Конспект урока литературы в 11 классе по теме: «Серебряный век» — это взлет или упадок русской поэзии?»


Конспект урока
педагог: Иванова Елена Юрьевна
Предмет: литература
Класс: 11
Тема урока: «Серебряный век» - это взлет или упадок русской поэзии?»
Цель урока: проанализировать предоставленные материалы по теме урока, найти ответ на вопрос урока, составить кластер.
Задачи урока:
Совершенствование умения постановки учебных целей урока.
Совершениствовать умение анализа текста.
Совершенствовать умение сравнения полученных сведений.
Совершенствовать умение систематизации материала по заданным критериям.
Совершенствовать умение построения целостного высказывания на заданную тему.
Совершенствовать умение проводить обобщения и делать выводы.
Этапы работы Содержание этапа
1. Организационный момент Цель учителя:
1. Создать настрой на учебную деятельность.
Задачи:
1. Создать положительную атмосферу на уроке.
2. Определить тему урока.
3. Активизировать информационную базу обучающихся по теме.
4. Направлять работу в рамках темы.
5. Организовать ход работы.
6. Помогать в сложной ситуации.
Цели обучающихся:
1. Настроиться на продуктивную работу на уроке.
2. Осознать уели и задачи урока.
Методы и формы: словесный метод (беседа); анализ имеющейся у обучающихся информации, обобщение ранее известных сведений по теме урока.
УУД:
Личностные: внутренняя мотивация.
Познавательные: обучающиеся узнают, чем будут заниматься на уроке.
Регулятивные: обобщать, делать выводы, формулировать цели и задачи.
Коммуникативные: активизация жизненного опыта и ранее полученных знаний в процессе работы.
Ход урока
Учитель здоровается с обучающимися, сообщает им тему урока, редлагает записать ее в тетрадь.
- Сегодня нам с вами предстоит поискать ответ на вопрос, который стоит в теме нашего урока. Как вы думаете, что мы должны знать и уметь, чтобы урок получился интересным и продуктивным?
Ответ обучающихся должен привести к следующей записи на доске (можно и в тетради):
Знать/понимать:
Обстановку, сложившуюся в России на рубеже 19-20 веков.
Понятие «Серебряного века» русской литературы.
Понятия «модернизм» и «декаданс».
Поэтические школы этого периода.
Философские учения этого периода.
Уметь:
Работать с текстом, анализировать и систематизировать полученные сведения.
Определять особенности поэтических школ.
Сравнивать, делать обобщения и выводы из полученных сведений.
- Как вы думаете, какя форма работы на уроке будет наиболее рациональной и почему? (Более рациональной будет работа в группах, поскольку объем материала таков, что индивидуально или в парах справиться с ним будет невозможно в течение одного урока).
Учитель предлагает разбиться на 4 группы. (Поскольку подобная работа проводится постоянно, в классе уже сложились творческие группы, в которых роли распределяются наиболее рационально, что дает высокий темп работы, а так же привлекает к ней всех членов группы.) Каждой группе дается карточка с заданием и дополнительный материал для изучения.
2. Проверка домашнего задания Цель учителя: проверить выполнение домашнего адания, активизировать полученные знания.
Цель обучающихся: путем активизации полученных ранее знаний настроиться на работу по теме.
Методы и формы организации работы с учетом особенностей класса: ответы на вопросы учителя.
Категории определения уровня внимания и интереса обучающихся к учебному материалу: активность обучающися во время опроса.
Методы активирования учебной активности: вопросы, требующие полного, развернутого, доказательного ответа.
УУД:
Личностные: умение выслушать товарища, аргументированно высказать свою точку зрения, уважительно отнестись к мнению другого, даже если оно не совпадает с твоим.
Познавательные: обучающиеся активизируют знания, полученные самостоятельно.
Регулятивные: умение формулировать аргументированный ответ на поставленный вопрос.
Коммуникативные: формулировка ответа на поставленный вопрос, умение находить и применять знания, полученные ранее.
Ход урока
Учитель задает вопросы по изученной самостоятельно теме, связанной с курсом истории в средней школе.
- Для того, чтобы приступить к изучению материалов, давайте вспомним, в какую эпоху зарождался Серебряный век русской поэзии. Вспомните, что вы изучали в курсе истории России и ответьте на вопросы, аргументируя свою точку зрения.
Какие политические события происходили во второй половине 19 – начале 20 века? (Во второй половине 19 века было отменено крепостное право, начался подъем революционного движения, активизировались различные политические силы, было совершено несколько террористических актов против представителей правящих классов, в том числе и против членов императорской семьи).
Какие научные достижения исседуемого периода следует отметить особо? Почему? ( Создание бензинового двигателя, первые попытки полета человека, кинематограф, фотография, идет серьезное исследование Арктики, происхлдит прорыв в химии – создается таблица периодческих элементов Менделеева).
Назовите культурные достижения. (Новые метода, приемы, тематика и проблематика в живописи, балете, архитектуре, музыке; вошло в обиход понятие «модерн»)
Каковы особенности духовно-нравственного состояния общества того времени? (Идет отказ от нравственных ценностей, выработанных поколениями, все большее влияние приобретают труды материалистов)
Вывод:
На рубеже веков в России сложилась очень сложная политическая и социо-культурная обстановка, которая стимулировала поиск новых знаний по всем анправлениям человеческой жизнедеятельности. Старые нормы и правила подвергались ревизии, и, соответственно, русская литература не могла оставаться в стороне от всеобщего обновления и поиска новых путей, методов и проблем.
3. Изучение материала Цель учителя: организовать работу в группах, помогать в сложных ситуациях.
Цель обучающихся: проанализировать представленные материалы, найти ответ на вопрос урока.
Методы и формы организации работы с учетом особенностей класса: работа в группах.
Категории определения уровня внимания и интереса обучающихся к учебному материалу: уровень активности обучающихся (активно работают в группах).
Методы мотивирования учебной активности: работа над составлением своей части кластера.
УУД:
Личностные: умение работать в группе, выслушивать мнение другого, даже если оно не совпадает с твоим.
Познавательные: обучающиеся узнают дополнительные седения по теме.
Регулятивные: обучающиеся анализируют предоставленный материал, систематизируют его по заданным критериям.
Коммуникативные: обучающиеся работают в группе, распределяя обязанности, совместно заполняют специальные формы, готовят сообщения на заданную тему.
Ход урока
- Вам даны карточки с заданием и специальные формы, которые необходимо заполнить в конце вашей работы, что и будет являться формированием вашей части кластера. Кроме того, необходимо составить устное сообщение по материалу, над которым работает группа. Ваше сообщение должно быть кратким, информационно полным, дающим возможность сравнить вашу информацию по общим критериям.
- Внимательно прочитайте задание. Скажите, для чего необходимо придерживаться общих критериев анализа информации? (Общие критерии анализа информации необходимы для того, чтобы провести сравнение и сделать выводы, необходимые для ответа на вопрос урока)
1 группа работатет по теме: «Философские учения в России в исследуемый период».
2 группа: исследование материала о символистах по заданным критериям.
3 группа: исследование материала об акмеистах по заданным критериям.
4 группа: исследование материала о футуристах по заданным критериям.
Задания для групп находятся в приложении №1.
Во время работы обчающиеся заполняют специальные формы по заданным критериям и готовят устные высказывания по теме исследования. (Материалы для исследования находятся в приложении №2)
4. Подведение итогов работы в группах. Цель учителя: организовать выступления обучающихся, следить за регламентом, помогать в сложных ситуациях.
Цель обучающихся: сообщить о результатах своей работы.
Формы и методы организации работы с учетом особенностей класса: устное высказывание обучающихся по теме своей работы, ответы на вопросы.
Категории определения уровня вниманияи интереса обучающихся к учебному материалу: формулирование вопросов к выступающим по темам их выступлений.
Методы мотивирования учебной активности: вопросы учителя как к выступающим, так и к остальным обучающимся по мере их возникновения.
УУД:
Личностные: выслушивать мнение других, уважительно относиться к чужому труду.
Познавательные: новые сведения по изученному материалу.
Регулятивные: анализировать материал, систематизировать по заданным критериям
Коммуникативные: составление высказывания по заданной теме, формулировать вопросы по теме, формулировать ответы на вопросы по заданной теме.
Ход урока
Обучающиеся выступают с устными сообщениями по результатам проведнного исследования, учитывая заданные критерии. ( Примерные тексты выступлений см. в приложении №2)
Участники других групп задают вопросы по теме выступления, выступающие или члены их групп отвечают на поставленные вопросы. Каждая группа прикрепляет на доску заполненные формы, создавая кластер (форма кластера находится в приложении №3).
