Рабочая программа по географии, 6 класс УМК Сфера автор учебника А.А. Лобжанидзе


Утверждаю_________
Директор школы А.В. Исачкин
«____»_________________2013г.





Рабочая программа
по географии
для 6 класса
на 2013 – 2014 учебный год


Составитель: Виряскина Ольга Павловна, учитель географии высшей квалификационной категории.




Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано
учителей естественных наук Зам. Директора по УР
Протокол №___от_____________ __________Ю.В. Полушкин Руководитель ВШМО «_____»___________2013г.
___________О.П. Виряскина



Пояснительная записка

Статус документа
Данная рабочая программа линии УМК «География. Сферы»
(5-9 классы) для основной школы составлена на основе:
Закона «Об Образовании в РФ»
Федерального образовательного стандарта общего образования
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
Фундаментального ядра содержания общего образования,
На основе рабочей программы «география» под редакцией В.П.Дронова, Л. Е. Савельевой.
В рабочей программе учтены идеи и положения концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Федеральный перечень учебников, рекомендованный (допущенный) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Структура программы позволяет последовательно реализовывать формирование навыков исследовательской деятельности, работы с измерительными приборами и природными объектами. Кроме этого, создаются условия для формирования всех перечисленных в стандарте способов деятельности учащихся.
Раздел «География. Планета Земля» это первый из самостоятельных разделов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный раздел географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших разделов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Главная цель географии в системе общего образования – сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально – экономических и экологических процессов и явлений, адаптации окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач: сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования; научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека; продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний; продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 5-6 классов:
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник с приложением на эл. носителе. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.
Мишняева Е.Ю. Котляр О.Г. Тетрадь-практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.
Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь - тренажер в 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.
Барабанов В. В. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь - экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.
Савельева Л.Е., Котляр О.Г., Григорьева М.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.
Котляр О.Г. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.

Место географии в учебном плане.

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения – 280, из них 34 ч (в неделю: 1 часа) в 5 классе. В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени общего образования предшествует курс «Окружающей мир», включающий определенные географические сведения. Данная программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающей мир» (издательство «Просвещение», автор А.А. Плешаков) данный курс является пропедевтическим.

Результаты обучения географии
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли
Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере
Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей
Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах
Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи
Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.
Источники географической информации
Выпускник научится:
 использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
 анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
 находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
 определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
 выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
 составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
 представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
 ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
 читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
 строить простые планы местности;
 создавать простейшие географические карты различного содержания;
 моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Программа имеет 5 содержательных разделов.
Учебно-тематический план

Название темы
Количество часов
Практические работы

1. Введение.
1


2. Гидросфера – водная оболочка Земли
9
1

3. Атмосферавоздушная оболочка Земли
10
4

4. Биосфера оболочка жизни
5


5. Географическая оболочка самый крупный природный комплекс
8
2

Резерв
2
7

Итого
35


 
 
Содержание курса
Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.





Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 7 практических работ в тетради - практикуме:
Составление презентации по теме: «Великие русские путешественники»
2.Определение на местности направлений и расстояний
3.Полярная съемка местности
4.Построение маршрута на основе картографических интернет- ресурсов
5.Составление маршрута путешествия
6.Определение горных пород по их свойствам
7. Построение профиля рельефа











Перечень обязательной географической номенклатуры
6 класс
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно- Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.















Тематическое планирование. Начальный курс географии. 6 класс.


№ п/п
Дата

Темы уроков
Опорные
знания
Смысловые
блоки
Планируемые результаты изучения темы
Оборудование
Номенклатура
Домашнее задание






личностные
метапредметные
предметные




Введение. (1ч)

1.

Введение
Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта.
Повторение правил работы с учебником
и используемыми компонентами УМК.

Обучение приёмам работы по ведению
дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов
его ведения.
Становление основ новых знаний, принятие новой социальной роли в определении для себя необходимых в жизни знаний.
Определять цели своего обучения, ставить новые задачи и развивать мотивы в познавательной деятельности. Формировать и развивать практические компетентности применения графических изображений Земли в решении географических задач.
Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.
Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.
Начать заполнение дневника наблюдений за погодой


Учебник, с. 81





Гидросфера – водная оболочка Земли (9 ч)

2.

