Конспект открытого урока по литературе на тему Поэма Анна Снегина С.А.Есенина-поэма о судьбе человека и Родины


Муниципальное учреждение «Методический центр»
Романовского муниципального района
Саратовской области
Конспект открытого урока по литературе
на тему « Поэма «Анна Снегина» С.А.Есенина - поэма о судьбе человека и Родины»
Подготовила:
Лаврова Александра Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ Романовская средняя
общеобразовательная школа
2016 год
Тема урока: «Поэма «Анна Снегина» С.А.Есенина – поэма о судьбе человека и Родины».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Содержательная цель урока: формирование умений выявлять жанровые особенности лиро-эпической поэмы, умений анализировать лиро-эпическое произведение; раскрытие идейного своеобразия, образно-смысловой насыщенности поэмы С.А.Есенина «Анна Снегина», сложности авторского мировосприятия; воспитание чувства любви к Родине, привитие интереса к поэзии.
Деятельностная цель: создание условий для осуществления групповой работы; обеспечение развития у учащихся монологической и диалогической речи, критического мышления, познавательной активности, творческих способностей.
Планируемые результаты:
1.Предметные УУД: знать и уметь определять жанровые особенности лиро-эпического произведения, выявлять проблематику текста, определять его идейное своеобразие, формулировать авторскую позицию, выявлять средства характеристики действующих лиц и уметь оперировать ими.
2.Метапредметные УУД: осуществлять смысловое чтение текста, выделять в нем существенную информацию, сравнивать, классифицировать явления по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи явлений, осуществлять формулировку проблемы и поиск разнообразных способов решения задач.
3.Личностные УУД: осуществлять включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне, определять ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности (развитие познавательных интересов, творческих способностей): осознание ценности чувства любви в жизни человека, воспитание чувства патриотизма.
4.Коммуникативные УУД: уметь формулировать собственное мнение (позицию), учитывать мнения других, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическую речь и владеть диалогической формой речи.
5.Регулятивные УУД: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения.
Оборудование: компьютер, проектор, флипчарт.
Ход урока:
«Разберёмся во всём, что видели,
Что случилось, что стало в стране.
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине…»
С.А.Есенин
I. Мотивация
Учитель:
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех на сегодняшнем уроке. Надеюсь, что наше занятие будет плодотворным, познавательным и интересным для каждого его участника. Ребята, вам я желаю проявить свою активность в совместной работе, достичь цели урока и получить только положительные эмоции.
С удачи малой начинается успех! Я желаю вам успеха на сегодняшнем уроке! (создание ситуации успеха)
II. Актуализация
Учитель:
- Чему же посвящено наше занятие? Какова его цель?
-Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку послужат слова С.А.Есенина:
«Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что стало в стране.
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине…»
-Выделите, пожалуйста, главные, на ваш взгляд, слова в эпиграфе.
Ученик:
-На мой взгляд, главными здесь будут слова «разберемся» и «простим».
Учитель:
-Верно! Скажите, имеют ли эти слова какое-либо отношение к поэме «Анна Снегина» С.А.Есенина, которую вы прочитали самостоятельно?
Ученик:
-Да, они имеют непосредственное отношение к содержанию поэмы.
Учитель:
-В чем же пытается разобраться лирический герой поэмы и вместе с ним её автор? Кого собираются простить? О какой обиде идет речь?
- Итак, сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока. Чему же он будет посвящен? Какую цель мы поставим перед собой?
Ученик:
-Урок будет посвящен анализу поэмы «Анна Снегина» С.А.Есенина. Целью занятия будет попытка разобраться вместе с автором и героем в событиях, происходивших в России в 1917-1923 годах, попытка проследить развитие чувств лирического героя от обиды до прощения.
Учитель:
-Верно! Тему нашего урока мы обозначим следующим образом: «Понять и простить. Поэма «Анна Снегина» С.А.Есенина – поэма о судьбе человека и Родины».
-Почему поэма «Анна Снегина», написанная в 1925 году, считается главным, итоговым произведением С.Есенина? (Сам поэт сказал: «Это лучшее из того, что я написал») Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?Ученик:
- К ответу мы придем, проанализировав поэму.
