Внеурочное занятие на тему Моделирование и конструирование на плоскости. Игра — головоломка «Колумбово яйцо» (3 класс)


Конспект внеурочного занятия «Школы мастеров»
Учитель: Белякова М.И.
Тема: Моделирование и конструирование на плоскости. Игра - головоломка «Колумбово яйцо».
Форма урока: урок-практикум.
Цели:
познакомить с технологией изготовления игры-головоломки «Колумбово яйцо»;
научить самостоятельно составлять фигуры из этой мозаики.
Задачи:
Образовательные:
научить выполнять разметку овала с помощью копировальной бумаги;
научить составлять фигуры из частей овала;
упражняться в составлении фигуры из частей овала.
Развивающие:
развивать воображение и логическое мышление;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать умения работать по рисунку-схеме.
Воспитывающие:
воспитывать интерес к предмету;
воспитывать у учащихся усидчивость, аккуратность, внимательность, терпение;
воспитывать уважение к своему и чужому труду.
Оборудование:
для учащихся: цветная бумага или картон, ножницы, клей, копировальная бумага, линейка, карандаш;
для учителя: образец готовой работы, образцы деталей овала в увеличенном виде и в натуральном, конверты с наборами элементов игры «Колумбово яйцо», рисунки-схемы деления овала увеличенного размера для демонстрации, схемы изделий в увеличенном виде для демонстрации, ножницы, копировальная бумага, карандаш, линейка.
Этапы урока Оборудование Деятельность учителя Деятельность учащихся Вывод (примечание)
1. Эмоциональный настрой.
сундучок с головоломками - Приветствую вас, ребята. Сегодня шестой день декады нач. классов. Он посвящен математике, назван «Лакомство для ума». Посмотрите, какие вкусности я приготовила. (Показывает сундучок с головоломками). Успокаиваются после перемены, садятся.
2. Актуализация знаний. Целеполагание презентация - Помогите вспомнить их названия.
- Что вы знаете об этих играх?- Как вы считаете, для чего они нужны, чем полезны? - Ребята, как думаете, можем ли своими руками изготовить головоломку?
- Предлагаю игру с интересным названием «колумбово яйцо» (рассказ учителя об истории игры)
- А как вы ее сможете использовать?
Ответы учащихся: пазлы, кубик Рубика, танграм. Развивают воображение, фантазию, учат ориентироваться в пространстве и на листе.
Играть, подарить, устроить конкурс. Подготовка к конструированию из частей овала(используется методы: беседа, рассказ, межпредметная связь)
Введение нового термина
3. Упражнения в конструировании на партах -конверты с нарезанными частями «Колумбова яйца» для работы в паре, на доске – техн. рисунок - Поиграем? Возьмите конверт с игрой.
- Выложите на столе из деталей «Колумбова яйца» фигурку по предлагаемому техн. рисунку.
Просматривает выполненную работу.
- А теперь уберём тренировочные детали в конверт. Выполнение работы в парах.
 
 
 
 
 
 
Метод – тренировочное упражнение, работа в паре
4. Анализ конструкции на доске -
образец изделия в увеличенном виде и техн. рисунок Прикрепляет на доску образец изделия.
– Как можно назвать данное изделие?– Каким способом получили изделие?– Для чего оно нужно?– Из скольких деталей состоит?– Что можно сказать о размере деталей? – Что использовали для его изготовления?

– Есть среди них известные вам геометрические фигуры?– Есть ли среди них фигуры, симметричные друг другу?– Каким способом соединили детали? Отвечают на вопросы.Мозаика.Путём соединения деталей, конструированием.Для развития внимания, фантазии, аккуратности.По размеру разные детали.Похоже по форме на яйцо.
Да, треугольники.
Да, 1 и 2, 4 и 5, 6 и 7, 8 и 9. №3 - если поделили на 2 части.Наклеили детали, конструируя по техническому рисунку способом приклеивания на всю поверхность. Учить наблюдать, анализировать, воспитывать внимательность.Подготовка базы к составлению плана действий.Методы используемые (беседа, анализ конструкции, межпредметная связь).
5. Анализ технологической последовательности изготовления изделия. на доске - пункты плана – Обсудим  план нашей предстоящей работы (с чего начнём и как продолжим?).Этапы плана будем выносить на доску.– Из какого материала будет изделие?– Какого цвета может быть изделие?– Каким образом будем выполнять разметку?– Как будем выполнять разметку на цветной бумаге?- Какими правилами безопасности будем пользоваться при работе с ножницами? С клеем?
Работа с технологическим рисунком.1.Определим материал и цвет изделия.2.Приготовим карандаш, цв. бумагу, линейку.3.Скопируем изображение с шаблона на цветную бумагу (картон) при помощи копировальной бумаги.4.Вспомним о правилах безопасности работы с ножницами, клеем.5.Вырежем овал и разрежем по линиям.
6.Составим по технологическому рисунку фигуру. Беседа о предполагаемом ходе работы.Используем: демонстрацию готового изделия в увеличенном виде и в натуральном. Составление поэтапного плана действий.
6. Организация рабочего места шаблоны яйца нужного размера для работыцветная бумага (картон), ножницы, клей, копировальная бумага карандаш, линейка Сейчас мы проверим готовность к работе. Проверяют наличие всего необходимого.  
7. Физпауза  - Изделие наше связано с животными, и разминку проведем зоологическую.
Дети выполняют упражнения вместе с учителем. Выполняются двигательные упражнения, чтобы снять усталость с мышц спины.
8. Постановка дидактических задач   - Что же мы сегодня должны успеть выполнить?Разметить овал, вырезать, разрезать его на части, составить по технологическому рисунку фигуру. Ответы учащихся, слушание. Метод – объяснение,  инструктаж.
9. Практическая работа   Фронтальный контроль без вмешательства в деятельность учащихся. Выполнение по плану. Осваивается учебная информация. Дети овладевают умениями разметки с помощью копировальной бумаги «Колумбова яйца» по технологическому рисунку.Работа по развитию мелкой моторики рук, глазомера, пространственного воображения, самостоятельности; воспитание аккуратности.Методы: практическая работа, инструктирование
10. Организация прерывания работы и уборка рабочего места. папки для цветной бумаги и других принадлежностей учащихся - Заканчиваем работу, прибираем рабочие места. Ученики наводят порядок на рабочих местах, оставляют только изделие. Воспитывается четкость в работе, исполнительность, организованность, дисциплинированность
11. Рефлексия   Анализ работы:- Ребята, для чего мы сегодня изготавливали игру в виде овала? Как назывался этот овал?
- Что было нового в работе?
Оценка работ учащихся. Ответы учащихся:- Для развития воображения, умения, чтобы ориентироваться в пространстве и на плоскости.- Деление овала на указанное количество частей по шаблону, через копировальную бумагу.
Ребята принимают участие в оценке работ. Можно устроить выставку. Используемые методы: беседа, синтез, анализ.Цель: актуализировать учебную информацию, упорядочить и вывести на уровень знаний.