Материал к уроку литературы по теме Серебряный век русской поэзии

Пояснительная записка

Последние десятилетия 20 в. стали временем возвращения культуры Серебряного века. Опубликованы серьезные литературоведческие и биографические исследования, осуществлены издания профессионально подготовленных текстов, выходят собрания сочинений. Все очевиднее и бесспорнее становятся высота художественных достижений, глубина связей Серебряного века с мировой культурой, величие нравственного облика, запечатленного в произведениях поэтов Серебряного века.
И все, кто работает с первокурсниками, знают, как живо откликаются они на прекрасные строки поэтов Серебряного века. Одних властно захватывает Марина Цветаева, других - Борис Пастернак, третьих – Николай Гумилев. Но для того чтобы школьники откликнулись, нужно, чтобы сам учитель нашел время и желание войти в прекрасный мир Серебряного века, а потом повел за собой и учеников.
Программа не дает возможности подробно говорить о всех представителях литературы Серебряного века, поэтому преподавателю, приступающему к изучению этой темы, очень важно серьезно и целенаправленно подойти к отбору материала по ней, а также отобрать адекватные теме формы и приемы работы.
Современное литературное образование выполняет важнейшие культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации. Не случайно в концептуальной части Федерального компонента государственного стандарта образования по литературе за 2008 г. особое внимание уделено необходимости формирования у учащихся ценностных ориентиров, художественного вкуса, эстетических и творческих способностей. И уроки по теме «Серебряный век русской поэзии» как нельзя лучше способствуют формированию и художественного вкуса, и творческих способностей.



Методологические основы преподавания по теме

В стандарте среднего (полного) общего образования по литературе в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ, в котором представлены произведения для обязательного изучения, прописано, что на базовом уровне необходимо изучить не менее двух авторов Серебряного века, а на профильном уровне – не менее трех авторов.













Методическое обоснование урока

Урок по теме «Серебряный век русской поэзии», разработка которого представлена, вводит учащихся в удивительный мир поэзии Серебряного века. Поэтому очень важно, чтобы студенты могли не только интеллектуально, но и эмоционально постичь характер этой эпохи и этого явления. И для этого преподаватель отбирает соответствующие приемы, прежде всего исходя из цели и задач урока.

Цель: Использовать новые методы в работе со студентами (работа по технологической карте студента);
Организовать работу в малых группах;
Организовать самостоятельную работу студентов, активизировать деятельность с помощью ТСО и наглядных пособий;

Задачи:
обучающие

Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.
Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.
Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.
Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.

развивающие

Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.
Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - ».

воспитательные

Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.
Воспитывать внимание к поэтическому слову.
Совершенствовать коммуникативную компетентность обучающихся.

Приемы, которые использует преподаватель

- составление ассоциативной цепочки
- сообщение ученика
- составление таблицы
- выразительное чтение
- сопоставление музыкального произведения и стихотворений
- показ презентации «Поэзия Серебряного века в современной музыке» (*. ppt, 1 МБ)
- анализ лирического произведения по заданному алгоритму





Методическая разработка урока литературы по теме
«Серебряный век русской поэзии»


1.Цель: Дать представление об особенностях литературы начала ХХ века. Дать представление о направлениях литературы рубежа веков: символизм, акмеизм, футуризм. Научиться анализировать и выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века.
2.Задачи:

обучающие

Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления.
Познакомить с биографическими сведениями некоторых поэтов Серебряного века, показав их яркие индивидуальности и судьбы.
Научить учащихся видеть за произведением поэтическую Я-концепцию поэта.
Подвести учащихся к пониманию, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре Серебряного века.

развивающие

Развивать мышление учащихся, обучая работе с поэтическими текстами.
Развивать образное ассоциативное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век - ».

воспитательные

Воспитывать эстетический вкус, помогая постичь гармонию стиха и его музыкальность.
Воспитывать внимание к поэтическому слову.



3.Оформление.