Гидросфера – водная оболочка Земли (9 ч)
Урок 2. Гидросфера
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды
Понятие «гидросфера». Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот
воды, его роль в природе. Значение
гидросферы для Земли и человека.
Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту.
Выявлять уникальность географических объектов. Самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных и учебных задач. Формировать и развивать компетентности в использовании ИКТ.
Сравнивать соотношения отдельных
частей гидросферы по диаграмме.
Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по
схеме «Круговорот воды в природе».
Объяснять значение круговорота воды для природы Земли, доказывать
единство гидросферы.
Описывать значение воды для жизни на планете
Физическая карта полушарий,

Океаны: Атлантический
Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Учебник, с. 82-83

3

Урок 3. Мировой океан
Части Мирового океана.
Свойства вод Мирового океана
Океан и его части. Моря, заливы и
проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод.
Зависимость температуры и солёности
от географической широты и изменчивость по сезонам года.
Анализировать и обобщать, делать выводы,
Представлять информацию в разных формах
Способность к
самостоятельному
приобретению
новых знаний и
практических
умений с
помощью
географических
карт
Определять и описывать по карте
географическое положение, глубину,
размеры океанов, морей, заливов,
проливов, островов.
Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов,
окраинных и внутренних морей.
Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения
температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана.
Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты
Физическая карта полушарий.
Атлас, с. 12, 13
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно- Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.

Учебник, с. 84-85

4

Урок 4. Движения воды в Океане
Движение воды в Океане.
Использование карт для
определения географического положения морей и
океанов, глубин, направлений морских течений,
свойств воды
Ветровые волны, цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод.
Практическая работа по описанию
вод Мирового океана на основе анализа
карт.
Анализировать и обобщать, делать выводы,
Представлять информацию в разных формах
Формирование и
развитие по
средствам
географических
знаний
познавательных
интересов
Определять по картам крупнейшие
тёплые и холодные течения Мирового океана.
Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных
течений от направления господствующих ветров.
Выполнять практические задания по
картам на определение крупнейших
тёплых и холодных течений Мирового океана.
Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения.
Физическая карта полушарий, атласы,

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Учебник, с. 86-87

5

Урок 5. Реки
Реки Земли их общие
черты и различия. Речная
система. Питание и режим
рек
Части реки. Речная система, бассейн
реки, водораздел. Равнинные и горные
реки. Источники питания и режим рек.
Развитие этических чувств ( понимание страданий и морального напряжения первопроходцев), гордости за выдающихся географов России.
Способность к
самостоятельному
приобретению
новых знаний и
практических
умений с
помощью
географических
карт
Определять и показывать по карте
истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы.
Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира и их части, водосборные бассейны и водоразделы.
Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану
на основе анализа карт
Физическая карта полушарий, атласы, Ресурсы урока: Учебник, с. 88–91; Атлас, с. 8–11, с. 26–27, с. 30–31; Контурные карты, с. 14–15 (№ 3), с. 24–25
(№ 2); Тетрадь_тренажёр, с. 46 (№ 2,
6–8), с. 48 (№ 4), с. 52–53 (№ 7–9),
с. 54 (№ 2), с. 59 (№ 4); Электронное
приложение к учебнику
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Учебник, с. 88-91

6

Урок 6. Озёра и болота
Озёра, водохранилища, болота
Озёра, их разнообразие. Сточные и бессточные, пресные и солёные озёра. Водохранилища. Болота.
Осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир.
Моделирование с использованием ИКТ
Способность к
самостоятельному
приобретению
новых знаний и
практических
умений с
помощью
географических
карт
Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.
Подписывать на контурной карте
крупнейшие озёра и водохранилища мира.
Составлять и анализировать схему
различия озёр по происхождению
котловин

Физическая карта полушарий, атласы, Ресурсы урока: Учебник, с. 92–93; Атлас, с. 8–11, с. 30–31; Контурные кар_
ты, с. 14–15 (№ 4); Тетрадь-тренажёр,
с. 46–47 (№ 9–10), с. 49 (№ 6), с. 53
(№ 10), с. 55 (№ 4), с. 59 (№ 5); Электронное приложение к учебнику
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Учебник, с. 92-93