По итогам обсуждения делается вывод, который записывается в тетради:
Однозначно ответить на вопрос «Серебряный век - это взлет или упадок русской поэзии?» невозможно, поскольку отказ от ценностей, наработанных предшествующими поколениями и уход в форму в ущерб содержанию и есть упадок. Но с другой стороны, разнообразие новых форм, методов, приемов, новый язык, новые темы и проблемы, новые имена русской поэзии дает возможность назвать Серебряный век её взлетом.
5. Подведение итогов урока Цель учителя: подвести итог урока, выяснить степень усвоения материала обучающимися.
Цель обучающихся: провести самоанализ работы на уроке.
Формы и методы проведения рефлексии: заполнение таблички самоанализа работы на уроке.
УУД:
Личностные: уметь объективно оценить свой труд.
Регулятивные: уметь анализировать собственную работу на уроке, отмечать достоинства и недостатки, выявлять причины неудач
Коммуникативные: формулирование в письменном виде результатов своей работы.
По результатам урока обучающиеся заполняют форму самоанализа, осмысливая свою работу на уроке, отмечая успехи и возможные неудачи, выставляет самостоятельно себе оценку.
Учитель подводит итоги, объявляет оценки за урок, отмечая наиболее активных обучающихся
6. Домашнее задание Цель учителя: дать задание на дом, донести осбенности его выполнения.
Цель обучающихся: понять правила и условия выполнения домашнего задания.
Дома:

Приложение №1.
Задания для работы в группах
Задание для группы №1
Внимательно прочитайте представленный материал (с исползованием текстового маркера), проанализируйте, найдите ответ на вопрос, выполните задание.
1. Какие философские воззрения существовали в исследуемый период?
2. Сравние разные философские теории, найдите в них сходства и различия.
Задание для группы №2, 3, 4
Внимательно прочитайте представленный материал (с исползованием текстового маркера), проанализируйте, систематизируйте сведения по следующим критериям:
Цели и задачи.
Эстетика.
Новаторство.
Отношение к классической литературе
Наиболее яркие представители.

Приложение №2
Материал для группы №1
Русский философско-религиозныи ренессанс начала ХХ века
В течение всей дореволюционной эпохи и вплоть до конца 80-х годов в нашем обществе утверждалось мнение о том, что в конце прошлого - начале нынешнего века в культурной жизни России царил сплошной декаданс, упадок мысли и нравственности Декаданс был, но возник и своеобразный философско-религиозный ренессанс, вышедший за рамки страны и всколыхнувший духовную жизнь Европы, определивший поворот западной мысли в сторону человека. Корни таких философских направлений, как феноменология, экзистенциализм, персонализм, - в России. Здесь был услышан великий вопрос Канта: "Что такое человек?" Русские попытки ответа на него эхом прозвучали на Западе, а затем снова пришли к нам как откровения просвещенных европейцев. Почему так произошло? Почему мы забыли свое первородство?
Еще в 1922 году задолго до единовластия Сталина цвет русской профессуры был выслан за границу. В том числе философы с мировым именем: Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, Н. Лосский, Л. Карсавин, П. Сорокин и многие другие. И им повезло: на чужбине они могли продолжать работу, влияя на формирование новых западных течений. Хуже пришлось тем, кто остался на Родине. Павел Флоренский был превращен, по словам Берии, "в лагерную пыль" где-то на Соловках. Такая же судьба ждала Густава Шпета. Алексей Лосев тоже угодил за решетку, строил Беломоро-Балтийский канал, чудом выбрался на свободу, но вынужден был молчать в течение четверти века. Труды Владимира Соловьева и Николая Федорова были преданы забвению, не издавались, а в печати, если и вспоминали о них, то только для того, чтобы произнести очередную хулу.
Так и возникло на карте родной культуры "белое пятно", целый неразведанный континент, своего рода Атлантида, утонувшая в пустословии и схоластике. Точнее, пожалуй, другой образ: русские плодородные земли, превратившиеся в застойные болота.
Русская культура XX века и наши представления о литературе складывались вне трудов этих ученых. Вряд ли пострадали они. Но русская литература, русская философия и культура в целом стали беднее на В. Соловьева, П. Флоренского. Н. Бердяева, В. Розанова и др.; Утрачена была целостность восприятия русской культуры, деформировалась концепция литературного процесса.
Соловьев В. С.
Отличительной чертой Соловьева как мыслителя была высокая историко-философская культура. Это проявилось уже в его магистерской диссертации "Кризис западной философии", где впервые сформулировал свою любимую идею всеединства - синтеза, слияния культур. Эту идею он пронес через всю жизньВ начале 1878 года Соловьев читает цикл публичных лекций по философии религии, а затем публикует их под названием "Чтения о богочеловечестве". Лекции имели шумный успех. Их посещали Ф. Достоевский, Л. Толстой. В "Чтениях..." Соловьев уже одинаково критически смотрит на западное, и на восточное христианство, признавая одновременно и заслуги каждой религии. Задача Соловьева состояла в том, чтобы свести воедино оба христианских принципа, воплотившихся в идее Запада о "богочеловеке" (Папа Римский) и Востока о человекобоге (Иисусе Христе). Таким образом родилась новая идея о создании так называемой Вселенской Церкви. На французском языке он издает фундаментальный труд "Россия и вселенская церковь". Папа римский Лев XIII одобрительно отзывается о проекте. Однако ортодоксальные паписты и православные иерархи видят в Соловьеве только еретика.
Так появились тревожные стихи:
...и, бедное дитя,
меж двух враждебных станов
Тебе приюта нет.
Немалый интерес представляет учение Соловьева об этике и теории познания, изложенное в его докторской диссертации "Критика отвлеченных начал". Оно находит продолжение в многочисленных работах о проблемах эстетического освоения мира. Приведя формулу Шиллера-Достоевского "красота спасет мир", Соловьев восклицает: "Странно кажется возлагать на красоту спасение мира, когда приходится спасать саму красоту от художественных и критических опытов, старающихся заменить идеально-прекрасное реально-безобразным..." Нет, Соловьев - не сторонник "искусства для искусства", он только противник того, "разрушения эстетики", которое привело к отказу от красоты как критерия художественности. Он писал: "...Искусство не для искусства, а для осуществления той полноты жизни, которая необходимо включает в себе и особый элемент искусству - красоту, но включает не как что-нибудь отдельное и самодавлеющее, а в существенной и внутренней связи со всем остальным самодержанием жизни".
Попытки постичь тайны бытия, открыть пути привнесения в этот мир гармонии и красоты не покидают философа-поэта В. Соловьева на протяжении всей его творческой жизни. Так, еще в начале философской карьеры В. Соловьев пришел к идеалистической философии с идеей Третьего Завета и пришествия Вечной женственности. По крайней мере, духовное, обновление мира осуществится через Новое Пришествие - явление Жены, облаченной в Солнце. Это будет воплощение Красоты, Добра и Справедливости. Она даст миру нового Бога. Отсюда новое! понимание роли поэта в жизни общества как священнослужителя, а высшая задача искусства - "...создание вселенского духовного организма - изображение предмета и явления в свете будущего мира" Это ощущение связи двух миров проходит через всю поэзию В Соловьева, который мечтает, что приход Вечной женственности "Цепь золотую сомкнет, и небо с землей сочетается", а пока только избранным является ее виденье:
Вся в лазури сегодня явилась
Предо мною царица моя, -
Сердце сладким восторгом забилось,
И в лучах восходящего дня
Тихим светом душа засветилась...
Именно эту идеалистическую идею о пришествии Вечной женственности взяли как основу своей эстетической платформы "младшие" русские символисты. А. Белый говорил об этом, как о "соединении вершин символизма-искусства с мистикой..."4. Глубоко и ярко эта идея воплотилась в творчеству А. Блока ("Стихи о прекрасной Даме"), А. Белого ("Золото в лазури"), Вяч. Иванова ("Прозрачность", "Эрос") и др.
Идея присутствия Высшего начала пронизывает все философские труды В. Соловьева как по эстетике, так и по этике: признание субстанциальности души, ее бессмертия и бытия Бога.
