«Звуки и краски в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета» Открытый урок литературы в 6 классе на тему:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Красногвардейская школа №1»
Открытый урок
литературы в 6 классе
на тему:
«Звуки и краски
в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»
Разработала:
учитель литературы Лёвочкина О.Б.
2015-2016 учебный год
Задачи:
Образовательная – обобщить и закрепить полученные знания о своеобразии пейзажной лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Развивающая – развивать навык учащихся находить художественные приёмы в поэтическом тексте; закреплять и развивать навык выразительного чтения и чтения наизусть поэтических текстов; Отрабатывать навык пересказа.
Воспитательная – воспитывать любовь к родной природе, Родине, языку, поэзии, музыке, живописи.Межпредметная связь на уроке литературы с ИЗО, музыкой, историей, биологией.

Использовался поисковый метод и метод коллективной работы.

Оборудование: экран, мультимедиа, компьютер, учебники, тетради, карточки (листья) с заданиями.
Ход урока
Оргмомент.
Здравствуйте, ребята.
Сегодня наш урок я бы хотела начать с небольшой притчи.
Однажды в школе проходил урок на тему «Семь чудес света». Задание заключалось в том, чтобы каждый ученик написал семь чудес света на свой взгляд. Когда учитель собирал тетради, он заметил, что одна девочка ещё не закончила работу. Учитель спросил, не нужна ли ей помощь.
Ученица ответила:
- Я долго сомневалась, какие выбрать. На свете так много чудес. Тогда учитель предложил зачитать, что она выбрала. Помедлив несколько секунд, девочка начала читать:
-Для меня 7 чудес света, это:
Видеть
Слышать
Чувствовать
Двигаться
Говорить
Смеяться
Любить.
- Почему девочка выбрала именно эти понятия и посчитала их чудесами?
- Без способности видеть, мы будем в темноте, не увидим природу, близких и т.д.
Если мы оглохнем, мы не услышим звуков, без чувств - превратимся в роботов, а без движений – умрем, язык – помогает нам выразить мысли и чувства, смех помогает радоваться всему, что нас окружает. А без любви мы станем одиноки. Любовь мы испытываем с самого раннего детства.
- Как вы думаете, почему наш урок мы начали именно с этого разговора?
- Без этих чудес не появились бы величайшие произведения искусства.
- Что мы отнесём к произведениям искусства? (поэзия, музыка, живопись)
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
2. Запись числа и темы урока.
Седьмое декабря.
Краски и звуки в поэзии А.А.Фета и И.Ф.Тютчева.(слайд 1)
Индивидуальные задания.
Рассказ о Ф.И.Тютчеве. / /(слайд 2)
Ф. И.Тютчев родился в 1803 году, когда А.С. Пушкину было 4 года.
Семья Тютчева – богатая дворянская семья.
Тютчев в детстве не учился ни в гимназии, ни в лицее: он получил домашнее образование (как и М.Ю.Лермонтов)
Для воспитания сына родители Тютчева пригласили молодого учителя Семёна Егоровича Раича, который жил в поместье Тютчевых и почти всё своё время проводил с воспитанником.
Раич был известным в то время поэтом, знал древнегреческий и латынь, современные иностранные языки, свои знания он передал Тютчеву.
В 18 лет Тютчева закончил обучение в Московском Университете со степенью кандидата.
22 года Тютчев находился на дипломатической службе за границей, в основном в Мюнхене, столице Боварии, жил во Франции, Италии, встречался с выдающимися учеными писателями.
После возвращения из Европы Тютчев служил цензором; он считался одним из умнейших людей России.
В течение жизни Тютчев издал лишь одну книгу своих стихов.
Всего Тютчев написал около 200 стихотворений, и каждое по праву считается поэтическим шедевром.
