Выступление на педсовете Коуч в образовании


Коучинг в образовании
Выступление на педсовете
педагога-психолога
МАОУ ШИЛИ Диденко М.В.
Цели – формирование представления у педагогов о коучинге, как инновационном инструменте развития  личности и преимуществ его использования в учебном процессе.
Слайд 2
Что такое коучинг? Почему внимание к сегодня оказалась наиболее актуальным и как он соотносится с реальными проблемами отечественной школы?
ФГОСы существенно меняют содержание и образовательные технологии, переводя их на интерактивную и деятельностную основу.
И индивидуально-личностное развитие ребенка представляется сегодня главной ценностью образования.
Школа сегодня ориентирована прежде всего на создание условий для проявления и становления личности как субъекта своей жизнедеятельности, способной к собственному целеполаганию, самоактуализации, самореализации, саморегуляции, к развитию и проявлению своего творческого потенциала.
Слайд 3
Обновление образовательного процесса происходит на основе инновационных технологий личностно-ориентированного и персонифицированного обучения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы предполагают формирование у учащихся «умения самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».
Новые требования к квалификационной характеристике ориентируют учителя на овладение компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча).У педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся».
Именно Коучинг как инновационная технология поддержки и сопровождения учащихся в обучении и индивидуально-личностном развитии является наилучшим инструментом для реализации этих требований стандарта. В основе которого лежит не просто индивидуализированный подход  и умение слушая слышать, но раскрытие внутреннего потенциала человека для максимально быстрого достижения результата.
Слайд 4
Коучинге в образовательной среде - принципиально новое направление в педагогической науке и практике в основе которого лежит раскрытие внутреннего потенциала ученика.
Джон Уитмор писал: «Мы похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом». С т.зр. коучинга учитель-коуч помогает ученику в его личностном , раскрыть его потенциал и стать «могучим дубом».
Слайд 5
Слово «коуч» – далеко не новое.
впервые упоминается в XVI в., обозначает метод перевозки ;(«то, что быстро доставляет к цели и помогает двигаться в пути»);
в XIX в. слово коуч - «наставник» использовалось в английских университетах по отношению к человеку, который помогал студентам в подготовке к экзаменам;
в западной науке появилось около 30 лет назад, первоначально относилось исключительно к области спорта и было эквивалентно понятию тренер ( в отличии от обычного тренира,задача коуча - помочь ученику стать трениром самому себе);
в сфере школьного образования впервые - в Норвегии в 2002 году;
с 2010 года коучинг появился в некоторых отечественных образовательных учреждениях.
Слайд 6
Дословно на русский язык «коучинг» можно перевести как «наставлять, обучать, подготавливать, тренировать, воодушевлять». Но на самом деле понятие «коучинг» включает в себя нечто большее и существенное. Это учение, возникшее на стыке психологии, менеджмента, философии, логики, аналитики, бизнес-консультирования и жизненного опыта.
Эта новая дисциплина, которая имеет свой предмет, задачи, философию, принципы, направления, основную процедуру.
Технологии коучинга могут с успехом применяться в процессе преподавания разных дисциплин и открывают множество перспектив для совершенствования процесса обучения. Это процесс, направленный на достижение целей в различных областях жизни.
Слайд 7
Цель коучинга — не научить чему-либо, а стимулировать самообучение, самоосознание, чтобы в процессе деятельности человек смог сам находить и получать необходимые знания. Суть этого подхода заключена в раскрытии внутреннего потенциала и приведении в действие системы мотивации каждого отдельно взятого человека. Посредством процесса коучинга люди углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни.
Коучинг не учит, а помогает учиться (Тимоти Голви). При поддержке коуча, человек учится самостоятельно решать вопросы и задачи, которые стоят перед ним.
Слайд 8
Основная задача коучинга в образовании – помочь ученикам
перестать быть пассивными участниками образовательного процесса, перейти к активному, осознанному отношению к учебной деятельности как к лично значимой; поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания;
способствовать тому, чтобы они могли осознать и максимально использовать свой потенциал, разобраться в своих возможностях и способностях, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности;
помочь четко осознать цели, к которым необходимо стремиться и понять пути их достижения, выйти за рамки привычных убеждений и сдерживающих его стереотипов.
Слайд 9
ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА
Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни.
В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха.
Фокус в сложных ситуациях не на ПРОБЛЕМУ, а на РЕШЕНИЕ
Развитие и обучение с акцентом не на НЕДОСТАТКИ, а на СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
Обучение не на ОШИБКАХ, а на УСПЕХЕ
Ориентир не на то, ЧТО БЫЛО, а на то что МОЖЕТ БЫТЬ в будущем
Акцент – не на ЗАДАНИЕ и КОНТРОЛЬ, а на ВЫЗОВ и ПОДДЕРЖКУ
Все ответы внутри человека - человек себя оценивает сам
Легкость, позитив, принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию.

