Рабочая программа «География. Планета Земля» 5-6 класс А.А. Лобжанидзе


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «География. Планета Земля» 6 класс составлена на основании:
стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень, приказ Минобразования России №1089 от 05.03. 2004г.примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень, Сборник нормативных документов. География: М., «Дрофа», 2004 г.);методического письма «О преподавании учебного предмета «География» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» (2010 г.)
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г., Распоряжение КО № 1862-Р от 24.04.2014 г.)
Учебный план ОУ
Начальный курс географии – это первый из самостоятельных курсов в системе географического образования.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты..Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о России во всем ее географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Новая образовательная парадигма, требующая перестройки всех составляющих образовательного процесса, и прежде всего, учебно-методического обеспечения, предопределила выбор УМК «Сферы» по географии. Отличительными особенностями УМК являются:
Соответствие всем компонентам образовательного стандарта;
Наличие полного пакета пособий (на бумажных и электронных  носителях), обеспечивающего комплексность и преемственность  школьного географического образования
Особый функционал УМК, предполагающий  комплексное использование всех его компонентов
Единый методический, информационный и дизайнерский подходы   к представлению учебного материала
Единство «навигационной» системы, позволяющей осуществить  единую технологию обучения
Использование современных технологий в обучении
Особая роль учебника как «навигатора» во всей системе УМК
Фиксированный формат всех изданий УМК  
Лаконичность и жесткая структурированность текстового материала
Обширный и разнообразный  иллюстративный ряд
Направленность на деятельностный подход к образовательному процессу
Направленность на формирование базовых компетенций.
Цель курса:
Курс «География. Планета Земля» в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание».
 Цель курса – заложить систему элементарных знаний о карте, компонентах природы и физико-географических особенностях планеты Земля, основы понятий, формирование которых осуществляется при изучении последующих курсов.
Задачами курса являются формирование элементарных знаний о Земле в целом и об оболочках Земли (их частях), понимания неоднородности географической оболочки как уникальной оболочки Земли на планетарном и региональном уровнях; формирование основных предметных понятий и представлений, а именно:Сформировать представление у учащихся о структуре, динамике, размещении и развитии геосфер; показать особенности их взаимодействияна планетарном, региональном и локальном уровнях.
Сформировать первоначальные представления о размещении географических объектов как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.), так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.).
Сформировать практические умения работать с глобусом, картой. Планом местности, со специальными приборами и инструментами для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентирования на местности, полевых исследований, маршрутных съемок и первоначальной систематизации полученных результатов.
Развить правильное отношение к окружающей среде – природной, городской.
Развить понимание воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека, разнообразия и своеобразия духовных традиций; формирование личностного отношения к своему населенному пункту, как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы, истории культуры.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ключевые компетенции
освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения – географическую карту;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
1.Называть и/или показывать:
существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
форму и размеры Земли (длина окружности);
на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
части Мирового океана;
среднюю соленость вод океана;
воды суши подземные и поверхностные;
речную систему, речной бассейн;
компоненты ПТК;
правила поведения в природе;
причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
главную причину образования ветра;
главную причину образования облаков, осадков;
пояса освещенности Земли;
географические координаты своей местности.
2.Приводить примеры:
характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
связей между элементами погоды;
изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
меры по охране природы в своей местности;
горных пород и минералов, их использования человеком;
влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
взаимосвязей: река — рельеф;
искусственных водоемов;
из истории географических исследований и открытий.
3.Определять:
атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
абсолютные и относительные высоты;
объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
по карте географическое положение объектов;
по образцам: осадочные и магматические горные породы;
фенологические сроки начала времен года
4.Описывать:
—географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5.Объяснять:
—особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местностиСпецифика предмета:
Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.
Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.
Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1 учебный час в неделю + 1 час регионального компонента.
Таким образом, рабочая программа рассчитана на 35 часов. Примерное календарно-тематическое планирование составлено для использования инновационного учебно-методического комплекса в рамках традиционной классно-урочной системы организации работы.