7

Урок 7. Подземные воды
Происхождение и виды
подземных вод, возможности их использования
человеком. Зависимость
уровня грунтовых вод от
климата, особенностей
горных пород. Минеральные воды
Образование подземных вод. Грунтовые
и межпластовые воды. Источники. Термальные и минеральные воды. Значение
и охрана подземных вод.
Находить информацию,
осознавать целостность взглядов и многообразие взглядов на мир, излагать свое мнение
Способность к
самостоятельному
приобретению
новых знаний и
практических
умений с
помощью
географических
карт, умение анализировать данную информацию
Анализировать модели (иллюстра_
ции) «Подземные воды», «Артезиа_
нские воды».
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении разных видов
подземных вод и минеральных источников для человека
Физическая карта полушарий, атласы, Ресурсы урока: Учебник, с. 94–95; Тетрадь-тренажёр, с. 47 (№ 11), с. 49 (№ 5);
Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 94-95

8

Урок 8. Ледники и многолетняя мерзлота
Ледникиглавные аккумуляторы пресной воды на
Земле. Покровные и горные
ледники, многолетняя
мерзлота: географическое
распространение, воздействие на хозяйственную деятельность
Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство.
Оледенения.
Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы

Умение вести
самостоятельный
поиск, анализ,
отбор
информации, её
преобразование,
сохранение.
Решать познавательные задачи по
выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты.
Описывать географическое положение областей оледенения.
Находить информацию и готовить
сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности
в условиях многолетней мерзлоты
Физическая карта полушарий, атласы, Ресурсы урока: Учебник, с. 96–97; Атлас, с. 8–9, с. 26–27; Тетрадь-тренажёр,
с. 47 (№ 12), с. 49 (№ 7), с. 55 (№ 3);
Электронное приложение к учебнику
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.


Учебник, с. 96-97





















9

Урок 9. Человек и гидросфера
Человек и гидросфера.
Проблемы, связанные с ограниченными запасами
пресной воды на Земле, и
пути их решения
Объёмы потребления пресной воды.
Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры
по сохранению качества вод.


Находить информацию и готовить
сообщение (презентацию) о редких
и исчезающих обитателях Мирового
океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах
борьбы с ними
Ресурсы урока: Учебник, с. 98–99;
Тетрадь-тренажёр, с. 55–56 (№ 5–6);
Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 98-99



10

Урок 10. Обобщающий урок по теме
«Гидросфера водная оболочка Земли»

Обобщающий урок по теме
«Гидросфера водная оболочка Земли»


выполнение вариантов контроль_
ной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 32–39;
выполнение практической работы «Описание реки своей местности», предлагаемой в Тетради-практикуме, с. 20–23
Ресурсы урока: Учебник, с. 82–100;
Атлас, с. 8–9, 26–31; Тетрадь-практикум, практическая работа «Описание
реки своей местности»; Тетрадь-экзаменатор, с. 32–39; Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 82-100




Атмосферавоздушная оболочка Земли (10 ч)

11

Урок 11. Атмосфера
Состав атмосферы, её
структура. Значение атмосферы для жизни
на Земле
Состав воздуха атмосферы. Строение
атмосферы (тропосфера, стратосфера,
верхние слои атмосферы, ионосфера).
Значение атмосферы.
Анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы


Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата
Составлять и анализировать схему
«Значение атмосферы для Земли».
Объяснять значение атмосферы для
природы Земли.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для
природных процессов.
Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера «кухня погоды»
Физическая карта полушарий, атласы
Ресурсы урока: Учебник, с. 102–103;
Атлас, с. 32; Тетрадь-тренажёр, с. 60
(№ 1); Электронное приложение
к учебнику

Учебник, с. 102-103

12

Урок 12. Температура воздуха
Нагревание атмосферы,
температура, распределение тепла на Земле. Пост_
роение графиков изменения температуры
Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности.
Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда темпера_
тур. Изотермы. Парниковый эффект.
Практическая работа по обобщению
данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений погоды.
Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды.
Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур.
Анализировать графики годового хо_
да температур.
Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой.
Выявлять зависимость температуры
от угла падения солнечных лучей на
основе анализа иллюстраций или
наблюдения действующих моделей.
Выявлять закономерность уменьшения средних температур от экватора
к полюсам на основе анализа карт
Атлас, Ресурсы урока: Учебник, с. 104–105;
Атлас, с. 32–35; Тетрадь-тренажёр,
с. 60 (№ 2–4), с. 71 (№ 1–2), с. 72
(№ 8); Тетрадь-практикум, практическая работа «Обобщение данных дневника погоды» (с. 26); Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 104-105