Однако отступлением от этого является один из последних трудов В. Соловьева - "Оправдание добра", в котором принят кантовский тезис об автономии нравственности и показано, как осуществляется этический синтез. Отдельные положения, выводы этой работы не менее актуальны для нашей действительности:
элементарное моральное переживание - жалость, сострадание, но одного сострадания для построения нравственности мало. Можно сострадать другим, но вести себя безнравственно - развратничать, пьянствовать и т. д.;
необходим еще один регулятор поведения - чувство стыда. Это важнейший первоэлемент морали, человечности вообще "Я стыжусь, следовательно, существую", - говорит Соловьев, перефразируя Декарта. Стыд удерживает человека на стезе умеренности и порядочности. (Последнее время мы много говорим о милосердии. Это хорошо. Пора громко заговорить и о стыде как об общественно необходимой эмоции);
третий важнейший компонент этического синтеза, по мнению В. Соловьева, - чувство благоговения. Быть нравственным, творить добро я могу только будучи убежденным в его обязательности, если я благоговею перед ним, обеспокоен его судьбой. Самоуспокоенный, самодовольный человек погиб для морали. Только постоянный суд над собой с позиций высшего авторитета, некоего абсолюта делает человека нравственным. Как назвать этот абсолют? Соловьев называет его Богом, а чувство благоговения - религиозным чувством. Надо полагать, что оно может носить и вполне светский характер. Благоговеть можно и не осеняя себя крестным знамением.
В. С. Соловьев хорошо понимал, что возникновение христианства означало величайший перелом в нравственном сознании человечества, именно тогда возникла общечеловеческая, единая для всех мысль, о возврате к которой мы сегодня мечтаем. Путь к которой ищем, В. Соловьев может нам помощь в его отыскании.
Если в двух словах попытаться передать суть учения Соловьева, то таковыми будут - Любовь и соборность. Любовь, говорит Соловьев, - преодоление эгоизма, смысл ее - создание нового человека, его рождение и преображение.
Соборность - ключевое понятие русской философии и Соловьева, в частности. Это единство общего и индивидуального. Соборность - это общее, которое включает в себя все богатство особенного и единичного. Соловьев, следуя давней русской традиции, перевел разговор в область этики, подав соборность, как интуитивную очевидность, веками воспитанную в народе.
Вот и сейчас нам нужна множественность усилий, знаний и мнений, устремленных к одной цели. Такой разумный плюрализм с оглядкой на других и на "общее дело" испокон веку назывался в России соборностью. Без этого понятия философия Соловьева неполна.
Философская культура России, воспринятая и развитая Соловьевым, обладает одной особенностью - это прежде всего культура нравственная. Сегодня, в условиях общественного обновления, ломки мертвых стереотипов мысли, такая сторона приобретает особое значение. Политика может быть плохой или хорошей, плохой морали быть не может, она просто отсутствует, если не хороша. Ныне, когда над человечеством нависла угроза самоуничтожения, необходимо вернуться к традиционному пониманию добра как единого для всех абсолюта. Русская философия и Соловьев дают здесь твердые ориентиры.
Флоренский П. А.
Павел Александрович Флоренский (1882-1937) родился на костромской земле, в семье, принадлежавшей к духовному сословию. "Этот род отличался всегда принципиальностью в области научной и научно-организаторской деятельности. Флоренские всегда выступали новаторами, начинателями целых течений и направлений - открывали новые точки зрения, новые подходы к предметам..." (из письма П. Флоренского, 1935 г.).
Он стремился осуществить познание духовности не отвлеченно-философски, а жизненно. Неудивительно, что кандидатское сочинение Флоренского "О религиозной истине (1908 г.) стало ядром его магистерской диссертации и книги "Столп и утверждение Истины" (1914 г.). Главная мысль книги выстрадана жизнью. "...Церковность - вот имя тому пристанищу, где усмиряется тревога сердца, где усмиряются притязания рассудка, где великий покой нисходит в разум...". После окончания академии в 1908 году Флоренский был оставлен преподавателем на кафедре истории философиию. За годы преподавания в МДА (1908-1919) он создает ряд оригинальных курсов по истории философии, античной, кантианской проблематике, философии культа и культуры. А. Ф. Лосев отмечал, что Флоренский "дал концепцию платонизма, по глубине и тонкости превосходящую все, что я читал о Платоне". "В отце Павле, - писал С. Н. Булгаков, - встретились культурность и церковность, Афины и Иерусалим, и это органическое соединение само по себе уже есть факт церковно-исторического значения. Вокруг Флоренского, который в 1912-1917 гг. еще и возглавлял журнал "Богословский вестник", сложился круг друзей и знакомых, которые во многом определяли атмосферу русской культуры начала XX-го века. Революция не явилась неожиданностью для Флоренского. Более того он много писал о глубоком кризисе буржуазной цивилизации, часто говорил о кружении привычных устоев жизни. Но и после революции он остался верен голосу вечности.
В 1921 г. П. А. Флоренский был избран профессором Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). В период зарождения и расцвета различных новых течений (футуризма, конструктивизма, абстракционизма) он отстаивал духовную ценность и значимость общечеловеческих форм культуры. Он был убежден, что деятель культуры призван раскрыть существующую духовную реальность. "Другой взгляд, - по мнению Флоренского, - в конечном итоге ведет к обессмысливанию и обесцениванию культуры я человека..." Об этом ученый и священник говорит в работах "Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях", "Обратная перспектива", "Иконостас", "У водоразделов мысли". Для определения ценностей нужно выйти за пределы культуры и найти критерий, высший по отношению к ней. Таким критерием Флоренский полагал единство рационального и чувственного, духовного и телесного. Этому посвящена его работа "Философия культа". В труде "Культ, религия и культура" он решительно отрицает явление "замкнутости в культуре", которое приводит к формированию культа какой-то одной культуры и обожествлению ее деятелей и носителей.
Бердяев Н. А.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) родился в семье, принадлежавшей к высшим слоям русского дворянства. Его предки честно служили царю и отечеству, прославляя свои имена на государственном и военном поприщах. Но два сына Л М. Бердяева, председателя правления Киевского земельного банка, - старший Сергей и младший Николай резко прервали семейную традицию. Старший был поэтом, а младший Николай стал знаменитым на весь мир. Будучи студентом Владимирского университета в Киеве, активно участвует в работе марксистских кружков и "Киевского союза борьбы за освобождение рабочего класса". После разгрома "Союза". Н. Бердяева отправляют в ссылку в Вологду (1901 г.) Здесь он вместе с другими ссыльными участвует в разработке стратегии и тактики рабочего освободительного движения, его мировоззренческих основ. Складываются напряженные отношения с А. А. Богдановым, А. В. Луначарским к другими социал-демократами. Вскоре Н. Бердяев порывает с ними и примыкает к либеральному движению.
По возвращении из ссылки он наряду с Д. С. Мережковским, В В. Розановым, С. Н. Булгаковым, Вяч. Ивановым и другими становится одной из ведущих фигур того этапа развития культуры, который известен под именем русского духовного Ренессанса. Напряженная работа по выработке собственного мировоззрения приводит его к религиозным убеждениям Одному из знакомых он сообщил, что "твердо решил стать философским слугой религиозного движения, использовать свои философские способности и знания для защиты дела Божьего..."
Революцию 1905-1907 годов Бердяев не принял, регулярно печатался в сборнике "Вехи", который В. И. Ленин называл "энциклопедией либерального ренегатства". Первую мировую войну философ встречал как начало нового этапа истории, на котором Россия, возможно, возьмет на себя миссию спасения человечества. Затем последовал февраль 1917 года, а за ним - Октябрь Февраль разбудил в Бердяеве общественную активность. Он верит в возможность широких социальных реформ, делает все для того, чтобы удержать революционный процесс от "большевизации". Это ему, однако, не удалось. Октябрь он расценил как национальную катастрофу и крушение своих надежд. В 1922 году, в конце сентября, вместе с большой группой интеллигенции, духовно не примирившейся с Советской властью, Н. А. Бердяев был выслан за рубеж, в Германию.
Всю свою жизнь Н. Бердяев много и напряженно трудился. Он не мог не писать, как мы не можем не дышать. Если по самому строгому критерию отобрать книги, в которых наиболее адекватно представлено его мировоззрение, то и тогда перечень окажется довольно солидным. Из работ по русской истории можно назвать "Истоки и смысл русского коммунизма" (1937) и "Русскую идею" (1949). Философия истории полнее всего дана в "Смысле истории" (1922) и "Судьбе человека в современном мире" (1934), а философская антропология - в "Смысле творчества" (1916), "О назначении человека" (1939). Собственно его философию отражает наиболее полно "Опыт эсхатологической метафизики" (1947). Своеобразный итог его творческой жизни - философская автобиография "Самопознание" (1949) и книга "Царство духа и царство кесаря" (1951).