Количество часов: всего - 34часа; в неделю – 1 час .Плановых контрольных работ - 11
Административных контрольных срезов - 2;
Практических работ – 16 .
Основные формы организации учебной деятельности – уроки, экскурсии, система домашних работ, в т.ч. наблюдения в природе, практические работы. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ
Используются следующие средства обучения:
учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.),
организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Форма проверки знаний - тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами
Содержание
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п Темы курса Кол-во часов по программе Кол-во часов по факту Кол-во практических работ по программе Кол-во оцениваемыхпрактических работ Кол-во контрольных работ
(экзаменатор) Кол-во административныхКонтрольных работ
1 Введение 1 1 - - 1 2 Изображения земной поверхности и их использование 4 5 3 3 2 3 Земля-планета Солнечной системы 3 3 2 2 1 4 Литосфера – каменная оболочка Земли 4 5 2 2 1 5 Гидросфера – водная оболочка Земли 4 5 3 2 1 1
6 Атмосфера – воздушная оболочка Земли 5 8 5 4 1 7 Биосфера – оболочка жизни 3 3 2 1 1 8 Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс 6 3 6 2 1 1
9 Обобщение знаний 1 2 - - 2 ВСЕГО 31 35 23 16 11 2
ПРОГРАММА КУРСА
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч
Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии.
Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 4 ч
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные типы карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте. Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности. Определение направлений и измерение расстояний на местности. Построение простейших планов. История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие современных географических карт и их классификация. Значение картографического метода исследования. Другие методы и источники получения географической информации.
Практические работы. Ориентирование по карте; чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов; составление простейшего плана местности.
Тема 2.РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ — 0 ч (изучается в 5 классе в курсе Естествознание)
Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон – основоположник географии. Появление географических карт. География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло. Хождение за три моря тверского купца А.Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Португальские мореплаватели. Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х.Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф.Магеллан, Ф.Дрейк. Значения великих географических открытий. Географическиеоткрытия в XVII-XIX вв. исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В.Беринга. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж.Кук и А.Тасман. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллисгаузен и М.П. Лазарев. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский. Географические исследования в XX веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.
Практические работы. Чтение карт основных маршрутов путешествий, работа с дополнительными источниками информации для подготовки презентаций по различным путешествиям.
Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 3 ч
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Форма и размеры нашей планеты. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Практические работы. Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 4 ч
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы.Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.
Практические работы. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.
Тема 5. ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 4 ч
Гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища — искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота. Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.
Практические работы. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.
Тема 6. АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 5 ч
Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение. Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки. Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.
Практические работы. Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.
Тема 7. БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ — 3 ч
Биосфера — оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.
Практические работы. Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа.
Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 6 ч
Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные. Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв. Особенности растительности, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни.
Природные комплексы Мирового океана.
Практические работы. Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.
РЕЗЕРВ ВРЕМЕНИ – 5 часа
Практические работы, проектно-исследовательская деятельность, подготовка и представление презентаций, докладов, сообщений, защита проектов и рефератов
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса
 
Тема ”Изображения земной поверхности и их использование ”
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема”Развитие географических знаний о Земле”
Страны: Эфиопия, Сирия, Палестина, Япония, Индия, Куба, Гаити, Багамы, Непал, Россия.
 
Тема ”Литосфера — каменная оболочка Земли”
Литосферные плиты: Евразийская, Северо-Американская, Южно-Американская, Африканская, Антарктическая, Индо-Австралийская, Тихоокеанская.
Равнины: Амазонская низменность, Прикаспийская низменность,Индо-Гангская низменность, Западно-Сибирская, Восточно-Европейская (Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность, Валдайская возвышенность, Бразильское плоскогорье, Аравийское плоскогорье, Среднесибирское плоскогорье, Декан.
