Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина 9 класс (литературная гостиная)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ СОШ № 55
Урок по творчеству А.С. Пушкина на тему:
«АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА»
Цель урока: познакомить учащихся с темой любви в творчестве
А.С.Пушкина
Задачи урока: 1. вызвать интерес к личности и творчеству поэта;
2. изучить факты, свидетельства интерпретации личности
поэта;
3. расширить знания учащихся о любовной лирике
А.С.Пушкина посредством знакомства с именами
женщин, с которыми связано творчество поэта.
Оборудование кабинета: на доске прикреплены портреты А.С.Пушкина в различные периоды жизни; на экран поочередно проецируются портреты женщин, которых любил и боготворил поэт, которым посвящал свои поэтические произведения.
1. Вступительное слово учителя
Возникшее в Древней Греции понятие «лирика» служило для определения произведений, которые пелись под аккомпанемент лиры.
Лирика сама по себе – вид поэзии, в котором с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир человека, сфера душевной жизни поэта.
Красота мысли, красота жизни, красота чувства – вот основной смысл и содержание лирики Пушкина.
Все творчество Пушкина можно определить как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта.
Его стихи заставляют думать, чувствовать, переживать. «О если б голос мой умел сердца тревожить»,- мечтал поэт. И ему это удалось. «Чувство красоты развито у него до высшей степени, как ни у кого»,- говорил о Пушкине Лев Толстой. Ясность чувства и мысли, мощная волна жизнелюбия, широта и многогранность отличает гений Пушкина. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о жизни человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви.
Это чувство сопутствовало поэту на протяжении всей его жизни; она была основным источником его вдохновения.
Любовь Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Стихи его – это дневник, в котором запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин и воспел их в своих стихах.
1 ведущий.
Есть имена, как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблони – в рассвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.
И.В.Северянин. Пушкин. 1926г.
Любовная лирика Пушкина сохранила множество прекрасных женских портретов. В бессмертных стихах его никогда не померкнут ангельские глаза Анны Олениной, не отзвучит «голос девственный, невинный» Алины Осиповой и «речи резвые живые» Е. Ушаковой, не сотрется белый силуэт на скале над волнами Марии Раевской и не растает «мимолетное виденье» Анны Керн, не смолкнут «горестные песни» поэта, обращенные к Елизавете Воронцовой, не забудутся его «ревнивые мечты» об Амалии Ризнич и не перестанет сиять «во славе и в лучах» образ Мадонны-Гончаровой.
2 ведущий.
Тема любви – ведущая в нашей литературе, и это не случайно. Любовь есть главное жизненное испытание каждого на человечность, благородство, смелость.
Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передает все основные оттенки и этапы развития любовного чувства, помогает проследить, как меняется отношение к любви в лирике Пушкина.
Давайте перелистаем некоторые страницы его дневника и заглянем в мир чувств великого поэта.
СТРАНИЦА ПЕРВАЯ
1ученица.
Особенно волнующей является тема первой любви, переживаемая, как правило, в юности, любовь-тайна.
В ноябре 1815г. Пушкин записал в своем дневнике: «Жуковский дарит мне свои стихотворения». Юный лицеист не расставался с подаренным томиком. Не только потому, что высоко ценил поэзию Жуковского. Он упивался унылыми жалобами влюбленных, поэтическими повествованиями о несчастной любви. Влюблен впервые, наивно и пылко. Он стал задумчив и рассеян. В классах отвечал невпопад.
Ее звали Екатерина Павловна Бакунина. Она была сестрой лицеиста Александра Бакунина. Она часто навещала брата своего и всегда приезжала на лицейские балы.
Пушкин был покорен. И не только он один. «Все трое» - это Пущин, Пушкин, Малиновский. О любви они все давно пишут, толкуют, хвастают и мечтают. Александр Пушкин теперь каждую свободную минуту проводил у окна в томительном ожидании и , завидев наконец вдалеке знакомую девичью фигурку, опрометью бежал на лестницу. Там делал вид, будто вышел невзначай.
Мимолетная встреча, несколько ничего не значащих слов, улыбка. Но как это много для влюбленного!
Он стеснялся изливать свою душу товарищам и, лишь оставшись один в своей комнатке, доставал дневник и давал волю чувствам:
1 ведущий.
«29 ноября.
Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив; поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем, стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было! Наконец, я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице,- сладкая минута!..
Как она мила была! Как черное платье пристало к милой Бакуниной!
Но я не видел ее 18 часов – ах! Какое положение, какая мука!
Но я был счастлив 5 минут…»
Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался
Отрадой тихою, восторгом упивался…
И где веселья быстрый день?
Промчался лётом сновиденья,
Увяла прелесть наслажденья,
И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!
Это стихотворение передает только одну грань любовного чувства – печаль уныния, тоску первой несчастливой любви. Но даже эти страдания и слезы дороги лирическому герою. Несмотря на то, что любовь причиняет боль, он не хочет избавиться от нее. Значит, даже само страдание от любви способно одухотворить жизнь человека – в этом смысл стихотворения.
Чувство к Бакуниной отразилось в ряде лицейских стихотворений:
«Моё завещание», «Друзьям», «Итак, я счастлив был…», «Слеза», «К живописцу», «Разлука», «Наслаждение», «Элегия» и др. – свыше 20 (1815 – 1819). «Эти стихи – выражение не одного только его страдавшего тогда сердечка!» - признавался Иван Пущин.
Вот здесь лежит больной студент;
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент:
Болезнь любви неизлечима!
1 ученица
Так шутками, проказами и вздохами начиналась в те месяцы пушкинская любовная лирика.
По скромности своей Екатерина Павловна не стремилась кружить головы своим поклонникам и прошла в жизни Пушкина и его лицейских товарищей лёгкою и светлою тенью.