13

Урок 13. Влажность воздуха. Облака
Влага в атмосфере. Облачность и её влияние на погоду. Построение графиков
изменения облачности
Водяной пар в атмосфере. Абсолютная
и относительная влажность. Туман.
Облака, облачность. Виды облаков.
Представлять информацию в разных формах

Умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации
Измерять относительную влажность
воздуха с помощью гигрометра.
Решать задачи по расчёту абсолют_
ной и относительной влажности на
основе имеющихся данных.
Наблюдать за облаками, составлять
их описание по облику, определять
облачность
Атлас, Ресурсы урока: Учебник, с. 106–107;
Атлас, с. 32–33; Тетрадь-тренажёр,
с. 60 (№ 5–6), с. 61 (№ 1), с. 71 (№ 3),
с. 72 (№ 4–6); Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 106-107

14

Урок 14. Атмосферные осадки
Атмосферные осадки, их
виды, условия образования. Распределение влаги
на поверхности Земли
Образование осадков, неравномерность
распределения на Земле. Диаграммы
годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах.
Планировать деятельность, оценивать способы достижения цели

Умение строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы

Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам.
Решать задачи по расчёту годового
количества осадков на основе имеющихся данных.
Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах
Атлас, план местности
атлас, Ресурсы урока: Учебник, с. 108–109;
Атлас, с. 32–33, 35; Тетрадь-тренажёр,
с. 61 (№ 2), с. 64 (№ 4), с. 66 (№ 1–2),
с. 67 (№ 3), с. 72 (№ 7); Электронное
приложение к учебнику

Учебник, с. 108-109

15

Урок 15. Атмосферное давление
Атмосферное давление.
Изменение атмосферного
давления с высотой
Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины
изменения давления. Географические
особенности распределения давления.
Самостоятельно формировать общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом, вступать в диалог
Владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы.
Измерять атмосферное давление
с помощью барометра.
Решать задачи по расчёту величины
давления на разной высоте.
Объяснять причину различий в величине атмосферного давления
в разных широтных поясах Земли.
Определять способы отображения
величины атмосферного давления
на картах
Атлас, Ресурсы урока: Учебник, с. 110; Атлас,
с. 32–33; Тетрадь-тренажёр, с. 60 (№ 7),
с. 68 (№ 7), с. 73 (№ 9); Электронное
приложение к учебнику

Учебник, с. 110

16

Урок 16. Ветер
Ветры. Направление и сила
ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Построение розы ветров
Ветры: образование, характеристики
(направление, скорость, сила). Роза
ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной
двигатель
Практическая работа по вычерчиванию розы ветров.
Представлять информацию в разных формах
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
Определять направление и скорость
ветра с помощью флюгера (анемо_
метра).
Определять направление ветров
по картам.
Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды).
Объяснять различия в скорости
и силе ветра, причины изменения
направления ветров
Ресурсы урока: Учебник, с. 111–113;
Атлас, с. 33; Тетрадь-тренажёр, с. 61
(№ 8–9), с. 67 (№ 4–5), с. 68 (№ 6),
с. 74 (№ 11); Тетрадь-практикум,
практическая работа «Обобщение данных дневника погоды» (с. 27); Электронное приложение к учебнику

Учебник, 111-113

17

Урок 17. Погода
Погода. Элементы погоды,
способы их измерения, метеорологические приборы
и инструменты. Чтение
карт погоды. Прогнозы по_
годы
Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды.
Сравнивать объекты, находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач
Умение вести
самостоятельный
поиск, анализ,
отбор
информации, её
преобразование,
сохранение.
Определять с помощью метеорологических приборов показатели эле_
ментов погоды.
Характеризовать текущую погоду.
Устанавливать взаимосвязи между
элементами погоды на конкретных
примерах.
Овладевать чтением карты погоды,
описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы (метеоэлементы)
Описывать погоды разных сезонов
года
Ресурсы урока: Учебник, с. 114–115;
Атлас, с. 32–33; Тетрадь-тренажёр,
с. 61 (№ 10), с. 63 (№ 1), с. 68 (№ 8);
Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 114-115