Горы: Анды, Альпы, Алтай, Кордильеры, Скандинавские, Кавказ, Уральские, Саяны, Тянь-Шань, Памир, Тибет, Гималаи, Большой водораздельный хребет.Вершины и вулканы: Джомолунгма (Эверест), Эльбрус, Килиманджаро, Мак-Кинли, Аконкагуа, Косцюшко, массив Винсон, Этна, Везувий,Гекла, Ключевская Сопка, Эребус, Котопахи, Кракатау, Мауна-Лоа, Орисаба; Тихоокеанское «огненное кольцо», острова: Исландия, Новая Зеландия, Японские, Курильские; полуостров Камчатка.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские, Филиппинские.Полуострова: Аравийский, Индостан, Индокитай, Корейский, Камчатка, Крымский, Таймыр, Скандинавский, Пиренейский, Апеннинский, Балканский, Калифорния, Лабрадор, Аляска, Сомали, Флорида. Тема ”Гидросфера — водная оболочка Земли ”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Желтое, Карибское, Карское, Красное, Коралловое, Мраморное, Охотское, Саргассово, Средиземное, Тасманово, Филиппинское, Чёрное, Южно-Китайское, Японское.Заливы:Бенгальский, Бискайский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Пенжинская губа, Персидский,Фанди, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Ла-Манш, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Волга, Ока, Днепр, Дон, Нева, Обь с Иртышом, Амур, Енисей, Ангара, Лена, Северная Двина, Амазонка, Конго, Нил, Миссисипи, Миссури, Ганг, Инд, Евфрат, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.Озёра:Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса, Титикака, Мертвое море, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Эйр.
Болота: Васюганское.
Водохранилища: Братское, Волгоградское, Саратовское.
Каналы:Панамский, Суэцкий, Каракумский, имени Москвы.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
 
Тема ” Атмосфера — воздушная оболочка Земли ”
Города: Дублин, Каир, Москва, Санкт-Петербург, Владивосток, Черрапунджи.
Учебник
А.А. Лобжанидзе. География: Планета Земля. Учебник.5-6 классы, М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
А.А. Лобжанидзе. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. М.: Просвещение, 2014.
В.В. Барабанов. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. М.: Просвещение, 2014.
Мишняяева Е.Ю., Котляр. О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. М.: Просвещение, 2013.
Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Атлас. М.: Просвещение, 2014.
Мишняяева Е.Ю. География. Планета Земля. Контурные карты. М.: Просвещение, 2014.
Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. География. Планета Земля. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2008.
Дронов В.П. География. Планета Земля. Электронное приложение. М.: Просвещение, 2013.
Мишняяева Е.Ю., Дронов В.П. География. Навигатор для 6-9 классов. М.: Просвещение, 2008.
Пивоварова Г.П. За страницами учебника географии. М.,Просвещение,1997.
10. Пивоварова Г.П. Занимательная география. М., Просвещение, 1998.
11. Куприянова М.К. Вопросы и задания по физической географии на основе литературных сюжетов.5-8 классы. Екатеринбург, У-Фактория, 2003.
Электронные учебные пособия
1.Электронное приложение к учебнику
2.Начальный курс географии
3.География. 6-10 класс
4.Уроки Кирилла и МефодияИнтернет ресурсы:
Карты мира
http://mir-map.ruИнтерактивная карта мира
http://wikimapia.orgМир путешествий и приключений. Ориентирование
http://www.outdoors.ru/orient/index.phpГлавная (Пулковская) астрономическая обсерватория
http://www.gao.spb.ruКосмические снимки Земли и объектов Солнечной системы
http://www.solarviews.comГосударственный геологический музей им. В.И. Вернадского
http://www.sgm.ruМинералогический музей им. А.Е. Ферсмана
http://www.fmm.ruМЧС России
http://www.mchs.gov.ruПалеонтологический музей
http://www.paleo.ru/museumИнститут океанологии им. П.П. Ширшова РАН
http://www.ocean.ruЛимнологический институт Сибирского отделения РАН
http://www.lin.irk.ruПрогноз погоды (по городам и странам мира)
http://www.pogoda.ruПрогноз погоды (по городам России)
http://www.gismeteo.ruВсемирный фонд дикой природы
