СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПО САМОРАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ АЛНАШСКОГО РАЙОНА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МБОУ ДОД АЛНАШСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ПО САМОРАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ В ОБЪЕДИНЕНИЯХ ТЕХНИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
(Из опыта работы МБОУ ДОД «Алнашский Дом детского творчества»)
Автор: Огородникова Галина Степановна

заместитель директора по УВР,
методист по техническому направлению
Алнашского Дома детского творчества УР
т. (34150)3-14-25, 89048344871
Адрес: 427880. УР, с.Алнаши, ул. Комсомольская, дом 4.
Эл. адрес: gal.ogorodnickova@yandex.ru

Удмуртия, Алнаши, 2016 г.

Одной из важнейших задач современного общества является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании самоопределения личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности. Кружковая работа по техническому творчеству в сочетании с учебными занятиями на уроках помогает школьникам получить глубокие и прочные знания в области технических наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, умение работать в коллективе. Занимаясь техническим творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях техники, что в будущем поможет им сделать осознанный выбор профессии и последующее овладение специальностью.
Деятельность Алнашского Дома детского творчества осуществляется по шести направлениям: туристско-краеведческое, социально-педагогическое, техническое, художественное, естественнонаучное, физкультурно-спортивное. Число педагогических кадров, включая совместителей, которые работают с детьми на базе школ района, составляет 66 человек.
Техническое направление представлено детскими объединениями: начальное техническое моделирование, судомоделирование, автомоделирование, авиамоделирование. Количественный показатель обучающихся в объединениях на 2014-15 учебный год составил 241 обучающихся, это 16% от общего количества обучающихся Дома детского творчества В целях знакомства детей с техническими, а так же другими видами кружков в начале учебного года проходят дни открытых дверей с презентацией детских объединений с приглашением школьников, учителей и родителей, где в доступной и увлекательной форме раскрываются содержание работы кружков, организуется демонстрация моделей выставочных экспонатов и действующих моделей. На районных мероприятиях организуются детские площадки, где проходят показательные выступления ребят технических кружков по судомодельным и автомодельным видам спорта. Ребята с удовольствием показывают свои модели и демонстрируют их в действии.
Деятельность в детских объединениях по техническому творчеству педагоги начинают со знакомства с техническими видами моделизма. Показ выставочных экспонатов, демонстрация моделей в действии на вводном занятии, является очень важным моментом в работе с детьми. Ребята наглядно видят, то чем они будут заниматься на занятиях и каких успехов в результате могут достичь. Образовательные программы, по которым осуществляется деятельность технических объединений, построены по принципу от простого к сложному. На первых занятиях ребята выполняют не сложные модели, которые не требуют каких-то специальных знаний и умений, и могут быть изготовлены за 1-2 занятия.
Работа на занятиях построена таким образом, что у детей всегда есть выбор: сделать ту или иную модель и при этом они сами должны определить, как она будет выглядеть внешне и какие другие технические характеристики будут присущи этой работе. Это побуждает ребят к самостоятельному поиску и добыче знаний и способствует приобретению навыков работы с информацией. Работа ведется с учетом индивидуальных способностей ребенка и носит соревновательный характер. Ребята соревнуются между собой и в качестве изготовления моделей, и в испытании моделей в действии. Это дает возможность детям сравнить свои способности с другими детьми, побуждает их сделать работы лучше, работать аккуратнее, быстрее, учит эффективно использовать свое время. Итоги соревнований оцениваются по нескольким номинациям, для того чтобы у каждого ребенка отметить то, что у него получается лучше. В результате каждый ученик как можно чаще пребывает в «ситуации успеха», что способствует эффективному дальнейшему его росту, повышению его самооценки.
Во второй и последующие годы обучения ребята изготавливают каждый свои модели по отдельным чертежам в рамках образовательной программы и с учетом положений районных и республиканских соревнований. В процессе этой работы выявляются способные, одаренные дети. С ними ведется индивидуальная подготовка к участию в соревнованиях с более сложными в изготовлении моделями, и ребята пробуют себя на более высоком уровне, в республиканском.
В результате, выпускники детских объединений технического направления приобретает конструкторские способности, навыки технически грамотного чтения чертежей, у них растет интерес к смежным школьным предметам: к физике, черчению, к математике. Они чаще всего уже определяются с выбором профессии, происходит самопознание своих возможностей и интересов, саморазвитие, реализация своих возможностей, в целом осуществляется воспитание и самовоспитание успешно-развивающейся личности.
Для выявления лучших команд и спортсменов-моделистов традиционно проводятся районные соревнования по техническим видам спорта уже более 20 лет подряд. Участники районных соревнований среди младших школьников «Первая скорость» соревнуются по трем классам: модель аэромобиля, модель автомобиля на скручивание, модель автомобиля на растяжение. Организуются зимние и летние судомодельные соревнования, к участию в которых допускаются модели следующих классов:
