Проект урока по математике в 1 классе на тему Дециметр


Проект урока по математике (УМК «Школа России»)
Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)
Смирнова Инна Анатольевна

Город
Княгинино

Место работы
МБОУ КСОШ № 2

Должность
Учитель начальных классов


Общая информация

Название учебного предмета
Математика

Класс
1 класс

УМК
УМК «Школа России»

Авторы учебника и рабочей тетради
1. М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч Москва «Просвещение»2012.
М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. Москва «Просвещение»2014.


Название раздела, № урока по теме, тема урока
Название раздела: «Числа от 11 до 20», № урока 4 (96), тема урока: «Дециметр»

Диагностика
Общеучебные универсальные действия: универсальные логические действия (сравнение; анализ и синтез; классификация; обобщение; установление аналогий) - методики из диагностического альбома Н.Я.Семаго
Распределение учащихся по уровням развития универсальных логических действий
уровень
высокий
средний
низкий

Количество уч-ся:
(в классе 27 чел.)
8 чел.
12чел..
7чел.


Коммуникативные УУД: умение действовать по плану и планировать свою деятельность, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать правильность выполненного действия) – методики: «Выкладывание узора из кубиков», «Рукавички»
Распределение учащихся по уровням развития умения действовать по плану и планировать свою деятельность
уровень
высокий
средний
низкий

Количество уч-ся:
(в классе 27 чел.)
8 чел.
13 чел.
6 чел.


Распределение учащихся по уровням развития согласования усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности
уровень
высокий
средний
низкий

Количество уч-ся:27
(в классе 30 чел.)
10 чел.
12 чел.
5 чел.



Тип урока
Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

Дидактическая цель


Задачи
Познакомить с новой единицей измерения длины – дециметром на основе ранее изученной единице измерения длины – сантиметр.

образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи; осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал. Формировать умение работать в паре.
Воспитывать самостоятельность, активность, ответственность, культуру поведения на уроке;
развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Необходимое оборудование
Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник Математика 1 класс 2 часть, презентация к уроку ,карточки с заданиями, счётный материал

Дидактическое обеспечение
Правила работы в группе, схемы задач

Планируемые результаты урока

личностные
Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Предметные

















-Понимание соотношение величин «см», «дм»;
-умение измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша; сравнивать, преобразовывать величины;
-умение решать задачи, пользуясь знаниями полученными ранее;
- умение работать в группе и самостоятельно.
Регулятивные УУД.
В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
Преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД.
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям
Коммуникативные УУД.
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;


Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения
Взаимоконтроль и самооценка с помощью «оценочного листа»
Понимание школьниками задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие учебной задачи
Самостоятельная постановка школьником учебных задач и планирование своей деятельности


Литература и Интернет-ресурсы

Основная
Методическое пособие Математика 1 класс

Дополнительная
Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва,2013
Урок в развивающем обучении. Москва, 2010
Как проектировать УУД в начальной школе. Просвещение, 2011

ЭОР
Презентация к уроку


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
детей
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Теоретическое обоснование

1.

I. Мотивация к учебной деятельности
2 мин
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- установить тематические рамки;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
Проговаривает стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.


Проговаривают стихотворение
Проговаривание стихотворения:
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.





Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)


2.
II. Актуализация знаний.
5 мин
(Устные упражнения.)
Цели:
- организовать актуализацию умений выполнять работу с числовым рядом основанную на знаниях по нумерации,
выполненное в игровой форме
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
- организовать развитие логического мышление через решение задач;

Организует работу по развитию умения анализировать, сравнивать, формирует связь с окружающим миром




Организует актуализацию умений выполнять сложение и вычитание , выполненные в игровой форме













Организует развитие логического мышление через решение задач.







Высказывание предположений, актуализация опыта. Осмысление и применение собственного опыта, знаний на практике.
Дети повторяют знание нумерации в пределах 20. Называют последующее и предшествующее число. Находят лишнее число и объясняют, почему?
Ребята, перед трудной работой мы с вами всегда делаем, что разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу. Итак, разминка.

1 На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш росло на иве?
2. Какой сегодня день недели?
3. Что легче 1 кг вата, или 1 кг железа. Ребята, к нам на урок в гости пришла обезьянка и привела своих друзей. Я предлагаю вам их рассадить поудобнее, но как это можно сделать? Подскажите. Слайд 1

Работа с числовым рядом
15, 19, 11, 13, 9, 17. Слайд 2
Принесла слону обезьяна
Два банана –
Вот обрадовала подарком
Великана.
Был один у него,
Теперь сколько стало всего?
Подскажите.
Если слон больше удава, а удав больше мартышки, кто самый маленький?
Учатся оформлять свои мысли в устной форме Коммуникативные УУД)




Учатся осуществлять анализ и нахождение лишнего данного. (Познавательные УУД).