Учитель:
- Приступая к анализу произведения, нельзя не сказать о его жанровой характеристике. «Анна Снегина» - это поэма. Вспомните, что такое поэма как жанр. Предлагаю вам выполнить задание «Собери фразу». На слайде вы видите отдельные слова, ваша задача – собрать из них формулировку определения понятия «поэма» (это/произведение /на историческую /большое /тему /стихотворное /героическую/или /лирическую /поэма/возвышенную)Ученик:
-Поэма – это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
Учитель:
-Молодцы! Скажите, пожалуйста, почему поэму «Анна Снегина» можно назвать поэмой о судьбе человека и Родины? Какие две главные темы вы выделите в этом произведении?
Ученик:
-В поэме можно выделить две главные темы. Во-первых, это рассказ о личной судьбе лирического героя и непосредственная его связь с судьбой Анны Снегиной, именем которой и названо произведение. Во-вторых, представлена тема судьбы малой родины и России в целом.
Учитель:
-Можно сказать, что перед нами не просто поэма, а лиро-эпическая поэма, в которой присутствуют и лирическое, и эпическое начала, поэтому одной из задач сегодняшнего урока станет раскрытие лиро-эпического характера поэмы «Анна Снегина».
III.Формулировка заданий для групп
Учитель:
- Ребята, я предлагаю вам разделиться на три группы. Каждая из групп будет выполнять определенное задание и знакомить с результатами своей работы других учащихся.
Задание I группе:
-определите место, время действия в поэме;
-дайте характеристику тем героям, которые являются представителями простого народа.
Задание II группе:
раскрыть образ главного героя поэмы.
Задание III группе:
охарактеризовать образ главной героини произведения.
-Ребята, анализ поэмы мы будем проводить с применением особого метода – «Шесть шляп мышления». Он используется для разностороннего, «разноцветного» анализа какого-либо явления. Шляпа, как вы знаете, была неизменным атрибутом в одежде С.Есенина. И лирический герой поэмы тоже в шляпе.
«И, взяв свою шляпу и трость,
Пошел мужикам поклониться…»
-Перед вами на флипчарте представлены изображения шести шляп (так сказать, на бумажном носителе). А тут вы видите шляпы в «материальном» исполнении. Кратко разъясню значение каждой шляпы. Итак:
1.Белая шляпа – шляпа информации (только факты)
2.Красная шляпа – шляпа эмоций (какие у меня возникают чувства?)
3.Желтая шляпа – позитивное мышление (какие преимущества? почему это стоит сделать?)
4.Черная шляпа – осторожность, суждение, оценки, недостатки (что здесь неправильно?)
5.Зеленая шляпа – творческое мышление (каковы возможные решения?)
6.Синяя шляпа – обобщающая шляпа (чего мы достигли?)
Учитель:
-Ребята, в процессе работы над анализом текста вы будете заполнять таблицы о тех героях, над образами которых предстоит работать каждой группе.
IV.Анализ произведения
Учитель:
-Поэма прочитана, вы получили определенную информацию, которой я прошу поделиться с помощью белой шляпы.
Вопрос I группе
-Какую информацию мы получаем о месте действия и от кого?
Ученик:
-Поэма открывается рассказом возницы, который помогает лирическому герою добраться до села Радово. Возница – житель этого села. Он как представитель народа рассказывает о проблемах деревни: о расслоении крестьянства, о вражде, развернувшейся между жителями Радова и деревни Криуши.
Учитель:
-Найдите слова возницы, в которых дано описание села.
Ученик:
Село, значит, наше – Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя.
Учитель:
-Скажите, что мы узнаем о жизни народа?
Ученик:
Но люди – все грешные души.
У многих глаза – что клыки.
С соседней деревни Криуши
Косились на нас мужики…
Житье у них было плохое…
Возница сообщает о мужицких войнах, когда «от звона и скрежета стали по телу катилась дрожь»; об убийстве старшины и наступивших несчастьях, «неурядах»:
Скатилась со счастья вожжа.
Учитель: (вопрос всем)
-Какие произведения русской литературы напомнило вам описание села Радово и деревни Криуши?
Ученик:
-Это напоминает описание деревень из поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»
Учитель:
-Верно! Герои некрасовской поэмы были родом «из смежных деревень-Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож..»
