Выступление на педсовете Использование информационных технологий в образовании


Использование информационно-коммуникационных технологий в личностно-ориентированном обучении
Значение информационно-коммуникационных технологий для обучения
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, обработки, хранения и распространения информации.
Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение ИКТ в образовании, что определяется рядом факторов.
Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу информации и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.
Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это даёт каждому человеку возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.
В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества.
Главным фактором, определяющим важность и целесообразность реформирования сложившейся системы образования, включая и российскую, является необходимость ответа на те основные вызовы, которые сделал человечеству XXI век:
Необходимость перехода общества к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;
Фундаментальная зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые формируются образованием;
Возможность успешного развития общества только в опоре на подлинную образованность и эффективное использование ИКТ;
Теснейшая связь между уровнем благосостояния нации, национальной безопасностью государства и состоянием образования, применением ИКТ.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. Новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.
Новым этапом глобальной технологизации передовых стран стало появление современных телекоммуникационных сетей и их конвергенция с информационными технологиями, то есть появление ИКТ. Они стали основой для создания инфосферы, так как объединение компьютерных систем и глобальных телекоммуникационных сетей сделало возможным создание и развитие планетарной инфраструктуры, связывающей все человечество.
Примером успешной реализации ИКТ стало появление интернета – глобальной компьютерной сети с её практически неограниченными возможностями сбора и хранения информации, передачи ее индивидуально каждому пользователю.
ИКТ оказывают активное влияние на процесс обучения и воспитания обучаемого, так как изменяют схему передачи знаний и методы обучения. Вместе с тем внедрение ИКТ в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы и т.п.
Личностно-ориентированное обучение и ИКТ
Личностно-ориентированное обучение подразумевает дифференцированный подход к обучению с учётом уровня развития, подготовки к предмету, способностей и задатков школьников. Технологии, используемые при реализации личностно-ориентированного подхода, доказали свою эффективность на протяжении многих лет в разных странах мира. Возможности, заложенные в новых педагогических технологиях, позволяют наиболее эффективно использовать новые информационные технологии.
Человечество, переживая технико-интеллектуальный этап культурной революции, все больше и больше стремится к универсализации, разрабатывая новейшие технологии производства, компьютерные и информационные технологии и постепенно перенося их в различные сферы своей жизнедеятельности.
Дифференциация обучения позволяет развить у каждого учащегося такие личностные механизмы как самореализация, саморазвитие, саморегуляция и адаптация. Здесь создаются условия для творчества, осуществляется попытка учесть субъективный опыт каждого учащегося.
Ещё один, не менее важный компонент личностно ориентированного средства обучения – контролирующий блок. В процессе решения задачи осуществляется постоянный контроль за деятельностью учащихся, который выражается в виде контрольных заданий и электронных тестов.
Контролирующий блок даёт учащимся возможность провести рефлексию своей учебно-познавательной деятельности, что повышает уровень их самостоятельности и ответственности.
Для реализации творческих идей, развития навыков совместной работы необходимо наличие блока, где учащимся предлагается разработать проект, т.е. – блок проектирования.
Над всеми вышеперечисленными элементами структуры личностно ориентированного средства обучения обязательно должен стоять управляющий компонент, который заключён в самом содержании учебного практикума, где даётся общее, последовательное описание технологии разработки, а также осуществляется структурированное, пошаговое управление деятельностью учащихся – управляющий блок.
Личностная ориентация педагогического процесса, поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, построение личностно ориентированной педагогической системы являются насущными требованиями к образованию сегодняшнего дня, настоятельно диктуют необходимость изменения традиционных подходов к обучению. Современные педагогические технологии отдают предпочтение таким методам обучения, которые призваны содействовать выявлению и формированию компетентностей учеников в зависимости от их личных склонностей и интересов.
Одним из таких методов является метод проектов, важнейшей составляющей которого является самостоятельная деятельность учащихся — индивидуальная, парная, групповая.
Выполнение проектов осуществляется в условиях постоянного доступа к компьютерной технике и обычно проходит при повышенном эмоциональном состоянии учащихся. Возникает благодатная почва для воссоздания на уроках такой организации обучения, при которой наиболее успешно работающие учащиеся начинают выполнять роль помощников учителя. Возникающая при этом демократическая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели, а фактор обмена знаниями, передачи знаниями от более компетентных менее компетентным начинает выступать как мощное средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и интеллектуального развития учащихся.
Подготовительные мероприятия могут включать в себя тестирование учащихся, личные беседы, разбиение на группы.
Компьютерные презентации могут быть продуктом реализации деятельности таких групп. Эта деятельность включает в себя поиск и обработку информации из сети Интернет, поиск и демонстрацию наиболее типичных программ, представителей разных классов, подготовку материалов об истории возникновения и развития программ.
При подготовке презентаций школьники получают у учителя консультации по разработке художественно-стилевого решения, информационному наполнению, особенностям работы с программой.
При такой организации обучения происходит привитие навыков сознательного и рационального использования программного обеспечения в учебной деятельности. Происходит стимулирование у школьников интереса к предмету; развиваются их способности; формируются правильные представления о месте информатики в жизни современного человека, развивается творческое мышлеСледует отметить, что внедрение информационных технологий на уроке рассматривается:
Не как цель, а как ещё один способ постижения мира ребёнком
Как источник дополнительной информации по предмету
Как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся
Как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя
Как способ расширения зоны индивидуальной активности ребёнка
Использование информационных технологий в образовании позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки школьников, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. Они дают импульс к развитию навыков самообучения, определённую грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего профессионального роста человека. При этом происходят изменения в работе учителя, в представлениях, связанных с учебным процессом, его обеспечением и управлением им, формируются новые методики и формы обучения.
