Урок письма в 9 классе «О чём мне говорят письма с фронта»


Урок письма в 9 классе «О чём мне говорят письма с фронта».
Автор: Шарохина Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы
МОУ Кубринская ООШ
Ульяновской области, Радищевского района
Аннотация и пояснения к уроку: письма, на материале которых построен данный урок, адресованы Плашенковой Марии Яковлевне, уроженке Горьковской области (с. Казарино). Там же прошла вся недолгая довоенная жизнь автора писем, Плашенкова Александра Яковлевича, 1923 года рождения, рядового, героически погибшего на подступах к Кёнигсбергу. Место написания писем неизвестно. Датированы они 25 декабря 1942 г и 12 февраля 1943 г.К уроку разработана презентация, поэтому по ходу урока будет указана нумерация слайдов. Главные задачи урока – донести до учеников мысли о том, что в письмах по-особому раскрывается внутренний мир человека, о том, как много они значили для людей в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, вызвать у детей чувство гордости за солдата, а также сострадания ко всем павшим в войне с фашистами.
Практическое использование: данную разработку можно использовать не только на уроках русского языка, но и как внеклассное мероприятие, приуроченное ко Дню Победы или 22 июня, как тематический классный час или час чтения, как фрагмент урока литературы, связанного с военной тематикой.
Тип урока: урок развития речи с элементами исследовательской деятельности.
Методы обучения (по степени мыслительной активности): побуждающе-репродуктивные, частично-поисковые.
Формы организации ПД: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели урока:
Образовательные (познавательные): продолжить знакомить учащихся с эпистолярным жанром и его особенностями, а также правилами оформления письма; учить анализировать написанное (в т.ч. выделять главное и обобщать, делать выводы); повторить, что такое обращение и знаки препинания при нём.
Развивающие: развивать навыки правильного написания письма, совершенствовать речь и умение письменно излагать свои мысли; развивать познавательный интерес и саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении; развивать коммуникативные навыки: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого, корректировать своё мнение, организовывать работу в группе, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к воинам, прошедшим войну; учить видеть красоту человеческих отношений между близкими людьми, формировать культуру общения.
Личностные: осознавать свои эмоции и черты характера, осознавать и проявлять себя гражданином России, прикасаясь к военной реликвии (письмам), ощущать связь времён.
Ход урока.
Учитель объявляет тему урока и ставит ученикам вопрос о задачах и целях урока. Происходит совместное целеполагание с подсказками. (5 мин.)
Слайд 1
А) продолжить знакомство с ____________ жанром и его особенностями, а также правилами оформления _________ ; повторить, что такое________ и знаки препинания при нём.
Б ) развивать навыки правильного написания ____________ , совершенствовать речь и умение письменно излагать ____________ ;
В) воспитывать уважительное отношение к ___________ , прошедшим войну; учить ценить родственные отношения, формировать культуру___________ .
Г ) осознавать свои эмоции и _____________ характера, осознавать и проявлять себя _________ России, прикасаясь к военной реликвии (письмам), ощущать связь времён.
2. Постановка проблемы. Актуализация. (10 мин) Слайд 2.
Ребята, что вы видите на экране? (Криптограммы)
Что это такое? (Способ передачи информации в древности, когда ещё не было письменности. Делается вывод о том, что у человека всегда была потребность в передаче той или иной информации). Можем ли мы догадаться, что здесь написано? (Наверное, нет.) Сегодня криптограммы по-другому называют тайнописью, а их расшифровкой занимаются специалисты-криптографы).Какие ещё способы передачи информации в древности вам известны? (Дым, условные цвета и знаки, рисунки)
Но дворе 21 век! А ведь условные знаки-рисунки, как в древности, заполонили мир вокруг нас в Интернете, телефонах, планшетах… Как вы думаете, о чем идёт речь? ( О смайликах) Слайд 3.
Легко ли нам догадаться о том, что они обозначают? (Не всегда)
Давайте попробуем! ( Дети предлагают свои варианты)

Ого! Я обиделась. Мне весело! Мне плохо.
