Легенды и мифы Нового Завета. Притча о блудном сыне. Нравственные уроки евангельской притчи.


Урок №-----------------------Дата------------------------
Тема урока: Легенды и притчи Нового Завета. Притча о блудном сыне. Нравственные идеалы и уроки евангельской притчи.
                                                
Цели урока:
Обучающие:Расширить и углубить понятие о жанре притчи.Познакомить учащихся с библейской притчей.Дать понятие о жизненных принципах (по Библии).Отработать умение анализировать притчу, выделять основную мысль притчи.Развивающие:Вести работу по развитию речи учащихся : умение использовать полученные сведения в свободных рассуждениях ( например, при переносе принципов жизни по Библии на современность).Развивать мыслительные операции анализа и синтеза при формировании принципов жизни по Библии.Воспитывающие:Помочь учащимся осознать необходимость жизни по «законам человеческим»Воспитывать у учащихся чувства уважения и любви к людям, сострадания к больным и бедным, бережное и уважительное отношение к родителям.
подвести учащихся к следующему выводу: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.
 
Оборудование и наглядность:Телевизор, DVD, диск с записью мультфильма «Притча о блудном сыне»
Эпиграф: Прощение приносит в жизнь надежду. (Ханс – Йоахим Хаан)
Чем легче мы прощаем, тем легче мы живём. (Дж. Кеннеди Шульц).
Репродукции картин (Рембрандт Ван Рейн, Бартоломео Мурильо , Говерт Флинк , Ари Шеффер, Ян Стен, Генрих Семирадский, Джорджо де Кирико, Помпео Батони, Гверчино, Сальваторе Роза, Николай Лосев, Джеймс Тиссо, Метью Моррис « Возвращение блудного сына») ; примеры использования библейских сюжетов в живописи
Словарная работа: притча, блудный, обида, милосердие.
Межпредметные связи: психология, живопись, кино, театр.
                                         
Ход урока.
 Организационный момент. -3 мин
Психологический настрой: телесная терапия- приветствуем друг друга каким-нибудь необычным способом, но обязательно взяв за руку, либо обняв.
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения, настрой на урок.
Начальная рефлексия:
беседа
-Чего вы ждете от этого урока? (индивидуальный опрос)
-Каким вы хотите , чтоб стал наш урок? (индивидуальный опрос)
-От кого это будет зависеть?
-Что для этого нужно сделать?
-.Слово учителя.
 Я тоже надеюсь, что сегодняшний урок станет и интересным, и познавательным, и очень ценным для вас. И тему сегодня мы обсудим очень интересную.
     
Но мы с вами знаем одно очень хорошее правило: прежде, чем к новому переходить, ( продолжают дети) нужно..старое повторить.
- А пока напомните мне, пожалуйста, какой раздел литературы мы начали с вами изучать? (Библейская мифология)
Вспомнить некоторые вопросы прошлых тем нам поможет вот этот чудесный ларец (шкатулка с заданиями). Вот только открывается он тому, кто подберет к нему ключик.- ключевое слово к теме «Библейская мифология». Итак, начнем (подхожу со шкатулкой к каждому ребенку, он называет любое слово, связанное с темой «Библейская мифология» и достает из шкатулки карточку- мини-тест
Проверка домашнего задания.
Мозговая атака- Блиц-опрос по карточкам—3 мин
Вопросы-тесты
Что означает в переводе с греческого слово «Библия»?
А)  книги б) бог в) завет
2. Что такое Библия?
А) книга, состоящая из писаний Ветхого и Нового Завета
Б) собрание древних священных текстов представителями христианства
В) собрание древних священных текстов представителями двух религий- иудаизма и христианства.
Сколько частей в Библии?
А) 1 б) 2 в) 3
Когда была написана Библия и как она называлась?
А) до принятия христианства- Ветхий Завет
Б) после принятия христианства- Новый Завет
В) во время слияния христианства и язычества- Новый Завет
5. Что означает для верующих слово «завет»?
А) правила поведения для людей, определенные Богом
Б) сказание Бога о себе
В) договор, заключенный Богом с людьми
6. За сколько дней Бог сотворил мир?
А) 1 б) 10 в) 7
7. На какой день Бог сотворил человека?
А) на 6 б) на 7 в) на 1
8. Какой смысл заключен в имени Ева?
А) Ева-грехопадение, женщина, ослушавшаяся Бога
Б) Ева- жизнь, женщина, которая должна стать матерью всех живущих на земле
В) Ева- ребро, женщина –«кость от кости мужчины и плоть от плоти его»
Изучение нового материала.
На доске написаны эпиграфы к нашему уроку. Прочитайте их, подумайте и скажите, о чём, по-вашему, мы будем говорить сегодня? (О прощении.)
Беседа.
 Верно. Вспомните эпизод из вашей жизни, когда вы обидели близких вам людей или друга, а друг или кто-то из родных простил вам обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?
(Заслушиваются ответы).-3 мин
Словарная работа- 4 мин
- Думаю, теперь самое время обратиться к новой теме. Запишите ее в рабочие тетради.
Подчеркните в теме любые три слова, которые вы считаете в ней самыми важными
( например, -притча, нравственные , уроки)
Значение каких слов вам в теме урока не очень понятно?
Что такое притча? Куда мы обычно обращаемся за разъяснением незнакомого слова? К словарю. У нас есть словарь литературоведческих терминов. Найдем в нем слово «притча»
Притча-    жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания какую-либо философскую, социальную или этическую (нравственную) проблему на простых жизненных примерах.
Прочитайте определение в статье учебника на стр.201
Притча- это рассказ с выводом и моралью.
Не напоминает ли вам это определение определение морали? В чем тогда отличие?
(В притче мораль четко не обозначена, не выведена, ее нужно осмыслить, расшифровать, додумать)
А как вы понимаете смысл слова «блудный»?
Запись в тетрадь:
Блудный-старинное слово, означающее «заблудший», совершивший ошибку, впавший в заблуждение.
 
