Технологическая карта к методической разработке урока литературы по теме Серебряный век русской поэзии


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Дисциплина / группа «Литература»
Группа 1 Р2Тема занятия Поэзия начала ХХ века.Символизм, его истоки. В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый. Серебряный век русской поэзии.
Ф.И.О. преподавателя Трубанова Екатерина Александровна
Цель занятия Познакомить с личностями и трагическими судьбами поэтов начала ХХ века. Дать представление об особенностях литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм. Научиться анализировать и выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века.
Задачи занятия обучающие развивающие воспитательные
на основе повторения ранее изученного материала систематизировать знания о поэтах и поэзии начала ХХ века;
знать особенности литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм.
закрепить навыки анализа лирического произведения.
формирование самостоятельности мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение;
формирование навыков самостоятельной работы, работы с учебником;
развитие зрительной памяти; восприятия поэтической речи на слух;
воспитание умения контролировать свою деятельность и оценивать её;
воспитание познавательной активности, культуры общения;
продолжить работу по формированию навыков грамотной устной речи.
Аппаратное и программное обеспечение Аппаратное обеспечение: мультимедийный компьютер, проектор, локальная сеть, выход в Internet;
Программное обеспечение: MSPower Point, MSWord
Методическое описание ЦОР Обучающие, демонстрационные, моделирующие
Тип занятия Комбинированный урок.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 1 Организационный момент
Цель Сообщение темы урока, постановка цели урока, сообщение об этапах урока
Длительность этапа 4 мин
Форма организации деятельности обучающихсяФронтальная
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, координатор
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация слайда, содержащего цель и задачи занятия, выполненного в среде MSWord
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2 Проверка домашнего задания
Цель Выяснить степень усвоения ранее изученного материала
Длительность этапа 8 мин
Форма организации деятельности обучающихсяФронтальная, индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, аналитик, эксперт
Основные виды деятельности преподавателя Анализ типичных ошибок
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация слайдов, содержащих вопросы по повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 3 Актуализация знаний
Цель Подготовка к восприятию нового учебного материала (вспомнить основные события, произошедшие в России на рубеже веков.)
Длительность этапа 15 мин
Форма организации деятельности обучающихсяФронтальная, индивидуальная, работа в малых группах
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, координатор, эксперт
Основные виды деятельности преподавателя Организация фронтального и индивидуального опросов, комментирование ответов, координирование самостоятельной работы обучающихся
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация слайдов с учебным заданием
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 4 Изучение нового материала
Цель Познакомить с личностями и трагическими судьбами поэтов начала ХХ века. Дать представление об особенностях литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм. Научиться анализировать и выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века. (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый).
Длительность этапа 25 мин
Форма организации деятельности обучающихсяФронтальная, индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе Лектор, организатор беседы, демонстратор, аналитик
Основные виды деятельности преподавателя Подача нового материала, демонстрация презентации
Основной вид деятельности со средствами ИКТ Демонстрация презентации «Поэзия Серебряного века в современной музыке» (*.ppt, 1 МБ)
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 5 Закрепление и систематизация полученных знаний
Цель Закрепить полученные знания, сформировать умение самостоятельно анализировать стихотворения поэтов Серебряного века.
Длительность этапа 30 мин
Форма организации деятельности обучающихсяФронтальная, работа в малых группах
Функции преподавателя на данном этапе Координатор рассуждений студентов, организатор и координатор самостоятельной работы обучающихся
Основные виды деятельности преподавателя Инструктаж по выполнению задания, координирование рассуждений обучающихся
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 6 Рефлексия
Цель Оценка результатов занятия. Подведение итогов
Длительность этапа 8 мин
Форма организации деятельности обучающихсяФронтальная, индивидуальная
Функции преподавателя на данном этапе Организатор, эксперт
Основные виды деятельности преподавателя Организация фронтальной беседы, инструктаж по домашнему заданию, оценка результатов занятия
Технологическая карта студента.
Учебный элемент, время Учебный материал с указанием задания Рекомендации по выполнению
УЭ-1
(4 мин) 1.Познакомить с личностями и трагическими судьбами поэтов начала ХХ века.
2.Дать представление об особенностях литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм.
3. Научиться анализировать и выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века.
Обучающие задачи:
на основе повторения ранее изученного материала систематизировать знания о поэтах и поэзии начала ХХ века;
знать особенности литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм.
закрепить навыки анализа лирического произведения.
Развивающие задачи:
формирование самостоятельности мышления, мыслительных операций: сравнение, анализ, обобщение;
формирование навыков самостоятельной работы, работы с учебником;
развитие зрительной памяти; восприятия поэтической речи на слух;
Воспитательные задачи:
воспитание умения контролировать свою деятельность и оценивать её;
воспитание познавательной активности, культуры общения;
продолжить работу по формированию навыков грамотной устной речи.
Внимательно прочитайте цели занятия
УЭ-2
(8 мин) Проверка домашнего задания
Цель: выяснить степень усвоения ранее изученного материала
Определите жанр произведения и укажите его признаки.
Охарактеризуйте Веру Шеину, опираясь на текст произведения.
Кто из героев произведения отражает позицию автора?
Почему произведение называется «Гранатовый браслет»?
Какие художественные приёмы использует автор для создания психологизма?
Сформулируйте основной конфликт произведения.