Работы Бердяева снискали ему славу одного из лидеров таких направлений мировой философии XX века, как экзистенциализм и персонализм. Научные и общественные Заслуги Бердяева были отмечены - в 1947 году ему присвоено звание доктора Кембриджского университета.
23 марта 1948 года в Париже, в пригороде Кламар, философ скончался за письменным столом, завершая свою последнюю книгу "Царство духа и царство косаря". Решающее влияние на мировоззрение Н. А. Бердяева оказали кризис западноевропейской цивилизации, русская революция и, наконец, русский духовный Ренессанс как замысел нового типа культуры, основанных на ценностях христианского гуманизма. Все эти явления пришлись на начало нашего века, когда завязывались главные противоречия эпохи, чуть было не погубившие человечество в огне ядерной войны. Всем своим существом Бердяев чувствовал опасность цивилизации, когда научные, технические и политико-правовые изменения почти автоматически сопровождались культурным и нравственным отставанием, дегуманизацией человека. Примеров тому Бердяев видел предостаточно: эксплуатация и социальная несправедливость, ложь парламентаризма и демагогия вождей, рыночные отношения в культуре и засилье идеологии, тоталитаризм, разгул национальных и расовых Инстинктов, война и апокалипсическое явление атомной бомбы. Во всем этом он предвидел конец целой исторической эпохи, "закат Европы", который наступал с начала XVIII века, когда технизация и рационализация жизни привели к социализации личности и ее диперсоналнзации. Процесс уничтожения индивидуальности зашел так далеко, что Бердяев с тревогой спрашивает: "Будет ли то существо, которому принадлежит будущее, по-прежнему считаться человеком?" Бердяев с такой полнотой и точностью анализирует "судьбы человека в современном мире", что это ставит его в один ряд с крупнейшими гуманистическими критиками цивилизации XX века - К. Яспером, М. Хайдеггером, Ортегой-и-Гассетом.
В годы русского духовного Ренессанса он предпринимает первые попытки осмыслить "революционный дух". Подлинная революция - это революция духа, говорил Бердяев. То же, что мы зовем революцией, на деле есть бунт, контрреволюция, потому что свобода духа в ней угнетена. Тогда же родилась и приобрела определенность основная мысль Бердяева о необходимости "нового религиозною сознания" - универсального синтетического мировоззрения, которое сплотило бы человечество, раздираемое сегодня борьбой частных интересов. Оценивая Ренессанс, Бердяев писал: "Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической, чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму". За этой формулой видятся замечательные имена С. Н. Булгакова, П. Б. Струве, С. Н. и Е. Н. Трубецких, С. П. Франка, П. А. Флоренского и иных не менее талантливых философов и богословов: за ней - "серебряный век" русской литературы, живопись "Мира искусства", русский театр начала XX века, атмосфера религиозно-философских обществ и антропософских загадок. У этих разных явлений было общее настроение: сердце и ум человека поворачивались от социального к вечному, от истории к религии, чтобы найти непреходящие ценности, стоящие выше изменчивой действительности, и в них обрести опору для жизни. Основание всего бытия - Бог. Без Бога, этого абсолютного основания, жизнь в нашем мире превратится в относительные нормативы и подчинится им. Сам по себе, замечал Бердяев, человек мало человечен, в полной мере человечен Бог. Только обращаясь к светлому образу Иисуса Христа, человек придает своим ценностям необходимую прочность, что позволит им стать духовным основанием гармоничной, преображенной жизни. В мировоззрение Ренессанс внес два основных убеждения. Первое: в каждом явлении жизни - от незаметного движения листьев на деревьях до высших проявлений человеческого гения, от подвижничества старца Оптиной пустыни до подвига революционера - незримо, но неизбежно присутствует Бог. Второе: историческая церковь неправильно восприняла христианство как религию личного спасения от грехов мира. Она звала уйти от мира, а не изменять его, и потому ей стали чужды культура и социальный прогресс. Новое религиозное сознание, утверждает Бердяев, должно осветить ценности культуры и прогресса и стать основной для построения нового типа человеческого общежития.
О своеобразии русского культурного ренессанса начала XX века Н. А. Бердяев говорит в своих работах "Кризис искусства" (1918 г.) и особенно подробно в выше названной работе - "Самопознание" (1949 г.), переизданной у нас в 1991 году ("Лениздат"). В VI главе, которая так и называется "Русский культурный ренессанс начала XX века. Встречи с людьми", философ, критик-искусствовед ракрывает не только природу эстетическую, философскую каждого модернистического течения в литературе, искусстве "серебряного века", но и много интересного рассказывает об их лидерах, идеологах, талантах, подчеркивая их новаторство, индивидуальность творческого почерка, особенности человеческой личности. Культурный ренессанс по мнению критика-философа, явился у нас в предреволюционную эпоху и сопровождался острым чувством приближающейся гибели старой России. Литература начала XX века порвала с этической традицией литературы, XIX века. Но по-прежнему чувствовалось, влияние проблематики двух русских гениев - Ф. Достоевского и Л. Толстого. Это видно по лучшему произведению Д. Мережковского "Л. Толстой и Достоевский". Он пытался раскрыть религиозный смысл творчества великих русских гениев, пробуждал религиозное беспокойство и искание в литературе. Обозначились поиски традиций для русской философской мысли. И их находили прежде всего у славянофилов, в частности, у Достоевского. Н. Бердяев утверждает, что и к марксизму он пришел в те годы своим путем - через Канта и Шопенгауэра и через русских славянофилов - Достоевского и Л. Толстого. "Мне хотелось проникнуть, - писал он, - в духовные течения эпохи, постигнуть их смысл, но я не отдавался им. И потому я, в сущности, оставался в стороне и одиноким, как и в марксизме, как и в православии... Творческий подъем в литературе начала XX века обогатил меня новыми темами, усложнил мою мысль". Бердяев оказался в общении со
Несчастье культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована и оторвана от широких социальных течений того времени. Это имело роковые последствия в характере, который приняла русская революция. Бердяев прав, когда говорит о том, что многие сторонники и выразители культурного ренессанса оставались левыми, сочувствовали революции, но были равнодушны к социальным вопросам, будучи поглощенными новыми проблемами философского, эстетического, религиозного, мистического характера, которые оставались чуждыми людям, активно участвовавшим в социальном движении. А деятели русской революции, в свою очередь, были далеки от передовой философской мысли своего времени. Их не интересовали Достоевский, Л. Толстой, Вл. Соловьев, Н. Федоров; С. Булгаков, мыслители начала XX века, их удовлетворяло миросозерцание Гельвеция и Гольбаха, Чернышевского и Писарева; по культуре своей они не поднимались выше Плеханова.
Состояние философского, эстетического миросозерцания определяло литературный процесс. Модернисты-романтики имели яркую индивидуальность, но у них была слабо выраженная личность. Личность не может определяться лишь эстетически. Андрей Белый, индивидуальность необыкновенно яркая, оригинальная и творческая, сам говорил про себя, что у него нет личности, нет "я". Одновременно появлялось желание преодолеть индивидуализм, и идея "соборности", соборного сознания, соборной культуры была в известных кругах символистов очень популярна. Главным теоретиком соборной культуры был В. Иванов. Он требовал возвращения к историческому Ренессансу, возврата к древним истокам, к мистике Земли, к религии космической. Этим они хотели, компенсировать свою оторванность от народной жизни.
Для русских литературных течений начала XX века очень характерно, что скоро произошел поворот ренессанса к религии и христианству. Русские поэты не могли удержаться на эстетизме. Разными путями хотели преодолеть индивидуализм. Первым и был в этом направлении Д. Мережковский. Главари символизма, среди которых был Мережковский, начали противополагать соборность индивидуализму, мостику эстетизму. В. Иванов и А. Белый были не только поэтами, но и теоретиками мистически окрашенного символизма. Именно в этот период Н. А. Бердяев был очень близок с В. Ивановым, А. Белым, З. Гиппиус. Были образованы религиозно-философские общества в Москве, в Петербурге, в Киеве. Главным лицом тут был С. Н. Булгаков, который первый пришел к традиционному православию. В. Соловьев утверждал своими публичными лекциями, статьями идею Богочеловечества. Эта идея была особенно близка Н. А. Бердяеву, он считал ее основной идеей русской религиозной мысли. Глашатаями религиозной свободы в России были Достоевский и Хомяков.

