Программа волонтерского клуба Парус Надежды


Областное государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Пучежская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида»
155360, г. Пучеж Ивановской области, ул. Ленина, д. ЗЗ тел.8(49345)214-92,210-05 факс:214-92
E-mail: internatpuch@yandex.ruУтверждаю
Согласовано
Директор школы: -------------------------
Пред. Профкома____________
/И.В. Левщанова /
ПРИКАЗ № ------ОТ « « --------------2014Г.
Программа волонтёрского отряда "Парус Надежды"
«Без здоровья и мудрость незавидна, и искусство бледно,и сила вяла, и богатство бесполезно, и слово бессильно:
(Герофил)
Руководители:
И.В. Кузьмичева
Н.В. Кузнецова
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте.
В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ до 2020 года важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
“ Стратегия модернизации содержания общего образования ” определят основную конечную цель образования – как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику средней школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года указывается, что “ Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество содержания образования ”.
Именно первую группу и составляют политические и социальные компетенции. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению.
Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Миссия нашего волонтерского отряда– внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче.
Цель: оказать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Первые волонтеры отряда, те, которые начнут все с нуля, им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром, во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами, обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой)). Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования)), в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в классы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:
-Беседы со специалистами.
-Групповые занятия волонтеров для учащихся
-Изготовление плакатов, видео.
-Выпуск газеты.
-Оформление информационного стенда.
-Акции волонтеров.
-Листовки.
-Игры.
-Викторины.
-Неделя “Только здоровые привычки”.
-Спортивные мероприятия.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы- формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
-Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму:
-увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды ;-привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН;
-создание модели детского и родительского волонтерского движения внутри школы и вне ее;
- уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
-Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом.
Волонтёрство (по пропаганде ЗОЖ) - это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.
Условия для организации волонтерского движения
Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
Заповеди волонтеров школы
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.

Правила деятельности волонтера:
Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
Будь генератором идей!
Уважай мнение других!
Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
Обещаешь – сделай!
Не умеешь – научись!
Будь настойчив в достижении целей!
Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
-Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения, алкоголизма, наркотиков и СПИДа)
-Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)-Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
-Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее - это мы! ”)
День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
Заключительные положения
Если вы решили стать волонтером, выберите тот сектор проблем, который больше всего подходит вам.
1. Наведи справки о проблемах, которые интересуют тебя!
Поищи информацию об интересующей тебя проблеме, найди те организации или тех волонтеров, которые пытались решить такие проблемы. Если такой группы не существует, почему именно тебе не создать её? Возьми инициативу на себя вместе со своими товарищами и друзьями!
2. Подумай о тех умениях и навыках, которыми ты можешь поделиться!
Если тебе нравятся мероприятия на свежем воздухе, нравится работать на компьютере или в группе, попробуй найти мероприятия для волонтеров, включающие твои интересы.
3. Хотел бы ты научиться чему-то новому?
Может быть, ты желаешь научиться чему-то новому, узнать новых людей и новые ситуации? Включись в действия волонтеров, которые откроют перед тобой новые возможности для углубления твоих знаний в различных областях деятельности.
4. Совмести приятное с полезным!
Включись в волонтерские действия, которые помогут тебе достичь новых высот. Например, если ты хочешь похудеть, то прими участие в мероприятиях, проводимых, а свежем воздухе, которые требуют больших физических усилий
5. Не разбрасывайся!
Сохрани равновесие между твоей деятельностью волонтера, учебой и другими мероприятиями, в которых принимаешь участие. Подумай о своем расписании и о свободном времени, которым располагаешь.
6. Вовлеки в волонтерскую деятельность и своих друзей!
Вступи в волонтерское движение вместе со своими друзьями! У тебя будет возможность работать в разных проектах рядом с ними, и ты будешь чувствовать себя свободно с самого начала.
7. Будь творческой личностью!
Возможность стать волонтером существует всегда, ты должен только быть начеку, быть проницательным и подходить творчески в решении любого вопроса! Будь уверен в том, что где-то кто-то нуждается в твоих силах идеях и в твоей поддержке.
8. Будь честным и открытым!
Посвяти себя делу, на которое пал твой выбор! Работай с улыбкой на лице и с уверенностью, что тебе удастся изменить что-то в лучшую сторону. Удовлетворение, которое ты получишь, будет безмерным!