-В основу поэмы С.Есенина положены реальные события – два приезда поэта на Родину. В поэме представлена рязанская земля 1917 года, рассказывается о судьбе одного из уголков России от революции до первых лет мирной жизни (действие заканчивается в 1923 г.)
Учитель: (вопрос II группе)
-Какой информацией о лирическом герое мы обладаем? Откуда и кем приезжает герой?
Ученик:
-Герой, отсутствовавший три года, едет в родные места.
Я в радовские предместья
Ехал тогда отдохнуть.
Герой возвращается с войны (речь идет о Первой мировой войне), называет себя «дезертиром», то есть противником войны, но не предателем.
И, твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.
Учитель:
-Какую информацию мы получаем о том, что связывает героя с родными местами?
Ученик:
-Мы узнаем, что родные места связаны для героя с воспоминаниями о первой любви – любви к Анне Снегиной.
Учитель: (вопрос III группе)
-Какую информацию мы получаем о главной героине? Что мы узнаем о её происхождении, внешности, судьбе?
Ученик:
-Образ Снегиной появляется уже в первой главе поэмы, но пока это просто образ «девушки в белой накидке». Затем мы узнаем, что Анна – молодая помещица, она замужем за офицером. Она «важная дама», по словам самой героини.
Я важная дама стала,
А вы – знаменитый поэт.
Учитель:
-Назовите приметы внешности Анны.
Ученик:
-Внешне Анна хороша собой. Её приметы: «стройный лик», «красивый и чувственный рот», «тело её тугое», «голос веселый».
Учитель:
-Какие ассоциации вызывает у вас фамилия Снегина?
Ученик:
-Снегина, снег, чистота, непорочность, свежесть, красота.
Учитель:
-Какую информацию мы получаем об отношении Анны к герою?
Ученик:
-Мы узнаем, что в юности помещица была влюблена в героя, но социальное неравенство не позволило им соединиться.
Далее мы видим Анну вдовой, эмигранткой.
Учитель:
-Ребята, сделаю небольшую справку по поводу прототипа образа Анны Снегиной. Им стала Лидия Кашина (1886-1937), дочь помещика, хозяина имения в Константинове. В 1917 году Л.Кашина отдала свой дом крестьянам, в отличие от Анны Снегиной она не покидала Россию.
-Молодцы, ребята! Вы достаточно полно представили информацию, содержащуюся в поэме. Белая шляпа позволяет давать информацию без эмоций, без субъективных оценок.
-При прочтении поэмы и по его завершении вы, безусловно, испытали определенные чувства, эмоции. Я предлагаю воспользоваться эмоциональной красной шляпой. На слайде вы видите слова, передающие эмоциональное состояние человека: восхищение, изумление, преклонение, неверие, безмолвие, восторг, радость, грусть, скорбь, сострадание, боязнь, ужас. Это палитра человеческих чувств. Какие из слов подошли бы к характеристике ваших чувств, полученных вами впечатлений? Может быть, вы включите в этот перечень свои слова (вопрос всем).
Ученик:
-Мы испытали самые разнообразные чувства.
Учитель:(вопрос I группе)
-Скажите, какие чувства вызывает у нас рассказ возницы?
Однажды мы их застали…
Они в топоры, мы тож.
От звона и скрежета стали
По телу катилась дрожь.
Ученик:
-Мы испытываем чувство ужаса от происходящих событий.
Учитель:
-О жизни народа мы узнаем и из рассказа старой мельничихи. Какие чувства вызвал у вас рассказ старухи о мужицких войнах?
У нас здесь теперь неспокойно.
Испариной всё зацвело.
Сплошные мужицкие войны-
Дерутся селом на село.
Учитель:
-Скажите, кому из деревенских жителей жена мельника дает характеристику?
Ученик:
-Старуха рассказывает про Оглоблина Прона.
Учитель:
-Какое чувство испытываете вы, читая следующие строки?
Таких теперь тысячи стало
Творить на свободе гнусь.
Пропала Расея, пропала…
Погибла кормилица Русь…
Ученик:
-У нас возникает предчувствие беды, нависшей над народом. Возникает ощущение опасности, грозящей России, всему русскому народу и судьбе отдельной личности.
