Урок по русской словесности на тему Притча о блудном сыне


Дата: _________________
Класс: ________________
Урок № 45
Тема урока: Притча о блудном сыне.
Цель: знать определение и значение притчи, осмысление нравоучения «Притчи о блудном сыне»,
уметь рассуждать, высказывать и обосновывать мысли, показать красоту слова через искусство живописи, уметь ценить заботу родителей.
Обучающая:
расширить и углубить понятие о жанре притчи;
познакомить учащихся с библейскими притчами;
дать понятие о жизненных принципах (по Библии);
отработать умение анализировать притчу, выделять основную мысль притчи.
Развивающая:
вести работу по развитию речи учащихся: умение показать своеобразие языка притчи при её пересказе, умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях (например, при переносе принципов жизни по Библии на современность);
развивать мыслительные операции анализа и синтеза при формировании принципов жизни по библии;
развивать навыки критического мышления, коммуникативные способности, учить сопоставлять, делать выводы и обобщения, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изученному материалу.
Воспитательная:
помочь учащимся осознать необходимость жизни по «законам человеческим»;
воспитывать у учащихся чувства уважения и любви к людям, сострадания к больным и бедным и т.д.;
стимулировать интерес учащихся к всемирной литературе и истории;
воспитывать бережное и уважительное отношение к духовному, нравственному и культурному наследию человечества, воспитание любви к родным, близким.
Тип урока: усвоение знаний и формирование умений.
Методы: диалогический, работа в группе, частично – поисковый.
Ожидаемый результат:
понимание и осмысление нравоучения притчи: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.
Ключевые слова: притча, нравоучение, раскаяние, сожаление, содеянное, прощение, признавать свои ошибки, человек достоин прощения.Оборудование:
«Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра, 2010. – 384 с.
Любовь к родителям – основа всех добродетелей.
Цицерон
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Работа над темой урока.
1. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы продолжаем говорить о необычной, уникальной книге, книге всех времён и народов – о Библии.
…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле… Библия
2. Просмотр кадров из художественного фильма.
Предлагаю вам восстановить в памяти основные вехи жизненного пути главного героя этой книги – Иисуса Христа.
Какие события из жизни Иисуса Христа отражены в этих небольших отрывках? (беседа по ходу просмотра, дополнения, разъяснения).
3. Чтение учителем стихотворения Г.А. Галина « Мать». Мать
С какою нежностью покоит на рукахОна своё дитя в задумчивом молчанье!..На сомкнутых губах лежит печать страданья,И ласка тихая в опущенных глазах...С тревогою прижав дитя к груди своей,В его грядущее она глядит с тоскою,И хочет мать закрыть беспомощной рукоюСвоё дитя от слёз, печали и скорбей...И в сердце у неё неясная болезньЛишиться дорогой, единственной святыни...Ведь без него весь мир останется пустыней,А за него она пойдёт на казнь...
4. Беседа.
Откуда люди узнали обо всех этих событиях? (Из Библии).
Как переводится слово Библия? (Книга).
Зачем люди обращаются к Библии? Ответы на какие вопросы они хотят найти в этой книге? (Ответы детей).
Из каких частей состоит библия? (Ветхий завет, Новый завет).
Что такое завет? («Договор», «союз»).
Как по-другому называется Новый завет? (Евангелие).
Как переводится слово Евангелие? (Радостная весть).
О чём эта весть? Вспомните первые кадры фильма. (О том, что Бог людям обещает свою помощь – он посылает сына, чтобы спасти людей от зла, вывести их к свету «Столетья поплывут из тьмы..., то есть пытается научить людей, как нужно жить правильно).
5. Жанр притчи.
В литературе есть произведения, с помощью которых лучше всего учить людей чему-либо поучать, внушать им что-то. Они написаны в жанре притчи.
Запись в тетради:
Притча – это… (сл. 3)
Сегодня на уроке мы обратимся к «Притче о блудном сыне». Эту притчу Иисус рассказал своим ученикам, она является самой известной историей в Новом Завете.
Слово «блудный» образовано от слова «блудить», которое имеет 2 значения:
1. Распутничать.
2. Блуждать, бродить. (сл. 4)
6. Просмотр притчи.
7. Беседа.
Какой дурной поступок совершает сын? (Сын обижает отца; сын грабит его; покидает его на старости, оставляет одного; сын совершает грех; сын не почитает отца, наносит ему обиду).
А как вы понимаете слово грех? (Плохой поступок; смертельная болезнь; ненавидеть друг друга; грех – зло в душе; злые дела, злость на товарища).