Е.П.Бакунина, фрейлина, художница, может быть, услышит о тройственном лицейском «воздыхании» много позже, когда уже станет госпожой Полторацкой, а Пушкин (к тому времени давно женатый) побывает на ее свадьбе.
Сила и глубина первой любви выдержали экзамен временем. В 1830г., спустя полтора десятилетия после той дневниковой записи, поэт писал, работая над восьмой главой «Евгения Онегина»:
…В те дни … В те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь,
И я , тоскуя безмятежно,
Томясь обманом пылких снов,
Везде искал ее следов,
О ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастье тайных мук узнал…
2 ведущий
Тринадцать лет спустя поэту предложат в дружественной семье Ушаковых перечислить свои увлечения. В альбом вносится известный полузашифрованный «дон-жуанский список» из 37 персон: в начале – Наталья I… Катерина I.
Что бы это значило? Оказывается, за два года до знакомства с Катенькой Бакуниной в пушкинских стихах возникает некая Наталья, Наташа, крепостная актриса из царскосельского театра графа Варфоломея Толстого.
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь – и я влюблен!
. . . . . . . . . . . . .
Так, Наталья! признаюся,
Я тобою полонен…
CТРАНИЦА ВТОРАЯПУШКИН В ОДЕССЕ
2 ученица.
Пушкину было 23 года, когда он приехал в Одессу. Там он впервые испытал настоящую, невыдуманную любовь. Историки называют имена трех женщин, с которыми связано имя Пушкина в Одессе: Амалию Ризнич, Каролину Собаньскую и Елизавету Воронцову.
Об отношениях поэта с Каролиной Собаньской известно очень мало. Знакомство их произошло в Киеве 21 января 1821 года.
Чувство. Вспыхнувшее к ней, вскоре было вытеснено другими увлечениями. Не стоило, пожалуй, придавать слишком большое значение этому увлечению Пушкина, если бы не письма, найденные в черновиках и написанные
9 лет спустя, 2 января 1830г.
1 ведущий.
«Сегодня – девятая годовщина дня, когда я увидел вас в первый раз… Этот день был решающим в моей жизни. Чем более я об этом думаю, тем более убеждаюсь, что мое существование неразрывно связано с вашим; я рожден, чтобы любить вас и следовать за вами… Рано или поздно мне придется все бросить и пасть к вашим ногам».
2 ученица
Эти строки писались незадолго до женитьбы, которой Пушкин, казалось, был вполне поглощен. Записка Каролины, вызвавшая этот эмоциональный взрыв, содержала всего лишь просьбу – перенести светский визит с субботы на воскресенье. Во время этого визита Каролина, равнодушная к поэту, но не к его славе, попросила на память автограф.
1 ведущий.
« Я испытал на себе все ваше могущество. Вам я обязан тем, что познал все, что есть самого судорожного и мучительного в любовном опьянении. От всего этого у меня осталась лишь слабость выздоравливающего, одна привязанность, очень нежная, очень искренняя и немного робости . которую я не могу побороть.
2 ученица
Пушкин написал Собаньской в альбом обещанное посвящение. В нем, как и в этих двух письмах, много грусти, укоризны и ясное сознание того, как он мало значил в ее жизни:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.
СТРАНИЦА ТРЕТЬЯ
3 УЧЕНИК
С одесским периодом жизни А.С.Пушкина связано имя еще одной женщины, прекрасной АмалииРизнич.
О ней известно немного. Дочь венского банкира, она вышла замуж за одесского купца и мецената Ивана Ризнича, приехала с ним в Одессу летом 1823г., почти одновременно с Пушкиным. Дом Ризничей был открытым домом. Празднества, балы, приемы следовали один за другим. На одном из таких приемов Пушкин увидел несравненную Амалию и без памяти влюбился.
По свидетельству современников « Амалия была высока ростом, стройна, необыкновенно красива. Особенно привлекательны были ее пламенные очи, шея удивительной формы и белизны и черная коса, более двух аршин длиной... Она всегда носила длинное платье, ходила в мужской шляпе и одевалась в наряд полуамазонки. Все это придавало ей оригинальность и увлекало молодые и немолодые головы и сердца».
Пушкин был ревнив от природы, но никогда муки ревности не были столь мучительны, как в пору его романа с Амалией Ризнич. Брат поэта рассказывал, что однажды он «в бешенстве ревности пробежал пять верст с обнаженной головой, под палящим солнцем». Эти муки Пушкин описал в элегии «Простишь ли мне ревнивые мечты», которую заключил словами:
Мой милый друг, не мучь меня, молю,
Не знаешь ты, как сильно я люблю,
Не знаешь ты, как тяжко я страдаю.
В Одессе написаны и другие стихотворения, посвященные Ризнич. В стихотворении «Ночь» перед поэтом с поразительной ясностью, возможной только при огромной силе чувства, предстает образ возлюбленной. Он слышит даже звуки ее голоса, ее страстные признания:
4 ученик (читает стихотворение «Ночь»)
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит позднее молчанье ночи тёмной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг… люблю…твоя…твоя…
5 ученик.
Образ жизни Амалии рано свел ее в могилу: она много пила, курила, ездила верхом, ночи напролет играла в вист и без устали танцевала. После рождения сына 1 января 1824г. она заболела лихорадкой, и муж отослал ее вместе с сыном в Италию. Связь Пушкина с Амалией порвалась с её отъездом из Одессы. Это к ней обращены прощальные строки:
Все кончено: меж нами связи нет.
В последний раз, обняв твои колени,
Произносил я горестные пени.
Все кончено – я слышу твой ответ.
Обманывать себя не стану вновь,
Тебя тоской преследовать не буду –
Не для меня сотворена любовь.
Ты молода: душа твоя прекрасна,
И многими любима будешь ты.
Болезнь прогрессировала. Летом 1825г. Амалия умерла. О её смерти Пушкин узнал в Михайловском в 1826г. Он отозвался на эту смерть со странным равнодушием, удивившим его самого:
Из равнодушных уст я слышал смерти весть,
И равнодушно ей внимал я.