Учитель: (вопрос II группе)
-Какие чувства вызывает у вас рассказ главного героя о событиях в стране? Разделяете ли вы его отношение к Первой мировой войне? Найдите эти строки.
Ученик:
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я игрушка,
В тылу же купцы да знать,
И, твердо простившись с пушками,
Решил лишь в стихах воевать.
Ученик:
-Возникает ощущение бессмысленности всего происходящего.
Учитель:
-Ребята, какое средство выразительности используется в первой строке? Как вы думаете, для чего?
Ученик:
-Автор использует яркую метафору «война всю душу изъела», тем самым подчеркивается боль лирического героя от увиденного на войне.
Мы вместе с героем испытываем ужас от происходящего.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют еще!
И чувствую в скулах упрямых
Жестокую судоргу щек.
Учитель:
- Ребята, читая поэму, вы не просто испытывали какие-либо чувства, но и, безусловно, задумывались, пытались найти ответы на многие вопросы. Предлагаю сейчас воспользоваться черной шляпой- шляпой суждений, оценок.
Мы затронули вслед за автором несколько проблем: «расслоение крестьянства», «война». ( вопрос I группе) Скажите, как вы думаете, правильно ли складывалась ситуация в России в 1917 году после свержения царя, когда «свобода взметнулась неистово в розово-смрадном огне»? Правильно ли, что русский народ оказался втянутым в империалистическую войну?
Ученик:
-Такие герои, как возница, мельник, мельничиха – это представители крестьянства. Слишком печальна судьба каждого из них в отдельности и всех вместе взятых как частицы единого русского народа.
Учитель:
-Давайте обратимся к словам мельничихи:
Сама я своими ушами
Слыхала от прихожан:
То радовцев бьют криушане,
То радовцы бьют криушан.
А всё это, значит, безвластье.
Прогнали царя….
Так вот…
Посыпались все напасти
На наш неразумный народ…
Учитель:
-Скажите, что, по мнению старой мельничихи, неправильно в новом укладе жизни? На какие вопросы она не может найти ответы и почему?
Ученик:
-Мельничиха видит причину всех несчастий народа в царящем в стране безвластии. Она задается многими вопросами, например, не понимает, зачем открыли остроги и «злодеев пустили лихих». На наш взгляд, такой уклад жизни неправильный. Народ, охваченный всеобщим духом борьбы, позабыл о простой и спокойной жизни.
Учитель:
-Мужицкие войны, о которых узнает лирический герой, символичны. Они являются прообразом единой большой братоубийственной войны, настоящей трагедии.
Скажите, как вы считаете, правильно ли, что к власти идут такие люди, как Прон Оглоблин?
Ученик:
-Безусловно, нет. Пугает то, что будет со страной, если у власти окажутся люди, подобные Прону.
У них там есть Прон Оглоблин,
Булдыжник, драчун, грубиян.
Он вечно на всех озлоблен,
С утра по неделям пьян.
И нагло в третьевом годе.
Когда объявили войну,
При всем честном народе
Убил топором тишину.
Учитель: (вопрос II группе)
Лирический герой – участник империалистической войны, Он задумывается и о судьбе народа. Что, по мнению героя, неправильно в той ситуации, которая сложилась в стране?
Свобода взметнулась неистово
И в розово смрадном огенеТеперь над страной калифствовалКеренский на белом коне.
Война до конца, до победы.
И ту же сермяжную рать
Прохвосты и дармоедыСгоняли на фронт умирать.
Ученик:
-Герой понимает, что и он, и народ – только игрушка в руках властей.
Учитель:
-Почему герой при встрече с мужиками деревни Криуши, которые рассказывают ему про свою «крестьянскую жисть», не может ответить на все их вопросы и на самый главный вопрос?
Отойдут ли крестьянам
Без выкупа пашни господ?
За что же тогда на фронте
Мы губим себя и других?
Ученик:
-Герой, «отягченный думой», понимает всю сложность сложившейся ситуации.
Учитель: (вопрос III группе)
-Как вы считаете, в чем трагедия судьбы Анны Снегиной? Как на её судьбе отразились перемены в стране?
