Урок-литературная гостиная Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина


Паспорт урока
Тема урока: Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина.
Цели:- знакомство учащихся с любовной лирикой А.С.Пушкина;
- формирование представлений о многообразии мотивов любовной лирики Пушкина;
- развитие навыков анализа лирических произведений;
- обучение выразительному чтению
Воспитательная:
- прививать любовь к литературе, творчеству А.С.Пушкина;
- формирование эстетических взглядов
Тип урока: урок – литературная гостиная
Ожидаемые результаты:
- развитие представлений о многообразии мотивов любовной лирики Пушкина;
- повышение уровня исполнительского анализа лирических произведений;
- углубление представлений о личности и творчестве Пушкина;
-поднятие общего культурного уровня учащихся
Методы и приемы:
- слово учителя;
- сообщения учащихся;
-презентация к теме урока;
- выразительное чтение;
- комментарии учителя.
-
Оборудование:
- портрет А. С. Пушкина;
- ТСО;
- музыкальное сопровождение: Беллини «Norma Costa», Дж Баккерини «Менуэт» (скрип концерт), Бородин «Ноктюрн для струнных», Бах «Шутка», Глюк «Мелодия», романс М.И. Глинки “Я помню чудное мгновенье”, Свиридов «Метель» Использованная литература:
1.В.И.Куликов. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. М.,1987.
2. Н.Л.Степанов. Лирика Пушкина: очерки и этюды. М.,1974.
3.Н.В.Сечина. Справочные материалы. А.С.Пушкин. Лирика. М.: Дрофа, 1998.
4. «Я помню чудное мгновенье…»/ Сост. Р.Белоусов.- М..1988.
5. А.С.Пушкин: Школьный энциклопедический словарь / Сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин.- М.,1999.
Класс: 9 «В»
Учитель: Гаспарова С.А.
Урок – литературная гостиная.
Тема: «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина».
План урока.
1.Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Сообщение темы и цели урока.
а) представление о себе Бакуниной Екатерины Павловны;
б) представление о себе Анны Павловны Керн;
в) представление о себе Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой;
г) представление о себе Анны Алексеевны Олениной;
д) представление Натальи Николаевны Гончаровой.
4.Подведение итогов урока.
5. Дом. зад
Ход урока.
1.Орг. момент.
2. Вступительное слово учителя.
…Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает;
Но и любовь – мелодия…
А.С.Пушкин. Каменный гость
Дорогие ребята, гости! Сегодня у нас необычный урок, урок – литературная гостиная, посвященный адресатам любовной лирики А.С.Пушкина. Любовь – это такое чувство, которое не может оставить никого равнодушным.
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство и верность, любовь рассматривалась поэтом как чувство преходящее. Она, подобно буре, властно захватывала его, давала ему мощный источник вдохновения, лишала его свободы, подчиняя «страстям нежным». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе « науки страсти нежной», ему хорошо знакомо всё, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность. Любовь для Пушкина - поэта – предмет высокой поэзии. Она словно выделена за пределы быта, “житейской прозы”. Стихи Пушкина – это не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражение философских представлений поэта о Женщине, как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.
Кому посвящал Пушкин свои стихи?
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы
В часы досугов золотых,
Под шёпот старины болтливой,
Рукою верной я писал…
Мария Николаевна Раевская писала: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин, молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою Музу и поэтизировал всё, что видел».
3. Сообщение темы и цели урока.
а). « И с тихими тоски слезами
Ты вспомни первую любовь…» ( Е.Бакунина)
Представление о себе Бакуниной Екатерины Павловны
Впервые Пушкин влюбился в Екатерину Павловну Бакунину, сестру своего лицейского товарища 29 ноября 1815 года. От этой любви он очень страдал и мучился. Однажды встретился с нею на лестнице – онемел. Любовь была безответной.