Эпиграф (Приложение №1);
Фотографии поэтов серебряного века;
Тексты стихотворений;
Биографии поэтов;
Презентация;
Кадры исторической хроники;
Алгоритм анализа лирического произведения;
Музыкальное оформление;
Опорные конспекты.
Литературоведческие словари;
Ход урока

УЭ-1 (4 мин.).
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. На партах технологические карты с элементами урока, опорные конспекты, литературоведческие словари.
Слайд с темой, целями, задачами урока.

Урок начинается с эпиграфа, который выразительно прочитает студент. Такое эмоциональное начало урока позволит учащимся настроиться на разговор о чем-то необычно красивом, загадочном (Приложение к уроку № 1).

Слово учителя. (Приложение №2)
Канун нового века воспринимался интеллигенцией как итог исчерпавшей себя цивилизации, преддверие неминуемой катастрофы, начало конца света. Подобными настроениями были пронизаны философские, научные, религиозные и художественные пророчества.
Общество, оказавшееся на краю пропасти в обстановке «пира во время чумы», обуреваемое тревожными предчувствиями и разного вида страстями, повело себя подобающим образом. Это было время бешеной популярности всякого рода оккультных наук, мистических откровений, напряженной философской мысли и самостоятельного низкопробного шарлатанства.
В обсуждение современной жизни включилась и художественная литература». «На повороте», «Без дороги», «Закат старого времени»- такими заголовками пестрили названия.
Если в ХIХ веке литература была реалистична, то на рубеже веков возникло мнение, что реализм себя исчерпал, что необходимы другие художественные формы. Литература лишилась единого центра и представляла собой многоярусную художественную реальность, хотя реализм остается влиятельным литературным направлением.

УЭ-2 (8 минут).
2.Проверка домашнего задания.
Реалистические традиции сохраняются в творчестве И. Бунина и А. Куприна.
На прошлом уроке мы разбирали повесть А. Куприна «Гранатовый браслет».
Вопросы по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» вы видите на слайде.
Такие же вопросы найдите на листах технологической карты. Попробуйте самостоятельно ответить на них.
Вывод: Куприн писал повесть в 1911 году. Как видите, в ней полностью сохранилась реалистическая типизация - реальный человек в реалистических обстоятельствах.

УЭ-3(15 мин.).
3.Актуализация знаний.
Рассуждение на тему: Что дает нам изучение истории рубежа веков и знакомство с поэзией Серебряного века?
Кадры кануна ХХ века демонстрируются под музыку Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта».

1) Вы просмотрели кадры хроники рубежа веков. Музыка Сергея Прокофьева из балета «Монетки и Капулетти» сопровождала показ слайдов и, как нельзя лучше, отразила неспокойное настроение того периода времени.
Перед вами слайды, содержащие вопросы о событиях, повлиявших на складывание литературы рубежа ХIХ-ХХ веков и первые десятилетия в России. За каждый правильный ответ начислите себе балл.
2) Затем учитель предложит учащимся вслушаться в звучание слов «Серебряный век» и придумать смысловые и звуковые ассоциации.
Cоставьте цепочку слов, которые передадут, с чем ассоциируется словосочетание «Серебряный век». В цепочку можно включить слова передающие звук или просто образы.
Этот прием способствует творческой активизации учащихся, развивает их воображение.

Слово учителя.
ХIХ век называют Золотым веком литературы из-за большого количества писателей, чьи произведения вошли в сокровищницу Мировой литературы. В Серебряном веке – мера человеческих сил. «Все суше, бледнее, чище, но и более дорогой ценой купленное, ближе автору, более – в человеческий рост». /Бек Т. Силуэт серебряного века./М; АСТ: Олимп, 1997.
На этапе целеполагания преподаватель объясняет учащимся, что сегодня на уроке они познакомятся с понятием «Серебряный век», попытаются определить хронологические рамки этого явления и постараются постичь гармонию стиха поэтов Серебряного века, узнают об особенностях литературных направлений: символизм, акмеизм и футуризм.


УЭ-4(25 мин.)