6 ученик
Мучительная, страстная, отравленная ревностью любовь Пушкина к Амалии вызвала к жизни строки лирического отступления к VIглаве «Евгения Онегина», не вошедшие в основной текст:
Да, да, ведь ревности припадка –
Болезнь, так точно, как чума,
Как черный сплин, как лихорадка,
Как повреждение ума.
Она горячкой пламенеет,
Она свой жар, свой бред имеет,
Сны злые, призраки свои.
Помилуй бог, друзья мои!
Мучительней нет в мире казни
Её терзаний роковых
Поверьте мне: кто вынес их,
Тот уж конечно без боязни
Взойдет на пламенный костер
Иль шею склонит под топор.
Я не хочу пустой укоройМогилы возмущать покой;
Тебя уж нет, о ты, которой
Я в бурях жизни молодой
Обязан опытом ужасным
И рая мигом сладострастным.
СТРАНИЦА ЧЕТВЕРТАЯ
2 ведущий.
Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена новороссийского генерал-губернатора,вконцелярии которого служил А.С.Пушкин в Одессе, стала предметом очень сильного увлечения поэта. Впервые Пушкин увидел ее осенью 1823г. Это был разгар его увлечения Ризнич. Но несмотря на это, Воронцова произвела на него большое впечатление. Она поражала современников не только красотою, но и живым умом, хорошим образованием. Все существо её было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою привлекательностью, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в нее.
Ответное чувство графини к Пушкину следует отнести на июнь – июль 1824 г. Есть, однако, свидетельства, что отношение к нему Елизаветы Воронцовой изменялось к худшему. В апреле она отплывала с большой свитой в крымское имение Воронцовых в Гурзуф. Пушкин приглашен не был.
Отъезд любимой женщины он сопроводил стихотворением «Кораблю»:
7 ученик читает стихотворение наизусть.
Морей красавец окрылённый!
Тебя зову – плыви, плыви
И сохрани залог бесценный
Мольбам, надеждам и любви.
Ты, ветер, утренним дыханьем
Счастливый парус напрягай,
Волны внезапным колыханьем
Её груди не утомляй.
2 ведущий.
Вернулась Елизавета Ксаверьевна в Одессу 24 июля. Любовь их была во многом трагической, их отношения были прерваны неожиданно для обоих –
ссылкой в Михайловское.
Воронцова подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке. Он носил почти постоянно этот перстень, по поводу которого написал стихотворение « Талисман»:
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья
Ты в день печали был мне дан.
1 ведущий.
В Михайловском, в отдалении от любимой и друзей, складываются стихи, проникнутые глубоким чувством к Елизавете Воронцовой. А тем временем в Михайловское приходят письма Воронцовой, о которых сестра Пушкина Ольга рассказывала:
« Сегодня Александра не видно совсем. Ему принесли с утренней почты письмо. Запечатано оно было таким же перстнем, какой он носит всегда на пальце. Александр уединился в своей комнате, никуда не выходит, никого не принимает к себе. Я думаю это письмо от женщины».
Письмо было от графини Воронцовой, которое Пушкин должен был сжечь, чтобы не компрометировать любимую. А через несколько месяцев поэт создает стихотворение «Сожжённое письмо».
8 ученик читает стихотворение наизусть.
Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…
Как долго медлил я, как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал: гори, письмо любви,
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули… пылают… легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит… О провиденье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют … грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…
(Примерный анализ стихотворения)
По своему жанровому своеобразию произведение является, скорее всего, элегией. Это стихотворение проникнуто болью и горечью с самого начала. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». Но прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает.
Вечная тема любви разработана Пушкиным очень своеобразно. Он пишет о сожженном письме, но на самом деле речь идет о сгоревшей любви, а письмо является лишь способом передачи переживаний лирического героя, неким художественным символом.
Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.
Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Почти в каждой строке используется градация. Например:
Минуту!.. вспыхнули! пылают – легкий дым,Виясь, теряется с молением моим.
Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», «бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин неслучайно называет «милым», а также «бедной отрадой», ведь это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит и проблеска счастья в своей «унылой судьбе».
Стихотворение можно условно разделить на три части.В первой части поэт прощается с письмом. Но это не просто прощание с любимой. Мы понимаем, что возлюбленные расстаются навсегда, и письмо — атрибут, символ любви, последняя нить, связывающая близкие души и сердца. Ритм первой части замедленный, герой как будто специально медлит, пытаясь оттянуть момент сожжения письма. Он не хочет сжигать письмо, но желание любимой одерживает верх над его чувствами. «Она велела» — и он уже готов это сделать. И вот миг настал — «ничему душа» его «не внемлет». Вторая часть — кульминация в развитии чувства. Процесс сожжения письма предельно детализирован, поэту дорого каждое мгновение прощания с ним. Мы видим подробную картину горения. Сначала «жадное» пламя поглощает листы, затем они вспыхивают, пылают, превращаясь в легкий дым. Теряет очертания оттиск «перстня верного» на сургучной печати. Этот перстень — тоже знак их отношений. Наконец тёмные листы свертываются и становятся пеплом. Что же происходит в этот момент с лирическим субъектом? Он молится, просит судьбу пощадить его и её и видит заветные черты возлюбленной «на лёгком пепле». Высший накал чувств — в слове «свершилось!».
Тяжёлым, скорбным настроением проникнута последняя часть стихотворения. Поэт испытывает почти физическую боль, ему трудно дышать, грудь его «стеснилась». Пепел — единственное, что осталось от письма, и поэт просит пепел остаться с ним. Само слово «пепел» становится синонимом слова «воспоминание». Оборвав стих на полуслове поэт выражает надежду на то, что хотя бы пепел «на горестной груди» не исчезнет со временем, а будет напоминать об ушедшей любви.
