Разработка открытого урока по физической культуре «Олимпийские игры»

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»




Разработка открытого урока по физической культуре
«Олимпийские игры»






Учитель физической культуры: Неганов И.И




г. Югорск
2015

Структура урока
1. Актуализация имеющейся у школьников информации о ценностях Олимпийского и Паралимпийского движения.
2. Мотивация школьников к активному освоению новой информации.
3. Проведение организационно-деловой игры.
4. Обобщение полученной информации.
5. Стимулирование учащихся к созданию идей будущих Талисманов Игр (рисование).
Тема урока: Олимпийские и паралимпийские ценности.
Цели урока:
актуализация информации о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх, имеющейся у школьников;
расширение представлений школьников о XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх;
включение школьников в активное освоение системы олимпийских и паралимпийских ценностей;
устойчивые знания и понимание школьниками ценностей Олимпийского и Паралимпийского движения;
вовлечение учащихся в конкурс на создание идей Талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 г.
Тип урока: интерактивный диалог-обсуждение.
Техническое и иное обеспечение:
мультимедийный проектор, компьютер, экран;
презентация;
Дидактический раздаточный пакет
-Таблица с ценностями и описаниями
-Символика Олимпийских игр ( разноцветные кольца + магнитики)




Содержание урока
Содержание/деятельность
Экран
Хронометраж
 

Тема сегодняшнего урока «Олимпийские и паралимпийские ценности».
Сегодня Олимпийские и Паралимпийские Игры - самое главное спортивное событие на планете, которое приковывает внимание 4,5 миллиардов зрителей со всего мира. Миллионы людей восхищаются достижениями других людей, которые посвятили всю свою жизнь борьбе с самим с собой. И начать урок я хотела бы предложить Вам с просмотра ролика.
Звучит запись песни Герой спорта
Ребята на этих фотографиях Вы увидели наших Советских, Российских спортсменов которые прославили своими именами нашу Родину и обогатили нашу страну золотыми Олимпийскими медалями. Это люди, которые, для достижения своих целей проявили самые человеческие качества и ценности и об этих ценностях мы сегодня поговорим
Учитель. 4 июля 2007 г. весь мир наблюдал за тем, как Сочи посчастливилось получить почётную возможность быть хозяином Олимпиады-2014 г. Вспомните, что вы почувствовали, когда узнали эту новость? (Радость, гордость, восхищение). Чего вы ожидаете от предстоящих зимних Олимпийских игр в России? (К нам приедет много гостей, построят спортивные комплексы).
Демонстрация карты России
Учитель: Что вы знаете о Сочи?
Учитель. Город Сочи находится в Краснодарском крае (показывает на физической карте), один из красивейших приморских курортов мира. Протянулся он на 145 километров по побережью Чёрного моря. Состоит из четырёх районов: Адлерского, Хостинского, Центрального и Лазаревского. Площадь 3506 квадратных километров. До Краснодара 299 километров.
Учитель: Давайте ещё раз вспомним и переживём эти моменты радости и гордости за нашу страну
Демонстрация видеоролика
- Учитель:
– Что вам известно об Олимпийских играх?

(Непременный символ всех Олимпийских игр-это флаг !)
-.Что представляет собой олимпийский флаг? (Белое полотнище с пятью переплетёнными кольцами голубого европа, чёрного африка, красного америка, зелёного австралия и жёлтого азия цветов. Пять колец символизируют пять континентов, а белый цвет полотнища –мир во время игр)
Игра: приглашаются два ученика, кто из них быстрее и правильно нарисует олимпийский флаг.
Демонстрация презентации

Картинка – одна победа, два события
 
 







Клип «Герои спорта»























Клип «Отрывок из новостей»












1 мин







2 мин











1мин








1мин













30 сек





2мин











1мин

Учитель:
– Знаете ли вы, что в Сочи будут проходить не только Олимпийские игры, но и Паралимпийские?
– Что значит "Паралимпийские"?
(ответ: в1948 году немецкий врач Людвиг Гуттман организовал первые игры для людей с повреждениями опорно-двигательного аппарата
В 1952году они получили статус международных игр , в 1960 прошли первые паралимпийские игры в Риме на тех же сооружениях на которых соревновались олимпийцы.