Ученик:
- Судьба Снегиной действительно трагична. Она потеряет мужа, а затем родной дом. Революционные преобразования в стране напрямую коснулись судьбы этой женщины.
Учитель:
-В третьей главе, центральной в поэме, дано описание дома Снегиных. Найдите его, пожалуйста.
Ученик:
Дом с мезонином
Немного присел на фасад.
Волнующе пахнет жасмином
Плетневый его палисад.
Учитель:
-Скажите, кто участвовал в изгнании Снегиных?
Ученик:
-В третьей главе сообщается о совместном визите героя и Прона Оглоблина к Снегиным.
И Прон мой ей брякнул прямо
Про землю,
Без всяких слов:
Отдай!
Повторял он глухо.
Собственно в изгнании Снегиных участвовал брат Прона – Лабутя.
Учитель:(вопрос I группе)
-Что мы узнаем об этом представителе народа? Какие оценки вы дадите этому герою?
Ученик:
У Прона был брат Лабутя,
Мужик – что твой пятый туз:
При всякой опасной минуте
Хвальбишка и дьявольский трус.
Учитель:
-Ребята, возникают ли у вас ассоциации имени Лабутя с чем-либо?
Лабутя – неуклюжий, бестолковый человек, разиня, рохля. (В.И.Даль)
Что можно сказать о порядке жизни, когда хвастливые, трусливые люди, которые живут, «не мозоля рук», в одну минуту оставляют семейство без дома?
Ученик:
-Это в корне неправильно, жестоко.
Учитель:
-Ребята, поэма С.Есенина разнопланова в эмоциональном отношении. Наряду с мрачными сторонами, в ней присутствуют и светлые стороны. Теперь мы воспользуемся желтой шляпой – шляпой позитивного мышления. Она предполагает выявление всего позитивного в рассматриваемом явлении и аргументирование этого.
- Скажите, что позитивного вы находите в приезде героя в родные места? (вопрос всем, но право отвечать первыми остается за II группой)
Ученик:
-Герой получил возможность снова побывать в родных местах. Для любого человека это важно.
Учитель:
-Как ведет себя герой с мельником и его женой? Что вы думаете об их встрече?
Ученик:
-Мы радуемся вместе с этими героями. Радость встречи поэта и мельника передается и нам. Понятно, что лирического героя принимают как близкого человека. Его ждали.
От радости старый мельник
Не может сказать двух слов…
Лирическому герою приятно осознавать, что дружбу с ним ценят.
Но всё же в плохие минуты
Приятно друзей иметь.
Учитель:
-Особенностью поэмы является использованное в ней богатство народной разговорной речи. Речь каждого героя помогает Есенину раскрыть его индивидуальность. Скажите, что является особенностью речи старого мельника?
Ученик:
-Он использует слова с положительной окраской, обращаясь к герою: «голубчик», «дружище», «братец», «Сергуша», «Сергуха».
Учитель:
-Скажите, что характерно для восприятия действительности героем?
Ученик:
-Герой, хотя и пережил ужасы войны, не утратил способность видеть красоту окружающего мира, любоваться природой.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек.
-Он любуется пейзажем:
Дорога довольно хорошая,
Приятная хладная звень.
Луна золотою порошею
Осыпала даль деревень.
Учитель:
-Как относится герой ко всему, что связано с его прошлым?
Ученик:
-Ему приятно снова увидеть «разросшийся сад» и «состарившийся плетень». Герой вспоминает ушедшую юность, свою первую любовь.
Иду я на свой сеновал.
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Состарившийся плетень…
Учитель:
-Что чувствует герой, вспоминая об Анне?
Ученик:
-Он признается, что «тот образ …не угас», но в то же время он понимает, что его мало любили или не любили совсем. После рассказа мельника о Снегиной герой признается, что «ничто не пробилось в душу, ничто не смутило его».
Учитель:
-При каких обстоятельствах происходит первая встреча Анны и Сергея? Что можно сказать о чувствах героини и героя?
Ученик:
-В третьей главе, где события стремительно сменяют друг друга, дается описание этой встречи после болезни героя.
Учитель: (вопрос III группе)
-Что чувствует Анна? Как она себя ведет?
