Методическая разработка видеоурока кружка начального технического моделирования

Слово от педагога

Под техническим моделированием понимается один из видов технической деятельности, заключающейся в воспроизведении объектов окружающей действительности в увеличенном и уменьшенном масштабе путём копирования объектов в соответствии со схемами, чертежами, без внесения существенных изменений. Начальное техническое моделирование - первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Это объединение для детей, интересующихся техникой и ручным делом.
Программа "Начальное техническое моделирование" направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение учащимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями
ручного труда. Освоение данной программы позволяет учащимся ознакомиться с моделированием и изготовлением несложных моделей.
Работа в кружке позволяет воспитывать у ребят дух коллективизма, прививает целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к технике и техническое мышление. Готовить школьников к конструкторско технологичекой деятельности - это значит учить детей наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать и предполагать форму, устройство
(конструкцию) изделия. Учить детей доказывать целесообразность и пользу предполагаемой конструкции. Дать возможность ребятам свободно планировать и проектировать, преобразовывая своё предположение в различных мыслительных, графических и практических вариантах. Занятия детей в кружке способствует формированию у них не только созерцательной, но и познавательной деятельности. Стремление научиться самому строить модели из различных материалов, научиться пользоваться ручным инструментом, изучить основы машиностроения, участие в соревнованиях и конкурсах по моделизму с построенными своими руками моделями способно увлечь ребят, отвлечь от пагубного влияния улицы и асоциального поведения. Беспорядочное увлечение компьютером не даёт развития в творческом плане, не даёт познания в технической и конструкторской деятельности. Занятия моделированием являются отличной школой развития у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков, способностей к техническому творчеству.
На занятиях создаются оптимальные условия для усвоения ребёнком практических навыков работы с различными материалами и инструментами. Дети приобретают знания в области черчения, конструирования, технического моделирования и дизайна, знакомятся с технической терминологией. Ребята учатся работать с ножницами и циркулем, читать чертежи, изготавливать различные модели.

Бектогаева Гульнар Сыздыкбековна
педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, руководитель кружка начального технического моделирования «Мастерок»
Дворца школьников М.М. Катаева




Методическая разработка
по проведению видеоурока кружка начального технического моделирования «Мастерок»
Тема урока: «Изготовление парусных судов из бумаги»

Хронометраж: 15 минут
Форма урока: комбинированный урок

Цель и задачи урока:
- Изготовление модели парусного бумажного катамарана из бумаги своими руками;
- Овладение у воспитанников умениями и навыками работы с бумагой;
- Развитие у воспитанников тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание;
- Формирование у детей начальных научно-технических знаний;
- Развитие у воспитанников мелкой моторики рук, образного и логического мышления, зрительной памяти, дизайнерских способностей, внимания, а также аккуратности в исполнении работы.

Ход урока:
Приветствие воспитанников кружка. Разъяснение темы урока
Подготовительный этап урока
Практическая часть урока
Рефлексия

Этап урока
Слова педагога
Приложение

Приветствие воспитанников, разъяснение темы урока
(2 минуты)
Здравствуйте, дети.
Прошу садиться всех на свои места. Прежде чем мы начнем с Вами наше сегодняшнее занятие, давайте отгадаем пару загадок.
Первая загадка:
Уступая ветру в споре,
Увлекает судно за собою.
Как Вы думаете, что это? Какой вид водного транспорта плывет по воде с помощью ветра? Правильно, конечно же, это парус
И наша следующая загадка:
От ветра он не прячется,
А, грудь, подставив, Катится.
Конечно это Парусник. Молодцы ребята.
Дети, скажите мне, пожалуйста, почему я начала наш урок с загадок про парусник?
Варианты ответов детей
Замечательно. Тема нашего занятия: «Изготовление парусного судна из бумаги».
Каждый из Вас сегодня сделает модель парусного бумажного катамарана.
Педагог демонстрирует готовую модель парусного бумажного катамарана


Подготовительный этап урока
(2 минуты)
Дети, скажите пожалуйста, как Вы думаете, что нам нужно для того чтобы смоделировать и изготовить бумажный парусный катамаран?
Варианты ответов детей
Правильно. Итак, сегодня на уроке нам потребуется:
Клей ПВА «Луч»;
Плотная бумага для черчения;
Ножницы;
Цветные карандаши либо фломастеры;
Копировальная бумага;
Чертеж деталей бумажного парусного катамарана;
Скрепки;
Деревянная линейка;
Простой карандаш;
Кисточка тонкая.



Практическая часть урока
(7 минут)
Первый этап
Итак, для начала, перед тем как смоделировать наш бумажный катамаран нам необходимо подготовить детали судна. Это мы сделаем с помощью заранее подготовленного чертежа, а также с помощью копировальной бумаги, скрепок и плотной бумаги для черчения мы срисуем детали. Для этого первым делом ложем лист плотной бумаги для черчения на нее вторым слоем ложем копировальную бумагу, после накладываем чертеж деталей и закрепляем железными скрепками так, чтобы углы чертежа деталей совпадали с белой бумагой. (1 минута)

Вот, мы с Вами и закрепили шаблон. Теперь начнем срисовывать детали с помощью простого карандаша. В первую очередь мы обводим сверху вниз все горизонтальные линии, после чего только обводим вертикальные линии. После того как мы нарисовали, нам необходимо раскрасить детали нашего парусника (1 мин. 30 сек.)
Итак, все закончили срисовывать модель чертежа бумажного катамарана. (показать результат детей в виде фотографий 30 сек.)
Второй этап
Вырезание нарисованных деталей.

Молодцы, ребята. Мы закончили первый этап по изготовлению бумажного катамарана.
Теперь нам необходимо вырезать детали с листа. Вы, наверное, понимаете, что вырезать каждую деталь с листа будет сложно, поэтому я Вам предлагаю разделить лист бумаги на 4 части и после чего вырезать каждую деталь строго по линиям.
(1 мин.)

Третий этап
Склеивание основания катамарана

Замечательно. Теперь давайте подготовим основание нашего катамарана. Для этого нам необходимо его склеить с помощью клея ПВА «Луч». Запомните одно правило: клеить нужно тоненьким слоем с помощью тонкой кисточки для рисования. (1 мин.)

Четвертый этап
Сборка модели бумажного катамарана.

Все детали готовы, а это значит что, настало время сборки бумажного парусного катамарана.
Для начала в центре дна основания мы делаем отверстие по размеру стойки, которую будет держать парус. Также в основании катамарана нужно сделать еще одно отверстие для дополнительной стойки.
После этого начинаем соединять детали катамарана.
Процесс соединения деталей подробно показать в видеоряде
(3 мин.)
Музыкальное сопровождение

Рефлексия
(3,5 минуты)
Итак, мы с Вами ребята завершили процесс сборки бумажного парусного катамарана.
Показ мини-выставки бумажных катамаранов (1 мин.)
Логическим завершением нашего урока станет запуск бумажных катамаранов в мини-бассейн. (1,5 мин.)
В конце видеоурока воспроизводится фоторяд с урока