1 ведущий.
Больше Воронцова и Пушкин не встречались. «Сожжённое письмо», «Ангел», «Талисман», «Ненастный день потух», «Желание славы» - эти стихи А.С.Пушкин посвятил Е.К.Воронцовой.
СТРАНИЦА ПЯТАЯ
2 ведущий
Одно из самых знаменитых стихотворений А.С.Пушкин посвятил Анне Петровне Керн. В июне 1825г. она приехала к своей тетке Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское, и там поэт близко познакомился с Анной Керн. Но впервые поэт увидел её в 1819г. в Петербурге в доме А.П. Оленина.
Стихи не только прославили Керн, но и стали подлинным гимном любви, её самым чистым выражением:
Я помню чудное мгновенье: В глуши, во мраке заточенья
Передо мной явилась ты, Тянулись долго дни мои
Как мимолетное виденье. Без божества, без вдохновенья,
Как гений чистой красоты. Без слез, без жизни, без любви.
В томленьях грусти безнадежной, Душе настало пробужденье:
В тревогах шумной суеты, И вот опять явилась ты,
Звучал мне долго голос нежный Как мимолетное виденье,
И снились милые черты. Как гений чистой красоты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный И сердце бьётся в упоенье,
Рассеял прежние мечты, И для него воскресли вновь
И я забыл твой голос нежный. И божество , и вдохновенье,
Твои небесные черты. И жизнь, и слезы, и любовь.
9 ученик выполняет устный анализ стихотворения.
Жанр стихотворения - послание. При этом данное стихотворение можно назвать и гимном высокому и светлому чувству Любви.
     Вглядимся в композицию стихотворения. Оно делится на три равных части – по две строфы в каждой. Первая посвящена воспоминанию о давней петербургской встрече с юной красавицей Анной Керн, воспроизводит то, что особенно запомнилось в те краткие часы званого вечера у Олениных («милые черты»; «голос нежный»). Пушкинская строфа идеальна, потому что она равна самой себе. Жизнь остановилась:
В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суетыЗвучал мне долго голос нежный И снились милые черты.
     Вторая часть отделена от того, о чем говорилось раньше, значительным промежутком времени; коротким предложением открывается II часть.
     Бурное, стремительное течение жизни, её беды и тревоги заглушили, стерли из памяти «небесные черты». Но мир у Пушкина целен и неделим.
И внезапно и стремительно «душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты...». Все дальнейшее – светлый порыв воскресшего чувства.
Оказывается, жизнь не остановилась. Чувство растет. У Пушкина проходит всего одно мимолетное виденье, и поток захватывает нас:
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновьИ божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
Таким образом, чувства лирического героя претерпевают изменения: сначала грустное и нежное воспоминание, затем горестное сознание утраты и, наконец, торжественный взлет радости и восторга.Стихотворение создано в излюбленной пушкинской форме: стихотворным размером ямбом с чередованием точных женских и мужских рифм. В пушкинском стихотворении редко, но все же встречаются различные тропы, которые помогают нам увидеть новые черты и грани изображаемого, глубже понять смысл (метафора “гений чистой красоты”, эпитеты: “чудное”, “мимолетное виденье”) 
(Предлагается прослушать романс М.И.Глинки на эти стихи)
СТРАНИЦА ШЕСТАЯ
1 ведущий.
1927год. Пушкин возвращается в Москву. Ему скоро 30 лет, но нет ни семьи, ни друзей. Встреча с Анной Алексеевной Олениной возвращает его к жизни. Весной 1828г. Пушкин почти ежедневно встречается с Анной в летнем саду. Писал о ней много стихов. Однажды Оленина обратилась к поэту на «ты». А в следующий раз он привез ей стихи:
Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою;
Свести очей с нее нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
Красавице льстило, что гений припал к её ногам. Пушкин сделал предложение, но получил отказ. Поэт страдал, замкнулся, несколько месяцев ничего не писал. И как итог этой неразделенной любви – бессмертные строки:
10 ученик читает стихотворение наизусть
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
1 ведущий(Примерный анализ стихотворения)
Для нас не важно, Олениной ли посвящены эти гениальные строки, другой ли… Это стихотворение передает переживания лирического героя, который расстается с любимой женщиной.Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Строки этого стихотворения — пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться oт своего счастья во имя счастья любимой. Лирический герой раскрывает свои чувства и переживания когда-то любимой им женщине.
     Стихотворение «Я вас любил» можно назвать маленькой повестью о неразделенной любви. Светлая печаль вызвана безответной любовью. Герой любит «безмолвно безнадежно, то робостью, то ревностью томим». Он не жалуется на горькую участь, ни в чем не упрекает любимую женщину.
     В основе произведения лежит троекратное повторение выражения «Я вас любил…». В соответствии с этими повторами стихотворение распадается на три части, в каждой из которых выражение «Я вас любил», сохраняя общее значение, приобретает новые оттенки.
     В первой части глагол прошедшего времени «любил» указывает на то, что чувство не исчезло. Во второй – указывает на многогранность переживаний: безнадежность, робость, ревность. В третьей части слово «любил» имеет новый смысл: любил и теперь любит.
Эти повторы создают энергию, многообразие лирического волнения, наполненность поэтического монолога, который заканчивается гениальной пушкинской находкой – исповедь сменяется страстным и прощальным пожеланием: «Как дай вам Бог любимой быть другим».
     Несмотря на эти части, стихотворение воспринимает целостно. И это достигается интонационно – мелодическим ритмом.
  Жанр стихотворения близок к исповеди, но судя по поэтическому строю – это элегия.     Стихотворение написано ямбом; точные мужские рифмы чередуются с женскими.