Екатерина Павловна подолгу жила в Царском Селе, и следы, оставленные «ногой ее прекрасной», поэт искал в царскосельских рощах и лесах. В те дни... в те дни, когда впервые Заметил я черты живые Прелестной девы, и любовь Младую взволновала кровь... Она часто навещала брата и всегда приезжала на лицейские балы. Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели общий восторг во всей лицейской молодежи. Пушкин, с пламенным чувством молодого поэта, живыми красками изобразил ее волшебную красоту в стихотворении своем под названием «К живописцу». Стихотворение, вероятно, обращено к А.Д.Илличевскому, чей талант художника был признан лицеистами(Илличевский ответил Пушкину стихотворением «От живописца»). Стихи очень удачно положены были на ноты лицейским товарищем его Н.А.Корсаковым и распевались лицеистами.
К живописцу.
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души,
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердце напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты.
Вкруг тонкого Гебеи стана
Венерин пояс повяжи,
Сокрытой прелестью АльбанаМою царицу окружи.
Прозрачны волны покрывала
Накинь на трепетную грудь,
Чтоб и под ним она дышала,
Хотела тайно воздохнуть.
Представь мечту любви стыдливой,
И той, которою дышу,
Рукой любовника счастливой
Внизу я имя подпишу.(1815 год, напечатано в 1827 году)
( Хариты - в древнегреческой мифологии - 3 богини красоты; то же, что в древнеримской мифологии грации.Геба – в древнегреческой мифологии богиня юности, дочь Зевса и Геры; подносила богам на Олимпе нектар и амброзию.
Венера - в древнегреческой мифологии богиня любви и красоты; в древнегреческой мифологии Афродита.) Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, а также весну и большую часть лета 1816 года. За это время из-под его пера вышел ряд элегий, которые носят печать глубокой меланхолии. Никаких определенных выводов об отношениях, существовавших между поэтом и любимой девушкой, нельзя сделать на основании этих стихов. Элегический трафарет заслоняет живые черты действительности. Вероятно, весь этот типично юношеский роман повлек за собой лишь несколько мимолетных встреч на крыльце или в парке. Екатерина Бакунина, разумеется, не могла ответить никому из влюбленных лицеистов взаимностью. Им было 17, а ей 21. В этом возрасте такой разрыв составляет пропасть, тем более что девушки, как известно, взрослеют быстрее. У Бакуниной был младший брат, ровесник влюбленного поэта, и такая ситуация была вдвойне невыгодна для пылкого поклонника. Она, уже поэтому, должна была смотреть на него, как на ребенка. По тем скудным сведениям, которыми поделились современники, Екатерина Павловна была девушкой достаточно строгой, серьезной и абсолютно чуждой игривого кокетства. Осенью Бакунины переехали в Петербург, и Пушкин, судя по стихам, долгое время был совершенно безутешен. - Учитель:
Пушкин встретился с Бакуниной через много лет в 1828 году в Приютино, но тогда он был слишком занят Анной Олениной, чтобы помнить о своей лицейской любви. Екатерина Бакунина вышла замуж в зрелом возрасте (40 лет) за двоюродного брата Керн, имела двоих детей – сына Александра и дочь Екатерину, стала замечательной художницей. Но осталась она в памяти потомков именно влюбленностью в нее Пушкина.
б). « Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты…»
Представление Анны Петровны Керн.
Ранней весной 1819 года в Петербурге у Олениных Пушкин познакомился с Анной Петровной Керн. « Гением чистой красоты» стала Керн для Пушкина, а позже дала рождение замечательному стихотворению “Я помню чудное мгновенье…”
В стихотворении “Я помню чудное мгновенье” поэт сравнивает возлюбленную с “мимолётным виденьем”, “с гением чистой красоты”. Её голос нежный не сливался с житейским шумом, а “милые черты” являлись ему в снах.
Спустя 6 лет Пушкин вновь встретится с ней в Михайловском, где произошёл их бурный роман - двадцатилетнего Пушкина и девятнадцатилетней замужней женщины, жены 52- летнего генерала Керна.
В один из июльских вечеров 1825 года после ужина в Тригорском возникла идея съездить в Михайловское. Это был прощальный вечер.