Удивляюсь тебе! Мне грустно. Согласен (одобрение) Мне грустно.
Ну, ты даёшь! У меня всё плохо Всё хорошо! Я сейчас плачу

Приходи (те) на чашку чая.
Где мы обычно используем смайлики? ( В СМС, при общении в Интернете)
В чём их недостаток ?(В неточности, в отсутствии человеческих эмоций, переживаний. Не нужно напрягать свой ум, чтобы выразить словами, например, грусть или недоумение. Отправил смайлик – и всё.)Слайд 4. Посмотрите на экран. А это что за способ передачи информации? (На экране отрывок из письма Татьяны к Онегину, иллюстрация к роману Пушкина)
Я к вам пишу – чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле,
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи…
Может ли раскрыть внутренний мир человека СМС? (Нет, конечно, ведь СМС – это сиюминутная мысль, короткая мысль, важная именно в данный момент.) А письмо?
Слайд 5. Вспомним, что такое письмо и из каких основных частей оно состоит. Найдите лексическое значение слова в словаре Ожегова. «Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо кому-нибудь». Какое в этом определении ключевое слово?(Текст!) Текст – это сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. Письмо пишется, чтобы его читали и перечитывали, а потом бережно хранили…
У вас на столах лежат карточки с кроссвордом для повторения материала. Разгадайте его. Потом раздаётся ключ.
Ключ:
6 п2 о б ра ще ни е
с 1 да т а 3 в с т у пл е ни е
4 за к л юч е ни е 5 с о де рж а ни е и пт у м Пустой кроссворд.
 6  2                
  1         3                  
 4                    5                             Вопросы для кроссворда:
Важная составляющая письма, которая обычно пишется в самом его начале.
Этическими нормами диктуется его расположение посередине листа в начале письма.
Может начинаться разнообразно: с пожелания или извинения, описания состояния или настроения, с каким пишется письмо, времени суток и т.д..Изъявление чувств преданности, почтения, прощание и подпись.
Изложение о предметах, вещах и делах, интересующих адресата, переживаниях и мыслях автора.
Знак, который иногда ставится после подписи в конце, когда письмо уже закончено, но о чём-то непременно нужно ещё упомянуть. (PS)
Чем же СМС или переписка в Интернете отличаются от письма? Во что человек вкладывает больше душевных переживаний? Почему? (Выводы: во-первых, письмо пишется от руки. Почерк (торопливый, аккуратный, небрежный… ) многое может сказать о характере того, кто пишет или об обстановке, в которой пишется письмо, а подбор слов – о его отношении к вам; во-вторых, письмо – это текст, который пишется по особым правилам, в-третьих, в письме может раскрываться внутренний мир человека.)
Почему же сегодня немодно писать письма? («В этом нет необходимости», - так обычно отвечают дети.)
3.Основная часть урока. Работа над проблемным вопросом. (20 мин)
Может быть, в чём-то вы и правы. А вот во время ВОВ такая необходимость была. Слайд 6. «Читайте письма фронтовые – живую память горьких лет! Я их читаю как молитвы. Они несут нам Веры свет, »- так писал неизвестный поэт о фронтовых письмах. Образ бойца, писавшего письма с передовой, запечатлён на многих фотографиях военного времени, а момент получения письма дома – на известной картине Лактионова «Письмо с фронта». Слайд 7-8.

Советский солдат в Сталинграде Советский солдат пишет письмо в перерыве пишет письмо домой. между боями. Источник: visualrian.ru
24765-5080 А.И.Лактионов «Письмо с фронта»
В годы войны они так много значили. Их ждали с нетерпением и затаённой тревогой. Одинаково дороги они были и бойцу, и тем, кто остался в тылу. Письма согревали. Они были поддержкой и радостью, долгожданной весточкой от самых дорогих и любимых.
Ещё Цицерон говорил: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых». Мы должны свято чтить память о тех, кто не вернулся с полей сражений.