     Интересен тот факт, что в стихотворении нет ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор.Удивительно, с какой гуманностью, щедростью, благородством подходит Пушкин к чувству любви в этом стихотворении. И всё это дано самыми простыми словами, но необыкновенно искренними, как бы вырвавшимися из самой глубины души. Эти простые лаконичные строки заставляют задуматься о том, что настоящая любовь не может быть эгоистическим чувством.
СТРАНИЦА СЕДЬМАЯ
2 ведущий. Мы открываем последнюю страницу пушкинского дневника, в которой расскажем о самой большой любви поэта, Наталье Николаевне Гончаровой.
«Трудно найти не только в русской, но и во всей мировой истории женщину, которая вызывала бы столь противоречивые споры, длящиеся вот уже полтора века. По свидетельству современников, она была одарена божественной красотой… С этой женщиной связаны жизнь и гибель величайшего гения России- А.С.Пушкина»,- писал о Гончаровой К. Доризо.
Впервые Пушкин увидел ее зимой 1828 – 1829 г. на одном из московских балов. Ей только минуло 16 лет. «Я полюбил её, голова у меня закружилась, я сделал предложение и в ту же ночь я уехал в армию…»
Я думал, сердце позабыло
Способность легкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.
Наталья Николаевна была единственной героиней лирики последних лет Пушкина. Чувство глубокой любви и нежности к жене он сохранил на протяжении всей их совместной жизни. «Я женат и счастлив… Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».
Любовь открывает перед поэтом прелесть и богатство мира, формирует его идеал красоты, который замечательно воплотил Пушкин в стихотворении «Мадонна», посвященном Наталье Гончаровой. В светлом, божественном лике, изображенном на картине, поэт узнает прекрасные черты любимой женщины; он преисполнен благодарности за эту встречу, которую даровала ему судьба.
11 ученик читает наизусть стихотворение «Мадонна»
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Один, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(Примерный анализ стихотворения)
Стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна» было написано в 1830 году. К этому времени одна из первых красавиц Москвы, Наталья Гончарова, в которую был влюблен поэт, стала невестой Пушкина. Неудивительно, что стихотворение посвящено именно Наталье Гончаровой, которая для Пушкина была неким идеалом, «чистейшим образцом».
     Пушкин избрал для своего стихотворения старинную стихотворную форму сонета. Сонет по-русски пишется пятистопным или шестистопным ямбом. Особенности выбранной формы помогают читателю понять, насколько были важны для поэта его чувства к Наталье Гончаровой. В этом стихотворении выражена удивительная по чистоте и подлинной человечности любовь. Пушкин восхищается своей избранницей, даже боготворит ее. Используя различные художественные средства, поэт через лирического героя передает свои эмоции, воплощает наиболее ярко образ возлюбленной. Благодаря лексическим и синтаксическим особенностям стихотворения раскрываются его загадки и тайны. Стихотворение плавное, мелодичное, что создается из–за преобладания существительных и малого количества глаголов. Таким образом, создается ощущение покоя.
Далее наше внимание заостряется на том, что Пушкин избрал для своего стихотворения старинную стихотворную форму сонета. Он написан пятистопным и шестистопным ямбом, что придает ясность всему произведению.  Наличие инверсий в стихотворении влияет на интонационную характеристику и эмоциональный строй произведения:
Исполнились мои желания. ТворецТебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,Чистейшей прелести чистейший образец.
  
     Итак, при внимательном прочтении и разборе стихотворения А.С. Пушкина «Мадонна» можно сделать вывод о том, насколько глубоки чувства поэта к его возлюбленной.
Ведущий.
Еще раньше в мае 1829г. во время путешествия в Арзрум Пушкин написал стихотворение «На холмах Грузии…» и посвятил его тогда еще невесте Н.Н.Гончаровой.
12 ученик читает стихотворение наизусть
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною,
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой… унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит – оттого ,Что не любить оно не может.
(Примерный анализ стихотворения)
     «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» – это лирическое произведение, написанное в жанре элегии. Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя, размышлений на тему любви. Автор повествует только свои мысли, причем не окрашивая их эмоционально.
     В стихотворении прямо не сказано, почему грустно лирическому герою и отчего печаль его “светла”. Упоминание в первых строках стихотворения о далёкой земле, Грузии, и о грузинской реке Арагве побуждает читателя предположить, что грусть и печаль лирического “я” вызваны разлукой с нею, оставшейся “там”, в России.
     В пушкинском тексте есть лишь одна метафора: «сердце горит».    
     Синтаксическая структура стихотворения имеет свои особенности, в нем преобладают двусоставные предложения: лежит мгла, шумит Арагва, печаль светла, печаль полна, ничто не мучит, (ничто) не тревожит, сердце горит и любит. Встречается в стихотворении и одно безличное предложение: “Мне грустно и легко”. 
     Не менее значим и синтаксический параллелизм в предложениях “печаль моя светла” и “Печаль моя полна тобою”. Благодаря соседству одинаково построенных предложений рождается мысль, что именно воспоминания о “ней”, чувство к “ней” придают печали лирического героя этот светлый тон.
     Лирическое произведение написано ямбом с перекрестной рифмой.
     Автор провозглашает в стихотворении самоценность любви как чувства, которое полностью захватывает человека, — и не подчиниться ему невозможно.
13 ученик читает стихотворение В. Гусева «Натали».
Стена. Окошко. Мраморный уют.
Не здесь, а где-то, чудится, вдали.
Там в белом платье, сотканном из вьюг,
Свой первый вальс танцует Натали.
И через зал, как бы через века,
Идет, идет, миную дымку лет,
Легла на талью смуглая рука,
И кружит в вальсе девочку Поэт.
Уже не мальчик, не юнец, супруг
Всю ночь, припав к подушке головой,
Прошепчет: «Милый ангел! Добрый друг!
Любим, любим тобой, тобой одной».
И заплетется счастия венок:
Забот семейных, шума детворы.
И не уснет она на волосок,
Прождав письмо из дальней стороны,
Идиллия не кончилась добром.
