Конспект урока литературы по поэме А.А.Блока Двенадцать (11 класс)


Конспект урока литературы в одиннадцатом классе.
Тип урока: урок-обзор произведения.
Тема: «Двенадцать» - эпиграф столетия.
Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию.
А.А.Блок
Цели урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с историей создания поэмы.
выявить жанровое своеобразие поэмы;
создать установку на адекватное восприятие и интерпретацию произведения.
определить роль образов – символов      и художественных деталей;
показать полемический характер поэмы: контрастное изображение двух миров, мирового пожара, революционного переустройства жизни;
Развивающие:
развивать связную монологическую речь учащихся
развивать умение логически мыслить, обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся интерес к урокам литературы
Орг. момент
Здравствуйте, ребята! Сегодня для работы на уроке вам понадобятся ручки, тетради, а также внимание, умение анализировать поэтический текст и размышлять.
Слово учителя + беседа
У: Мы продолжаем знакомство с произведениями Александра Александровича Блока. (портрет автора) Сегодня мы затронем еще одну сторону его творчества.
Но прежде вспомним, какие темы творчества Блока мы уже изучили?
Вы верно в числе тем назвали тему России. Не удивительно, что события, о которых пойдет речь, не могли не будоражить душу поэта, не могли оставить его равнодушным.
Введение в тему
Александр Блок с удовлетворением принял октябрьскую революцию. «Он ходил молодой, веселый, с сияющими газами, и прислушивался к «музыке революции», к тому шуму от падения старого мира, который непрерывно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала его тетка Мария Андреевна Бекетова. Но принял он революцию не политически, а поэтически.
Произведение, о котором мы будем говорить сегодня, и идея, заключенная в нем, сложны и потребуют пристального к ним внимания.
Запись темы
“Двенадцать” – это первый значительный отклик в художественной литературе на события 1917 года. Автор утверждал: «Двенадцать – какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью. Если не жить современностью – нельзя писать».
Тема нашего урока: «Двенадцать» - эпиграф столетия. (слайд с темой урока и эпиграфом)
Эпиграфом к нашему уроку являются слова Блока: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте революцию». Это цитата из статьи поэта «Интеллигенция и революция», в которой Александр Александрович выразил свое отношение к происходящим событиям: «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». Статья заканчивалась призывом поэта: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Революцию». Запишите тему и эпиграф в тетрадь.
Слово учителя
Первое прочтение поэмы (и вы наверняка в этом убедились) обычно вызывает много вопросов.
Ребята, а какие вопросы возникли у вас при чтении поэмы?
Например, почему поэма названа «Двенадцать». Поэма о революции, но почему в ней не изображены революционные действия, вожди революции? На все эти и многие другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.
8 января 1918 года Блок начинает работу над «12» и заканчивает ее 28 января, несложно посчитать, что написал он поэму всего за двадцать дней. Самуил Миронович Алянский, издатель (кстати первой книгой, которую он издал, была поэма Александра Блока «Соловьиный сад») вспоминает: «Я задал вопрос о том, как была написана поэма «Двенадцать», и Александр Александрович охотно рассказал:
— Поэма писалась довольно быстро. Стояли необыкновенные вьюжные дни. Сначала были написаны отдельные строфы, но не в том порядке, в каком они оказались в окончательной редакции. Слова „Шоколад Миньон жрала“ принадлежат Любови Дмитриевне, — сообщил Блок. — У меня было „Юбкой улицу мела“, а юбки теперь носят короткие».
3 марта в газете «Знамя труда» поэма была напечатана. Газеты расклеивались прямо на улицах, так и читали поэму. А в мае ее напечатали отдельной книгой. (показать обложки)
Юрий Павлович Анненков создавал иллюстрации к книге, которые были выполнены при участии самого поэта. Александр Блок не только оценивал рисунки, но и высказывал свои пожелания. Давайте посмотрим на иллюстрации. (показ иллюстраций) Эти иллюстрации, полностью выполнены в кубическом стиле (как вы видите, художник стремился выразить мир посредством геометрических фигур). Рисунки были неразрывно связаны с блоковскими образами и стали классическими.
После издания поэмы на Александра Блока обрушился ураган ругани, клеветы, угроз. Но он стойко переносил все нападки.
По словам Владимира Владимировича Маяковского «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». (открыть слайд со «сторонниками» и «врагами»)
Не приняли поэму Иван Алексеевич Бунин, Леонид Николаевич Андреев, пушкинист Павел Елисеевич Щеголев и многие другие. Но восторженно приветствовали ее рабочие. Их девизом стала цитата из поэмы: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». В газете «Правда» был напечатан положительный отклик: поэма характеризовалась как величайшее произведение поэзии Блока. Поэма была напечатана за рубежом и произвела большое впечатление на интеллигенцию Запада.
