Интегрированный урок литературы и русского языка в 4 классе «Весна в поэзии А.Н. Плещеева, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева»

Интегрированный урок литературы и русского языка в 4 классе
Литература.Тема: Весна в поэзии А.Н.Плещеева, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева.
Русский язык. Тема: Систематизация знаний о грамматических признаках глагола.
Цель: Совершенствование умения осмысливать прочитанное, систематизация знаний о грамматических признаках глагола.
Задачи урока: 1. Проследить, как А.Н. Плещеев, А.А.Фет и Ф.И. Тютчев рассказывают о пробуждении природы весной с помощью поэтических произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения. Систематизировать знания о грамматических признаках глагола.
2. Воспитывать любовь к поэзии, через систему художественных образов и описаний подчеркнуть необходимость бережного и любовного отношения к природе.
3. Развивать речь, творческое воображение, расширять кругозор.
Методы: словесный, наглядный, практический, игровой.
Оборудование: портреты А.Н.Плещеева, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева, С.Сейфуллина, М. Жумабаева, тексты стихотворений, музыка П. Чайковского из цикла "Времена года", портрет Коли Веснушкина, рисунки учеников о весне.
Дополнительная литература: сборник "Родные поэты", "Литература. Дидактический материал", Е.В. Карсалова "Стихи живые сами говорят".
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: интегрированный урок.
Ход урока
Организационно-мотивационный момент.
- Люди любят весну. И дети, и взрослые с нетерпением ждут её. Знаете ли вы, какой у весны голос. Сейчас зазвучит музыка. Прислушайтесь и вы обязательно услышите голос весны. Попробуйте представить себе, что мы вместе с весной попали в рощу, в лес, на поляну, на речку.
Звучит музыка П. Чайковского из цикла “Времена года».
-Так какой же у весны голос?
Постановка цели и задач урока.
- Сегодня мы совершим путешествие на поэтические странички,
посвящённые поэзии А. А. Фета, А. Н. Плещеева, Ф. И. Тютчева и в
страну Глаголию.
Обобщение и систематизация учебного материала.
1.Чтение стихотворений учащимися и работа над содержанием.
- Ребята, кто хочет прочитать стихотворение А. Н. Плещеева «Весна»?
- О каких приметах весны рассказывает поэт?
- Обратите внимание на слова, с помощью которых автор выражает радость прихода весны.
- А кто хочет прочитать стихотворение А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом»?
Как рассказывает поэт о пробуждении природы весной?
В каких строках поэт говорит о пробуждении природы весной?
Какие чувства вызывают эти стихи у вас?
Что вам захотелось сделать после чтения этих стихов, как себя выразить?
Давайте назовём метафоры, эпитеты, сравнения, помогающие раскрыть красоту природы.
В чём сходство изображения весны в этих стихотворениях?
Какова главная мысль стихотворения А. Н. Плещеева «Весна» и А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом...»?
Ребята, любите ли вы весеннюю грозу?
Когда вы будете рассказывать стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», постарайтесь передать чувство радости, которое выразил Ф. И. Тютчев в своём стихотворении. Читайте так, чтобы слышны были раскаты грома, птичий гам, шум нагорный. Нарисуйте картину весенней грозы так, будто видите её сами.
Словарная работа.
Какие ещё стихотворения о весне Ф. И. Тютчева вы знаете?
2.Физкультминутка.
Весна красуется,
Поет за окнами,
И как нам хочется
С ней поплясать.
А кто же будет,
Друзья-товарищи,
За нас читать, решать, писать?
Весна! Весняночка!
Весна - затейница!
Не отвлекай нас,
А помоги!
Добавь задора нам и смелости,
Сообразительностью одари.
Работа по закреплению и систематизации знаний о грамматических признаках глагола.
- Весна разбудила Колю Веснушкина. Он принёс нам интересные задания и приглашает в страну Глаголию.
- Из стихотворения А. Н. Плещеева «Весна» выпишите глаголы по столбикам: настоящее время, прошедшее, будущее время.
Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?
Обозначьте число и лицо глаголов настоящего и будущего времени?
Как изменяются глаголы прошедшего времени?
Обозначьте число и род глаголов прошедшего времени.
Какой глагол повторяется в стихотворении А. А. Фета?
Что это за глагол?
Что вы знаете о глаголах неопределённой формы?
Назовите вид глагола.
Назовите видовую пару.
Какой ещё глагол неопределённой формы есть в этом
стихотворении?
Назовите вид этого глагола.
Назовите видовую пару.
Обратимся к стихотворению Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».
Назовите глаголы, в окончании которых написание гласной вызывает сомнение.
Почему слово «молкнет» пишется с окончанием –ет, а слово «вторит» с окончанием –ит?
Докажите, что окончание в глаголе грохочет написано верно.
От чего зависит написание окончания глагола?
Ученикам 1 варианта необходимо подобрать и записать
однокоренные слова к глаголу молкнет. Ученикам 2 варианта – к глаголу вторит.
Ребята, мы с Колей Веснушкиным благодарим вас за активную работу и выполнение заданий.
Встреча с Весной.
Звучит домбра. Входит Весна.
- Ребята, вы догадались, кто пришёл к нам в гости?
Весна: - Здравствуйте, ребята. Много сейчас у меня работы: снега растопить, землю согреть, птицам помочь свои домики отыскать. Но на урок к вам я не могла не прийти. Ведь вы о весне говорите. Для вас, ребята, я приготовила такое задание ...
Учитель: - Послушайте и скажите, из каких произведений
С. Сейфуллина взяты эти строки:
Как нарядный и стройный девичий стан ...
То было весело ей,
И звонко смеялась она ...
Весна исполняет на домбре отрывок из кюя «Наурыз».
Учитель: - Давайте поблагодарим Весну за интересное задание и прекрасную музыку.










К нам в гости пришла Весна.
5.Автобиографическая справка о М. Жумабаеве.
В 2013 году 25 июня исполнилось 120 лет со дня рождения
выдающегося казахского поэта, нашего земляка Магжана Жумабаева.
Сейчас вы услышите отрывок из замечательного стихотворения «Детские годы».
Мастер не сидит на всём готовом.
По земле идёт вождём,
Спорит с ветром и дождём,
Золотым притягивает словом.
Что ни сделает подчас –
Веселит, ласкает глаз,
Всё полезно людям, всё потребно.
Где не проведёт рукой,
Там добро к добру рекой,
Скажет слово – и оно целебно.
Какова главная мысль этого отрывка?
6.Работа на доске гл. гл.
Произведения Магжана Жумабаева высоко ценят и любят.
Учитель: - Какие однородные члены есть в этом предложении?
Словами какой части речи они выражены?
Как связаны однородные члены в этом предложении?
Итоги урока и задание на дом.
Тема весны будет продолжена на последующих уроках.
Весной погода часто меняется, и нам нужно подумать о наших пернатых друзьях, приготовить им птичьи домики.
На уроке литературы вы продолжите разговор по стихотворению А. Н. Плещеева «Птичка». Более подробно о поэтах, которые подарили нам такие прекрасные стихотворения о весне: А. Н. Плещееве, А. А. Фете, Ф. И. Тютчеве - вы прочитаете в сборнике «Родные поэты», который можете взять в школьной библиотеке.
А по русскому языку напишете сочинение на тему «Идёт весна» с помощью поэтических произведений и своих наблюдений.


Заголовок 115