Клеветников, завистников оскал,
Лжи колокольчик манит серебром
До ревности мучительный накал.
На Черной речке выстрел прозвучал.
Стена. Окно. Оборванная нить,
«Ты будешь жить! Ты, Пушкин, будешь жить!»-
То Натали из прошлого кричит.
Ведущий
Умирая, Пушкин сказал жене, чтобы она носила траур по нему положенные 2 года, а потом выходила замуж, но Наталья только через 7 лет после смерти мужа вышла замуж за генерала Ланского. Умерла Наталья Николаевна 26 ноября 1863г. Похоронена на кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
На могильной плите надпись:
«Наталья Николаевна Ланская»
Нет! Пушкина.
В сознании людском
Она навек с ним юной обвенчалась.
Неважно, чьей женой была потом,
Она женою Пушкина осталась.
Его детей заботливая мать,
Она о нем хранила свято память.
На этом мы закрываем лирический дневник великого русского поэта А.С.Пушкина. Очень жаль, что не удалось познакомить вас со всеми женщинами, которым посвящал свои стихи поэт, но с некоторыми из них вы можете познакомиться в нашей портретной галерее.

Каролина Собаньская Екатерина Бакунина Екатерина Бакунина

Анна Оленина Анна Оленина Анна Керн

Елизавета Воронцова Елизавета Воронцова Елизавета Воронцова

Наталья Гончарова Наталья Гончарова Наталья Гончарова

Наталья Гончарова Мария Раевская Мария Раевская

Мария Раевская Евдокия Голицына Евдокия Голицына

Александра Россет- Смир- Авдотья Истомина Амалия Ризнич нова
УРОК – ЭКСКУРСИЯ ПО ТЕМЕ:
«ЛИЦЕЙСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ А.С.ПУШКИНА»
Цель урока: 1. расширить знания учащихся о лицейском периоде
жизни поэта;
2. познакомить с темой дружбы в лирике Пушкина.
Оборудование кабинета:
На экран проецируется фото Царскосельского лицея, кадры меняются, поочередно проецируются портреты друзей – лицеистов или другие репродукции, связанные с лицейским периодом.
Все парты стоят полукругом (так они стояли в классе словесности), на среднем ряду сидят мальчики – лицеисты, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Вольховский, Мясоедов, среди них и Саша Пушкин.
Одеты они в черные костюмы, белые рубашки, на шее повязана косынка в виде галстука, ворот пиджака приподнят и к нему по кругу пришита красная лента как атрибуты формы лицеистов пушкинского выпуска.
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в Лицей, тот самый Царскосельский лицей, в котором почти два века назад учился А.С.Пушкин.
Мы познакомимся с его лучшими друзьями, узнаем, как зарождался их дружеский союз, заочно побываем в этом величественном храме науки, поприсутствуем на уроке словесности, на переводном экзамене по словесности и, наконец, станем свидетелями главного события того времени – первый выпуск лицеистов, на котором присутствовал сам император Александр I.
1экскурсовод: Обратите внимание на экран. Вы видите здание Царскосельского лицея, о котором пойдет речь далее.
Лицей – это маленький четырехэтажный городок. Там было все: на первом этаже жили инспекторы, гувернеры, хозяйственное управление. На втором этаже располагалась столовая, больница, канцелярия, знаменитый конференц-зал. Третий этаж – учебный: классы, кабинет физики, кабинет для газет и журналов, библиотека, «рекреационная зала», то есть место для отдыха и забав. Глобус, географические карты, на которых еще нет Антарктиды, истоков Нила, где Сахалин «еще не остров», но зато Южная и Центральная Америка полностью окрашена в «испанскую» и «португальскую» краски.
На всех этажах и на лестницах горят лампы. В зале – огромные зеркала во всю стену, и мебель обита штофом – тяжелым, узорчатым шелком.
2 экскурсовод: на четвертом этаже отведенного Лицею флигеля Царскосельского дворца над дверью черная дощечка с надписью: «№13 Иван Пущин», «№14 Александр Пушкин».
И сегодня на лицейских дверях таблички.
Иван Пущин вспоминал: «В каждой комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке чернильница и подсвечник со щипцами. При всех этих удобствах нам нетрудно было привыкнуть к новой жизни».
2 экскурсовод: Все это они увидели потом, а что же предшествовало дню открытия Лицея?
1 экскурсовод: 19 октября 1811г. в Царском Селе 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками.
Ещё более года назад, 12 августа 1810г., царь Александр I подписал проект, составленный министром Сперанским, о создании в двадцати верстах от столицы особого, закрытого учебного заведения, где небольшое число дворянских детей должно получать наилучшее образование, чтобы потом участвовать в управлении «просвещением России».
Слух о Лицее пронесся по столицам и губерниям, заволновались старинные фамилии, бросились искать влиятельных заступников, чтобы устроить сыновей в невиданное заведение, где, как сначала предполагалось, будут обучаться и великие князья, молодые братья императора Александра.
2 экскурсовод :Члены царской фамилии «не попали» в Лицей, но летом 1811г. образовался конкурс, потому что на 30 мест желающих было больше.
Одним поможет звучный титул (князь Рюрикович), другим – важные посты, занимаемые родственниками, там был крестник самого Сперанского - Андрей Мартынов; директор Лицея Василий Федорович Малиновский хочет испытать новое заведение на собственном сыне, хотя ему уже было 15 лет, и он назывался «иностранной коллегии студентом».
Здесь использовали и покровительство императрицы Марии Федоровны, и протекцию наследника престола. Ивану Пущину помог дед-адмирал, даже Г.Р.Державин, престарелый поэт, составил протекцию для Тыркова, т.к. был их соседом по губернии. Многие отставные или невысокие чиновники находят покровительство представителей богатейших фамилий вроде Строгановых, Юсуповых, Шереметьевых. Владимир Вольховский, сын бедного гусара, идет в лицей вообще без протекции, а как первый ученик Московского университетского пансиона.