Материал для группы №2
Символизм
Символическая поэзия зародилась во Франции. В сентябре 1886 года парижская газета "Фигаро" опубликовала манифест новой литературной школы, объявившей себя противницей "фальшивой чувствительности и объективного описания". Автор манифеста, молодой поэт Жан Мореае, пояснил, что отныне лирическая мысль, одевшись в особую образную форму, попытается приблизиться к тайнам вселенского бытия. Путь к ним должен пролегать через внешние явления, которые якобы есть "не что иное, как ощутительные видимости, предназначенные обнаружить свое средство... с изначальными идеями" Для этого символизму, по мнению Жана Мореаса, потребуется сложный поэтический стиль, основанный на "блестящем и живом" языке смысловой свободе первообразного слова, просветленной метрике, четкой рифме, почерпнутой из "потаенных текучестей".
Принципы обновленной поэзии, пришедшей из Франции на смену холодной "парнасской" школы, пустили затем ростки в Германии. Дании, Чехии, России, Бельгии, Австрии, приобретая повсюду самобытные, национально-художественные черты. Крупнейшими представителями этого нового течения в мировой литературе стали А. Рембо, Поль Верлен - по Франции, Э. Верхарн, М. Метерлинк - в Бельгии, Р. Рильке - в Австрии, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, Вяч. Иванов, А. Белый - в России.
Символизм как течение опирался на определенный круг жизненных и философских идей, становился наукой о Вечности.
Русский символизм возник в середине 90-х годов XIX века. Первым манифестом отечественных символистов стала книга Минского Н. М. (Виленкин Ник. Макс. (1856-1937), ЩШедшая в 1890 г., - "При свете совести. Мысли и мечты о свете жизни". Основа этого труда - философская мысль - о тщетности и тленности всего перед лицом смерти, утверждающая пессимизм и безверие в силы и возможности человека.
Программа Н. Минского сводилась к следующим основным положениям: 1) непознаваемость мира; 2) замкнутость Художника, крайний индивидуализм, его культ; 3) импрессионистское отражение мира.
Во многом наследует и продолжает Н. Минского Д. С. Мережковский. В своей работе "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" основные программные принципы символизма он формулирует так: 1) мистическое содержание; 2) расширение художественной впечатлительности; 3) символы.
Символ, уточняет Д. Мережковский, привносит в поэзию ту "безграничную сторону мысли", что составляет таинство мироздания; он всегда прикасается к первородному, изначальному, выводит поэта в сферы запредельные через его Внутреннее "Я". Сплачивая воедино божественное и мирское, символ пластически живо передает сведения о самых недоступных явлениях абсолютного, иного. Русский символизм заявил также о себе тремя небольшими сборниками Они были опубликованы Валерием Брюсовым, который выступил в них в качестве не только научного комментатора и редактора, но и поэта-переводчика, вольно изложившего на родном языке стихи бельгийца Метерлинка и француза Малларме. Эти тоненькие книги, названные "Русские символисты", явились, по сути, первым конкретно-теоретическим осмыслением символической мысли в России. В первом сборнике в заметке "От издателя" В. Брюсов особо - подчеркнул способность сравнительных образов. Во втором сборнике он определяет художественное слово как "поэзию намеков", веху невидимого пути. Внутренняя связь в такой словесной речи создает превосходство в ней интуиции над логикой и делает ее способом "касания миров иных". Позднее внимание Брюсова к функциям символики нашло выражение в ряде его статей и лекций. Философия творчества, писал он, сложилась в результате причудливого объединения разнородных влияний - Льва Толстого, Канта, Гюйо, Шопенгауэра. Из этого сложного синтеза философских и эстетических взглядов оформилось главное эстетическое кредо символистов: цель искусства - раскрыть сокровенную душу художника, ее неповторимое содержание, которое изменяется с каждым мгновением и не зависит от внешнего мира
Одновременно с Брюсовым тему иррационального внутреннего чувства исследовали Вяч. Иванов, А. Белый, К. Бальмонт, А. Блок Исходя из идей Шопенгауэра и Ницше, они проповедовали познавательную ценность в творческом акте свободной интуиции поэта, его "откровений". А. Белый, размышляя о природе символа, пришел к выводу, что он "всегда музыкален" и что мелодии души идеально выражают его, представляя собой "окно, из которого льются в нас очаровательные потоки Вечности и брызжет магия" Вяч. Иванов, говоря о символизме и символическом образе, особо подчеркивал мистико-религиозное начало поэзии, утверждая, что поэт является "устроителем жизни, истолкователем и укрепителем божественной связи сущего..." К Бальмонт был уверен, что "поэты-символисты пересоздают вещественность своей впечатлительностью". Символисты искали Бога в образном слове, таким образом обожествляя его, приписывая языку способность произвести мифотворческие преобразования в живой действительности. Символическая концепция поэтического языка, по мнению их авторов, восстанавливала истинное, "магическое" его предназначение Библейское изречение гласит: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". С данного момента, собственно, и мчалась человеческая история, которая, по мысли А. Белого, есть "произнесение Словом слов".
В поэзии символистов часто возникали совершенно неожиданные симантические связи между словами. Уходя от традиционной народной песенной символики типа вода-любовь, жемчуг-горе, кукушка-тоскующая женщина, они создавали собственную символику: алый шелк-огонь-кровь-любовь, как в стихотворении З. Гиппиус "Швея":
И этот шелк мне кажется огнем,
И вот уж не огнем, а кровью.
А кровь лишь знак того, что мы зовем
На бедном языке - любовью...
Нередко символисты в своей образной системе использовали традиционную литературную поэтику западно-европейской и древнерусской литературы: Данте, Гете, западных мистически настроенных романтиков, "Слово о полку Игореве", Кирилла Туровского. Так, в мистерию Д. Ростовского "Рождество Христово" наряду с людьми введены в качестве действующих лиц Смерть, Жизнь, Брань, Кротость, Незлобие, Робость, Золотой Век и т. п. Именно из средневековья пришел в модернистическую лирику XX века образ-символ "розы", связанный с культом Девы Марии и "Вечной женственности" и получивший широкое распространение сначала у Вл. Соловьева ("Песня офитов"), а затем у Вяч. Иванова и А. Блока (соответственно в циклах "Стихи о розе" и "Роза и крест"). Часто символисты переосмысливали в своем видении персидскую классическую поэзию ("Палатка Гафиза" Вяч. Иванова), а также стихи из русских церковных гимнов, евангельских и веддийских текстов ("Святый Боже" К. Бальмонта)
Стремясь показать иллюзорное движение мысли, символисты оформляли ее поэтическими тропами. Излюбленным тропом была метафора. Слова с материальным значением (костер, влага, угли, дым, пламя), благодаря метафоричности превратились в расплывчатые и бесплотные смысловые категории, в бестелесный символ угасшей любовной страсти Особенно часто использовалась ассоциативная метафора: "И светлых глаз темна мятежность..." (В. Брюсов); "Сухие пустыни позора", "День-жемчуг матовый-слеза-течет с восхода до заката..." (А. Белый).
В движении от конкретно-чувственного к идеальному, от природного к иррациональному, стремясь размыть вещное в поэтическом образе, символисты прибегали к так называемой оксюморойной метафоре, основанной на сочетании несовместимых понятий. Оксюморонная метафора расширяет художественное пространство символического стиха, увеличивает в нем видимость незримого: "в этой звучной тишине" (А. Блок); "в твоей душе так много прозрачных светлых вод" (К. Бальмонт); "и слишком синее дыхание" (В. Брюсов).
Часто символические ходы создавались эпитетом в виде абстрактного существительного, тоже с ярко выраженными признаками метафоричности: "желаний вечность - взор" (Вяч. Иванов); "скроет белость этих плеч" (В. Брюсов).
Эпитет по законам символической семантики занимает господствующее положение во фразе, в то время как определяемое им слово отодвигается на второй план. Этим усиливается экспрессия эпитета, особенно если к нему присоединяется новое, красочное определение, "сухие пустыни позора" (А Белый); "золотая возможность дождя" (В. Брюсов). Абстрактно-образная лексика сделалась стилей поэтических раздумий символистов. Они кропотливо трудились над тем, чтобы из каждого звука извлечь идею, а из последней - "кусочек" живой фантазии: "вольнослитные сердца"; "радостно-расширенные реки"; "смерть медлительно-обманная"; "сны огнезрачные"; "голуботусклая печаль"; "и веют древними поверьями"; "рассудок - розблеск искряной". Поэзия тонких намеков, внушений и заклинаний не допускала в свою языковую среду разговорных и ораторских речений: не на площади и не в аудитории, а в. "башне из слоновой кости" должен был звучать ее величественный стих.