1.На данном этапе урока прозвучит слово учителя, в котором он даст определение Серебряного века русской культуры, скажет о хронологических рамках этого явления, и расскажет о направлениях в литературе этого периода.
(Приложение № 3)

Серебряный век - это взлет, который появился в области философии и литературы, а также изобразительных искусств, музыки, балета и театра, позволил современникам говорить о духовном возрождении. После упадка поэтической техники в творчестве поэтов 70-80-х годов XIX века резко возрос интерес к формальным изыскам, как в изобилии изобретенным вновь, так и традиционным, воскресшим из небытия.
Тесно взаимосвязано с культурным расцветом и обращение части интеллигенции к религии - «религиозное возрождение».
Временными рамками Серебряного века традиционно принято считать конец ХIХ первые два десятилетия ХХ века. Но к этому периоду относят поэтов, чье творчество перешло границы этого временного периода. Например, творчество Марины Цветаевой, Владимира Маяковского и других поэтов, которые только начинали писать в первые два десятилетия ХХ века.

Перейдем к вопросу об истоках Серебряного века.
Сообщение учителя о литературных направлениях рубежа веков (символизм, акмеизм, футуризм). Направление символизм связано с именем французского поэта Шарля Бодлера. «Падаль». Влияние стихов Бодлера на русских поэтов и поэзию.
Сообщения учащихся о поэтах - символистах.

Слово учителя будет мостиком к индивидуальному сообщению ученика об истоках Серебряного века и о том, почему именно поэзия заняла ведущее место в культуре этого периода. Этот вопрос станет темой для письменного ответа на вопрос и поводом к дискуссии.
Письменный ответ на вопрос.

Сообщение ученика:
Золотой век в истории русской литературы был порою господства поэзии. Все было сосредоточено вокруг имени Пушкина – солнца нашей русской поэзии. Длился Золотой век недолго, до конца 20-х гг. 19 в., затем началась новая эпоха – эпоха прозы, подарившая нам Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова. И снова рубеж веков. И снова закономерно эпоху прозы сменяет новая поэтическая эпоха. И это закономерно, ибо на смену некоторому застою в экономической и политической жизни России пришел период социальных и политических потрясений. Человек на таких переходных этапах всегда чувствует растерянность, беспокойство. Что ждет его впереди – надежда или разочарование, взлеты или падения, обретения или потери? Этого не знает никто. Только поэты предчувствуют будущее, ибо поэзия – это всплеск чувств, озарение, безумство, но всегда потрясение».

Записывают ответ.


Показ презентации.
Следующий этап урока можно считать его кульминацией, так как он будет представлять собой презентацию. Учитель предлагает всмотреться в лица поэтов Серебряного века, которые предчувствовали будущее, и их предчувствие обретало форму стиха. Кульминационный он именно благодаря его эмоциональной составляющей, так как просмотр портретов сопровождается ярким, образным комментарием учителя. (Презентацию может подготовить и ученик, которому заранее можно дать такое задание.)
Далее учитель предлагает вслушаться в голоса поэтов Серебряного века и узнать, чем замечательны их судьбы. Каждая группа будет работать с раздаточным материалом и составлять таблицу. Затем можно будет обменяться мнениями по результатам заполнения таблицы. В результате проделанной работы должна получиться примерная таблица:


Автор, годы жизни
Поэтическая Я-концепция

Ф. Сологуб
(1863-1927)
«Я – бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах»

М. Кузьмин
(1875-1936)
«Тот родник, что бьется в нас, -
Божественно неисчерпаем»,
«Из сердца пригоршней беру я радость»

М. Цветаева
(1892 – 1941)
«Душа не уснет в покое»,
«Забыть не могу тоски я",
«Душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская».

В.Маяковский
(1893 – 1930)
«Я сразу смазал карту будня»

К.Бальмонт
(1867-1942)
«Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин»,
«Кто равен мне в моей певучей силе,
Никто, никто»


Очень важно, что на следующем этапе урока учитель обобщит эту работу, задав учащимся вопрос «Что сближает и что различает этих поэтов?». Если учащиеся испытывают затруднения при ответе на этот вопрос, учитель с помощью наводящих вопросов подводит учащихся к ответу.