Дайте краткую характеристику главным героям произведения.
УЭ-3
(15мин) Актуализация знаний
Цель: проследить изменения в литературе, связать с основными событиями, произошедшими в России на рубеже веков и в первые десятилетия ХХ века.
Перед вами слайды, содержащие вопросы о событиях, повлиявших на складывание литературы рубежа ХIХ-ХХ веков и первые десятилетия в России. За каждый правильный ответ начислите себе балл.
1. Состояние философии к концу ХIХ века. Записать фамилии людей, чьи взгляды повлияли на формирование философских течений 1. 2. С каким направлением связано понятие Вечной Женственности у Владимира Соловьёва? 2. 3. Родина символизма. 3. 4. Какие политические события повлияли на литературу начала ХХ века? 4. 5. Какие изменения в промышленности повлияли на жизнь народа и, как следствие, на его мировоззрение? 5. 6. Начало Русско-японской войны. 6. 7. Начало Первой мировой войны. 7. 8. Начало Гражданской войны 8. 9. Начало Октябрьской революции. 9. Работайте самостоятельно.
Запишите верные ответы в бланк.
Выполните взаимопроверку, сверяясь с ключами.
Заполните оценочный лист.
КЛЮЧИ 1. Состояние философии к концу ХIХ века. Записать фамилии людей, чьи взгляды повлияли на формирование философских течений 1. Фёдор Сологуб, композитор Скрябин, Фёдор Достоевский, Владимир Соловьёв.
2. С каким направлением связано понятие Вечной Женственности у Владимира Соловьёва? 2. Романтизм;
3. Родина символизма. 3. Франция.
4. Какие политические события повлияли на литературу начала ХХ века? 4. Революция 1905 года, Русско-японская война, Гражданская война, Социалистическая революция.
5. Какие изменения в промышленности и НТП повлияли на жизнь народа и, как следствие, на его мировоззрение? 5. Строительство железных дорог изменило представление о времени и пространстве, изменился темп и ритм жизни.
6. Начало Русско-японской войны. 6. 1904 год.
7. Начало Первой мировой войны. 7. 1914 год
8. Начало Гражданской войны 8. 1914 год
9. Начало Октябрьской революции. 9. 1917 год.
Ф.И.О ______________________________________________________________
Группа_1Р2_____________ Специальность: 190631
№ п/п Вопросы Ответы Кол-во
баллов
1 2 3 4
1. Состояние философии к концу ХIХ века. Записать фамилии людей, чьи взгляды повлияли на формирование философских течений 2. С каким направлением связано понятие Вечной Женственности у Владимира Соловьёва? 3. Родина символизма. 4. Какие политические события повлияли на литературу начала ХХ века? 5. Какие изменения в промышленности и НТП повлияли на жизнь народа и, как следствие, на его мировоззрение? 6. Начало Русско-японской войны. 7. Начало Первой мировой войны. 8. Начало Гражданской войны 9. Начало Октябрьской революции. Всего баллов УЭ-4
(25 мин) Изучение материала
Цель: Познакомить с личностями и трагическими судьбами поэтов начала ХХ века. Дать представление об особенностях литературных направлений: символизм, акмеизм, футуризм. Научиться анализировать и выразительно читать стихотворения поэтов Серебряного века. (В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый).
Демонстрация презентации «Поэзия Серебряного века в современной музыке»
(*.ppt, 1 МБ). Внимательно слушайте объяснения преподавателя.
Делайте записи в тетради.
УЭ-5
(30 мин) Закрепление и систематизация полученных знаний
Цель: закрепить полученные знания, сформировать умение применять способы проверки гласных
1) анализ стихотворения В. Брюсова (отсутствие ошибок-3 балла; 1-2 ошибки -2балла, более -1балл);
2) анализ стихотворения К. Бальмонта (отсутствие ошибок-3 балла; 1-2 ошибки -2балла, более -1балл)
3) анализ стихотворения А. Белого (отсутствие ошибок-3 балла; 1-2 ошибки -2балла, более -1балл)
4) дополнительное задание
а) карточка №1 (3 балла)
б) карточка №2 (3 балла)
Приступайте к самостоятельному решению заданий
Русский язык
А.И, Власенков, п.14.
Работайте в группах. Выполнив каждое задание, сравните ответы с ответами товарищей по группе. Если испытываете трудности при проверке – обратитесь к преподавателю. Проверьте правильность выполненных заданий у преподавателя и оцените
УЭ-6
(8 мин) Рефлексия
Цель: Оценка результатов занятия. Подведение итогов.
1. Подведите итоги вашей работы, суммируя полученные баллы.
2. Выучить наизусть стихотворение поэта Серебряного века по выбору.
Знать биографию поэтов и особенности творчества.
1) Заполните оценочный лист и подведите итоги работы.
2) Запишите домашнее задание. Внимательно прослушайте инструктаж преподавателя по выполнению домашнего задания
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И.О. __________________________________________________________
Группа _1Р1___________Специальность 1190631
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ СПОСОБ ОЦЕНКИ КОЛ-ВО БАЛЛОВ
УЭ-1(вводный тест) взаимопроверка, преподаватель УЭ-5 (самостоятельное выполнение тренировочных упражнений) самооценка, преподаватель
Всего баллов:
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
«5» - более 21 балла; «4» - от 16 до 21 баллов; «3» - от 11 до 16 баллов.