Вот сейчас я вам предлагаю познакомиться с «Притчей  о блудном сыне» в экранизации этого произведения библейской мифологии.
Просмотр мультфильма «Притча о блудном сыне»-7 мин
3. Беседа. -5 мин
Итак, перед нами история одной семьи. Напомните мне, что говорит заповедь о родителях?
«Почитай отца твоего и мать»
Историческая справка.
 Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой.  
Младший сын нарушил эту традицию.
Прежде, чем мы начнем обсуждать, я предлагаю вам поделиться на две группы. Задание для первой группы
 Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия младшего сына, в которых выразилось его оскорбление отцу
Задание второй группе.
 Ещё раз прочтите внимательно притчу и перечислите действия отца, в которых выразилось его прощение сыну. Запишите ответ в тетради, обменяйтесь мнениями в группе и будьте готовы сообщить их всему классу.
        - К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?
 
         Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. Он голодал.
 
      - Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?
 
         Он осознал свой грех, раскаялся в нём, понял, что недостоин называться сыном своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наёмником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, т.к. посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой.
 
     - Как встретил его отец?
 
       Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрёка, ни нравоучений. Он понимает, что урок, данный сыну жизнью, не прошёл даром.
 
    - Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?
 
       Сын был «мёртв», потому что забыл заповеди Господни и вёл распутную жизнь. Теперь же он осознал свой грех, покаялся и ожил.
 
      - Какой момент в притче является кульминационным?
 
         Сцена возвращения сына.
4.Экскурсия в картинную галерею. Знакомство с картинами художников на тему «Возвращение блудного сына» -4 мин
        - Сцена возвращения блудного сына (кульминационный момент) всегда привлекала живописцев. Я предлагаю вам сейчас подойти к нашей импровизированной художественной выставке и внимательно рассмотреть картины живописцев разных веков, от 17-го до 20-го века.
Какими предстают перед нами герои притчи? Давайте сравним две картины, картину Рембрандта и картину Бартоломео Мурильо. Обе называются «Возвращение блудного сына». Обе написаны примерно в одно и то же время 1667 и 1669.
Сравнительный анализ.
  Посмотрим на картину Рембрандта “Возвращение блудного сына”. Как художник изобразил этот момент?
 - В притче отец бросился сыну на шею, а на картине сын стоит на коленях перед отцом.
- Краски, используемые Рембрандтом, на мой взгляд, темноваты. Они не столько передают радость, сколько подчёркивают торжественность происходящего.
- Лицо отца сосредоточено и, как мне кажется, печально, а в притче отец радостный.
Учитель: Скажите, а почему художник именно так увидел эту встречу?
(Может быть, потому, что акт прощения очень важен в жизни человека.)
- Мне кажется, что художник не совсем понял истинный смысл притчи.
( Истинный смысл в том, что прощающий испытывает радость и прощённый тоже испытывает радость, потому что между ними восстанавливаются утраченные взаимоотношения.)
Теперь обратите внимание на краски и сцену встречи отца и сына в картине Бартоломео Мурильо.
Инсценирование. Этюды к притче.
-А сейчас мы оживим некоторые из эпизодов притчи. Это поможет нам глубже понять её смысл и саму идею прощения. Поскольку вы у меня , ребята, класс театральный, то, думаю, вам нетрудно будет сыграть некоторые роли из этой притчи. Вы будете актерами, я- вашим режиссером. Согласны?
На создание своего образа вам дается не очень много времени- 5 минут.
Распределение ролей. Инсценирование – монологи-6 мин
V. Итоги урока.
Ребята, вы заметили, что любовь неразрывно связана с прощением. Простить человека – перестать винить его и гневаться на него. Когда мы прощаем других, наше счастье умножается, наши отношения с людьми обретают гармонию. Давайте-ка вернёмся к нашим эпиграфам.
?Нужно ли прощать? ( Да).
?Сколько раз? (Всегда.)
? Что приносит прощение? (Радость, свободу в общении…)
? Есть ли обиды, за которые можно не простить человека? (нет)
?. Вот в притче сын нанёс отцу смертельную обиду, а тот простил. Правильно ли он поступил?
Правильно, прощать надо любую обиду, если человек все осознал и искренне раскаивается. А теперь запишите домашнее задание.
Домашнее задание.
Подготовить инструкцию, как научиться прощать.
Подготовить и инсценировать фрагмент “Один день блудного сына вдали от дома”.
Рефлексия.
Чему учат притчи? (Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение; чувство милосердия устанавливает истинно братские отношения между людьми)- Что поняли вы на сегодняшнем уроке?
Какова же основная мысль притчи?
 
       - Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.
 
       - Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.
 
      - Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди. Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.
- Можно ли сказать, что вы хоть немного изменились в лучшую сторону?
-Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Оценивание. Мои ожидания тоже оправдались, вы хорошо поработали и заслужили хорошие оценки. Всем спасибо за плодотворную работу.