Обратите внимание на сроки проведения Игр.
– Через сколько лет у нас будут проводиться Игры?
– В каком классе вы будете?
– Что вы знаете о Паралимпийских играх?
Обратите внимание на символ паралимпийских игр
(символ Паралимпийского движенья - пурпурная, синяя и зеленоватая полусферы, которые символизируют ум, тело, несломленный дух", три "агитоса" (Agitos = "я двигаюсь" на латыни.) Три наиболее распространенных цвета во флагах государств мира.
– Кто смотрел по телевизору, как проходят Паралимпийские игры?
– Что запомнилось?
 
 
3 мин

Учитель:
– Сколько олимпийских зимних видов спорта?
Демонстрация презентации
Лыжный спорт, конькобежный спорт и бобслей делятся на дисциплины, то есть подвиды. Всего их 15.
В России распространена классификация – 15 видов, которые соответствуют 15 названиям на слайде.
Количество видов спорта, включенных в Игры, постоянно растет.
Так, в последние годы в олимпийский список вошли фристайл, шорт-трек, сноуборд.
– Что вы знаете о фристайле?
- О шорт-треке?
- О сноуборде?
  Демонстрация презентации
 
2 мин.
 

Учитель:
– Сколько паралимпийских зимних видов спорта?
Всего 5 паралимпийских зимних видов спорта.
– Что вы знаете о паралимпийском биатлоне?
(Незрячие и слабовидящие спортсмены при стрельбе используют ружья, оснащенные электронно-аккустическими очками. Чем ближе прицел к центру цели, тем громче сигнал. Для людей с ослабленным зрением используются мишени диаметром 30 мм, для людей с другими видами инвалидности 20 мм. Спортсмены с соответствующими физическими ограниченными возможностями используют «сани» специально сконструированное кресло, которое крепится к паре лыж. Такие лыжи короче обычных и присоединяются к креслу с помощью обычных креплений, используемых также и в лыжных гонках. Спортсмены с ампутацией могут пользоваться чьей-либо поддержкой во время стрельбы.
Учитель: Ребята а вы знаете что такое Талисман Игр
(Каждые олимпийские и паралимпийские игры имеют свои талисманы. Они способствуют повышению интереса и привлечению внимания к конкретным Играм. Эта традиция зародилась ещё в 1972 году на Играх в Мюнхене.
Талисман – это символ игр, приносящий удачу. Это могут быть милые зверушки или сказочные существа, которые любимы всеми жителями страны.

Демонстрация презентации
Картинка с талисманами
 
























2 мин.

Учитель:
–Предлагаю вам познакомиться с талисманами игр прошлых Олимпийских и Паралимпийских игр.
Чаще всего организаторы Игр объявляют официальными две фигурки.
В Пекине - Рыба, Панда, Огонь, Тибетская Антилопа, Журавль.

Талисманами игр в Ванкувере, которые прошли в 2010 году, стали снежный человек Куачи, морской котик Мига и мифический герой Суми, который выступит в качестве талисмана параолимпийских игр. Все это национальные герои народа Иннуитов, которые с древних времен населяют север Канады.

В Сеуле - тигрёнок Ходори

В Барселоне – собачка Коби

У нас в Москве – Михаил Потапович Топтыгин
Медвежонок Ми
·ша талисман [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], проходивших в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Автором персонажа является книжный иллюстратор [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Олимпийский Мишка по сей день остаётся в России одним из любимых народных героев.
Имя Миша (Мишка, Михаил, Михаил Пота
·пыч)  традиционное русское прозвище [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Организационный комитет Московской олимпиады выбрал в качестве символа именно это животное, поскольку ему присущи такие характерные для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] качества, как сила, упорство и смелость.

В Лондоне в 2012году-Два персонажа – Уэнлок и Мандевиль – по замыслу создателей родились из двух капелек стали при строительстве олимпийского стадиона. Их имена – названия двух британских городов, вошедших в историю олимпийского и паралимпийского движения.