Разработка программных средств учебного назначения, средств компьютерного контроля знаний, управления учебным процессом – важная сфера работы учителя. Целесообразно применять их самостоятельной работе учащихся и учебно-методическом обеспечении предмета.
Внедрение современных информационных технологий невозможно без компьютерной, точнее информационной, грамотности. В жизни приходится выполнять сложные расчёты к решению задач, владеть практическими приёмами работы с компьютером, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм. При этом в информатике происходит такое быстрое обновление всевозможных технологий, что без самостоятельной познавательной работы невозможно их использование в своей деятельности.
К началу обучения информатике в школе, учащиеся имеют разный входной уровень знаний по информатике. Это зависит от того, есть ли у них свободный доступ к компьютеру, изучали ли они ранее где-нибудь информатику, от личной заинтересованности. Поэтому в обучении необходимо наличие дифференцированного представления учебного материала и способов включенности школьников в учебную деятельность. От того, как учитель поставит задачу, сможет ли заинтересовать учащихся, учесть индивидуальные достижения каждого, зависит успешность обучения.
При организации обучения именно разноуровневость является импульсом к поиску новых методик. Главная задача – помочь слабому ученику и дать возможность раскрыться сильному. Выравнивание слабых за счёт "подтягивания" развивает познавательный интерес.
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для организации личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. ИКТ способны обеспечить эффективную передачу знаний, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих учащихся. Это даёт импульс к развитию навыков самообучения, определённую грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста ученика.
В настоящее время все большее распространение получает термин "визуальное мышление", которое определяется как человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определённую смысловую нагрузку и делающих значение видимым.
Для моделирования процесса личностно-ориентированного обучения целесообразно использовать следующую блочную структуру:
Мотивационно-целевой или демонстрационный блок;
Продуктивный блок;
Контролирующий блок;
Проектирующий блок;
Управляющий блок
Для того, чтобы мотивировать учащихся к обучению, необходимо поставить перед ними проблемную задачу максимально приближенную к их жизненным интересам. Данный блок носит название мотивационно-целевого или демонстрационного и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, созданию мотивации в получении знаний, умений и навыков.
Продуктивный блок даёт возможность реализовать непосредственное получение продуктивных заданий, которые формируют у учащихся навыки работы с различными объектами учебной программы. Это осуществляется в ходе выполнения различных лабораторных работ.
Многие электронные средства обучения снабжены курсом лекций с примерами, полезными при дальнейшей работе с программой. В каждом курсе реализовано несколько режимов обучения, а также имеется контрольный режим, в котором по ходу лекции ученику будет предложено выбрать правильный ответ на поставленный вопрос. Система проконтролирует правильность ответа, а в случае затруднения поможет подсказкой. С курсом может работать несколько пользователей, по каждому из которых ведётся статистика пройденного материала. Это даёт возможность использовать учебный материал для организации индивидуальной самостоятельной работы учащихсЗавершается работа обсуждением и оценкой каждого проекта. В процессе обсуждения нужно представить наиболее сильные стороны представленного проекта; перечислить моменты, требующие доработки; внести предложения по усовершенствованию проекта; сделать итоговый вывод и выставить общую отметку.
На начальном уровне обучения школьники способны обработать небольшие объёмы информации в силу физиологических способностей их возраста. Чаще их творческие проекты основаны на использовании простейших графических, текстовых и других редакторов. По мере взросления учащихся, их способности к анализу и синтезу полученных знаний возрастают. Увеличивается число программных продуктов и видов компьютерной и оргтехники, с которыми способны работать школьники. Сложность проектов уже значительно отличается от предыдущих. Заметно возрастает активность и самостоятельность подростков, ищущих средства для самовыражения. На уровне основной школы достаточно много творческих проектов, разработанных с использованием программных продуктов, выходящих за рамки школьной программы. Проекты перестают быть однодневными, находят дальнейшее развитие, обогащаются использованием аудио и видео клипов, цифровыми фотографиями, обилием встроенных объектов. В старшей школе учащиеся уже имеют достаточно развитое мышление, навыки системного обобщения материала, поэтому их творческие проекты становятся объёмными, глубоко продуманными, актуальными и полезными для образовательного процесса в течение длительного периода. Работы учащихся могут найти своё применение в экзаменационных рефератах и проектах по соответствующим дисциплинам.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что для более эффективного образовательного процесса уроки и дидактическое обеспечение к ним нужно разрабатывать опираясь на индивидуальные особенности каждого учащегося. Важно учитывать, что подростковый возраст — трудный период психологического взросления ребенка. В самосознании учащихся происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком, центральное новообразование младшего подросткового возраста. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и учителей, часто идет на конфликты с ними. Учителю важно помнить, что мотив достижения формируется только когда подростка окружает доброжелательная обстановка в семье и школе, родители поощряют подростка в его начинаниях и оказывают поддержку, учат его противостоять неприятностям. Тем самым создаётся благоприятная среда для воспитания у подростка умения адаптироваться к любым реалиям. Именно такой подход означает возможность максимального развития каждого ученика. На уроках информатики для организации личностно-ориентированного обучения целесообразно использовать современные информационно-коммуникационные технологии, которые позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки школьников, систематизировать знания, индивидуализировать обучение, дают импульс к развитию навыков самообучения, воспитывают грамотность при работе с источниками информации, что является необходимым условием для дальнейшего профессионального роста человека. При этом происходят изменения в работе учителя, в представлениях, связанных с учебным процессом, его обеспечением и управлением им, формируются новые методики и формы обучения.