Как же ведёт сын себя вдали от дома? (Он ведет распутную жизнь; расточает свое богатство; заводит сомнительных друзей).
Какой на ваш взгляд он совершает грех? (Он грешен перед отцом, но и перед собой тоже. Он живёт не по совести, поэтому и грешен).А какой была жизнь сына вдали от дома и принесла ли она ему радость?(Ему было трудно; он много работал и не получал ничего; был голоден; пас свиней и его мучила совесть; он вспомнил отчий дом и всей душой стремился туда, откуда ушел).
Подтвердите это текстом притчи (…Он прожил все, настал великий голод. Сын пристал к одному из жителей, а тот послал его на поля свои пасти свиней.. Он был рад наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему).Как вы думаете, с какой мыслью возвращается сын домой? (Сын раскаивается в своем поступке; ему стыдно перед отцом; он осознал свою вину; он хочет просить прощения).
Приведем примеры из текста (…Придя же сказал: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу и скажу: Отче! Я согрешил против неба и перед тобою…»).Как вы думаете, сын по-настоящему глубоко осознал свою вину? (Сын раскаялся в своих поступках; он хочет искупить свою вину, намерен просить у отца прощения).
Итак, сын искренне раскаялся, а прощает ли отец сына? (Он прощает его).
Подтвердите словами текста. («… Увидел его отец и сжалился, и, побежав, пал ему на шею и поцеловал его…»; «…отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите его: станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся»).Какие нравственные проблемы рассматриваются в притче?
Попробуем заглянуть за строки притчи и увидеть, как жил этот молодой человек. Многие живописцы обращались к теме блудного сына.
Но сегодня мы рассмотрим только несколько картин. (сл. 6-9)
Задания рядам: (сл. 10-11)
Составьте таблицу из трех колонок и запишите качества каждого героя.
Отец Младший сын Старший сын
Милосердный Ветреный Обиженный
Мудрый Распутный Жестокосердный
Любящий Раскаявшийся Завистливый
Сострадающий Признавший вину  
Умеющий прощать    
Задания по вариантам: (сл. 12)
1 вариант: выписать глаголы, относящиеся к младшему сыну.
2 вариант: выписать глаголы, относящиеся к отцу.
Выпишите глаголы в столбик по порядку и сделайте вывод
Как вы думаете, чему учит притча? (Учит умению прощать обиды; учит осознавать свои ошибки и раскаиваться в них; учит любить друг друга; учит ценить и уважать родителей; учит искренности, не ложному покаянию, а истинному).
Записать в тетрадях первое правило (Правила жизни, принципы жизни, истины...):
«Христос говорит притчами из быта, поясняя истину светом повседневности».
Какие пословицы о родителях и детях вам знакомы?
Богатство родителей — порча детям.
Глупому сыну и отец ум не пришьёт.
Дурной рыбак — дурные сети, дурная мать — дурные дети.
Жалей отца с матерью, других не найдёшь.
Жена с советом, тёща с приветом, а родимая матушка с лаской.
Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Корми сына до поры: придёт пора — сын тебя прокормит.
Кто боится, что ребёнок будет плакать, сам заплачет.
Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья не увидит.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
8. Просмотр эпизода художественного фильма (притча « О добром самарянине»)
Почему рассказ о добром самарянине можно назвать притчей? (есть нравоучение, вывод)
Какой?
Запишите второе правило: «Любите ближнего своего как самого себя».
IV. Нравственные уроки по священному писанию (сл. 14).
Уважай и чти своих родителей за то, что они дали тебе жизнь и воспитали тебя.
Словом и делом выражай свое почтение.
Будь послушный.
Не ропщи на наказание.
Вовремя покайся в своих ошибках.
В нужде и старости ухаживай и корми их.
V. Рефлексия.1. Чтение учителем проповеди.Старец призвал учеников и показал им лист бумаги, в середине которого стояла точка:- Что вы видите? – спросил он.- Точку, - ответил один.- Чёрную точку, - подтвердил второй.- Жирную чёрную точку, - уточнил третий.Тогда старец заплакал. А ученики удивились и спросили:- Скажи, учитель, о чём ты так плачешь?- Я плачу о том, что все мои ученики увидели чёрную точку, и никто не заметил чистого белого листа.
2. Синквейн
Притча.
Поучительная, интересная.
Учит, заставляет задуматься.
Сегодня мы анализировали притчу.
Мораль.
VI. Домашнее задание.
Стр. 214 – 224 А.Пушкин «Станционный смотритель»