Чтобы разобраться, почему же поэма вызывала столь разные мнения, мы с вами попробуем проанализировать ее.
Беседа
Для начала поговорим о ее названии.
У: Число двенадцать, вынесенное в название поэмы не случайно. Ребята, как вы думаете, почему именно двенадцать? (Записывают в перечислительном порядке символику названия)
Ответ: 1)12 красногвардейцев (интересно отметить то, что революционные патрули действительно обычно состояли из 12 человек. Показать слайд с красноармейцами (перед нами часть революционного патруля).
2)12 глав в поэме
3) Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами. (открыть слайд с апостолами) Не случайно только двое из них, Андрюха и Петруха, имеют имена, вульгаризированные имена апостолов Андрея Первозванного, предсказавшего, по преданию, приход христианства на Русь, и Петра, первого христианского епископа (имя Петр также — камень, на котором Христос основал Свою Церковь).
4) Выбор времени действия (“чёрный вечер”) вызывает и другой круг ассоциаций, соотносимый со словом “двенадцать”, — обозначение переломного момента времени (конец прошедшего дня и начало дня нового — двенадцать часов ночи). (открыть слайд со временем)
5)12 месяцев в году, соответственно 12 знаков зодиака
6) В буддизме процесс перерождения живых существ представлял собой «колесо», образуемое 12 ступенями.
Как истинный поэт-символист, Блок умеет находить и читать символическое в окружающей действительности. Его символы настолько многогранны, что в каждом из них, например как у нас в истолковании названия, совмещаются совершенно разные смыслы.
У: Давайте теперь обратимся к тексту поэмы.
Изначально первые строки произведения звучали так: «Темный вечер, и снег, и пронзительный ветер». Сравним с окончательным вариантом (открыть на слайде).
Как вы думаете, почему автор изменил начало?
Ответ: с первых же строк задается яркая особенность поэмы – контраст; выявляется символика цвета.
У: Что обозначает белый цвет метели?
Ответ: Белая метель – холод, чистота, святость. Белый не скрывает в себе другого цвета и потому считается символом невинности, правды и чистоты.
У: Какова символика черного цвета?
Ответ: цвет – символ траура, горя, гибели, смерти, несчастья, неудачи, зависти, подавленности, зла и неуверенности. У: Какую же символику имеет этот цвет в поэме?
Ответ: В черную бездну рушится старый мир, черная злоба кипит в душах людей.
У: Только два цвета, где мы такое наблюдали? Что это нам напоминает?
Ответ: Сотворение мира, хаос.
У: Но из хаоса что-то возникает. Ведь за ветром, за метелью что-то должно быть. Что? Понятно ли это?
Ответ: В поэме нет ответа на этот вопрос, мы не видим будущего, оно не показано.
Первая строфа является введением ко всей поэме, в ней выражаются основные особенности, характерные для всего произведения в целом.
У: Чему здесь уподобляется революция? ( открыть слайд с темой)
Ответ: Здесь революция уподобляется стихии, которая имеет вселенский масштаб.
У: Но следующая строфа такова(попросить прочитать ребенка):
Под снежком – ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит – ах, бедняжка!
Ребята, как вы думаете, что могут выражать эти строки? Ледок?
Ответ: «Ледок» символизирует зыбкость, неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь, неопределённость пути.
У: Зная о том, что Блок является поэтом-символистом, нельзя не обратить внимания на использование автором образов-символов в своей поэме.
Наша с вами задача – выделить основные образы, встречающиеся в поэме, и зафиксировать их значение в таблице. Табличку вы вложите в свою тетрадь, она пригодится вам при выполнении домашнего задания.
Анализ произведения, заполнение таблицы
Начинаем с первой главы.
У: Где разворачивается действие поэмы?
Ответ: «На всем божьем свете», на фоне разбушевавшихся природных стихий. Шумы, ритмы, голоса объятой революционным вихрем России гениально воплотились Блоком в поэме.
У: Как изображена разбушевавшаяся природная стихия?
Ответ: Стихия снега уводит героев от уюта дома, от любви и страсти в мир иной – жестокий, холодный, требующий мужества.
У: Каков образ ветра?
Ответ: Он всевидящее, всезнающее существо, таящее в своей хаотичности источники всеведения. Он завивает, ветер хлесткий, ветер веселый и зол и рад, он гуляет, свищет, рвет, мнет. Возникают сопутствующие образы снега и вьюги. Это образы – символы не только разбушевавшейся стихии, но и грядущих перемен. Кажется, все смешалось, закрутилось в вихре.
У: Записываем в таблицу: 1) образ стихии, ветра – олицетворяет вселенские катаклизмы.
У: Какой конфликт мы можем увидеть в основе произведения уже с первых его строк?