18

Урок 18. Климат
Климат и климатические
пояса
Понятие о климате и его показателях.
Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы.
Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки
Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач
Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды
и климата.
Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм.
Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние
температуры, среднее количество
осадков, направление ветров)
по климатической карте.
Сопоставлять карты поясов освещённости и климата
Ресурсы урока: Учебник, с. 116–117;
Атлас, с. 32–35; Тетрадь-тренажёр,
с. 61 (№ 11–12), с. 63 (№ 2), с. 64 (№ 3,
5), с. 73 (№ 10), с. 75 (№ 12); Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 116-117

19

Урок 19. Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика
и правила обеспечения
личной безопасности. Пути
сохранения качества воз_
душной среды
Явления в атмосфере, связанные
с отражением солнечного света
и с электричеством (полярное сияние,
молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия
на атмосферу.
Осознавать ценность географических знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач.
Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач по определению географических координат

Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а
также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность
человека.
Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу»
Ресурсы урока: Учебник, с. 118–121;
Атлас, с. 32–35; Тетрадь-тренажёр,
с. 62 (№ 3–4), с. 69 (№ 9–10), с. 70
(№ 11–12); Электронное приложение
к учебнику

Учебник, с. 118-121

20

Урок 20. Обобщающий урок
Обобщающий урок по теме
«Атмосфера воздушная оболочка
Земли»

Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах
Смысловое чтение текста, умение анализировать информацию
выполнение вариантов контроль_
ной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 40–47;
выполнение задания по составлению фрагмента климатической кар_
ты, предлагаемого в Тетради-тренажёре, с. 65
Ресурсы урока: Учебник, с. 101–122;
Атлас, с. 32–35; Тетрадь-тренажёр,
с. 65 (№6), задание по составлению
фрагмента климатической карты; Тетрадь-экзаменатор, с. 40–47; Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 101-122


Биосфера оболочка жизни (5 ч)

21

Урок 21. Биосфера
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Границы биосферы
Понятие «биосфера». В.И. Вернадский создатель учения о биосфере.
Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах
реликтах. Распространение живых
организмов в биосфере. Соотношение
растений и животных на суше и в
Мировом океане.
Осознавать ценность географических знаний для применения их на практике. Использовать основные понятия для решения учебных задач.
Умение работать с моделями и схемами для решения познавательных задач
Сопоставлять границы биосферы
с границами других оболочек Земли.
Обосновывать проведение границ
биосферы.
Описывать сферу распространения
живых организмов.
Объяснять причины неравномерного
распространения живых организмов
в биосфере
Ресурсы урока: Учебник, с. 124–125;
Атлас, с. 36–39; Тетрадь-тренажёр, с. 76
(№ 1–3, 6), с. 77–78 (№ 1–2), с. 84 (№ 1);
Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 124-125

22

Урок 22. Жизнь в Океане и на суше
Особенности распространения живых организмов
на суше и в Мировом океане
Факторы воздействия на распространение живых организмов в океанах
и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон,
планктон, бентос). Географические
закономерности изменения растительного и животного мира суши.
Воздействие температурного режима,
количества осадков, рельефа.
Анализировать, обобщать, доказывать. Устанавливать причинно-следственные связи

Добывать знания о поясах освещенности, вращении Земли вокруг своей оси. Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания.
Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор
к вершинам на основе анализа
и сравнения карт, иллюстраций, моделей
Ресурсы урока: Учебник, с. 126–127;
Атлас, с. 36–39; Тетрадь-тренажёр,
с. 76 (№ 4–5, 7), с. 78 (№ 3, 1), с. 79
(№ 2–4), с. 80–82 (№ 1–4); Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 126-127

23

Урок 23. Значение биосферы
Биологический круговорот.
Роль биосферы
Роль отдельных групп организмов
в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие
биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов
на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека.
Создавать модели для понимания закономерностей,
устанавливать причинно-следственные связи
Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца , природными сезонами и временами года. Объяснять географические следствия движения Земли. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.
Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль
разных групп организмов в пере_
носе веществ.
Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ.
Обосновывать конкретными при_
мерами участие живых организмов
в преобразовании земных оболочек
Ресурсы урока: Учебник, с. 128–129;
Атлас, с. 36–39; Тетрадь-тренажёр,
с. 77 (№ 8), с. 84 (№ 8); Электронное
приложение к учебнику