Символисты широко пользовались звуковыми вариациями и (ассонансами, аллитерацией), чтобы и "из звука извлечь идею". Особая лексика (архаизмы, неологизмы) выполняла в поэзии символистов все ту же "высокую" функцию создать "величественный стих". Вяч. Иванов такую роль возлагал на архаизмы: почиет, рать, выя, пещь, нощь, зиждет. По образу архаической лексики он создавал и неологизмы: златоржавый, бирюзеет, неутомный. Виртуозом в создании неологизмов был А. Белый, но у него была своя система их создания: биноклит, оголубила, огнетленный, стекло пенснейное, онежить.
Таким образом, символисты стремились запечатлеть в лирике неповторимые мгновения жизни, ее мимолетности, чарующие движения души, передать в образе таинственную музыку интуиций и чувств.
Этим целям и была подчинена их сложная, "раздвоенная" поэтика, во многом субъективная и небезукоризненная, но необычайно богатая своими выразительными средствами и приемами.
Название "символизм" происходит от греч. Symbolon условный знак.Теоретическая основа русского символизма – ст. Д.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы»
СИМВОЛИЗМ - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Объединяющим началом является “земное подобие творчества божественного”. Ключевым понятием символизма является символ – многозначное иносказание (Ф.Сологуб: символ – окно в бесконечность). Символ отражает постижение единства жизни, её истинной, скрытой сущности.
Образы русского философа Владимира Сергеевича Соловьёва породили творческий отклик у его последователей-символистов. Теоретические основы символизма дал Д.С.Мережковский. По его мнению, новым течениям предстояло возродить литературу, совершив “огромную переходную и подготовительную работу”. Основными элементами этой работы он назвал “мистическое содержание, символы, расширение художественной впечатлительности”. В 1894 году в Москве вышло три сборника с программным названием “Русские символисты”, ведущим автором которых был начинающий поэт Валерий Брюсов. Социальные, гражданские темы были отодвинуты символизмом. На первый план вышли темы экзистенциальные: Жизнь, Смерть, Бог.
С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением. Д.Мережковский и В.Брюсов стали во главе “старших символистов”, которые понимали символизм как литературную школу. Неоднородность течения проявлялась даже географически. Московское крыло группировалось вокруг В.Брюсова. Главный принцип их эстетики - “искусство для искусства”. Характерен афоризм Брюсова: “Создание искусства - приотворенные двери в вечность”. Большое внимание уделялось формальному экспериментированию, совершенствованию технических приёмов сложения.
Музыка для символистов - высшая форма творчества, дающая максимальную свободу самовыражения и восприятия. Символисты искали прямого соответствия между звуком и смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом. Поэзия символистов - это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн. Символизм сыграл огромную роль в становлении и развитии поэтической культуры XX века, обогатил не только искусство, но и сознание людей новой эпохи, неизмеримо расширил рамки мировосприятия человека.
Эстетика символизма:1) За грубой и скучной повседневностью скрывается таинственный идеальный мир, который можно раскрыть только при помощи символов-намёков;2) Задача поэзии – выразить всю жизнь через эти символы особым языком, богатым поэтическими интонациями;3) Только искусству дано приникнуть в суть бытия, так как оно способно постичь мир всесильной интуицией.
Основные черты символизма:→ Двоемирие: уход от реального земного и создание идеального мира мечты и мистики, существующего по законам Вечной Красоты;→ Образы-символы: язык предчувствий, намёков, обобщений, таинственных видений, иносказаний;→ Символика цвета и света: лазурь, пурпур, золото, тени, мерцание;→ Поэт – творец идеальных миров – мистического, космического, божественного;→ Язык: ориентация на классический стих, изысканная образность, музыкальность и лёгкость слога, отношение к слову, как к шифру, знаковое наполнение обыденных слов.
Старшие символисты:√ Уход в ирреальность√ Поэт маг, шаман, мистик, демиург (творец Вселенной)√ Интерес к экзотике, средневековью√ История – порочный, замкнутый круг√ Зыбкость конкретных смыслов, передача ощущений√ Ф.Сологуб, К.Бальмонт, В.Брюсов, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Соловьёв.
Младосимволисты:√ Преодоление разрыва реальностьи с ирреальностью√ Поэт – пророк, медиум, теург (преобразователь Вселенной)√ Интерес к экзотике, романтике√ История – эволюционный направленный процесс√ Образность символов, интуитивное постижение√ А.Белый, И.Анненский, Вяч.Иванов, А.Блок, Ю.Балтрушайтис
Россия на рубеже XIX и XX веков была на подъеме, это было время культурного ренессанса, т.е. возрождения; и в XX век она вступала уверенно, имея очевидные достижения.

Материал для группы №3
Акмеизм
К 1910 году между символистами обозначился явный раскол. Поводом его стал доклад одного из "младших" символистов Вяч. Иванова "Заветы символизма", в котором признанный теоретик символизма выдвигал на первый план как главную задачу символистского движения его теургическое воздействие, "жизнестроительство", "преображение жизни". Вяч. Иванова поддержали А. Блок, а затем и А. Белый. В. Брюсов же звал теургов быть творцами поэзии не более того, что символизм "хотел быть и всегда был только искусством". В десятых годах ряды символистов покидает молодежь, образуя объединение акмеистов, противопоставивших себя символистской школе. Но, вернее будет сказать, что символизм как течение в русской литературе исчез с приходом революционного 1917 года. Историческое значение русского символизма велико. Символисты четко уловили и выразили тревожные, трагические предощущения социальных катастроф и потрясений начала нашего столетия. Все их творчество несет в себе романтический порыв к миропорядку в царстве свободы и единения людей. Это были люди высочайшей культуры - поэты и прозаики и одновременно философы, мыслители. Эрудиты, люди обширных знаний Брюсов, Бальмонт, Анненский, Сологуб, Белый, Блок освежили и обновили поэтический язык, обогатив формы стиха, его словарь, ритмику, эстетические, краски. Они научили нас видеть, понимать, чувствовать поэзию как особую идейно-художественную ипостась литературы. И даже лидер акмеистов Н. Гумилев при всем неприятии эстетической платформы символистов в целом называл В. Брюсова своим учителем.
В 1912 году сборником "Гиперборей" заявило о себе новое литературное течение, назвавшее себя акмеизмом (от греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета). Акмеизм возникает в период, когда символистская школа была на излете, возникает на платформе отрицания отдельных программных положений символизма и, в частности, его мистических устремлений. Однако своим рождением акмеизм обязан прежде всего символизму, и Н. Гумилев справедливо именует своих собратьев "наследниками достойного отца". "Собратьями" Н. Гумилева стали поэты С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, М. Зенкевич, В. Нарбут, которые и объединились в группу "Цех поэтов" В 1911-1914 годах у них, кроме журнала "Аполлон", издававшегося С. Маковским, были свои печатные органы - журнал "Гиперборей" и различные альманахи. Организаторами группы и теоретиками нового течения были Николай Гумилев и Сергей Городецкий.
Противопоставляя себя символизму, акмеисты провозглашали высокую самоценность земного, здешнего мира, ею красок и форм. С. Городецкий писал: "После всех "неприятий" мир бесповоротно принят акмеизмом, по всей совокупности красот и безобразий... Если это борьба с символизмом, а не занятие покинутой крепости, это есть, прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время, за нашу планету Землю". Итак, одна из первых заповедей акмеистов - поклонение Земле, Солнцу, Природе. Из нее следует вторая, близкая к ней: утверждение первобытного начала в человеке, прославление его противостояния природе. М. Зенкевич писал: "Современный человек почувствовал себя зверем, Адамом, который огляделся тем же ясным, зорким оком, принял все, что увидел, и пропел жизни и миру аллилуйя".
Каждый из акмеистов считал своим долгом прославить первочеловека - Адама
Адам встречается в поэзии Гумилева то в образе экзотического конквистадора, покорителя морей ("Путешествие в Китай"), то в образе белого завоевателя, сверхчеловека, "паладина Зеленого храма", "королевского пса, флибустьера", что идет "дерзостным путем", "отряхивая ударами трости клочья пены с высоких ботфорт". С. Городецкий в своем стихотворении "Адам" поручает первочеловеку "просторный и многозвучный мир", он должен "живой земле пропеть хвалы". В самом начале пути некоторые представители нового течения даже предлагали назвать его - адамизмом.
Третья заповедь акмеистов также соотносится с первыми двумя: утверждение крайнего индивидуализма связано с образом человека, который оторван от родины, это тот, "кто дерзает, кто ищет, кому опостылели страны отцов.