Ответ: борьба старого и нового, борьба двух «миров».
У: Ребята, какой еще образ мы видим в первой главе? (старушка)
Как вы думаете, представителем какого мира является старушка?
(старого мира)
Записываем: старый мир – в левую колонку
У: Как изображен старый мир? (записываем в правую колонку)
Ответ: Старушка, символизирующая обывательское сознание.
Буржуй на перекрестке, оставшийся «с носом», в «воротник упрятал нос». Он растерян, оглушён.
Писатель – вития (красноречивый оратор), говорящий вполголоса «Предатели! Погибла Россия!».
Почему писатель говорит вполголоса?
Он не может говорить громко, чтобы его услышали все, он говорит вполголоса, ведь наступила диктатура.
Товарищ поп, нынче невеселый, он изображен как посторонний человек Барыня в каракуле, со своими спутницами.
У: По мере изучения поэмы, мы будем добавлять информацию в таблицу.
У: Обратите внимание на 2 и 3 главы. Какие образы мы встречаем? (12 красногвардейцев)
Представителями какого мира являются они? (Нового)
Записываем – новый мир
У: Похожи ли эти 12 человек на окружающих?
Есть ли у красногвардейцев цель? Какова она?
Ответ: Они идут вперед державным шагом, полные решимости раздуть мировой пожар на «всем божьем свете».
У: Понимают ли они, с кем им предстоит бороться? Их враг виден?
Ответ: Красногвардейцы не знают, с кем бороться, они ищут врага, но он невидим. (записываем в таблицу)
Обратимся к следующим главам.
У: Какой образ появляется в поэме? (Катька)
Ребята, символом чего обычно является женщина? (Возрождения)
Как показана Катька? Можем ли мы увидеть её внешность?
Ответ: Образ Катьки наделен реалистическими деталями: «в кружевном белье ходила», «гетры серые носила», «шоколад Миньон жрала»
У: Какое событие лежит в основе 6 гл.?
Ответ: Убийство Катьки.
У: Как вы думаете, что может обозначать убийство женщины?
Ответ: ее принесли в жертву революции; революционная стихия вмешивается в личную жизнь людей.
У: Какое место в поэме имеет это событие?
Ответ: Кульминация.
У: Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный.
У: Как чувствует себя Петруха после убийства Катьки?
Ответ: Неловко, раскаивается, обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаяние вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, устыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести. (записываем в таблицу)
У: Какой образ встречается в 9 главе? (Пес и буржуй, как вопрос)
Что они символизируют, по вашему мнению?
Стихия, ветер Имеет вселенский масштаб
Старый мир Старушка – обывательское сознание
Буржуй – «упрятал нос», растерян, запутан.
Писатель-вития – говорит вполголоса
Поп – «нынче невеселый»
Барыня – упадок, обнищание
Пес – остатки прошлого мира следуют в будущее
Новый мир 12 красноармейцев – видят высокий революционный долг в борьбе с невидимым врагом.
Представители стихийной «вольницы»
Катька и Петруха Женщина – символ возрождения
Убийство – полное обесценивание человеческой жизни.
Конфликт интимный перерастает в конфликт социальный.
Слово учителя
Итак, мы обсудили почти все образы поэмы. Давайте теперь немного отвлечемся от них и поговорим еще об одной стороне поэмы – о ее музыкальности. В начале своего творчества Александр Блок говорил: «Музыка есть сущность мира». Потом он скажет: «Революция есть музыка». Александру Блоку, как чуткому певцу, необходимо было передать музыку вихря революции, его ритм.
Корней Иванович Чуковский сказал, что поэма Александра Блока это «частушка, сыгранная на грандиозном органе».
Попробуем объяснить это высказывание с помощью текста. Но прежде запомните, что «музыка» у Блока - метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы.
Сейчас вы увидите на слайдах строфы из поэмы, ваша задача – выявить, как в них отражена музыка, какой это жанр?
В очи бьется
Красный флаг.
Раздается
Мерный шаг.
Вот - проснется
Лютый враг. - Интонации марша
Нe слышно шуму городского,
Над невской башней тишина,
И больше нет городового
Гуляй, ребята, без вина! - романс
Запирайте етажи!
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
Эх, эх, освежи,
Спать с собою положи!
Эх, эх, согреши!
Будет легче для души! - Частушечный мотив
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить –
В красной гвардии служить -
Буйну голову сложить! - Солдатская Песня
Вперед, вперед, вперед,
Рабочий народ! - Революционная песня
У: Можно подумать, что это лозунг, но на самом деле, это слова из революционной песни. Она была впервые опубликована в журнале "Вперед!", который издавал в Лондоне известный революционер-народник Петр Лавров. Авторское заглавие "Новая песня" не прижилось; песня стихийно стала именоваться "Марсельеза" ("Рабочая марсельеза", "Фабричная марсельеза").