Зимние Паралимпийские игры 2002 в Солт-Лейк-Сити (США) Талисманом стала выдра Отто, животное, часто встречающееся в мифологии древних индейцев. Подобный выбор имел ещё и некоторый «экологический» аспект: выдры в этом регионе были практически истреблены из-за загрязнения воды и браконьерства. Но из-за популярности талисмана в последующие годы ситуацию удалось исправить.
В Турине 2006г. – льдинка «Глиз» и снежок
« Нев»

–Известно ли вам, когда будет выбран талисман наших Игр 2014 года?
Талисман Игр 2014 года в Сочи всенародно будет выбран за 3 года до их начала.
– А вы знаете, что в России каждый может принять участие в создании Талисмана Игр в Сочи?
С 1 сентября по 5 декабря в рамках конкурса идей Талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 в нашей стране будет проходить сбор конкурсных работ. Каждый может принять участие и прислать на конкурс свое изображение будущего Талисмана. Нужно просто нарисовать того, кто, на ваш взгляд, может стать Талисманом Игр. Те, чьи работы жюри выберет как самые интересные и оригинальные, станут победителями и получат призы. 7 февраля 2011 г. в прямом эфире телевизионного шоу страна будет выбирать Талисман Игр Сочи 2014 г. Вы можете стать участниками конкурса, выполнив домашнее задание этого урока!
 



2 мин.

2. Мотивация школьников к освоению новой информации.
Учитель:
– Какими видами спорта вы увлекаетесь?
– Чем хотели бы заниматься? Почему?
– Какие качества характера необходимы для того, чтобы заниматься спортом?
– Какие соревнования проводятся у вас в школе? Принимали ли участие в них? Кто? Когда? В каких?
– Какие качества вам потребовалось проявить для того, чтобы победить (или принимать участие)?

Все эти качества объединяются в некоторые жизненные принципы, следуя которым можно добиться успеха и в спорте, и в жизни. Это и есть ценности Олимпийского и Паралимпийского движения.
 
2мин.


 
 






 


Картинка «Совершенство»

Учитель:
–Можно ли достичь в чем-либо совершенства? Как вы понимаете ценность "Совершенство"?
Международным олимпийским комитетом она трактуется так: "Полная самоотдача – как на спортивной арене, так и в жизни. Речь идет не столько о победе, сколько о борьбе за достижение поставленных целей, преодолении себя".

Например, Кант считал, что совершенство можно найти и увидеть только в искусстве. Но в конце 19 века появилась другая точка зрения: совершенства можно достичь, занимаясь физической активностью.
Учитель:
– Если проанализировать достижения участников Олимпийских игр, то обнаруживается положительная динамика в их показателях. (устанавливаются новые мировые рекорды)
Каждый результат, кажется, достигнут на пределе человеческих возможностей, в стремлении достичь совершенства в выбранной деятельности. Но со временем он превосходится атлетами нового поколения. Как вы думаете, почему человечество бежит быстрее?
.
Учитель:
Олимпийские игры изначально были проектом мира и устойчивого развития. Вам, конечно, известно, что в Древней Греции в период проведения Олимпийских игр прекращались войны. Посмотрите на следующую картинку
Демонстрация презентации
Картинка с Лутц Лонгом
Учитель:
– Приведу пример. В 1936 году Олимпийские игры проходили в нацистской Германии. Гитлер впадал в ярость от побед чернокожих спортсменов. Однако неожиданно для него весь мир обошла фотография немецкого легкоатлета Лутца Лонга, который весело болтал со своим чернокожим соперником – четырехкратным олимпийским чемпионом Джесси Оуэном. Они подружились на Олимпийских играх. Какие отношения между народами пропагандирует олимпизм?
Демонстрация презентации
Картинка Дружба
Демонстрация презентации
Картинка Велосипедисты
Картинка Уважение
Картинка Уважение к окружающей среде
Учитель:
– Одна из олимпийских ценностей – уважение – подразумевает не только уважение к людям, но и уважение к окружающей среде, к природе.
Спорт и окружающая среда взаимосвязаны потому, что спорт нуждается в качественной окружающей среде, а также потому, что крупные спортивные мероприятия могут негативно воздействовать на окружающую среду.
Олимпийские объекты Игр 2014 частично соприкасаются с особо охраняемой природной территорией Сочинского национального парка. Как можно оберегать природу Сочи? (Ответы школьников.)


 













 

Учитель:
– Итак, мы с вами сформулировали три ценности Олимпийского движения.
Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Дружба, Совершенство, Уважение – ценности Олимпийского движения!"
Демонстрация презентации

А теперь давайте закрепим наши знания .
Игра
:Приглашаются 2 человека, им раздаются карточки с названиями «Ценностей» и описаниями ,необходимо соединить их стрелочкой.
Вариант: На доске таблица, в которой нужно соединить стрелками слова и соответствующее описание (пример). Учитель предлагает дополнить правый столбец иным содержанием
.
А теперь давайте поговорим о ценностях паралимпийского движения
 
2 мин.