Ученик:
-Анна отмечает перемены в них обоих, не скрывает своего волнения, вспоминает их общие мечты.
Какой вы теперь не такой!
Я даже вздохнула украдкой,
Коснувшись до вас рукой.
Да…
Не вернуть, что было.
Все годы бегут в водоем.
Когда-то я очень любила
Сидеть у калитки вдвоем.
Мы вместе мечтали о славе…
Учитель(вопрос II группе)
-Как вы объясните душевное состояние лирического героя? Что позитивного вы здесь отметите?
Ученик:
-Герой испытал «наплыв чувств», он отметил при этом красоту летней ночи.
По-странному был я полон
Наплывом шестнадцати лет…
Учитель:
-И снова обратимся к черной шляпе. Как вы думаете, чем можно объяснить то, что Анна обидела героя? (вопрос III группе)
Ученик:
-Вторая встреча Анны и Сергея происходит в то время, когда Анна получила известие о смерти мужа. Она называет героя трусом.
Вы жалкий и низкий трусишка…
Учитель:
-Когда герои встречаются вновь? Почему они расстаются снова?
Ученик:
-Вновь герои встретятся в ноябре 1917 года. Анна просит прощения у Сергея, признается, что их встречи продолжать не надо.
Но вас
Оскорбила случайно…
Жестокость была мой суд.
Была в том печальная тайна,
Что страстью преступной зовут.
Учитель: (вопрос I группе)
-Что произошло в родных местах Сергея за его отсутствие?
Ученик:
-Последняя глава начинается словами «Суровые, грозные годы!» За шесть лет, пока отсутствовал герой, в его родных местах произошли перемены: убит Прон. В стране анархия, грабежи, разруха. Это трагедия для России и для деревни.
Учитель: (вопрос III группе)
-Каково отношение Анны к Сергею в конце поэмы?
Ученик:
-В письме из Лондона Анна пишет Сергею:
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна…
Учитель:
-Воспользуемся зеленой шляпой – шляпой творческого мышления. Как вы считаете, могла ли сложиться судьба Анны и Сергея иначе? Предположите, как могла бы закончиться история их любви.
Ученик:
-Вполне возможно, что Анна и Сергей могли быть вместе. Не было бы разлук, ведь мы убедились, что они любили друг друга.
Учитель:
-Выполним творческое задание. Каждая группа составит синквейн о тех героях, над образами которых работали.
IV.Подведение итогов
Учитель:
-Обобщим сказанное на уроке с помощью синей шляпы.
Вопрос I группе:
Определите художественное пространство поэмы. Где побывали герои?
Ученик:
-Герои побывали в революционной деревне, поместье Снегиных, лондонском порту. Можно сказать, что поэма действительно эпическое произведение.
Учитель:
-Кто из представителей народа вам наиболее симпатичен и почему?
Вопрос II группе:
- В отрывках из 1 и 5 глав изменены слова: «Но мало любили нас…» и «Но, значит, любили нас…» В чем убедился поэт?
Ученик:
-Герой убедился, что любим. Это примирило его с прошлым и настоящим.
Учитель:
-Чем заканчивается поэма?
Ученик:
-После всех войн, революций и ненависти поэма заканчивается словами любви.
Учитель:
-Вернемся к эпиграфу. Смогли ли мы разобраться вместе с героем в событиях, происходящих в его стране, в его личной судьбе, и простить?
Вопрос III группе:
Что вы можете сказать о судьбе Анны Снегиной?
Ученик:
-В судьбе Анны отозвались личные мотивы первой любви героя и конкретно-исторические приметы общей участи дворянского сословия.
Учитель:
-Главное достоинство поэмы в том, что в сравнительно небольшой и краткой форме Есенин сумел многое объять, наглядно изобразив и войну, и деревню, и судьбу отдельного человека, и судьбу России начала 20 в.
Любить – значит простить. Есенин простил Родине все обиды и остался с ней в трудные минуты.
Тебе, о родина, сложил я песню ту…
V.Рефлексия
-Ребята, скажите, удалось ли нам достичь цели урока?
Что было для вас интересно и необычно?
-Хотели бы вы побывать здесь еще?
Спасибо за работу! До свиданья!