-На другой день я должна была уехать в Ригу вместе с сестрой Анной Николаевной Вульф. Пушкин пришел утром и на прощанье принес мне экземпляр 2 – й главы «Онегина», в неразрезанных листах, между которых я нашла вчетверо сложенный лист бумаги со стихами. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать, насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, не знаю.
Важно отметить, что и сам Пушкин не решил назвать испытанное им чувство влюбленностью и потому вскоре после моего отъезда писал Анне Вульф, что он пишет много стихов, и все это очень похоже на любовь, но тем не менее он клялся, что ее нет. Если бы он был влюблен, то в день нашего прощания им овладели бы судороги бешенства и ревности, но Пушкин был только задет.( Из воспоминаний А.П.Керн)
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты
Звучал мне голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь(1825 год)
-Только ли любовной теме посвящено это стихотворение?
( Последовательно прослеживается в стихотворении жизнь самого поэта. Легко узнать по первым строкам давнюю встречу с Керн, а со второй строфы ( «В томленьях грусти безнадежной…») – молодого Пушкина в светском Петербурге. Третья строфа («Шли годы…) указывает на романтический юг, четвертая обращает память к началу ссылки в Михайловское. Каждый период в жизни поэта рисуется им кратко и очень точно.) - Чему способствовали встречи с Женщиной?
(Увиденный Пушкиным «гений чистой красоты» помог вновь постичь красоту жизни и вызвал поэтическое вдохновение.)
-Какова композиция стихотворения?
(В композиционном плане оно делится на тир равные части, по две строфы в каждой. Они взаимосвязаны друг с другом и в то же время самостоятельны по смыслу.)- Какая часть стихотворения показывает пробуждение от мучительного сна? Чем эта часть отличается от двух основных?
(Третья часть построена иначе: движение в ней идет не от кульминации к спаду, а от пробуждения к нарастанию душевного подъема, стремительно восстанавливающего все утраченное и достигающего в финале ликующего торжества: И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь)С этой историей любви связана ещё одна, не менее поэтичная. Композитор Глинка, влюбившись в дочь А. П. Керн, написал музыку на стихи “Я помню чудное мгновенье”
(Звучит романс М.И. Глинки на стихи А. Пушкина “Я помню чудное мгновенье”)
- Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Вслушайтесь в само звучание?
- Услышали ли вы звуковые и лексические повторы, сквозные рифмы и даже повтор строк?
- Случайно ли это? И почему автор избрал для повтора именно эти слова?
в). Представление Елизаветы Ксаверьевны Воронцовой.
Будучи в Одессе, Пушкин влюбляется в Елизавету Ксаверьевну Воронцову – жену новороссийского генерал – губернатора.
« Елизавета Ксаверьевна была одной из привлекательнейших женщин своего времени. Все её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою приветливостью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюблялись в нее»,- отмечал писатель В.Соллогуб.
Чувство Пушкина к Елизавете Ксаверьевне оставило глубокий след в душе и творчестве поэта. Оно запечатлено в стихах, обращенных к Воронцовой: «Желанье славы», «Сожжённое письмо», «Храни меня, мой талисман», «Прощание».
Перед отъездом Пушкина из Одессы Воронцова дарит ему свой портрет в золотом медальоне и перстень - талисман с сердоликом. Пушкин им очень дорожил и всегда носил на пальце. Талисманом запечатывал он свои письма. Сестра поэта рассказывала, что, когда приходило ему письмо с такой же печатью, как на его перстне, он запирался в своей комнате, никуда не выходил, никого не принимал. Это кольцо Пушкин бережно хранил. В смертный час он подарил свой заветный талисман В.А.Жуковскому, другу, учителю.
«Сожжённое письмо»
Прощай, письмо любви! Прощай: она велела.
Как долго медлил я! Как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!..
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет…
Минуту!.. вспыхнули! Пылают – легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим.
Уж перстня верного утратя впечатленье,
Растопленный сургуч кипит…О проведенье!
Свершилось! Темные свернулися листы;
На легком пепле их заветные черты
Белеют…Грудь моя стеснилась. Пепел милый,
Отрада бедная в судьбе моей унылой,
Останься век со мной на горестной груди…(1825 год)
- Вам не показалось, что поэт словно разговаривает с письмом? Чем это вызвано?