В случае нарушения настоящего Кодекса Волонтера доброволец теряет свой статус и отстраняется от участия в волонтерской деятельности.
Календарный – тематический план работы волонтерского отряда «Парус надежды»
МЕРОПРИЯТИЕ Дата проведения Корректировка
1.Отбор волонтёров из числа учащихся ОУ
2. Организационное заседание отряда.
Утверждение положения.
3. Планирование работы год.
Распределение поручений.
3. Анкетирование «Школа и здоровье»
4. Подготовка к празднику «день пожилого человека»
Подготовка к празднику «День учителя»
3 сентября
4 сентября
9 сентября
10 сентября
16 сентября
17 сентября
24 сентября
26 сентября 1. Изготовление сувениров «Голуби»
2. Выпуск листовки «Безопасная дорога»
3. Акция милосердия «Сладкая радость».
4. Изготовление и распространение буклетов «Нет вредным привычкам»
5. Посещение ветеранов 7 – 8 октября
14 октября
15 октября
21 -22 октября
29 -30 октября 1. Тренинг-семинар «Школа волонтёра»
2. Выпустить и раздать буклеты о вреде пива “Мифы и реальность”
3.Растяжка «Энциклопедия радости жизни»
4. Акция "Теплый дом"
(помощь пенсионерам в уборке дров)
5. Акция "рука помощи"(помощь пенсионерам)
6.Участие в районной акции «Нет наркотикам»
11 ноября
12 ноября
18 ноября
19 ноября
25 ноября
26 ноября 1. Выступление с концертной программой в ДПИ
2. Акция, посвященная всемирному Дню борьбы со СПИДом3.Анкетирование « Смертельные болезни»
4. Конкурс плакатов "Школа - территория здоровья".
5. Этическая беседа "Будь непримирим к грубости и черствости
6. Тренировочные (теоретические и практические) занятия с членами школьной волонтерской команды
7. Изготовление подарков – сувениров
78. Подготовка к новому году 2 декабря
3 декабря
9 декабря
10 декабря
17.декабря
20 декабря
23 декабря
24 декабря Заседание волонтерского отряда. Подведение итогов за 1 полугодие.
Беседа «Зимние травмы».
Выпуск стенгазеты «Профилактика травматизма».
Акция «Снежные заносы» (помощь ветеранам)
Подготовка кукольного спектакля «колобок» 13 января
14 января
20 января
21 января
28 - 29 января 1. Дискуссия «Что мы знаем о СМС».
2. Бюллетень «Мобильный телефон: за или против».
3. “Формула успеха” Психологическая игра
4. Спортивный калейдоскоп
5. Подготовка к 23 февраля, изготовление сувениров для ветеранов
6. Акция Мир вокруг нас (помощь ветеранам)
7. Изготовление буклетов «Безопасное поведение на улице» 3 февраля
4 февраля
10 февраля
11 февраля
17 – 18 февраля
24 февраля
25 февраля 1. Подготовка к празднику 8МАРТА
2. Изготовление сувениров для мам
3.Устный журнал «Я здоровье сберегу- сам себе помогу»
4. Опрос «Как сохранить свое здоровье»
5. Исследование самочувствия учащихся в коллективе
6. Проведение членами волонтерской команды тренингов, ролевых игр и других интерактивных мероприятий “Оставайся в безопасности”, “Умей сказать – “Нет!” и т.д. 3 марта
4 марта
10 марта
11 марта
17 марта
18 марта День смеха (развивающая программа)
Изготовление буклетов «Безопасность на водоемах»
Тренинг-семинар «Школа волонтёра»
Информационные тренинг - семинары в 7-8 классах
Распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в классах, проведение тренировочных занятий)
Изготовление поздравительных открыток к празднику «День победы» 7 апреля
8 апреля
14 апреля
15 апреля
21 – 22 апреля
28 – 29 апреля 1. Подготовка к празднованию 75 литию победы в ВОВ
2. Изготовление и распространение листовок, буклетов «Осторожно дорога»
3. Акция «Вместе мы сила» (Отчетное мероприятие волонтерского отряда)
4. Спортивный праздник
5. Беседы о клещевом энцефалите..Выпуск бюллетеня "Осторожно, клещи!"
6. Подведение итогов работы волонтерского отряда за год 5 - 6 мая
12 - 13 мая
19 мая
20 мая
26 мая
27 мая