3.
III.Подведение к проблеме.
7 мин
Цели:
- мотивировать учащихся на аккуратное выполнение работы;
уточнить следующий шаг учебной деятельности.
Введение в тему урока. Фрагмент мультфильма «38 попугаев»


Учащиеся анализируют ситуацию и делают вывод.
(Нужно измерять одной величиной)

А теперь, наши гости хотят рассказать вам вот такую историю. Слайд 2 (фрагмент мультфильма)
Ребята, что делали зверята? (измеряли удава)
Как? При помощи кого?
А как вы думаете, удобно ли будет нам измерять предметы такими величинами. Почему?
(Нужно измерять одной величиной)
А какие единицы измерения вы знаете? (см)



4.
IV. Формирование нового знания через деятельностный подход.
8 мин
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует составление совместного плана действий.














Реализует план выхода из затруднения.




Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Дети рассматривают таблицу и приходят к пониманию проблемы
Фиксируют индивидуальное затруднение.

Высказывают своё предположение.
Приходят к пониманию проблемы.

С помощью учителя ставят цель урока.





Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.


Проговаривают следующий шаг учебной деятельности
Ребята, я предлагаю вам попробовать узнать настоящий рост удава.( фото удава и таблица) Слайд 4.
1 см
9 см
2 дм
4 см
8 см
Определите лишнюю запись среди этих величин и узнайте рост удава.
2 дм рост удава, т.к.мы не знаем, что такое «дм».
Какая величина нам известна? сантиметр
Что можно измерять в сантиметрах?
(при помощи линейки) небольшие предметы
Какая из величин нам неизвестна?
(покажите) Значит, рост удава 2 дм. Но мы не знаем, что это такое. А хочется вам узнать, что такое «дм»? Да Это обозначение новой единицы измерения длины – дециметр. (открывается на доске надпись крупными буквами с ударением). Прочитайте по слогам, словам с ударением. Традиционно дециметр обозначается сокращённо – «дм». Слайд 5
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

5
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
7 мин
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Работа в парах, уч- ся практическим способом выясняют как выглядит дм.
Измеряют предметы, сравнивают величины, делают выводы.
Дети линейкой измеряют длину полосок в см и подписывают (1 см, 10 см).
Развитие практического навыка измерения величин с помощью линейки.
Реализация практической направленности урока.
Введение нового математического понятия (дециметр).
Использование частично-поискового метода самостоятельного формулирования вывода учащимися.

Итак, с чем будем работать на уроке сегодня? с новой единицей длины – дециметром. Именно эта единица длины необходима нам для измерения нашего гостя, поэтому нам предстоит разобраться, что такое дециметр, как он выглядит и попробуем с ним работать.
Изучение нового материала
Задание 1. У вас на парте лежит полоска бумаги. Измерьте её и подпишите.
Если нам потребуется измерить ширину парты, то какой полоской вы воспользуетесь? Почему?
Полоской длиной 10 см измерять удобнее, т.к. её надо укладывать меньше раз.
Вот эту полоску мы и назовём мерой длины равной один ? Дециметр
Подпиши полоску с другой стороны.
Задание 2. Узнай сколько раз можно уложить 1 см в 1 дм?
(Дети укладывают, измеряют линейкой). В 1 дм можно уложить 10 см.
Так всегда и будем знать: в 1 дм – 10 см.
Какой вывод можно сделать?
В 1 дм – 10 см Слайд 6
Это важно.
( алгоритм как мы правильно измеряем длину)
Давайте теперь, измерим нашего удава при помощи линейки 2 дм, отмерьте верёвку 2 дм, отрежьте. Вот такой длины ребята удавы, когда они рождаются. Можете забрать эти веревочки домой и рассказать родителям, что нового вы узнали об удавах.
А взрослые удавы достигают в длину 4,5 метра. Слайд 7

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).


6.





































VI. Включение в систему знаний
5 мин
Цели:
- организовать умения преобразовывать величины, решать задачи на основе нового знания.




























Физкультминутка
3 мин
Организует закрепление новых знаний .Выполняют задание под руководством учителя в тетради.
































Дети утром рано
встали,
За грибами в лес
пошли.
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве
нашли.
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним,
ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери!
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь
дотянуться,
Надо сильно
потянуться.
Три часа в лесу
бродили,
Все тропинки исходили.
По алгоритму учащиеся чертят отрезок, преобразуют величины.
Учащиеся читают, анализируют и решают задачу.































(Ходьба на месте.)


(Приседания.)





(Наклоны.)





(Прыжки.)


(Потягивания руки вверх.)



(Ходьба на месте)


Откройте тетради, запишите дату. Задание3. Работа по алгоритму ( как правильно начертить отрезок)
Начертите в тетради (2 клетки вниз) отрезок длиной 1 дм. Как это сделать?
По линейке чертим отрезок длиной 10 см, а это 1 дм, т.к. в 1 дм – 10 см
(Учитель чертит на доске).
Проверь, верно ли ты начертил с помощью полоски длиной 1 дм. Как проверить?
надо наложить
Как подпишем? 1 дм или 10 см
Сколько же см в 1 дм?
В 1 дм – 10 см
Работа по учебнику. Слайд 8.
стр. 51 № 2 (12 см=1дм 2 см) у доски с пояснением
16см=1дм 6 см
13см=1дм 3см
14 см = 1 дм 4 см
Задача. У слонёнка длина хвоста з дм, а хобота на 7 дм больше. Чему равна длина хобота? Слайд 9.



Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь высказывать своё предположение на основе нового знания (Коммуникативные УУД)
(Регулятивные УУД)

7.
VII. Самостоятельная работа.
5 мин
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на закрепление изученного материала;
организовать самопроверку (по образцу)
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.


Организует работу в группах
Организует самопроверку

Проверка Учащиеся работают с карточками. Задания дифференцированные.
1уровень преобразовать величины
2 уровень
Найти недостающее значение.
3 уровень
Сравнить величины.
Наши гости подготовили вам ещё одно задание. Каждый получает свою карточку, постарайтесь его выполнить быстро и правильно. 1 уровень. Слайд 10
17см = дм см
19см = дм см
11см = дм см
2 уровень Слайд 11
2 дм + дм = 5дм
4 дм + дм = 7 дм
8 дм - дм = 7 дм
3 уровень Слайд 12
3дм 9 дм
1 дм 10 см
6дм 4 дм
Дополнительное задание
(под чертой стр 51)
Измерь длину и ширину обложки учебника в сантиметрах. Сколько это дециметров и сантиметров?
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).


14.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
3 мин
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует рефлексию.




Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Какую цель ставили? Достигли цели?
- Какая тема урока была?

- Оцените свою работу на уроке, используя схему (Слайд 13)
знаю
я запомнил
смог
- Оцените свою деятельность на уроке, используя карточку с бананом: жёлтый (не было ошибок), зелёный (были ошибки), красный (не смог выполнить ни одного задания).

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД)


Самоанализ урока математики в 1 классе по программе «Школа России»
Выполнила: Смирнова И.А. Княгининская СОШ №2


п/п

Порядковый №
в схеме анализа урока


Параметр оценки
Балл (3, 2, 1)





Самооценка
Оценка преподавателя НИРО

1
1
Сложность содержания, его соответствие возможностям учащихся
3


2
2
Реализация компетентного подхода
3


3
3
Творческий или репродуктивный характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность
2


4
4
Развивающая направленность заданий
2


5
6
Логика построения урока
3


6
7
Формы учебной работы, их разнообразие и оптимальность выбора
3


7
8
Методы обучения и методические приёмы, целесообразность их выбора
3


8
9
Характер используемой наглядности
3


9
10
Целесообразность и функциональность используемых средств обучения
3


10
12
Осуществление дифференцированного подхода к учащимся, учёт их индивидуальных особенностей
3


11
13
Формирование мотивационного компонента учебной деятельности
2


12
14
Постановка учебных задач. Организация целеполагания
3


13
15
Формирование познавательных УУД
3


14
16
Формирование регулятивных УУД
3


15
17
Формирование коммуникативных УУД
3


Всего баллов
42



Критерии самооценки и оценки проекта урока:
3 – соответствует требованиям ФГОС,
2 – частично требованиям ФГОС,
1 – не соответствует (отражает требования к традиционному уроку) или минимально соответствует требованиям ФГОС.
Максимальная сумма – 45 баллов (разработанный урок полностью соответствует ФРОС), минимальная – 15 баллов (урок является традиционным).







п/п


Структурные части проекта и параметры их оценки
Балл (3, 2, 1)




Самооценка
Оценка преподавателя НИРО

1
Наличие общих сведений о проекте и соблюдение правил оформления зачётной работы
3


2
Качество диагностического блока проекта
2


3
Правильность формулировки темы и задач урока, наличие сведений об оборудовании урока
3


4
Соблюдение требований к плану урока
3


5
Качество теоретического обоснования
2


6
Адекватность самоанализа урока (объективность выставления учителем баллов за свой конспект)
2


Всего баллов
15



Оценка урока и структурных частей проекта в сумме составила 57 баллов.





Литература


Деменева Н.Н., Тивикова С.К., Яшина Н.Ю. Требования к современному уроку в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО и методические рекомендации по выполнению проекта урока: учебно-методическое пособие/ Под. ред. Н.Н Деменовой. Нижний Новгород: НИРО, 2014. – 29 с.
Моро М.И., . Бантова М.А, Г.В. Бельтюкова, Степанова С.В, Волкова С.И.. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы: пособие для учителей.М: Издательство «Просвещение» ,2011.
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В2ч.Москва «Просвещение»2012.
Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В.. Математика. 1 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч.Москва «Просвещение»2014.
Электронное приложение к учебнику Математика, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.Москва «Просвещение»
Методическое пособие. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. Москва, 2013










13 PAGE \* MERGEFORMAT 142015



Заголовок 515