(Письмо для него не просто лист бумаги со словами любви. Оно от любимой. Оно для него – часто возлюбленной, и поэт обращается к нему как к живому существу.)-Покажите одушевленность сжигаемого письма.
(Поэт словно просит простить его: что делать - она велела! Поэт обращается к нему: прощай, гори, листы твои, пепел милый, останься. Для него – это письмо живой любви, «все радости мои»)-Велела! Почему выбран именно этот глагол? Можно ли его заменить? Подберите и сравните синонимы.
( Потребовала, приказала, попросила. Нет, именно «велела»! В этом слове есть что – то царственное. Повелевает царица, королева, ее невозможно ослушаться.
- Возможна ли для поэта такая хитрость как ослушание?
(Нет, ни к коей мере. Она «велела»! В пушкинскую эпоху этого было достаточно.)- Найдите строки, свидетельствующие о мучительном переживании перед принятием такого решения.
(«Как долго медлил я, как долго не хотела/ Рука предать огню все радости мои…»)
- Какай эффект достигается повторением: как долго…как долго?
( Мы чувствуем напряженность момента)
- «Но полно, час настал…»Что означает этот час для поэта?
(пришло время принять важное решение; вместе с уничтожением письма гибнет и часть души поэта)
- Моление поэта беззвучно, явственен лишь один возглас: «О провиденье!» Что означает это слово? Почему поэт обращается к провиденью, в чем его мольба?
(Провиденье – это Бог, Судьба. Поэт сокрушен, он ищет в Боге духовную опору)- Письмо превратилось в пепел. «Свершилось!» Но даже пепел от письма свят для поэта. «Останься век со мной на горестной груди…» О какой традиции говорит здесь поэт?
(Для русского человека пушкинской эпохи был характерен обычай носить ладанку, то есть сумочку с ладаном или какою – нибудь святынею. Ладанка носилась вместе с крестом на шее и считалась оберегом. Святыня могла помещаться и в ювелирное изделие, например в медальон. Таким образом, «милый пепел» стал для поэта оберегом.)- Перед нами два письма о любви. Одно от Нее, ему суждено быть сожженным. А другое…от кого? Кому принадлежит?
(Второе письмо - горестный монолог самого поэта, где каждое слово дышит неподдельной любовью)

г). Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила.
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
И говорю ей: как вы милы!
И мыслю: как тебя люблю.
Представление Анны Алексеевны Олениной.
Но в 1827 году Пушкин уехал в Петербург. Его думами и сердцем завладела Анна Алексеевна Оленина, которая остерегалась поэта, но интересовалась им. Она не считала Пушкина «большой партией». Влюблённый поэт посватался к ней, но получил отказ. Но гений Пушкина щедр, и поэт в 1829 г. посвящает Олениной стихотворение
«Я вас любил…».
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим. (1829 год)
Учитель: Не стоит, читая стихотворение “Я вас любил…” искать ответ на вопрос, кого именно имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви. В стихотворении нет ни упрёков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за “безмолвную” любовь; он желает, чтобы “другой” любил её так же искренно и нежно, как он.
- В стихотворении «Я вас любил…» много психологических деталей. Пик чувства пройден, поэта не мучит «болезнь» любви. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем». Докажите это примерами из стихотворения.
-Фраза «Явас любил..» повторяется трижды. Как она звучит каждый раз: одинаково или по- разному? ( по- разному, и наполнена новым смыслом1) мы готовы признать, что любовь угасла, что чувства уже прошли, но: Любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем…;)- Что означает глагол прошедшего времени «любил»? ( означает «люблю»)
-На что готов поэт во имя любви?( в чем – то отказать себе ради любимого человека)
- Обратите внимание на звукопись. (доминируют звуки б, л)
- Назовите противоположные по семантике слова.( робость – искренность, безмолвно – безнадежно, искренно – нежно)
- Уступает ли герой возлюбленную другому? ( Нет, чувства поэта никто не может заменить , но его любовь, его чувства, настоящие чувства можно пронести через всю жизнь)
- Так о чем же это стихотворение? ( о любви, также и о становлении личности того, кто любил и любит, это стихотворение о том, что делает человека человеком)
- Главной задачей урока было рассмотрение стихотворений о любви. Изучив любовную лирику А. С. Пушкина, вы узнали о женщинах, которым поэт посвятил стихи. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала. Любовь вдохновляла поэта на творчество. Вы согласны с этим утверждением?