1 экскурсовод: Аристократы же, узнав, что царские братья туда не определяются, своих детей в какой-то там Лицей не отдадут, ведь им пришлось бы на равных учиться с детьми мелкопоместных и малочиновных. В лучшем случае князьям и графам пришлось бы в Лицее водиться с Пушкиным - фамилия древняя, но столь обедневшая. О чем Пушкин позднее напишет:
И присмирел мой род суровый,
И я родился мещанин.
Но рассказ наш о друзьях, о «созвездии прекрасном». Класс как класс – 30 человек, мальчишки как мальчишки, проучившиеся вместе с 12 до 18 лет, и после никогда о том не забывали.
Д р у ж б а – её здесь не просто ценят, но, можно сказать, боготворят, ставят на первое место из первых, много выше карьеры, удачи, даже любви…
2 экскурсовод: Пушкинский выпуск. Пушкинский лицей.
19 октября 1811г. – первый, самый первый лицейский праздник. Они уже познакомились, пригляделись - незадолго перед тем вместе трепетали на приемных экзаменах, когда о Пушкине записали.
Читает Пушкин: « В познании языков: российского – очень хорошо, французского – хорошо, немецкого – не учился, в арифметике – знает до тройного правила, в познании общих свойств тел – хорошо, в начальных основаниях географии и истории – имеет сведения».2 экскурсовод: Срок обучения в Лицее определялся шестью годами и делился на два курса: начальный и окончательный. В Лицее – единственном из учебных заведений тех лет – не было телесных наказаний. Там был девиз: « Для пользы общей». Программа в Лицее была в основном гуманитарная: преподавались науки нравственные, политические и юридические, словесность, изящные искусства (живопись и музыка), но учили и физике, математике, танцам – всему, что должно было сделать его воспитанников широко образованными и светскими людьми.
1 экскурсовод: Василий Федорович Малиновский хочет занять, просветить, развить своих воспитанников. Не пропускаются и дни рождения. Были соревнования по иностранным языкам: кто случайно заговорит по-русски, того штрафуют.
Особого внимания заслуживают лицейские наставники. Большим уважением у лицеистов пользовался директор В.Ф.Малиновский. Но более всех выделяли профессора Александра Петровича Куницына, единомышленника директора.
Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…
А.С.Пушкин
Читает И.Пущин: (из его воспоминаний)
« Пушкин охотнее всех занимался в классе Куницына и то по-своему: уроков никогда не повторял, мало что записывал, а чтобы переписать тетради профессора, у него и в обычае не было. Поэтому Куницын так его характеризовал: «Пушкин весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен. Он способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелеки».
2 экскурсовод: Математику кроме Вольховского никто не слушает: в ту гуманитарную эпоху математика еще не заняла того места, как в следующем веке, многие лицеисты вообще не видят в ней проку. Среди них был и Пушкин.
Сценка: Участвуют: Пушкин и учитель математики Кравцов.
У доски стоит Пушкин и решает алгебраическую задачу. Пушкин долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Кравцов спросил его, наконец: « Что же вышло? Чему равен икс?» Пушкин, улыбаясь, ответил: « Нулю!» «Хорошо! У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи!»
2 экскурсовод: Словесник Александр Иванович Галич, преемник преподавателя словесности профессора Кошанского, видел в юном Пушкине будущего большого поэта, потому что его поэтическое дарование было сильнее, чем у других лицеистов.
Представьте себе: доска, на возвышении – кафедра для преподавателя. Полукругом в три ряда шесть парт (как у нас в зале). За одной из них – Саша Пушкин.
Встает И.Пущин и рассказывает, как бы припоминая:
«Как теперь вижу тот послеобеденный класс Кошанского, когда, закончив занятия несколько раньше обычного, профессор сказал:
- Ну-с, господа, будем пробовать перья! Опишите мне, пожалуйста, розу стихами!
Наши совсем не клеились, а Пушкин - мигом! Прочел два четверостишия, которые всех восхитили»:
-Читает Пушкин:
Роза
Где наша роза? Не повтори:
Друзья мои! Так вянет радость,
Увяла роза, В душе скажи:
Дитя зари!.. Прости, жалею…
Не говори: И на Лилею
Вот жизни младость, Нам укажи.
1 экскурсовод: В Лицее Пушкин учился неровно, не отличался и постоянством поведения. Вспоминая лицейский годы, он писал (читает Пушкин):
…порой бывал прилежен,
Порой ленив, порой упрям,
Порой смирен, порой мятежен,
Порой печален, молчалив,
Порой сердечно говорлив…
1 экскурсовод: Уроков было немало, зато немало и забав. Однажды Мясоедов описал восход солнца в стихах:
«Блеснул на западе румяный царь природы…»
- Пушкин, услыхав, что солнце у Мясоедова восходит на западе, дописал окончание (по некоторым источникам Илличевский):
Блеснул на западе румяный царь природы,
И изумленные народы
Не знают, что начать:
Ложиться спать или вставать.
2 экскурсовод: ( на экран проецируется картина И.Репина «Пушкин на экзамене» и др. иллюстрации, связанные с этим событием.
А сейчас я обращаю ваше внимание на картину И.Репина (1911г.)
«Пушкин на лицейском экзамене», и вместе с героями этой картины побываем на первом экзамене по словесности.
Впервые Пушкин увидел Державина в 1815г. на публичном экзамене. Когда стало известно о приезде в Лицей Державина, учитель словесности Галич уговорил Пушкина написать стихи, достойные прочтения перед великим стариком. И за несколько дней до экзамена министр Разумовский потребовал, чтобы при нем провели репетицию. Там-то Пушкин прочел «Воспоминания в Царском Селе» первый раз.
Стали съезжаться важные генералы, официальные лица, родственники лицеистов, в их числе был Сергей Львович Пушкин.