Вся власть Учредительному Собранию!
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем… - Лозунги
…И у нас было собрание ...
... Вот в этом здании ...
Эй, бедняга!
Подходи -
Поцелуемся...
Хлеба!
Что' впереди?
Проходи! - Обрывки разговоров

Упокой, господи, душу рабы твоея...
Господи, благослови! - Молитва
У: Итак, вернемся к высказыванию К. Чуковского.
Какой прием использовал К. Чуковский в своем высказывании?
Ответ: Оксюморон (сочетание слов с противоположным значением. Любой оксюморон является противоречием. Характерным для оксюморона является намеренное использование противоречия, для создания стилистического эффекта).У: Чем можно объяснить сопоставление «частушки» и «органа»?
Ответ: В этом выражении тонко подмечена основная особенность поэмы – контрастность. Кроме того, частушка – жанр УНТ, к которому неоднократно обращался Блок в поэме. Сочетание «грандиозный орган» говорит о полнозвучности, многоголосии поэмы Блока. Это действительно «музыка революции».
У: Прежде чем перейти к анализу последней главы поэмы, я предлагаю прослушать чтение этой главы в исполнении Игоря Владимировича Кваши. Послушайте и представьте эту картину. (поставить музыку, затем открыть тему урока)
У: Одни воспринимают образ Христа как попытку освятить дело революции, другие - как кощунство.
Блок писал в своем дневнике: «Когда я закончил, сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого? Я только-только констатировал факт: если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Иисуса Христа»
Перед вами распечатки с высказываниями критиков о финале поэмы, внимательно прочитайте их и попробуйте понять, с чьим мнением вы согласны и почему.
Николай Степанович Гумилев (русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, литературный критик): «Конец «Двенадцати» искусственно приклеенный, внезапное появление Христа есть чисто литературный эффект».
Владимир Николаевич Орлов (советский литературовед): «Образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, новой морали – служил для Блока символом всеобщего обновления жизни»
Александр Иванович Куприн (русский писатель конца 19 – начала 20 века, современник А.Блока): «Иисус Христос и крест трактуются Блоком, вопреки церковной традиции, как символы не смирения, а мятежа, бурного вмешательства в жизнь. Поэма была написана ради идеи борения добра и зла».
Григорий Наумович Яковлев (кандидат филологических наук, заслуженный учитель-словесник. Он ушел из жизни не так давно, в 2009 году): «Вероятнее всего, Иисус выступает здесь как Спаситель грешных душ, заблудших в политическом мраке людей. Он надеется на раскаяние тех, которые «не ведают, что творят». Остановить дикий разгул, образумить и вернуть душегубов в лоно Божие – это истинное дело Христа, а не возглавить и благословить их на дальнейшие злодеяния. Вот что, по-моему, означает явление Христа в конце поэмы».
Михаил Михайлович Пришвин (русский советский писатель, был знаком с Блоком, в дневниках Пришвина много записей об Александре Блоке и его творчестве): «Наконец, я понял теперь, почему в «Двенадцати» впереди идет Христос, это он, только Блок, имел право так сказать: это он сам, Блок, принимал на себя весь грех дела и тем, сливаясь с Христом, мог послать Его вперед убийц: это есть Голгофа – стать впереди и принять их грех на себя».
У: Какое из приведенных высказываний вам ближе? Почему?
Есть ли у вас собственное понимание, не совпадающее с предложенными?
Почему стали возможны столь противоречивые мнения?
Ответ: Поэма «Двенадцать» осталась для нас памятником эпохи, в котором отразилось настроение очень многих людей в очень небольшой временной период самого начала советской власти. Поэтому, наверное, образ Христа и получился таким, каким только и мог быть: неясным и многозначительным, как само время, когда создавалась поэма «Двенадцать».
У: В ваших таблицах осталась еще одна незавершенная строка, записываем образ Христа, а столбик со значением символа каждый из вас напишет свое мнение, трактовку символа, у вас могут появиться самые разные значение – символ же многогранен.
У: Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока, как вы теперь понимаете высказывание Блока?
Ответ: Александр Александрович призывал всех интеллигентов принять революционное движение, поверить в революцию и увидеть в ней освобождение русского народа от векового гнета
Подведение итогов
Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно согласиться или не согласиться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, потому что революция – это поистине беспощадная схватка Бога и Дьявола за человеческую душу. Поэма «Двенадцать» - честная попытка Александра Блока понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять.
Запишите в дневники домашнее задание:
1)письменно ответить на вопрос, почему «Двенадцать» - это эпиграф столетия.
2) выучить отрывок из поэмы Блока «Двенадцать» (12-ую главу поэмы).