35
72
35
37
85
63

м
о
л
о
д
ц
ы

V. Итог урока
-Вы действительно молодцы! Поработали очень хорошо. Узнали много нового. А что именно? Что вам понравилось делать больше всего? А в чем были трудности? Спасибо за работу.
VI. Домашнее задание
Т.с.65 №176. с.42 №109 с.43 № 112