Слайд 10
КОУЧИНГ предполагает новый подход к обучению и диктует для ПЕДАГОГА НОВЫЕ РОЛИ в его деятельности. Он - ОСНОВА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГА
Педагог уже не просто ретранслятор знаний, а наставник, тренер, коуч (видит потенциал, растит личность).
Его Новая роль - РАСТИТЬ, а не учить, БУДИТЬ, а не принуждать.
Педагог-коучне даёт совета и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с учеником;
не учит, как делать ..., а создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, определил способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал наиболее удобный (удачный, целесообразный, приемлемый) способ действия и сам наметил основные этапы достижения своей цели (принцип самостоятельности). 
Педагог-коучАктивно слушает, задает сильные вопросы
Помогает определить цель, составить план, принять решение, создать идеи, перейти к действиям
Держит фокус на результат
Вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс
Дает обратную связь
Вы видите, что все, что сейчас было озвучено, соответствует основным требованиям ФГОС.
Слайд 11
Как вы уже, вероятно, поняли, коучинг- это процесс, ориентированный на эффективность и осознанность: то есть четкое понимание цели и направления движения.
Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей.
Задача коуча - помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»

Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) - это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.
Учебная деятельность будет являться эффективной лишь в том случае, когда учащийся примет на себя ответственность за ее результаты. Полезным здесь является совместное с коучем планирование процесса достижения цели и составление его плана. В этот план должны быть включены ответы на основные вопросы коучинга:
 Что именно мне необходимо достигнуть?
 Как это конкретно будет выглядеть?
 Зачем мне это нужно?
 Как я узнаю о том, что достиг желаемого?
 Когда я готов начать этот процесс?
 Когда этот процесс завершится?
 Что конкретно мне следует делать?
 Какие возможны препятствия на моем пути?

Слайд 12
Инструменты учителя-коуча
Инструментарий коучинга и применяемые в нем техники довольно разнообразны. Их рассмотрение требует отдельного внимания.
Слайд 13
Коуч-позиция
Коуч-позиции - это основа процесса под названием «коучинг». Скажу больше: коуч-позиция - основа любой успешной коммуникации. Человек, овладевший умением находиться в коуч-позиции, обязательно становится успешным и востребованным в любой сфере жизни, его ищут, его приглашают, его зовут.
Коуч становится неким совершенным зеркалом, отражающим действительность своего ученика. Его миссия заключается в том, чтобы максимально точно отражать то, что попадает в его поле зрения. Прибавьте к вышесказанному еще абсолютную веру коуча в возможности и ресурсы клиента, максимальную заинтересованность коуча в долгосрочном развитии клиента и раскрытии возможностей.
Весь этот комплекс на первый взгляд простых составляющих образует идеальную коуч-позицию: состояние полного и безоценочного принятия своего клиента со всеми его достоинствами и недостатками. «Коуч-позицию» можно сравнить с положением кинокамеры, снимающей определенный сюжет.
Составляющие коуч-позиции:
Безоценочное принятие клиента
Уверенность в наличии ресурсов и возможностей
Искренняя заинтересованность в долгосрочном развитии клиента и достижении им поставленных целей
Умение быть совершенным «зеркалом», отражающим действительность клиента
Слайд 14
В качестве примера некоторых Инструментов учителя-коуча
рассмотрим Линия времени

Для каждого ученика эта линия времени будет своей, в зависимости от желаемого результата, способностей и возможностей обучения. Её можно составить ученику самостоятельно или совместно с учителем, репетитором или преподавателем курсов дополнительной подготовки.
Слайд 15
Наиболее полно и эффективно коуч-позиция учителя может быть востребована и проявиться в личностно-ориентированном образовании, так как основными признаками личностно-ориентированного процесса обучения, реализуемыми в соответствующих технологиях обучения, являются:
1) придание позиции ученика в учебном процессе статуса субъекта познания, общения, ценностных ориентаций;
2) смещение акцентов с процесса обучения на процесс учения, выражающееся в активной самостоятельной познавательной деятельности; в овладении рациональными способами учебно-познавательной деятельности, познании своих индивидуальных особенностей, рефлексии своих достижений и эффективности своей деятельности;
3) переориентация в доминировании содержательных целей образования с освоения учащимися предметных знаний, умений и навыков на универсальные способы овладения метапредметными знаниями и общекультурными ценностями, коммуникативной, информационной, компетентностно-деятельностной культурой.

Слайд 16
Особенность коучингового подхода- Он встраивается в любую педагогическую (образовательную) технологию личностно-ориентированного обучения (имитационно-ситуативную, разноуровневую, персонифицированную, модульную, проектную, сотрудничества в команде и др.).

Слайд 17
Один и тот же учитель в одних ситуациях, например, при овладении обучающимися базовыми умениями и навыками, будет наиболее эффективен как наставник, в других, например, при выборе и построении учеником индивидуальной образовательной программы тьютором, а при его выборе профиля обучения и постановке образовательных или жизненных целей – коучем.
Слайд 18,
Выводы
Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.
Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.
В третьих, новые требования к квалификационной характеристике ориентируют современного учителя на переход от компетентностей ментора и организатора деятельности учащихся к овладению компетентностями персонифицированной поддержки и сопровождения ребенка в процессе его обучения и развития (наставника, тьютора, коуча)