Демонстрация презентации
Картинка с Иреком Зариповым
Ценности Паралимпийского движения.
Учитель:
– Как называется этот вид спорта? Слышали имя – Ирек Зарипов?
Ирек Зарипов, который в 17 лет попал в аварию и остался инвалидом (ампутация обеих ног), через два года после несчастья сделал важный шаг, начав заниматься лыжами и биатлоном. А теперь он – четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в Ванкувере и посол "Сочи 2014". Какими качествами нужно обладать, чтобы сделать первый шаг, когда все вокруг говорят о том, что у тебя нет шансов? (Смелость.)
 
1 мин.

Демонстрация презентации
Картинка «Смелость»
Учитель:
– Успех – это результат огромных усилий, и добиться его, самореализоваться всем нелегко, особенно людям с инвалидностью.
Картинка(инвалид на каляске)
В Пекине после Паралимпийских игр коренным образом изменилось отношение к таким людям, там сумели создать безбарьерную среду, стараясь обеспечить равные условия и возможности для всех. Каким вы представляете себе город, соответствующий стандартам всеобщей доступности?

Учитель:
Мы сейчас обсуждали равенство возможностей в жизни.
А что такое равенство в спорте?
Это вторая ценность Паралимпийского движения.
(Ответы учащихся.)
Демонстрация презентации
Картинка «следж хоккей»
Учитель:
– Кто знает, что такое следж-хоккей? Это разновидность хоккея, где игроки передвигаются на специальных санках, отталкиваясь руками. Кресло для следж-хоккея дает шанс победить в этой игре как полностью здоровому человеку, так и человеку с парализованными ногами или даже без ног.
– Какая ценность проявляется в этом виде спорта? (Равенство.)
Демонстрация презентации
Картинка «Равенство»
 
1 мин.

Демонстрация презентации
Картинка с Олесей Владыкиной
Учитель:
– Знаете ли вы, что паралимпийская чемпионка Пекина Олеся Владыкина смогла всего за полгода после тяжелой травмы (потеряла руку) целенаправленно и планомерно научиться плавать по-новому и в конце концов установить мировой паралимпийский рекорд? Какое качество ей в этом помогло? (Решимость.)
Демонстрация презентации
Картинка «Решимость»
 
1 мин.

Демонстрация презентации
Картинка с церемонии открытия
– На церемонии открытия Паралимпийских игр в Пекине спортсмен, которому выпала честь зажечь большой факел, передвигался на инвалидной коляске. Чтобы подняться под купол, он вместе с коляской на специальном блочном приспособлении поднимал себя на прямых руках туда, вверх, где был расположен этот гигантский факел...
– Какое чувство испытали тысячи зрителей на стадионе "Птичье гнездо"?
(Вдохновение.)
Демонстрация презентации
Картинка «Вдохновение»
 
1 мин.

Демонстрация презентации
Картинка «слоган»
Учитель:
– Итак, мы с вами сформулировали четыре ценности Паралимпийского движения. Давайте их повторим. А чтобы вы запомнили их лучше, давайте выучим слоган "Смелость, Равенство, Решимость, Вдохновение – ценности Паралимпийского движения!"
 
1 мин.

А теперь давайте закрепим наши знания .
Игра
:Приглашаются 2 человека, им раздаются карточки с названиями «Ценностей» и описаниями ,необходимо соединить их стрелочкой.
Вариант: На доске таблица, в которой нужно соединить стрелками слова и соответствующее описание (пример).
Дидактический материал: карточки с паралимпийскими ценностями и их описание
2 мин.


 



 


4. Обобщение полученной информации
– Учитель:
Игры – это не просто спорт. А значит, и ценности Игр можно применить не только к спортсменам.
 
1 мин

5. Домашнее задание
1) Нарисовать (лучше вместе с родителями), как школьники представляют себе ту или иную ценность. С целью получения рисунков по всем ценностям нужно детей распределить, поинтересовавшись, кто какую ценность будет изображать.
2) Нарисовать свои варианты талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года в городе Сочи. Талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр надо рисовать отдельно (на разных рисунках).
Ремарка учителя:
"Не забудьте рассказать о конкурсе своим родственникам, друзьям и знакомым. Ведь чем больше интересных идей будет прислано на конкурс, тем более интересным и уникальным может стать наш Талисман Сочи 2014!".
 
 

 
 
40 мин


Рисунок 115