Как и символисты, акмеисты не избежали влияния модных философских учений и одно из них - экзистенциализм - о бесперспективности революционной борьбы и нравственного усовершенствования человека. Н. Гумилев писал: "Бунтовать же во имя иных условий бытия, где есть смерть, так же странно, как узнику ломать стену, когда перед ним - открытая дверь". А его сильный и мужественный герой жалуется: "Мне суждено одну тоску нести...".
Постепенно формировался свой поэтический стиль. Стихи акмеисток отличались сжатостью, спрессованностью слова, строгим равновесием плотной, литой строфы, любовным обращением с эпитетом, зримой конкретностью и пластикой в лучших своих проявлениях. Причем каждый из поэтов "Цеха" нес при этом в большую поэзию сугубо свое индивидуальное начало. Трагичность мироощущения Гумилева сочеталось с его любовью к Земле, свободное чувство проверялось литературной дисциплиной, преданностью искусству, ставилось поэтом превыше всего.
Слава Анны Ахматовой опиралась в первые годы прежде всего на ее любовную лирику, за что ее называли "русской Сапфо". О любви, о грусти, о печали первые ее сборники - "Вечер" (1912) и "Четки" (1914). Однако с годами ее поэтический голос крепнет, мужает, она все больше понимает, что "мы живем торжественно и трудно", что "где-то есть простая жизнь и свет", явственнее становится гражданственная нота ее стихов. Редкостная красота поэтического голоса, звучание, присущее только ахматовской строке и строфе, их пластика, лапидарность, их глубокая человечность и доверительность выдвигают поэтессу в ряд великих мастеров слова.
Магом стиха называли Осипа Мандельштама. Он постоянно стремился к тому, чтобы в русскую поэтическую речь привнести эллинскую языковую стихию. А. Ахматова и О. Мандельштам составляли в среде акмеистов одну поэтическую пару.
Близким по поэтической манере были М. Зенкевич и В. Нарбут. Тяжеловатая метрика стиха подчеркивалась густотой и яркостью красок, строгое следование программе акмеизма. Оба из провинции - один с Черниговщины, другой из Саратова - они были почвенниками от современной поэзии, стремились, как и их собратья по перу, вернуть образу его живую конкретность, предметность, освободить его от мистической зашифрованности. По-разному сложились судьбы всех этих поэтов после Октября, но общим было и осталось одно - их творчество - их творчество яркая и неповторимая страница в истории русской и мировой литературы.
Название "акмеизм" произошло от греч. “акме”- остриё, вершина.Теоретическая основа – статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Акмеисты: Н.Гумилёв, А.Ахматова, С.Городецкий, М.Кузмин. АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. “Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.
Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.
Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.
Эстетика акмеизма:— мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;— надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;— источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;— в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:1) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека;2) традиции Рабле в воспевании тела;3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;4) традиции Готье в воспевании силы искусства.
Основные принципы акмеизма:— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности; — стремление придать слову определенное, точное значение;— предметность и четкость образов, отточенность деталей;— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Отличительные черты акмеизма:— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);— лирический сюжет и изображение психологии переживания;— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.

Задание для группы №4
Футуризм
Футуризм является формалистическим направлением в искусстве начала XX века. Родиной его признано считать. Италию, где это модернистическое течение провозгласили искусством будущего, а его идейным отцом - писателя, проповедника милитаризма, расизма, а позже и фашизма - Маринетти.
Появление русского футуризма, конечно, не может быть объяснено лишь дружеским сближением непризнанных молодых поэтов или организаторской энергией Давида Бурлюка, придававшего объединению боевитость. Русский футуризм возник в результате того идейного кризиса, который охватил известные круги русской интеллигенции после поражения революции 1905 года. Футуризм был подготовлен общим кризисом буржуазного искусства, и прежде всего кризисом символизма.
Русский футуризм нельзя отождествлять с футуризмом итальянским, несмотря на общность названия. Русским футуристам была глубоко чужда и враждебна империалистическая агрессивность Маринетти и его последователей. Да и пафос индустриализма футуристов немецких (группа "Ниланд"), динамизма англичан и французов (группы "Фортекс" и пароксисты) ничего общего не имел с эстетикой русских футуристов. Отрицая подобную зависимость, Хлебников в письме Н. Бурлюку в 1914 году писал: "Нам незачем было прививаться извне, так как мы бросились в будущее от 1905 года (НХ, 368).
Футуризм возник как альтернатива символизма, как течение, резко отрицавшее его эстетические принципы. И первый футуристический манифест был направлен прежде всего против символистов. Наряду с призывом "бросить" классиков с "Парохода современности", манифест "Пощечина общественному вкусу" осуждал "парфюмерный блуд Бальмонта", а в числе писателей, которым "нужна лишь дача на реке", поименовал Блока, Сологуба, Кузмина и Ремизова. В более позднем манифесте (сборник "Рыкающий Парнас") дан был иронический отзыв о В. Брюсове и акмеистах - "своре адамов с пробором" (Гумилев, Городецкий). Несмотря на всю идейную сумбурность и противоречивость своих лозунгов, футуристы считали себя "левее" представителей буржуазного искусства, в частности, символистов и акмеистов.
Однако бунтарские устремления футуристов, конечно, далеки были (возможно, за исключением В. Маяковского) от подлинной революционности, больше смыкаясь с анархо-нигилистическими настроениями. Находясь же в оппозиционном лагере по отношению к господствующей буржуазной литературе, привлекли к себе интерес М. Горького, а в условиях Октябрьской революции такие поэты-футуристы, как Маяковский, Каменский, Хлебников, Асеев, безоговорочно стали на сторону революции. Футуристы считали себя революционерами в искусстве, противниками буржуазного общества, но это скорее всего было индивидуалистическое бунтарство, протест, не выходивший за пределы эстетической сферы: требование безграничной свободы, творчества, интуитивизма, нигилистическое отрицание эстетических ценностей, провозглашение чистой формы как высшего достижения искусства.
Основные принципы футуризма были сформулированы впервые в манифестах - сборник "Пощечина общественному вкусу" (1912) и листовка того же названия (1913). Нигилистические лозунги провозглашали:
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности.
За этими боевитыми призывами следовала положительная программа:
Мы приказываем чтить права поэтов:
на увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество):
на непреодолимую ненависть к существующему до нас языку;
с ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы;
стоять на глыбе слова "мы" среди моря свиста и негодования... В наших строках ...уже трепещут впервые Зарницы Новой Грядущей Красоты Самоценного (самовитого) Слова.
Программу подписали Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников. Москва, 1912, декабрь".
Главным требованием этого футуристическою манифеста являлось провозглашение "Самоценною (самовитого) Слова". Именно это положение, объединявшее всех участников нового направления, объясняет, почему Хлебников являлся ведущей фигурой в русском футуризме. Его работа над словом, его "Заклятие смехом" явилось той закваской, из которой возник русский футуризм. Хлебников и определил национальный характер, русское лицо движения, которое в некоторых своих теоретических положениях совпадало с общественно-литературными течениями Запада.
В предисловии ко второму "Садку судей", вышедшему в 1913 году, провозглашалась прежде всего задача поиска художественной формы, обновления поэтических приемов: "Мы расшатали синтаксис", "Мы стали придавать содержание словам по их начертательной и фонической характеристике", "Нами сокрушены ритмы". Один лишь пункт представляет темы: "ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами".
В "Литературных манифестах до "Октября" В. Хлебников писал: "Нами уничтожены знаки препинания, - чем роль словесной массы - выдвинута впервые и осознана... Гласные мы принимаем, как время и пространство, согласные - краска, звук, запах".
А. Крученых в статье "Слово шире смысла" вторил В. Хлебникову: "Мы первые сказали, что для изображения нового и будущего нужны совершенно новые слова и новое сочетание их. Таким решительно новым будет сочетание слов по их внутренним законам, кои открываются речетворцу, а не по правилам логики и грамматики, как это делалось до нас".
Футуризм очень скоро стал модным явлением, и наряду с основной группой кубофутуристов "Гилея" появились различные объединения и групки: "Ассоциация эгофутуристов", "Мезонин поэзии", "Центрифуга". Всех их объединяли чисто формальные искания, интуитивистское обоснование принципов поэзии. Эгофутуристы типа И. Северянина, Василиска Гнедова искали популярности рядом с кубофутуристами. Иногда вместе, те и другие, устраивали вечера поэзии.