Возвращаясь к задачам урока, мне хочется поставить перед вами проблемный вопрос, ответ на который вы сами попытаетесь найти в фронтовых письмах.
Действительно ли в письмах по-особому раскрывается внутренний мир (душа) человека?
Перед вами два письма Слайд 9. (ксерокопии или перепечатанные варианты, они предлагаются ниже. Мною исправлены только орфографические ошибки и, где возможно, пунктуационные; непонятные слова пропущены, на их месте стоит многоточие). Всего два письма…. Это своеобразное послание нам, людям из будущего, зачастую не задумывающимся о ценности мирной жизни, легко и беззаботно бегущим по жизни в бессмысленной суете, почти позабывшим о том, что такое письмо и как его писать. Эти письма писал с передовой Плашенков Александр Яковлевич, 1923 года рождения, рядовой, героически погибший на подступах к Кёнигсбергу. Место написания писем неизвестно. Адресованы они родной старшей сестре Мане, которая заменила ему маму, умершую ещё до войны.
Групповая работа: первая группа работает с первым письмом, вторая – со вторым.
Первое письмо.
«25 декабря 1942 года. Письмо Марии Яковлевне от брата Александра. Добрый вечер или час, пишу письмо и жду от вас. Сестра Маня, брат Миша и Лёша, всем вам посылаю свой сердечный красноармейский (пропущено слово привет). Сестра Маня, передавай по привету всем нашим сродникам и знакомым. Сестра Маня, письмо ваше получил 25 декабря, которое было писано 13 декабря. И на которое спешу дать ответ. Маня, я узнал, что дали хлеба в колхозе по 200 г. Сестра Маня, я тяте послал два письма, а от него не чаюсь получить ответ. Маня, пропиши свои налоги, какие, берут или нет мяса и картошку. Маня, у нас девок в армию взяли или нет? Маня, шлёт ли вам письма крёстная Маришка? Сейчас у нас предколхоза кто? И кто в нашей бригаде бригадиром? Сестра Маня, когда будет тот день, когда придётся с вами со всеми повидаться. Маня, если бы были крылья, хотя бы на часок прилетел домой и повидался с вами! Маня, передавай от меня пламенный привет всем моим товарищам. Первому другу Терёхину И.И. Сидоровау И, Тараскину М.Я. Сестра Маня, писать больше нечего. Я жив и здоров и того желаю и вам. Маня, пропишите, где сейчас находится Миткин И.А. Никак не могу от него получить… Буду ждать ответ, как кило конфет. Всему Плашенков. До свидания.» Второе письмо.
«12 февраля 1943 года. Письмо на родину сестре Мане от брата Александра Яковлевича. В первых строках моего письма, сестра Маня, сообщаю о том, что я ваши с Минькой письма получил, сразу три письма. Сестра Маня, брат Миша, Лёша, баба Прасковья, Ванька, Полька и Маруська, и Танька со своим детками, и всем Долгошовым и Сабуровым по низкому поклону и всего хорошего. Сестра Маня, вы пишете, что налог с вас скостили. Маня, вы пишете, что Кольку Секненкова убило и берут 25 год (рождения). Сейчас на очереди наш Минька. Сестра Маня, вы пишете и просите карточку. Ну здеся сняться негде. Я бы рад с душой. Сейчас пошёл мне второй год, как я служу и не чаюся с вами повидаться. Маня, вы пришлите мне Миньки, Долгошова Андрея или ему пошлите мой ( не написано адрес). Маня, обо мне не думайте. Маня, я одет хорошо и ещё надеваю на ночь носки, мне тепло. Маня, спасибо вам на… Передавайте привет всем. Моим товарищам Миткину И.А, Тимохину Н.Г и достальным (остальным) моим товарищам. Сестра Маня, я жив и здоров, того и вам желаю. Маня, пишите только такие новости. Я буду ждать ответ, как кило конфет. Маня, с приветом к вам ваш брат Александр Яковлевич. До свидания. Конец.»Задание второй группе.
Лист с заданием.