http://wwf.ruЭкологическая организация Гринпис. Россия
http://www.greenpeace.ruЭлектроннаяверсияжурнала «National geographic. Россия»
http://www.national-geographic.ruБиблиотека по географии. Географическая энциклопедия
http://www.geoman.ruРусское географическое общество
http://www.rgo.ruОбъекты Всемирного наследия ЮНЕСКО
http://heritage.unesco.r Поурочно-тематическое планирование курса
№ урока Тема Кол-во часов Практические
работы Контрольные работы
Характеристика содержания темы
1 Введение 1 1 Тема1. Изображение земной поверхности и их использование – 5 часов
2.1/1. Картографические изображения земной поверхности 1 №1 Формирование представления о видах изображения земной поверхности, отбор источников картографической информации по охвату территории и процессам, происходящим на ней. Заложение навыков описания географических объектов, ориентирования и измерения расстояний
3.1/2 Географические координаты. Приемы ориентирования на карте. 1 №2 4.1/3 Ориентирование на местности. Построение плана местности. 1 1 5.1/4 Практическое занятие на местности. Проведение маршрутной съемки. Построение плана местности 1 №3 6.1/5 Карта – «язык» географии. Обобщающий урок. 1 1 Тема 2 Земля – планета Солнечной системы – 3 часа
7.2/1 Земля – планета Солнечной системы 1 №4 Краткое объяснение географических особенностей нашей планеты. Мотивационная роль в определение и дальнейшем изучении взаимосвязей геосфер Земли с луной.
8.2/2 Географические следствия движения Земли 1 №5 9.2/3 Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Обобщающий урок. 1 1 Тема 3 Литосфера – каменная оболочка Земли – 5 часов
10.3/1 Минералы и горные породы 1 №6 Раскрытие взаимосвязи литосферы и внутренних оболочек Земли. Формирование представления о неоднородности земной поверхности, объяснения процессов формирования изучаемых форм рельефа как результата эндогенных и экзогенных сил, умений работать с картой
(показывать основные формы рельефа, определять высоты и глубины).
11.3/2 Литосфера 1 12.3/3 Рельеф поверхности Земли 1 № 7 13.3/4 Внутренние и внешние силы, формирующие рельеф 1 14.3/5 Человек и мир камня. Обобщающий урок 1 Географический диктант 1 Тема 4 Гидросфера – водная оболочка Земли – 5 часов
15.4/1 Гидросфера 1 Отражение представления о водной оболочке как связующей геосфере Земли, позволяет понять ее значение для ряда географических явлений и процессов. Изучение составных частей гидросферы: Мировой океан и Воды суши (реки, озера, болота, ледники и многолетняя мерзлота).
16.4/2 Мировой океан 1 № 8,9 17.4/3 Реки 1 № 8 18.4/4 Воды суши 1 1 19.4/5 Человек и гидросфера. Обобщающий урок. 1 Географический диктант 1 Тема 5 Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 8 часов
20.5/1 Атмосфера 1 Понимание значения атмосферы для жизни на Земле. Рассмотрение основных характеристик погоды: температуры, атмосферного давления, ветра, водяного пара, облаков, атмосферных осадков. Объяснение ключевых факторов, влияющих на формирование понятия «климат». Развитие практических умений учащихся
21.5/2 Температура воздуха 1 22.5/3 Влажность воздуха и атмосферные осадки 1 №11 23.5/4 Атмосферное давление и ветер 1 №12 24.5/5 Погода 1 №13 25.5/6 Климат 1 №13 26.5/7 Практическая работа. Обобщение данных календаря погоды. 1 №10 27.5/8 Человек и атмосфера. Обобщающий урок. 1 1 Тема 6 Биосфера – оболочка Жизни – 3 часа
28.6/1 Биосфера. Значение биосферы. 1 Основополагающая тема. Рассмотрение взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов природы на планетарном, региональном и локальном уровнях.
29.6/2 Жизнь в Океане и на суше 1 1 30.6/3 Человек – часть биосферы. Экологические проблемы. 1 №14 1 Тема 7 Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс -3 часа
31.7/1 Природные комплексы. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс. 1 Основополагающая тема. Рассмотрение взаимосвязи и взаимодействия всех компонентов природы на планетарном, региональном и локальном уровнях. Изучение особенностей и свойств географической оболочки.