(Ученик: Да, согласен. Уверен, что писать стихи можно только тогда, когда сам влюблён. Я бы не смог написать стихотворение о любви, если бы сам не любил.)- А есть ли вообще идеал женщины?
-Есть ли люди, которых мы могли бы посчитать идеальными в жизни?
- Наверное, нет. Все эти женщины, которых в разное время любил и боготворил А.С.Пушкин, не были идеальными в вопросах красоты, обаяния, но они вдохновляли поэта на творчество.
- И все – таки у А.С.Пушкина была такая женщина, которую он считал идеальной, ради которой он умер, защищая её честь.
д). Представление Натальи Николаевны Гончаровой.
Встреча с Н.Н.Гончаровой произошла зимним вечером 1828 года, на балу у танцмейстера Йогеля.
Пушкин вспоминал: «Никогда ещё с таким грустным чувством не приезжал я на бал. Тайное предчувствие томило меня и волновало душу. Пётр Вяземский что – то говорил мне и показывал на молоденьких барышень, которые впервые появились в светском обществе. И вдруг какая-то сила заставила меня обернуться. Я увидел её. Я шагнул навстречу своей судьбе».
Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую страдать.
Я говорил: тому, что было
Уж не бывать! Уж не бывать!
Прошли восторги и печали
И легковерные мечты…
Но сердце вновь затрепетало
Пред мощной властью красоты…
Не так уж легко и просто было соединить Пушкину свою судьбу с Натальей Николаевной!
Около двух лет тянулось сватовство.
«Участь моя решена. Я женюсь! Та, которую я любил целых два года, которую везде отыскивали глаза мои, с которой встреча казалось мне блаженством – боже мой! – она моя. Я никогда не хлопотал о счастии, теперь мне нужно на двоих»
18 февраля 1832 года состоялась свадьба Пушкина с Гончаровой в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот.
«Я женат – и счастлив: одно желание моё, чтоб ничего в жизни не изменилось, лучшего не дождусь.
«Мадона»
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая каждому сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель-
Она с величием, он с разумом в очах-
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов по пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона,
Чистейшей прелести чистейший образец.(1830 год, 8 июля)

В сонете две героини, образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называл «моя Мадона». “Чистейшей прелести чистейший образец…”
- Что вызывает в памяти пушкинское стихотворение?
- Что поразило вас в её строфах?
Понятен ли вас замысел поэта в его заключительных строках?
В какой форме употреблено здесь прилагательное “чистый”?
- Какие синонимы можно подобрать к слову “образец”
(Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из 4 слов. Два из них, эпитет «чистейший», почти буквально повторяются.
Этим поэт усиливает отмечаемое сходство.
Синонимы: эталон, идеал, пример.
А пять лет спустя Пушкина не стало… Последнее «прости» он сказал своей Натали…
4. Подведение итогов урока.
- Наш урок завершен. Он помог нам сегодня поговорить о некоторых особах, к которым великий русский поэт испытывал нежные чувства. Еще раз напомню вам слова Марии Николаевны Раевской: «Как поэт, он считал своим долгом быть влюблённым во всех хорошеньких женщин, молодых девушек, с которыми он встречался. В сущности, он обожал только свою Музу и поэтизировал всё, что видел».
-Да, это было именно так: « …Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает; Но и любовь – мелодия…» (А.С.Пушкин. Каменный гость)- Ваша пора жизни – пора влюблённости, любви. Может быть, сейчас вы сможете закончить предложения:
Любовь – это …
Любви все возрасты покорны…
5.Домашнее задание: учить стихи А.С.Пушкина о любви