Учебник, с. 128-129

24

Урок 24. Человек часть биосферы
Биосфера Земли
Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения чело_
века. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас.
Роль биосферы в жизни человека.
Создавать устные тексты, излагать свое мнение
Умение находить взаимосвязи между процессами, аргументировать свою точку зрения
Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас.
Анализировать диаграммы с целью
получения данных о расовом составе
населения мира (региона, страны).
Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и
их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением
населения на планете.
Объяснять роль биосферы в жизни
человека

Ресурсы урока: Учебник, с. 130–131;
Атлас, с. 42–47; Тетрадь-тренажёр,
с. 77 (№ 9–11), с. 79–80 (№ 5), с. 80
(№ 6–7), с. 82 (№ 5), с. 83 (№ 6–7),
с. 84–85 (№ 2–3); Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 130-131

25

Урок 25. Экологические проблемы в
биосфере. Обобщение по теме «Биосфера -оболочка жизни»
Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира
Земли. Наблюдения за
растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды
Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории.
Всемирное природное наследие.
Организовывать работу в паре, планировать деятельность, оценивать
Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды.
Описывать меры, направленные на
охрану биосферы.
Высказывать мнения о воздействии
человека на биосферу в своём крае.
Ресурсы урока: Учебник, с. 132–134;
Атлас, с. 36–39, 42–47; Тетрадь-тренажёр, с.77 (№ 12); Тетрадь-экзаменатор,
с. 48–53; Электронное приложение к
учебнику

Учебник, с. 132-134


Географическая оболочка самый крупный природный комплекс (8 ч)

26

Урок 26. Географическая оболочка
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи
между её составными частями. Широтная зональность и высотная поясность
Понятие «географическая оболочка».
Строение, границы, этапы формирования оболочки.
Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность.
Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах
Формировать и развивать творческие способности учащихся для решения учебных задач по созданию модели «твердой Земли».
Приводить примеры взаимодействия
внешних оболочек Земли в пределах
географической оболочки и проявлений широтной зональности.
Выявлять на конкретных примерах причинно-следственные связи
процессов, протекающих в географической оболочке.
Анализировать тематические кар_
ты для доказательства существования широтной зональности в географической оболочке
Ресурсы урока: Учебник, с. 136–137;
Атлас, с. 36–39; Тетрадь-тренажёр,
с. 86 (№ 1), с. 87 (№ 1), с. 91 (№ 1);
Электронное приложение к учебнику

Учебник, с.136-137

27

Урок 27. Природные комплексы
Территориальные комплексы: природные, природно-
антропогенные
Компоненты природного комплекса,
их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны
как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы.
Создавать модели для понимания закономерностей
Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи

Формировать и развивать творческие способности учащихся при создании модели конструктора литосферных плит.
Анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами
в природном комплексе.
Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики.
Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли
на основе анализа разных источников географической информации.
Находить информацию (в Интернете
и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации по
проблемам антропогенного изменения природных комплексов
Ресурсы урока: Учебник, с. 138–139;
Атлас, с. 34–37; Контурные карты,
с. 18–19 (№ 1–2); Тетрадь-тренажёр,
с. 86 (№ 2–4), с. 89 (№ 1–2), с. 92
(№ 2); Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 138-139

28

Урок 28. Почва
Почва как особое природное образование. Состав
почв, взаимодействие живого и неживого в почве.
Плодородие почв, пути его
повышения. Роль человека
и его хозяйственной деятельности в сохранении и
улучшении почв
Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв,
мелиорация.
Создавать модели для понимания закономерностей
Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи

Умение находить информацию в тексте и нетекстовом материале, обобщать информацию делать выводы
Выявлять причины разной степени
плодородия используемых человеком почв.
Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма.
Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами
почв и природными зонами.
Наблюдать образцы почв своей
местности, выявлять их свойства
Ресурсы урока: Учебник, с. 140–141;
Атлас, с. 40–41, 36–37; Тетрадь-тренажёр, с. 86 (№ 5–6), с. 90–91
(№ 3–6), с. 94 (№ 1, 5–6); Электронное приложение к учебнику


Учебник, с. 140-141

29

Урок 29. Ледяные пустыни и тундры
Природные зоны Земли.
Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности в разных
природных зонах
Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир.
Создавать модели для понимания закономерностей
Анализировать, обобщать, доказывать, Устанавливать причинно-следственные связи

Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих-составить презентацию о вулканах и землетрясениях.
Определять по картам географическое положение природных зон,
показывать их.
Узнавать природные зоны на ил_
люстрациях, описывать их внешний облик.
Устанавливать соответствие между природной зоной и основными
представителями её растительного
и животного мира.
Находить информацию (в Интерне_
те и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения
об адаптации органического мира
и человека к условиям природной
зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне
Ресурсы урока: Учебник, с. 142–143;
Атлас, с. 36–37, 40–41; Тетрадь-тренажёр, с. 86 (№ 7), с. 88 (№ 3); Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 142-143

30

Урок 30. Леса
Природные зоны Земли.
Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности в разных
природных зонах
Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и
влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности
климата, растительного и животного
мира.
Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах
Формировать и развивать умения вести самостоятельный поиск, отбор информации, а также ее презентацию с помощью информационных технологий (задание для желающих-составить презентацию о формирование форм рельефа созданных ветром, водой и пр. внешними силами.
Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их.
Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик.
Устанавливать соответствие между
природной зоной и представителями
её растительного и животного мира.
Находить информацию (в Интерне_
те и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об
адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне
Ресурсы урока: Учебник, с. 144–147;
Атлас, с. 36–37, 40–41; Тетрадь-тренажёр, с. 86 (№ 8), с. 87 (№ 2), с. 88
(№ 3), с. 93 (№4); Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 144-147

31

Урок 31. Степи и саванны. Засушливые
области планеты
Природные зоны Земли.
Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности в разных
природных зонах
Зоны тайги, смешанных и широколист_
венных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата,
растительного и животного мира.
Извлекать информацию, перерабатывать ее представлять в разных формах
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, находить собственные пути решения задачи (проблемы)
Определять по картам географическое положение природных зон,
показывать их.
Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик.
Устанавливать соответствие между
природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира.
Находить информацию (в Интерне_
те и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об
адаптации человека к условиям
природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне
Ресурсы урока: Учебник, с. 148–151;
Атлас, с. 36–37, 40–41; Тетрадь-тренажёр, с. 86–87 (№ 9–10), с. 88 (№ 3),
с. 93 (№ 3); Контурные карты, с. 18–19
(№ 3–4); Электронное приложение
к учебнику

Учебник, с. 148-151

32

Урок 32. Природные комплексы Мирового океана

Широтные зоны Мирового океана.
Вертикальные зоны океанов.


Определять по картам районы
распространения представителей
органического мира океанов.
Анализировать тематические кар_
ты и находить доказательства существования в Мировом океане
широтной зональности.
Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в Мировом океане.
Находить информацию (в Интерне_
те и других источниках) о значении органического мира Мирового
океана для человека
Ресурсы урока: Учебник, с. 152–153;
Атлас, с. 26–29, 38–39; Тетрадь-тренажёр, с. 87 (№ 11); Электронное
приложение к учебнику

Учебник, с. 152-153























33

Урок 33. Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие
Памятники природного и
культурного наследия человечества
Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. Взаимосвязь
природы и культуры в памятниках
Всемирного наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное
наследие.


Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного
наследия человечества, определять
характер объектов и особенности
их размещения по континентам.
Обозначать на контурной карте
объекты природного и культурного
наследия.
Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте
всемирного природного (культурного) наследия и о его значении
для человечества
Ресурсы урока: Учебник, с. 154–157;
Атлас, с. 48–49; Контурные карты,
с. 24–25 (№ 5)

Учебник, с. 154-157

34

Урок 34. Обобщающий урок по теме
«Географическая оболочка самый
крупный природный комплекс»

Обобщающий урок по теме
«Географическая оболочка самый
крупный природный комплекс»


выполнение вариантов контроль_
ной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 54–59;
выполнение практической работы
«Описание природного комплекса
своей местности», предлагаемой
в Тетради-практикуме, с. 28–31
Ресурсы урока: Учебник, с. 135–158;
Атлас, с. 36–43, 48–49; Тетрадь-практикум, практическая работа «Описание природного комплекса своей местности»; Тетрадь-экзаменатор, с. 54–59;
Электронное приложение к учебнику

Учебник, с. 158-159

Оставшийся резерв времени (1 ч) учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для
выполнения творческих работ, перечень которых приведён в Тетради- экзаменаторе















Заголовок 215