УЭ-5 (30 мин).
На следующем этапе учитель использует прием сопоставления музыкального произведения и поэтического текста. Учащимся предлагается прослушать стихи поэтов Серебряного века, положенные на музыку, и найти стихотворение, которое в большей мере соответствует этой музыке (демонстрация песен на стихи поэтов Серебряного века).
Завершиться урок должен на такой же высокой эмоциональной ноте, что и начался. Для этого учитель предлагает учащимся выразительно прочитать стихотворения поэтов Серебряного века и проанализировать их. Кроме того, что этот прием позволит завершить урок эмоционально. Преподаватель может выразительно прочитать свое любимое стихотворение.

УЭ-6 (8 мин).
Рефлексия. Оценка результатов занятия, подведение итогов, объяснение домашнего задания.










Деятельность учителя
Деятельность ученика

1. Зачитывает эпиграф к уроку (смотри приложение №1).
Зачитывает студент, остальные слушают.

2. Серебряный век русской культуры – Серебряный век русской поэзии – Серебряный век
Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите это словосочетание? Какие звуковые и смысловые ассоциации вызывает у вас звучание этих слов? Давайте составим ассоциативную цепочку.



Называют слова, с которыми ассоциируется словосочетание – Серебряный век:
-Серебряный век – блеск, яркость, звон, хрусталь, хрупкость, блики, сияние, волшебство, тайна, музыка, красота, очарование, свеча

3. Звуковой и смысловой облик словосочетания «Серебряный век» создает в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о чем-то возвышенном и прекрасном.
И сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «Серебряный век», попытаемся определить хронологические рамки этого явления и постичь гармонию стиха поэтов Серебряного века.
Запишите тему урока











Записывают тему урока

4. Сегодня Серебряным веком русской культуры называют непродолжительный период на рубеже 19-20 вв., отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, живописи, музыки и театрального искусства.
Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, а в литературе закрепилось после выхода в свет стихотворения А. Ахматовой «Поэма без героя».
Вопрос о хронологических рамках Серебряного века окончательно не решен. Ученые, критики обосновывают самые разные точки зрения. Одни считают, что он начался в 10-е гг. 20 в. и закончился с I мировой войной, другие считают, что серебряный век начался в 90-х гг. 19 в., а 1915 г. – высший подъем и в то же время конец его. Вот как считает литературный критик Татьяна Бек, полагающая, что «исходная граница Серебряного века более или менее совпадает с рубежом столетия, а кончилось все в 1917 г., с началом гражданской войны. Никакого Серебряного века после этого не было. В 20-е гг. еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и мощная волна, каким был наш Серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться. Еще живы были большинство поэтов, критики, философы, художники, композиторы, индивидуальным трудом которых был создан Серебряный век, но сама эпоха кончилась».
Русский поэтический Серебряный век истоками своими уходит в век золотой, в гениальное творчество А. Пушкина и в чувственно-интеллектуальную лирику Е. Баратынского.
Записывают определение в тетрадь

5.
Сообщение ученика:
Золотой век в истории русской литературы был порою господства поэзии. Все было сосредоточено вокруг имени Пушкина – солнца нашей русской поэзии. Длился Золотой век недолго, до конца 20-х гг. 19 в., затем началась новая эпоха – эпоха прозы, подарившая нам Гоголя, Тургенева, Толстого, Чехова. И снова рубеж веков. И снова закономерно эпоху прозы сменяет новая поэтическая эпоха. И это закономерно, ибо на смену некоторому застою в экономической и политической жизни России пришел период социальных и политических потрясений. Человек на таких переходных этапах всегда чувствует растерянность, беспокойство. Что ждет его впереди – надежда или разочарование, взлеты или падения, обретения или потери? Этого не знает никто. Только поэты предчувствуют будущее, ибо поэзия – это всплеск чувств, озарение, безумство, но всегда потрясение».