32.7/2 Почва. 1 №15 33.7/3 Полярные пустыни и тундры. Леса. Степи и саванны, пустыни. 1 №16 34. Обобщающий урок курса 1 1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ»
Дата урока № урока Тема урока Тип урока Практические работы Планируемый результат Ресурсы
План
(месяц) факт 4.09 1 Введение Эвристическая беседа . Обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями. Знать и понимать задачи и предмет изучения географии, определение,
объяснять, для чего изучают географию Учебник с.5-6, атлас, к/карты, тетрадь-тренажер с.3, тетрадь-экзаменатор с.3, электронное приложение
Тема 1. Изображения земной поверхности и их использование - 5 часов 11.09 2/1 Изображения земной поверхности Изучение нового материала №1. Чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов и карт атласа Называть и (или) показывать элементы градусной сетки, географические полюса, окружность и радиус Земли.
Объяснять понятия: план местности, масштаб, азимут, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, параллели, меридианы, географические полюса, глобус.Определять (измерять): стороны горизонта по компасу, Солнцу, местным признакам, направления, расстояния, абсолютные и относительные высоты, географические координаты, местоположение географических объектов.Уметь читать план, карту и производить простейшую съемку местности. Учебник §10,11,атлас с.10-11, тетрадь-тренажер с.4№1-3, с.9№1, с.10№3-4, с.4№4-5, с.5№1, с.11-12№1-10, ЭП
18.09 3/2 Географические координаты Урок-практикум №2.Ориентирование по карте. Определение координат. Вычисление расстояний в градусах и км между географическими объектами, располагающимися на одной параллели или на одном меридиане Учебник §18,19, атлас с.12-13, к\к, тетрадь-тренажер с.4№6, с.13№11-12, тетрадь-практикум с.4№1, ЭП
25.09 4/3 Ориентирование на местности. Построение плана местности Изучение нового, практикум. Определение на местности направлений и расстояний Учебник §14,15, атлас с.8-9,12-13, 16-17, к\карты, тетрадь-тренажер с.5№10-11, с.7-8№1,5, тетрадь-практикум с.6-7№2, ЭП
2.10 5/4 Практическое занятие на местности. Построение плана местности. Изучение нового, практикум. №3. Построение плана местности (на местности) Учебник §16, атлас с.9, тетрадь-тренажер с.6№2, тетрадь-практикум с Тетрадь-практикум с.10-11№4, компас, планшет, мерная лента, письменные принадлежности, лист плотной бумаги.8-9№3, ЭП
9.10 6/5 Карта – «язык» географии Обобщение по теме «Изображения земной поверхности и их использование» Изучение нового, тестирование, проверочная работа практикум. Формирование приема описания географического положения объекта по заданному плану Учебник§18,19,20 атлас с.8-13, к\карты, тетрадь-тренажер с.5№12, ЭП, тетрадь-экзаменатор с.4-11
Тема 2 . Земля – планета Солнечной системы - 3 часа 16.10 7/1 Земля в Солнечной системе Эвристическая беседа №4. Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы. Знать формы и размеры Земли,
объяснять процессы движения Земли, влияние космоса на Землю и жизнь людей. Учебник §21, атлас с.2-3, тетрадь-тренажер с.24№1-4, с.25№1-2, с.29№1-3, с.30-31№4-8, с.32№1-2, ЭП
23.10 8/2 Географические следствия движения Земли Изучение нового материала №5. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Учебник §22,23, атлас с.2-5, к\карты, тетрадь-тренажер с.24-25№5-11, с.26№3-4, с.28№1-8, ЭП
30.10 9/3. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей
Обобщающий урок. Комбинированный тестирование, проверочная работа урок Учебник §24, атлас с.2-3, тетрадь-тренажер с.25№,12, с.26№5, тетрадь-экзаменатор с.18-23 ЭП,
Тема 3 Литосфера – каменная оболочка Земли -5 часов 13.11 10/1 Минералы и горные породы Изучение нового, практикум №6 Изучение свойств минералов и горных пород, полезных ископаемых. Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые.
Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Описывать горы, равнины земного шара по плану. Уметь работать с контурной картой.
Называть и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения,Учебник §25, атлас с.24-25, тетрадь-тренажер с.34№1, тетрадь-практикум с.14-15№6, ЭП
20.11 11/2 Литосфера Комбинированный урок Учебник §26, атлас с.20-21, тетрадь-тренажер с.34№2-3, с.36№1, ЭП
27.11 12/3 Рельеф поверхности Земли Изучение нового, практикум № 7. Обозначение на к/к объектов литосферы. Определение по географическим картам географического положения гор (равнин).
Учебник §27, атлас с.12,14-1521,26,18-19, к\к, тетрадь-тренажер с.34№4 с.35№5-8, с.37№1,4,5 с.38-39№2-6, с.40№1, с.42№4, с.44№1-3тетрадь-практикум с.16-17№17, ЭП
4.12 13/4 Внутренние и внешние силы, формирующие рельеф Комбинированный урок Построение профиля рельефа суши и дна Океана Учебник §28,29, атлас с.12, к/карты, тетрадь-тренажер с.35№9-10, с.36№2,11,с.37№3, с.39№7,8, с.40№9-11, с.42№5,6 ЭП
11.12 14/5 Человек и мир камня..Обобщение по теме «Литосфера –каменная оболочка Земли» Комбинированный тестирование, проверочная работа урок Географический диктант. Учебник с.66-67, к/карты, атлас с.24-25, тетрадь-тренажер с.36№12, с.43№7,8, , тетрадь-экзаменатор с.24-31, ЭП
Тема 4. Гидросфера – водная оболочка Земли – 5 часов 18.12 15/1 Гидросфера Изучение нового материала Называть и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения, основные части реки, бассейн, водораздел. Объяснять понятия: гидросфера, Мировой океан, океан, море, река, озеро, бассейн, водораздел, речная система, подземные воды.Описывать океан, море, реку, озеро по плану.
Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа.
Учебник §31, атлас с.26-27, тетрадь-тренажер с.46№1, с.47№2, с.48№2, с.50№1, с.56№1, ЭП
18.12 16/2 Мировой океан Изучение нового, практикум №8
№9.Характеристика океана.
Анализ карт температуры и солености вод Мирового Океана. Учебник §32-33, атлас с.26-29, тетрадь-тренажер с.46№3,4 с.48№3, с.50№2, с.51№3-5, с.52№6, с.57№2, с.58№3, тетрадь-практикум с.18-19№8, ЭП
25.12 17/3 Реки Изучение нового, практикум № 8Обозначение на к/к объектов гидросферы Описание реки 15.01 18/4 Воды суши Комбинированный урок Учебник §34, атлас с.30-31, к/карты, тетрадь-тренажер с.46№6-9, с.48№4, с.52-53№2,7-9, с.54№2, с.59№4, тетрадь-практикум с.20-21№9, ЭП
22.01 19/5 Человек и гидросфера..Обобщение по теме «Гидросфера – водная оболочка Земли» Географическая исследовательская. работа в группах, проверочная работа тестирование Географический диктант Учебник §35-37, атлас с.30-31, тетрадь-тренажер с.46№2,9,10, с.53№10, с.55№4, с.59№5, к/карты тренажер с.47№11, ЭП
29.01 Учебник §38, атлас с.26-31, тетрадь-тренажер с.55-56№5,6, тетрадь-экзаменатор с.32-39,
Тема 5. Атмосфера – воздушная оболочка Земли - 8 часов 5.02 20/1 Атмосфера Изучение нового материала Называть и (или) показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат.
Объяснять понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат.
Объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра.
Определять (измерять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур.
Описывать погоду и климат своей местности.