Приехал и Державин. Он был очень стар. Экзамен его утомил, он дремал да тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживился, глаза заблистали, он преобразился весь. Читались и разбирались его стихи. Он слушал с живостью необыкновенной.
Вспоминает Пушкин:
« Наконец вызвали меня. Я прочел мои « Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом… Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении: он меня требовал, хотел обнять…Меня искали, но не нашли…»
- Пушкин читает отрывок из стихотворения «Воспоминания…»
2 экскурсовод:
Говорили, будто Гаврила Романович воскликнул: « Я не умер!»
Через несколько месяцев Державин говорил приехавшему к нему в гости С.Т.Аксакову, что «скоро явится свету второй Державин: это Пушкин, который еще в лицее перещеголял всех писателей».
1 экскурсовод:
- Забавы, шутки, розыгрыши, пирушки и влюбленности…но была и большая духовная работа. Главное достояние этих лет – дружба. Больше всего о дружбе говорили и писали в Царском Селе в летние дни 1817г. – дни окончания Лицея.
Май 1817г. «Санкт – Петербургские ведомости» приглашают «публику и родителей» на выпускные экзамены Царскосельского лицея.
2 экскурсовод: далее мы с вами отправимся на церемонию выпуска.
9 июня 1817г. был акт, церемония выпуска 29-ти первых лицейских воспитанников. Та же зала, где шесть без малого лет назад происходило торжественное открытие нового заведения, однако в этот день оно было менее пышным и многолюдным. Все будет скромно, спокойно – но лицеистам как раз это и понравится, запомнится…
Выступят преподаватели, подведут итоги лицейского шестилетия.
Затем вызовут каждого выпускника в порядке успехов, объявляя чин и награду, представляя царю.
АлександрIв своей речи поблагодарит педагогов, поздравит учеников и удалится.
Лицейский хор поет прощальную песнь – гимн на слова Дельвига.(Читает Дельвиг):
Шесть лет промчалось, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины.
И уж Отечества призвание
Гремит нам: шествуйте сыны!
Простимся, братья! Рука в руку!
Обнимемся в последний раз!
Судьба на вечную разлуку,
Быть может, породила нас!
2 экскурсовод:
Директор надел всем на пальцы чугунные кольца – символ крепкой дружбы. Впереди у них была вся жизнь, но никто не забыл Лицей, друзей, своё Отечество.
Меж тем в канцелярии изготовлены аттестаты.
Читает Пушкин: Вот свидетельства выпускника Пушкина:
«В течение шестилетнего курса обучался в сем заведении и оказал успехи: в законе божьем и священной истории, в логике и нравственной философии, в праве естественном, частном и публичном, в российском и уголовном праве хорошие; в латинской словесности, в государственной экономии и финансах весьма хорошие; в российской и французской словесности, также в фехтовании превосходные. Сверх того, занимался историей, географией, статистикой, математикой и немецким языком».
1 экскурсовод:
Однако среди его друзей были и медалисты. Большая золотая медаль была вручена Владимиру Вольховскому, вторая золотая – Александру Горчакову. Говорили, будто Горчакову не дали первой медали, чтобы не подчеркивать предпочтение знатности. Честолюбивому князю важно окончить Лицей первым, но еще более он радуется своему второму месту, так как Вольховскому «золото» нужнее: он небогат, без связей.
Вольховского по его желанию зачисляют прапорщиком в гвардию. Горчакова – чиновником IXкл. (титулярным советником) в коллегию
иностранных дел.
Для восемнадцатилетних, никогда не служивших молодых людей,- недурное начало карьеры: низший класс в «табели о рангах» XIV-ый; они же начинают на 5 ступеней выше, точнее говоря, 17 человек получают IXкл., ученики послабее получают Xкл. среди них был Пушкин. Только в конце жизни, получив низший придворный чин камер-юнкера, поэт продвинется на ранг выше.
Этот выпуск дал России поэтов и министров, офицеров и «государственных преступников», страстных путешественников и поместных домоседов.
- Вольховсий Владимир – прозвище Суворочка, член тайного общества декабристов.
- Дельвиг Антон – прозвище Тося, Тосенька. Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».
- Корсаков Николай, редактор лицейских журналов, музыкант. Умер от чахотки во Флоренции.
- Кюхельбекер Вильгельм – прозвище Кюхля. Член общества декабристов, осужден, приговорен к вечной ссылке.
- Иван Пущин – прозвище Большой Жано, Иван Великий. Самый близкий друг Пушкина. 14 декабря был на Сенатской площади, осужден, приговорен к 31 году тюрьмы и ссылке.
- Горчаков Александр – прозвище Франт, ведущий министр.
- Пушкин Александр – прозвище Француз, Егоза. Погиб на дуэли 1837г.
Они встречались после окончания Лицея через 10 и через 20 лет. А 19 октября 1880, 1881, 1882 года Горчаков Александр отмечал один – последний живой лицеист.
(Звучит куплет и припев песни Булата Окуджавы «Кавалергарды».
Муз. Шварца из кинофильма «Звезда пленительного счастья»)
- На этом наша экскурсия завершена

Данзас
Антон Дельвиг Александр Бакунин Александр Горчаков

Алексей Илличевский Николай Корсаков Модест Корф
INCLUDEPICTURE "http://www.workchild.30nar-s2.edusite.ru/lubov/images/Pushki10.jpg" \* MERGEFORMATINET
Иван Пущин Вильгельм Кюхельбекер Александр Пушкин

Антон Дельвиг Александр Бакунин Александр Горчаков

Алексей Илличевский Николай Корсаков Модест Корф
INCLUDEPICTURE "http://www.workchild.30nar-s2.edusite.ru/lubov/images/Pushki10.jpg" \* MERGEFORMATINET
Иван Пущин Вильгельм Кюхельбекер Александр Пушкин