6. Почему же именно поэзия заняла в культуре Серебряного века ведущее место? Запишите ответ в тетрадь.
Записывают ответ.

7. Всмотритесь в лица поэтов Серебряного века. С фотопортретов устремляют на нас взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской поэзии (показ презентации).




8. А сейчас давайте вслушаемся в голоса поэтов Серебряного века, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало, а что разделяло их.
На партах у вас лежат карточки со стихами поэтов Серебряного века. Вы знакомитесь с отрывками биографий поэтов и их стихами, а затем составляете таблицу

В результате проделанной работы должна получиться примерная таблица:

Автор, годы жизни
Поэтическая Я-концепция

Ф. Сологуб
(1863-1927)
«Я – бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах»

М. Кузьмин
(1875-1936)
«Тот родник, что бьется в нас, -
Божественно неисчерпаем»,
«Из сердца пригоршней беру я радость»

М. Цветаева
(1892 – 1941)
«Душа не уснет в покое»,
«Забыть не могу тоски я",
«Душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская».


В. Маяковский
(1893 – 1930)
«Я сразу смазал карту будня»

К. Бальмонт
(1867-1942)
«Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин»,
«Кто равен мне в моей певучей силе,
Никто, никто»



9. Итак, как вы думаете, что сближает этих поэтов?








А что различает поэтов Серебряного века?




Действительно, каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, каждый стремится вобрать в свое творчество и душу весь мир – космос, вечность, явления живой природы. Каждый поэт – это ярчайшая звезда на небосклоне Серебряного века.
–Все эти поэты – современники, их объединяет время, сама эпоха.
-Все они как-то смятенно выражают свои чувства.
-Все они очень любят слово, очень трепетно относятся к нему.
-Они очень любят искусство, поэзию и беззаветно служат им.
-Их стихи очень музыкальны.

-Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, по-своему одаренная личность.
-Каждый по-своему понимает искусство.
-Каждый по-своему понимает свое назначение как поэта.

10. Сродни поэтическому слову может быть только музыка. Послушайте, как звучат стихи поэтов Серебряного века, положенные на музыку.


11. И в завершение урока пусть еще раз прозвучат голоса поэтов Серебряного века. Дома вам нужно было посмотреть в учебнике стихи поэтов Серебряного века, выбрать понравившееся стихотворение и подготовить его выразительное чтение.
Выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века.



































Приложение к уроку №1 (эпиграф).

Двадцатый век наступил не просто. Ведь из четырех цифр сорвались с места три: одна из девяток (в цифре 1899) перескочила к единице и два нуля (в цифре 1900) многообещающее расчистили дорогу идущему электромагнитному веку с летательными машинам, стальными рыбами и прекрасными, как чертово наваждение, линкорами. Главным признаком новой эры наметилось движение, овладение пространством. Непоседничество, подобно древней переселенческой тяге, охватило всех, вступивших в новый век.

К.С. Петров-Водкин

























Приложение к уроку № 2. (Слово учителя)



Канун нового века воспринимался интеллигенцией как итог исчерпавшей себя цивилизации, преддверие неминуемой катастрофы, начало конца света. Подобными настроениями были пронизаны философские, научные, религиозные и художественные пророчества.
Общество, оказавшееся на краю пропасти в обстановке «пира во время чумы», обуреваемое тревожными предчувствиями и разного вида страстями, повело себя подобающим образом. Это было время бешеной популярности всякого рода оккультных наук, мистических откровений, напряженной философской мысли и самостоятельного низкопробного шарлатанства.
В обсуждение современной жизни включилась и художественная литература». «На повороте», «Без дороги», «Закат старого времени»- такими заголовками пестрили названия.
Если в ХIХ веке литература была реалистична, то на рубеже веков возникло мнение, что реализм себя исчерпал, что необходимы другие художественные формы. Литература лишилась единого центра и представляла собой многоярусную художественную реальность, хотя реализм остается влиятельным литературным направлением. Кадры кануна ХХвека демонстрируются под музыку Прокофьева из балета «Ромео и Джульетта»