Рассказ о А.А.Фете. / /(слайд 3)
Афанасий Афанасьевич Фет (Фёт) родился 5 декабря ( 23 ноября по старому стилю) 1820 года в усадьбе Новоселке, Мценского уезда, Орловской губернии. Поэт, мыслитель, публицист, переводчик.А.А. Фет родился 1820 году и в том же году крещен по православному обряду. В метрической книге записан как сын Афанасия Неофитовича Шеншина. Четырнадцать лет спустя, духовные власти Орла обнаружили, что ребенок родился до венчания родителей и Афанасий был лишен права носить фамилию отца, и лишен дворянского титула. Это событие ранило впечатлительную душу ребенка, и он почти всю свою жизнь переживал двусмысленность своего положения. Отныне он должен был носить фамилию Фет, богатый наследник внезапно превратился в "человека без имени", сына безвестного иностранца сомнительного происхождения. Фет принял это как позор. Вернуть утраченное положение стало навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь.Учился в немецкой школе-пансионате в городе Верро (ныне Выру, Эстония), затем в пансионе профессора Погодина, историка, писателя, журналиста, в который поступил для подготовки в Московский университет. Окончил университет, где учился сначала на юридическом, а затем на филологическом факультете. В это время, в 1840 году он и издал отдельной книгой свои первые произведения, не имевшие, однако, никакого успеха.Особое положение в семье повлияло на дальнейшую судьбу Афанасия Фета, он должен был выслужить себе дворянские права, которых его лишила церковь и в 1845 году Фет поступает на военную службу в один из южных полков.В 1850 в журнале "Современник", хозяином которого стал Некрасов, публикуются стихотворения Фета, которые вызывают восхищение критиков всех направлений. Он был принят в среду известнейших писателей (Некрасов и Тургенев, Боткин и Дружинин и др.), благодаря литературным заработкам улучшил свое материальное положение, что дало ему возможность совершить путешествие по Европе.
Самый известный сборник его стихов называется «Вечерние огни», который содержит более 300 стихотворений.
Основным источником вдохновения для Тютчева и Фета являлась природа.
Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворений Тютчева, Фета.
Показывается картина художника А.Ф.Васильева «Мокрый луг»(слайд 4)
«Неохотно и несмело..» . «Листья»
«Учись и у них – у дуба, у берёзы…» (картина И.И. Шишкина «Зима»)(слайд 5)
- Какими красками наполнены эти стихотворения?
- Ребята, обратите внимание на то, что природа служит источником вдохновения не только для многих поэтов, но и художников и композиторов.
Я предлагаю вам сегодня прослушать отрывок из музыкального произведения известного композитора Петра Ильича Чайковского «Времена года. Октябрь».(слайд 6)
(Справка о Чайковском.родился 7 мая
Русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель,
музыкальный журналист. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.)(слайд 7)
- Какое настроение вызывает музыка Чайковского? Картины природы?
- Какими красками наполнено такое время года как осень?
- Ребята, а знаете ли вы, что каждый цвет имеет своё значение?
Сообщение учителя о символике цвета. (слайды 8-15)
Закрепление изученного.
Посмотрите в окно. Какое чувство вызывает у вас погода, природа?
А ещё совсем недавно была осень, и разноцветные листья украшали мир. Листья не улетели навсегда, они вернутся весной. А сейчас посмотрите на доску наши друзья – листья приготовили вам задания. Оторвите листок и выполните задание. (по очереди каждый у доски)
Лист 1.
- Найдите все глаголы из стихотворения «Листья» Тютчева Ф.И.
- Какую роль играют глаголы в этом стихотворении? Что такое глагол?
- Какими красками и звуками оно наполнено?
Лист 2.
- Найдите в стихотворении «Неохотно и несмело…» олицетворения. (Олицетворением называют литературный прием, который заключается в придании неживым предметам живых черт)
-Дайте определение олицетворения.
- Какими красками и звуками наполнено это стихотворение? Что такое звукопись?(Звукопись – это частое повторение одних и тех же звуков с целью усиления описания явления природы, окружающего мира
Например: По небу голубому
Проехал грохот грома)Лист 3.
- Найдите в стихотворении «Ещё майская ночь» метафоры. Дайте определение. (Метафора – это художественный прием, который основан на перенесении названия одного предмета или явления на другой)
- Какими красками и звуками наполнено это стихотворение?
Лист 4.
- Определите тему и идею стихотворения «Учись у них – у дуба, у берёзы…» (Тема – это о чём текст; идея – для чего он создан)
- Какими красками и звуками наполнено это стихотворение?
Лист 5.
- Найдите эпитеты в стихотворении «Неохотно и несмело». Дайте определение эпитета. (Эпитет – это образное художественное определение предмета или явления, которое придаёт ему большую выразительность)
Лист 6.
- Вспомните, какие стихотворения Тютчева и Фета вы изучали ранее. Прочитайте наизусть.
«Зима недаром злится», «Есть в осени первоначальной»
Рефлексия.
На ватман приклеиваются лепестки по настроению. (цветок)
Выставление оценок за работу на уроке.
Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «Краски и звуки в поэзии Ф.И.Тютчева и А.А.Фета»