подводная лодка 400 ммконтурная модель любого судна до 400 ммпароход с колесным движителем до 400 ммкопия судна с электродвигателем до 400 ммкопия любого cудна с резиномотором до 400 мм (любое растяжение резиномотора). Весной проходят районные соревнования по авиамодельному спорту, где в полете испытываются модели следующими техническими характеристиками:
Метательный планер с размахом крыла до 500мм
Схематический планер, длина леера 50 метров, площадь 14 дм2Схематический резиномоторный самолет. Масса резиномотора не ограничена.
С целью пропаганды научно-технического творчества, выявления одаренных детей, проявляющих интерес к технике проводится конкурс творческих работ «Дети, техника, творчество», куда могут быть представлены работы по номинациям: защита радиоэлектронных устройств (в секции могут принять участие учащиеся, изготовившие прибор, конструкцию, приспособление по радио, электронике, кибернетике, используемое в любой области народного хозяйства, транспорте, медицине и т.д.), юные техники - школе, учреждению дополнительного образования (на защиту могут быть представлены учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, технические средства обучения для мастерских и кружков, приспособления для улучшения образовательного процесса), юные техники производству и сельскому хозяйству (на защиту могут быть представлены инструменты, оборудование, приборы, конструкции облегчающие труд, повышающие эффективность работы на производстве, в сельском хозяйстве, на секцию могут быть представлены также действующие машины, которые отвечают техническим требованиям и правилам безопасной эксплуатация ( снегоходы, транспортные средства, малогабаритная техника по уборке улиц, дорог и т.д.), юные конструкторы нестандартной транспортной техники (на секцию могут быть представлены действующие машины, которые отвечают техническим требованиям и правилам безопасной эксплуатации: снегоходы, миниавтомобили, мототехника, веломобили, спортивная техника, с/х техника), защита проектов по спортивно-техническому моделированию (на защиту можно представлять судо-, авто-, авиа-, ракетомодели, авто-мототехнику, их отдельные узлы, отличающиеся от серийного производства новизной и рационализаторством). Так же ежегодно организуются тематические выставки, посвященные Дню Победы. На празднике посвященном Дню Пионерии кульминационным моментом является запуск кружковцами ракет, планеров и воздушных змей.
В летний период времени работа по техническому направлению с детьми продолжается в лагерях, где формируются отдельные группы ребят моделистов из разных школ района. Такая работа ведется традиционно на базе профильной районной лагерной смены для одаренных детей «Шундыпиос» несколько лет подряд. На базе лагеря ребята собираются из разных школ района, делятся друг с другом опытом, учатся чему-то новому, и параллельно готовятся к республиканским соревнованиям по судомодельному спорту, которые проводятся уже четвертый год подряд на базе нашего учреждения. Принимая активное участие в соревнованиях, выставках конкурсах, ребята приобретают навыки самостоятельности, учатся ставить перед собой цели и намечать пути ее достижения, учатся побеждать и проигрывать, работать в команде, анализировать допущенные ошибки, ставить цели и задачи на перспективу.
Вот уже более 20 лет техническое творчество в нашем районе успешно развивается и радует многих ребят. Об этом говорят многочисленные победы и награды учащихся на республиканских соревнованиях по техническим видам спорта. Ежегодно наши ребята становятся победителями и призерами республиканских и даже всероссийских соревнований. Есть среди них и неоднократные чемпионы республики. Отрадно отметить и то, что наши воспитанники дальше продолжают свою учебу в технических СУЗ- ах и ВУЗ- ах, а в свободное от учебы время принимают участие в судействе районных соревнований, приобретая определенный опыт и становясь еще на одну ступеньку выше в личностном росте.
Для того чтобы заинтересовать детей техническим творчеством и воспитать хорошего человека необходимо, чтобы рядом с ними был наставник, хорошо знающий и любящий свое дело и детей человек. Ему в первую очередь, надо быть самому моделистом, знать все тонкости и трудности модельного спорта, уметь заинтересовать, увлечь делом и повести за собой, быть личным примером. Нам в этом плане повезло. У нас очень хороший, сплоченный, работоспособный коллектив педагогов мужчин, с большим стажем работы, которые занимаются техническим творчеством на базе Алнашского ДДТ и на базе школ района. Более двух десятков лет передают свои знания и опыт детям педагоги Пчельников В.Н., Кондратьев В.Н., Семенов В.Н., Азимов Л.В., Казаков В.А., Васильев В.И., Миронов В.А. и др. Они приносят огромную радость творчества и побед своим подопечным, вносят большой вклад в воспитание подрастающего поколения и в развитие технического творчества в районе. Так же в этом большая заслуга и директоров Дома детского творчества – ныне действующего Ермакова Л.А. и его предшественника Андреева В.А.
В перспективе мы планируем продолжить работу по данному направлению. Постараться привлечь молодых заинтересованных педагогов техническими видами творчества, чтобы они в свою очередь помогли ребятам найти свое место в жизни, воспитывали в них самостоятельность, целеустремленность, у которых любое дело спорится в руках, любящих свою родину, стремящихся к новым открытиям и достижениям в сфере науки и техники.