Untitled.mp4

























Приложение к уроку № 3

Серебряный век - это взлет, который появился в области философии и литературы, а также изобразительных искусств, музыки, балета и театра, позволил современникам говорить о духовном возрождении. После упадка поэтической техники в творчестве поэтов 70-80-х годов XIX века резко возрос интерес к формальным изыскам, как в изобилии изобретенным вновь, так и традиционным, воскресшим из небытия.
Тесно взаимосвязано с культурным расцветом и обращение части интеллигенции к религии-«религиозное возрождение». Временными рамками Серебряного века традиционно принято считать первые два десятилетия ХХ века. Но к этому периоду относят поэтов, чье творчество перешло границы этого временного периода. Например, творчество Марины Цветаевой, Владимира Маяковского и других поэтов, которые только начинали писать в первые два десятилетия ХХ века.




































Фёдор Сологуб

Федор Сологуб (Федор Кузьмич Тетерников) (1863 – 1927). Сын портного, четырех лет лишился отца и воспитывался матерью, работавшей прислугой. Учился в уездном училище и Петербургском учительском институте. Двадцати пяти лет, до 1907 г., преподавал математику в глухих северных городках. Начал широко печататься в 1890-х годах.

Я – бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах.
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах.

Моей божественной природы
Я не открою никому.
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму.


Константин Бальмонт

Константин Бальмонт (1867 – 1942) родился в дворянской семье. Был отчислен с юридического факультета Московского университета за участие в студенческом движении. Первый сборник его стихов вышел в 1890 г. С конца 1905 по 1913 гг. жил за границей как политический эмигрант, после амнистии политэмигрантам вернулся в Россию. Вновь эмигрировал в 1921 г., умер во Франции.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце
И выси гор.

Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре,
Я властелин.

Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.

Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь Я буду петь о солнце
В предсмертный час!

Михаил Кузьмин

Михаил Кузьмин (1875 – 1936) – родился в Ярославле, в дворянской семье. Гимназию заканчивал в Петербурге, затем три года учился в консерватории по классу композиции – у Лядова и Римского-Корсакова. До тридцати лет писал лишь вокальные тексты к своим композициям. В 1906 году выступил в журнале «Весы» замечательным циклом стихов «Александрийские песни», в 1908 г. появилась его первая книга стихов «Сети». Выступал и как прозаик, критик, драматург, автор балетов, переводчик.

Мы в слепоте как будто не знаем,
Как тот родник, что бьется в нас, -
Божественно неисчерпаем,
Свежей и нежнее каждый раз.

Печально взвившись, спадает весельем
Глубже и чище родной исток
Ведь каждый день – душе новоселье,
И каждый час – светлей чертог.

Из сердца пригоршней беру я радость,
К высоким брошу небесам
Беспечной бедности святую сладость
И все, что сделал, любя, я сам.

Все тоньше, тоньше в эфирном горниле
Синеют тучи над купами рощ, -
И вдруг, как благость, к земле опустили
Любовь, и радугу, и дождь


Владимир Маяковский

Владимир Маяковский (1893 – 1930) – родился в Грузии. Учился в кутаисской гимназии. В 1906 г. переехал в Москву, стал заниматься революционной работой. Дважды был арестован. Был в числе авторов первых футуристических манифестов.

А вы могли бы?
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?




Марина Цветаева

Марина Цветаева (1892 – 1941) родилась в Москве. Дочь профессора искусствоведения И.В. Цветаева, основателя музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В 1908 г. окончила гимназию, слушала лекции по истории литературы в Сорбонне. Печатала свои стихи с 16 лет. Первой ее книгой был «Вечерний альбом». В 1922 г. эмигрировала, уехав к мужу С. Эфрону. Жила в Чехии, во Франции, в Париже. Возвратилась на родину в 1939 г. В 1941 г., в первые месяцы Великой Отечественной войны, будучи в эвакуации в Елабуге, покончила жизнь самоубийством.

Душа и имя
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!

В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!

Поет, огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская.


Основной шрифт