Необходимо отказаться от традиционного представления о футуризме как об единой и монолитной школе. Горький указывал на то, что "русского футуризма" нет как единого направления, а есть отдельные талантливые писатели. "Живое" слово В. Хлебникова, социальная острота поэм В. Маяковского, завораживающая музыка И. Северянина.
И все-таки футуристы преимущественно использовали экспериментаторскую работу над словом В. Хлебникова, идя каждый собственным путем.

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесено с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.
В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».
Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.
Хотя прием эпатажа широко использовался всеми модернистскими школами, для футуристов он был самым главным, поскольку, как любое авангардное явление, футуризм нуждался в повышенном к себе внимании. Равнодушие было для него абсолютно неприемлемым, необходимым условием существования являлась атмосфера литературного скандала. Преднамеренные крайности в поведении футуристов провоцировали агрессивное неприятие и ярко выраженный протест публики. Что, собственно, и требовалось.
Русские авангардисты начала века вошли в историю культуры как новаторы, совершившие переворот в мировом искусстве — как в поэзии, так и в других областях творчества. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. Футуристы, кубофутуристы и эгофутуристы, сциентисты и супрематисты, лучисты и будетляне, всеки и ничевоки поразили воображение публики.
Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно многие поэты-футуристы были неплохими художниками — В. Хлебников, В. Каменский, Елена Гуро, В. Маяковский, А. Крученых, братья Бурлюки. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях не только в качестве оформителей, но и как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К. Малевич, П. Филонов, Н. Гончарова, М. Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы.
Эстетика футуризма:— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;— культ техники, индустриальных городов;— пафос эпатажа. 
Русские футуристы имели четыре основные группы:
кубофутуристы (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский);
эгофутуристы (Игорь-Северянин);
«Мезонин поэзии» (Шершеневич, Ивнев);
«Центрифуга» (Пастернак, Асеев).
 Что же являлось общей основой движения?1. Стихийное ощущение “неизбежности крушения старья”.2. Создание через искусство грядущего переворота и рождение нового человечества.3. Творчество — не подражание, а продолжение природы, “язык — часть природы”.4. “Словотворчество и словоновшество”.5. Смешение стилей и жанров.
Футуристические сборники и манифесты:“Дохлая луна”“Доители изнуренных жаб”“Молоко кобылиц”“Рыкающий Парнас”“Идите к черту”“Пощечина общественному вкусу”
Публичные выступления футуристов были вызывающими:К.Малевич – читал стихи под удары гонга;В.Маяковский – в женской желтой блузке;А.Крученых – носил на шнуре через шею диванную подушку;В.Каменский – выходил с разрисованной физиономией и писал стихи на обратной стороне обоев;Черный рояль, подвешанный к потолку театра, шествие по улицам под грохот консервных банок. Выход на улицу. Улица как праздник искусства для всех.
 Итак, для русского футуризма характерны:Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.Попытка создать искусство, устремленное в будущее.Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат. Эксперимент по созданию заумного языка.

Приложение №3
Толковый словарь некоторых терминов и понятий.
АНТРОПОСОФИЯ - мистическое учение о человеке, включающее методику самосовершенствования тайных способностей человека к духовному господству над миром, разновидность теософии.
АНТРОПОЛОГИЯ - наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека.
АНТРОПОМОРФИЗМ - донаучное представление, будто животные, растения и явления неживой природы (стихии) обладают человеческими свойствами: мыслями, чувствами, волей; 2) рел. представление божества в человеческом образе.
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЭПОХА - эпоха эллинизма (3-1 вв. до н. э.). Утрата гражданственности содержания и монументальности формы в поэзии этого периода; интерес к частной жизни; тяготение к языковой и мифологической стилизации.
АЛЛИТЕРАЦИЯ - звуковая организация речи; концентрированное повторение в поэтическом произведении согласных звуков.
АССОНАНС - концентрированное повторение в поэтическом произведении гласных звуков.
АНАФОРА - единоначатие в начале поэтических строк.
АСТРАЛЬНЫЙ - звездный.
ВЕДЫ - четыре древнейшие священные книги древней Индии, содержащие религиозные гимны, заклинания, обрядовые предписания.
ДИПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ - развенчание личностного начала, умаление роли личности.
ДРУИДИЗМ - религия древних кельтов, состоявшая в почитании природы и требовавшая жертвоприношений (иногда человеческих) в лесах.
ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ РАЦИОНАЛИЗМ - направление в теории познания, считающее, что разум является источником и критерием достоверности знания.
ИМПРЕССИОНИЗМ - направление в искусстве и литературе, возникшее во второй половине 19 в. сначала во Франции (школа живописи Клода Моне), а затем и в других странах. Отрицая идейность и общественное содержание искусства, представители импрессионизма стремились передать непосредственное впечатление-импрессионизме (фр.), мельчайшие оттенки личных переживаний и ощущений; увлечение формой в ущерб содержанию.
ЛАПИДАРНЫЙ - надписи на каменных памятниках; л. стиль - краткий, сжатый, выразительный слог.
МЕТАФИЗИКА - метод мышления, противоположный диалектике, м. рассматривает явления не в их развитии и взаимной связи, а разрозненно, изолированно, в состоянии покоя и неподвижности.
МИСТИКА - вера в сверхъестественное, божественное, сверхчувственное; вера в возможность непосредственного общения человека со "сверхъестественными силами"; неотъемлемый элемент всех религиозных верований.
МИСТЕРИЯ - религиозные драмы в Зап. Европе в средние века.
МЕДИТАЦИЯ - размышление.
НЕОКАНТИАНСТВО - направление последователей И. Канта, возникшее во II-ой половине XIX века.
ПЕРСОНАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания личности высшей духовной ценностью и первичной реальностью, первоэлементом бытия - Бога.
ПРИМАТ - первенство, преимущественное значение, главенство.
ПОЗИТИВИЗМ - разновидность философского идеализма, распространенная в философии 19 в. (Конт, Сперсер). Позитивизм утверждает, будто он "возвысился" над материализмом и идеализмом, "преодолел" их противоположность.
РЕНЕГАТСТВО - измена своим убежденьям и переход в лагерь противников; отступничество, измена, предательство.
ОККУЛЬТИЗМ - общее наименование учения о "таинственных силах", "сверхъестественных свойствах" природы, доступных якобы познанию "избранных", "посвященных"; к оккультизму относятся разные формы магии, теософия, спиритизм.
СОБОРНОСТЬ - термин, обозначающий родство всех верующих во Христе, который есть явленная людям истина.
СИМВОЛИЗМ - течение в искусстве и литературе Зап. Европы в конце 19 века, в России с. возник во 2-ой половине 90-х гг. 19 в. Символизм выступал с проповедью аполитизма искусства, "искусства для искусства", мистицизма, индивидуализма, развивая теорию символа как основы искусства.
ФУТУРИЗМ - формалистическое течение в изобразительном, искусстве и поэзии, возникшее в нач. XX века в Италии, выражая идеологию агрессивно настроенной буржуазии, ее милитаризм. Г; дореволюционной России футуризмом называли литературное течение, выражавшее анархические настроения; русский футуризм был неоднороден и объединял различные литературные и художественные группировки.
ФРЕЙДИЗМ - (по имени австрийского психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1940) - идеалистическая теория в психологии и психотологии, считающая главным двигателем человеческого поведения бессознательные влечения (особенно половые), умаляющая значение разумной деятельности и игнорирующая роль социальных условий жизни людей.
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ - в идеалистической философии Гегеля - учение о пути развития человеческого сознания; Гегель понимает ее как саморазвитие духа.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ - философское направление XX века, исходящее из первичности способа бытия отдельной личности, определяющее структуру всего существующего.
ЭМПИРИЗМ - учение, признающее опыт (чувственные восприятия) единственным средством достоверного познания и умаляющее значение логического анализа и теоретических обобщений. Э ограничивается изучением отдельных фактов, скользит по поверхности явлений, не вскрывая более глубоких их связей и законов развития.
ЭСХАТОЛОГИЯ - учение о конечных судьбах мира и человека.
ЭССЕ - очерк (научный, исторический, публицистический).
ЭСТЕТИЗМ - противопоставление искусства действительности.
ЭКСПРЕССИЯ - выразительность.
ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИЙ - относящийся к эмблеме; являющийся эмблемой; условный, иносказательный.
ЭФЕМЕРНЫЙ - мимолетный, скоропреходящий.
(распечатывается для каждой группы)

Приложение №З
Формы для заполнения
Литературная школа:
Цели:
Задачи:
Эстетика:
Отношение к классической литературе:
Новаторство:
Наиболее яркие представители:

Приложение №4
Общий вид кластера