Рабочая программа по социально-бытовому ориентированию 5 класс (VIII вид)

Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено
на заседании ШМО
протокол № __ от ____20__г.
Согласовано
зам. директора по УВР
_________Бандурист Я.С.
Утверждено
Директор школы
________Ю.А. Ребзон

____________/___________/
__________ 2015 г.
_____________ 2015 г.








Рабочая программа
по социально-бытовому ориентированию
для 5К класса
(уровень: специальное коррекционное обучение)



Учитель: Еккель Гаянэ Баторовна




Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
Пояснительная записка
Учебная программа по социально-бытовому ориентированию 5 класс разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014, школьного Положения о составлении рабочих программ по предмету и учебного плана на 2015-2016 учебный год.
Основной целью курса является практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня общего развития учащиеся.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
формирование и совершенствование у детей необходимых им навыков ориентировки в окружающем: самообслуживании, ведении домашнего хозяйства;
формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи;
способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников.
Место предмета в федеральном базисном плане
Рабочая программа по социально-бытовому ориентированию в 5 классе разработана на основе государственной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2014, школьного Положения о составлении рабочих программ по предмету и учебного плана на 2015-2016 учебный год.
Программа рассчитана на 34 часа в год ( по 1часу в неделю)

Обоснование отбора содержания
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные, так и индивидуальные методы организации практических работ.

Общая характеристика предмета
Курс СБО направлен на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества. Учащиеся получают необходимые знания при обучении тому, как правильно пользоваться услугами транспорта, предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания. С помощью сюжетно-ролевых игр воспроизводятся конкретные жизненные ситуации, где учащиеся применяют усвоенные знания и методы.


Методические рекомендации по изучению курса социально-бытового ориентирования
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.
Коррекционная направленность обучения предполагает дополнительные, наряду с основными, задачи:
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и отчету о ней;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирование умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д.

Логические связи
Обучение ведется с опорой на знания, которые учащиеся приобретают на уроках математики, истории, естествознания. Эти знания помогают им ориентироваться в окружающей обстановке, пользоваться услугами общественных служб, вести домашнее хозяйство, вникать в положение трудового законодательства и т. д.















Учебно-тематический план
№ п/п

Тема


Кол-во часов на изучение темы
уроки
Практические работы
экскурсии
Сюжетно-ролевые игры
Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования)

I
1.Личная гигиена
6
5
1


-знать последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, периодичность мытья головы, правила освещения помещения, правила охраны зрения при чтении и просмотре ТВ передач;
-уметь совершать утренний и вечерний туалет, причесывать волосы и выбирать прическу.


2.Одежда и обувь
4
2
2


-знать виды одежды и обуви, правила ухода за ними;
-уметь подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, различать одежду и обувь(повседневная, праздничная, спортивная), сушить мокрую одежду, чистить, подбирать крем и чистить кожаную обувь, чистить замшевую и текстильную обувь.


3.Питание
12
3
8
1

-знать виды бутербродов, различные меню завтрака, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, назначение кухонной посуды и инвентаря, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником, санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств для ухода за посудой;
-уметь резать ножом продукты для бутербродов, отваривать яйца, жарить яичницу, резать вареные овощи кубиками и соломкой, мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду.


II
4.Культура поведения
3
2


1
-знать требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя, правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом;
-уметь следить за своей осанкой, походкой, жестикуляцией, правильно вести себя при встрече, расставании
со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях, тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками, правильно вести себя за столом.


5.Жилище
2
2



-знать виды жилых помещений в городе, деревне, их различие, почтовый адрес своего дома;
-уметь писать адреса на почтовых открытках

III
6.Транспорт
3
2


1
-знать варианты проезда до школы различными видами транспорта, количество времени, затрачиваемого на дорогу, пешеходный маршрут, правила передвижения на велосипеде;
-уметь соблюдать правила поведения в общественном транспорте, соблюдать правила дорожного движения


7.Торговля
4
3

1

-знать основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них, стоимость продуктов;
-уметь выбирать продукты для приготовления завтрака , оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.







Календарно - тематическое планирование

урока п/п
№ темы

урока по теме
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
прим.






план
факт


1. Личная гигиена

1
1

1
Личная гигиена: значение для здоровья и жизни человека
1




2

2
Практическая работа: Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета
1




3

3
Уход за волосами
1




4

4
Санитарно-гигиенические требования при пользовании носовых платков, зубной щетки, мочалки, расчески, полотенца, белья
1




5

5
Гигиена зрения, слуха. Гигиена чтения и как смотреть телевизор
1




6

6
Негативное влияние курения, алкоголя на развитие молодого организма.
1




2. Одежда и обувь


7
2
1
Виды одежды и головных уборов
1




8

2
Практическая работа:Уход за одеждой
1




9

3
Практическая работа:Уход за обувью
1




10

4
Условно- знаковые обозначения на средствах по уходу за одеждой и обувью
1




3. Питание

11
3
1
Продукты питания. Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека
1




12

2
Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и посуда
1




13

3
Правила пользования и ухода за кухонными принадлежностями, приборами, посудой. Химические средства ухода за посудой
1




14

4
Практическая работа: приготовление завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды
1




15

5
Практическая работа: приготовление омлета
1




16

6
Практическая работа: приготовление винегрета
1




17

7
Практическая работа: приготовление салата
1




18

8
Практическая работа: заваривание чая
1




19

9
Практическая работа: сервировка стола к завтраку
1




20

10
Практическая работа: сервировка стола к завтраку
1




21

11
Практическая работа: чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды
1




22

12
Экскурсия на предприятие общественного питания
1




4. Культура поведения

23
4
1
Формы обращения к старшим и со сверстниками
1




24

2
Правила поведения за столом
1




25

3
Речевое общение. Сюжетно-ролевая игра
1




5. Жилище

26
5
1
Виды жилых помещений в городе и деревне
1




27

2
Варианты квартир и подсобных помещений, виды отопления
1




6. Транспорт

28
6
1
Виды транспортных средств
1




29

2
Маршрут из дома в школу
1




30

3
Поведение в транспорте, на улице. Правила дорожного движения. Игра
1




7. Торговля

31
7
1
Виды торговых предприятий
1




32

2
Продуктовые магазины и их отделы.
1




33

3
Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине
1




34

4
Экскурсия в продовольственный магазин
1




















Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.














Учебно – методическое обеспечение

Технические средства
Компьютер
Проектор
Электроплита

Учебно – методическая литература
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой.-М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2014

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]























13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215








sђ Заголовок 1sђ Заголовок 2sђ Заголовок 3sђ Заголовок 4sђ Заголовок 5sђ Заголовок 6sђ Заголовок 7sђ Заголовок 8sђ Заголовок 915