Струнные инструменты – фундамент оркестра


Урок 14. 10.12.2014.
Тема: «Струнные инструменты – фундамент оркестра».
Цель: расширить знания учащихся о симфоническом оркестре.
Задачи:
Обучение: сформировать представление о группе струнных инструментов, Развитие: развивать критическое мышление, умение определять на слух как фундаменте оркестра.
звучание струнных инструментов, сравнивать тембровые краски музыкальных инструментов; продолжать развивать вокально-хоровые навыки.
Воспитание: воспитывать интерес к классической симфонической музыке.
Методы: опрос, беседа, работа в группах, диалог.
Тип урока: комбинированный.
Материальное обеспечение: интерактивная доска, компьютер, флешкарта, аудио-видео записи, раздаточный материал ( флипчарты «Цветок инструментов», цветные карточки, фломастеры.)
Планирование деятельности:
Опрос домашнего задания.
Пересадка по «сладкой» мозаике .
Продолжение беседы о симфоническом оркестре.
Слушание музыкальных отрывков и составление флипчарта «Цветок инструментов».
Самооценивание флипчартов.
Физминутка.
Слушание: А.Вивальди «Зима».
Пение: А.Дубровский «Чудо из чудес»
Оценивание.
Рефлексия (закрепление темы, итог).
Домашнее задание.
Ход урока.
1.Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь передав друг другу и нашим гостям, хорошее настроение. Садитесь.
2.Актуализация опорных знаний:
-Ребята, когда вы входили в класс звучала музыка.
-Что за мелодия звучала? (кюй «Сарыарка»)
-А, кто исполняет это произведение? (оркестр казахских народных инструментов)
-А, кто из вас может дать определение слову Оркестр? (оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения специально предназначенные для данного состава).
-А, какие оркестры вы знаете? (оркестр казахских народных инструментов, оркестр русских народных инструментов, джазовый оркестр, симфонический оркестр).
_ А, какие группы музыкальных инструментов в симфоническом оркестре вы знаете? (деревянные духовые; медные духовые; ударные).
-Какие инструменты входят в деревянные духовые? (флейта, фагот, кларнет, гобой).
-А, какие инструменты входят в медные духовые? (труба, валторна, тромбон, туба).
-На сколько подгрупп делятся ударные инструменты? ( на две подгруппы: шумовые и звуковые-высотные).
-К шумовым какие инструменты относятся? (кастаньеты, маракасы, большой барабан, малый барабан, литавры).
-А, к звуковым-высотным, какие инструменты относятся? (треугольник, колокольчики, ксилофон).
3. Пересадка по «сладкой» мозаике.
4. Раскрытие темы:
1) мозговой штурм составление флипчарта «Цветок инструментов».
-Ребята, для того чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам прослушать пять мелодий и составить из лепестков, лежащих у вас на столах, «Цветок инструментов»; потом узнать что же объединяет эти инструменты и вписать тему урока, в центр цветка, (учащиеся по группам составляют флипчарты, затем вместе с учителем вновь прослушивают мелодии и просматривают фото инструментов).
2) самооцевание: каждая группа оценивает другую группу по пятибальной системе (один лепесток – один балл).
-Ребята, какая тема нашего урока? («Струнные инструменты симфонического оркестра»).
-О чем, мы будем говорить? И, чем мы будем заниматься? (продолжать знакомиться с инструментами симфонического оркестра).
-А, как мы это будем делать? ( внимательно, старательно).
-Ребята, сейчас мы с вами еще раз посмотрим фото инструментов и ответьте, пожалуйста, что объединяет все эти инструменты? ( струны, смычки).
-А, какой из инструментов самый большой в скрипичной группе? ( контрабас).
-А, какой самый маленький? (скрипка-прима).
-Все ли инструменты звучат одинаково? Как звучал контрабас? ( мощьно, сильно, плавно, уверенно, величественно).
-А, как звучала скрипка-прима? (нежно, ласково, чисто, светло, мягко, приятно).
5. Физминутка.
6. Слушание:
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами говорили, о струнных инструментах, как фундаменте симфонического оркестра. Я предлагаю вам прослушать музыкальное произведение великого итальянского композитора Антонио Вивальди, цикл «Времена года». Мы с вами, уже знакомы с этим композитором и этим произведением, ранее. Кто из вас помнит название части, которую мы слушали на прошлом уроке? («Осень»). Сейчас мы послушаем еще одну часть, из этого цикла, которая называется «Зима».
Вопросы:
-Ребята, что вы можете сказать об этом произведении? Какое оно по характеру, настроению? (веселое, задумчивое,взвалнованное).
-Какие образы возникали у вас, при прослушивании этого произведения? (снег, вьюга, метель ,сугробы, сосульки).
7. Пение: распевание на слог «ля», на стаккато и легато; исполнение песни А.Дубровского «Чудо из чудес».
8. Оценивание: флипчартов каждой группы и домашнего задания.
9.Рефлексия:
-Ребята, о каких инструментах мы вели беседу на уроке? Какое произведение слушали и кто композитор? Понравился ли вам урок, и почему? Если понравился, поднимите красные карточки, если не понравился – синие).
10. Домашнее задание:
-нарисовать рисунки к песне А.Дубровского «Чудо из чудес».
11. Выход учащихся из класса, под музыкальное сопровождение.