(Раздаётся листок только с наводящими вопросами. Здесь представлен уже заполненный вариант по первому письму.)Прочитайте письмо, представьте себя на месте солдата. Ответьте на наводящие вопросы и сформулируйте выводы для ответа на проблемный вопрос.
Наводящий вопрос Цитата или ответ своими словами. Вывод
1.Датировано ли письмо? Да. Это знак уважения к читающим, а ещё точная дата ставилась для того, чтобы родственники точно знали, что в этот день их близкий человек был ещё жив.
2.Упоминает ли солдат об обстановке на фронте? Нет. Мужественный и сдержанный, не хочет, чтобы за него волновались.3.Как он обращается к сестре? Сколько раз? «Письмо Марии Яковлевне», Маня. 11 раз обращается к ней Уважает старшую сестру, которая ему заменила мать, вежливый, очень её любит.
4. Кого ещё упоминает в письме? Родственников (сродников), знакомых, крёстную, которую ласково называет Маришкой, а друзей вспоминает пофамильно. Всех помнит, всех хочет упомянуть в письме, скучает и переживает за всех.
5. Встречаются ли в письме просторечные слова (разговорная лексика)? Какие? СродникиПисано
Не чаюсьДевкиПовидаться
Пропишите
Тятя Разговорная лексика - неотъемлемая особенность эпистолярного жанра. Её употребление говорит о том, что автор писем – простой деревенский парень.
6. Чем особенно интересуется солдат? Почему? Делами в колхозе, почему на его письма не отвечает отец, где находится друг Миткин. Автор письма хорошо знает заботы земляков, беспокоится за семью, потому что знает, что в тылу многие умирали с голоду. Показан неравнодушным и заботливым братом, товарищем. Очень скучает по деревне и хочет окунуться в деревенскую жизнь.
7. Письмо написано 25 декабря, когда он получил письмо из дома, которое было написано 13 декабря. Письмо шло 12 дней. Солдат сразу же отвечает. О чём это говорит? Это говорит о том, что обстановка на фронте позволяла это сделать, либо о том, что даже в пекле войны боец находит время для письма на родину. Так дорога ему семья.
8.Какой элемент солдатского фольклора встречается в письме? «Добрый вечер или час, пишу письмо и жду от вас.»«Буду ждать ответ, как кило конфет.»Это говорит о бодром настроении бойца. А ещё – многие так писали, так было принято.
9 В какой фразе выражается тоска солдата по дому? «Сестра Маня, когда будет тот день, когда придётся с вами со всеми повидаться. Маня, если бы были крылья, хотя бы на часок прилетел домой и повидался с вами!» Очень тоскует, потому что соскучился по своим родным и товарищам.
10.В письме он практически ничего не сообщает о себе, кроме одной фразы. Какой? Я жив и здоров и того желаю и вам. Скромный.
4. Обмен полученной в ходе микроисследования писем информацией. Вывод о том, что могут нам рассказать о солдате его письма с фронта.
5.Итог занятия.  (5 мин) Выскажите свои мысли и чувства о том, что услышали, узнали сегодня. Перекиньте мостик из прошлого в настоящее.
Слава Богу, что мы живём в мирное время. Но письма… Письма нужно писать в любое время. Письма близких людей способны творить с нами чудеса.
Рефлексия: Слайд 10 (5 мин)
Я открыл для себя, что в письмах раскрывается ….
Я учился рассуждать логически, когда…
Мне было интересно…
Мне захотелось….
Было интересно работать в группе, потому что…
Теперь я …
Дома: написать письмо своему ровеснику в 1941-1945 год. Можно написать письмо Александру Плашенкову, потому что вы с ним познакомились через его письма… Не забудьте о структуре письма и особенностях эпистолярного жанра. Раздаются памятки. Слайд 11.
Памятка
Особенности эпистолярного жанра:
Структура личного письма.
обращения
датирование
лирический подтекст
вступление
разговорная лексика
основное содержание (текст письма)
вопросительные и восклицательные предложения заключение
сложные предложения
возможен постскриптум
 Слайд 12. Спасибо за урок!