Учебник §39, атлас с.32, тетрадь-тренажер с.60№1, ЭП
12.02 21/2 Температура воздуха Урок-практикум Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей; анализ годового хода температуры воздуха в С-Петербурге Учебник §40, атлас с.33 тетрадь-тренажер с.60№2-4, с.71-72№1,2,8 ЭП
19.02 22/3 Влажность воздуха и атмосферные осадки Изучение нового, практикум №11.Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Анализ диаграмм количества осадков Учебник §41,42, атлас с.33, тетрадь-тренажер с.60№5,6, с.61№1,2, с.63№1,2, с.64№4, с.66№2, с.67№3, с.71№3, с.72№4-7, ЭП
26.02 23/4 Атмосферное давление и
ветер Урок-презентация, практикум №12. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты.. Составление розы ветров
Учебник§43, атлас с.33, тетрадь-тренажер с.60№7, с.63№1 с.68№7, с.73№9, ЭП
5.03 24/5 Погода Комбинированный урок №13. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Учебник §44, атлас с.33, тетрадь-тренажер с.61№10, с.68№8, ЭП
12.03 25/6 Климат Комбинированный урок №13 Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата. Учебник §45, атлас с.34, тетрадь-тренажер с.61№11-12, с.64№3, с.73№10, с.75№12, ЭП
19.03 26/7 Обобщение данных дневника погоды Урок-практикум № 10. Описание погоды одного месяца. Учебник с.92-105, тетрадь-практикум с.26-27№11, ЭП
2.04 27/8 Человек и атмосфера.
Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли" тестирование, проверочная работа Тетрадь –экзаменатор с.40-47,
9.04 Биосфера Значение биосферы Эвристическая беседа Объяснять понятие: природный комплекс.
Объяснять и приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты веществ, влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.
Учебник §48,50, атлас с.36-39, тетрадь-тренажер с.76№1-3,6, с.77№1,2, ЭП
16.04 29/2 Жизнь в океане и на суше Урок-путешествие Учебник §49, атлас с.36-38, тетрадь-тренажер с.76№5,7, с.77№8, с.84№8, с.78№1-4, с.80№1-4, ЭП
23.04 30/3 Человек – часть биосферы Экологические проблемы Комбинированный урок №14. Описание растительного и животного мира Ленинградской области.
Учебник §51,52, атлас с.42-47, тетрадь-тренажер с.77№9-11, с.79№5-8, с.82№5, с.83№6,7, ЭП Тетрадь-экзаменатор с.48-53
31/1 Тема 7. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс 3 часа 30.04 32/2 Природные комплексы Географическая оболочка – самый крупный комплекс. изучение нового Называть и (или) показывать на карте крупнейшие государства.
Знать численность населения Земли, страны, крупных городов.
Называть меры по охране природы.
Уметь описывать отдельные природные комплексы, находить нужный материал в разных источниках; выделять главное в теме; анализировать причинно-следственные связи между компонентами ПК; объяснять процессы, происходящие в географической оболочке; обобщать знания по теме; объяснять отличие биосферы от географической оболочки. Учебник §53,54, атлас с.36, тетрадь-тренажер с.86№1-4 с.87№1, с.91№1 с.92№2,ЭП
7.05 33/3 Почва Урок-практикум №15. Определение состава почвы; сравнение строения типов почв Учебник §55, атлас с.40, тетрадь-тренажер с.86№5,6, с.90№3,-6, с.94№1,5, ЭП
14.05 Полярные пустыни и тундры Леса. Степи и саванны Засушливые области планеты Урок-практикум №16. Описание природных зон по географическим картам Учебник §56,57, атлас с.36, 40, тетрадь-тренажер с.86№7,ЭП
21.05 34/1 Учебник 58-60, атлас с.36,40, ЭП
28.05 Обобщающий урок курса Итоговая проверочная работа тестирование, проверочная работа Знать/понимать определения основных понятий курса; уметь приводить примеры взаимодействия геосфер Земли;
объяснять уникальность планеты, суть природно-антропогенного равновесия, пути его сохранения и восстановления Атлас, к/карты с.14-15, Тетрадь-экзаменатор