Конспект урока: А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Герои произведения. Трагедия Самсона Вырина. Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести


План – конспект урока по русской словесности для 6 класса  урок 50-52
Тема: А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Герои произведения. Трагедия Самсона Вырина. Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести.
Цели урока: Обучение анализу художественного произведения. Отслеживание общечеловеческой темы «блудных» детей на примере образа Дуни. Задачи: Образовательные: раскрыть идейно-художественное своеобразие повести; совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами; формировать навыки анализа художественного текста. Развивающие: развивать логическое, аналитическое мышление учащихся; совершенствовать речь и творческую деятельность учащихся; развивать эмоциональную восприимчивость художественного текста. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к родителям; воспитывать бережное отношение к слову; воспитывать чувство долга, ответственности, взаимопонимания. 
Ход урока:
1.Организационный момент 
Учитель сообщает, что данная повесть актуальна, привлекательна и очень интересна. Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. Содержательный этап. Учитель: • Назовите главных героев повести? (найдите описание каждого героя в тексте) • Давайте посмотрим, какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей? 
Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые». 
• Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина? Каким мы увидели его впервые? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»). 
• Найдите в повести другой портрет этот героя. Что изменилось в этом портрете? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»). • Чем вызваны были эти перемены? 
Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза. • Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю). • Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком? • Какую роль играла Дуня в жизни Вырина? Подтвердите цитатами. • С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? Подтвердите цитатой. («Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте»). • Как живется Дуне с Минским? (Она счастлива). • А можно ли назвать это счастье безоблачным? (Нет. Она думает об отце. При его появлении падает в обморок. Ее мучает совесть. Это подтверждает сцена на могиле.) • Какую очень важную библейскую заповедь нарушила Дуня? (Почитай отца своего и мать свою). • Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед самыми близкими нам людьми - родителями). • Обвиняете вы Дуню или защищаете? (Возможна, дискуссия) 
• Найдите в повести «Станционный смотритель» цитату, в которой явно говорится о заблудшем человеке. («Авось, - думал смотритель, - приведу я домой заблудшую овечку мою»). 
• Чем схожи и чем различны судьба Дуни и судьба героя библейской притчи? (Оба уходят из дома против воли отца, но обоих отец прощает, герои раскаялись. Дуня была счастлива, не вела распутную жизнь, но герой притчи прощен, а Дуня не получила прощения, и тем горше ее слезы). Рефлексивный этап. 
«Как нужно относиться к родителям?» (каждый учащийся высказывает свои мнения) 
Каким высказыванием вы бы закончили урок: 
Создайте проект «Домик станционного смотрителя».
*** Оценки за урок
Конспект 2-3 урока: Значение мотива евангельской притчи о блудном сыне в повести "Станционный смотритель" А.С. Пушкина
Цели:
сопоставить евангельскую притчу о “блудном сыне” с пушкинской историей;
совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текстов;
воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других.
Оборудование:
Проектор, презентация, иллюстрации к повести «Станционный смотритель», раздаточный материал.
Источники: Ресурсы Интернета  festival.1september.ru/articles/565798/‎? Журнал «Русская литература в казахстанской школе», журнал «Внеклассная работа в школе».
1. Вступительное слово учителя.
Слайд. Добрый день, уважаемые ребята и наши гости. Сегодня мы с вами обратимся к одному из самых проблематичных и поучительных произведений в русской литературе – к повести “Станционный смотритель” А.С.Пушкина, проанализируем яркие эпизоды, сопоставим их с евангельской притчей и извлечем свои уроки нравственности.
2 слайд - …Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Библия
2. Беседа по вопросам:
Вы только что прослушали историю “Музея станционного смотрителя”, она нам поможет ответить на вопрос. Прочтем эпиграф. Кто такой коллежский регистратор? 9 слайд - Коллежский регистратор – самый младший гражданин чин 14 класса. (подготовленный ученик, Ваня).
 11 слайд - Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор? (с.201)
Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе?
Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести? (с. 202)
Почему Вырин превратился в хилого старика, кто в этом виноват? На эти вопросы мы попытаемся ответить подробнее. Найдите самый яркий по эмоциональному накалу эпизод первой встречи Вырина и Минского. Прочитайте его выразительно. (Стр.205. “Что сделано, того не воротишь…Он сжал бумажки в комок”).Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? (…Виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть…)
12 слайд – Эпизод «Вырин у Минского». Почему от этой встречи наворачиваются слезы у бедного отца.Смотри слайд №5.  Кого называют маленьким человеком?
13 слайд - “Маленький человек” – это человек, который относится к среднему или низшему социальному слою, но обладает высокими душевными и духовными качествами. (подготовленный ученик, Вова)
14 слайд - Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью?
Как живет его дочь в Петербурге?
Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери? (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.)
15 слайд – эпизод «2 прихода Вырина к Минскому». Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок?
3. Работа с евангельской притчей.
·Что такое притча?
16 слайд - Притча - краткий поучительный иносказательный рассказ (подготовленный ученик, Саят)
Среди евангельских притч есть притча о блудном сыне. Напомним ее содержание (подготовленный ученик, Катя)
17 слайд - ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ.
 18 слайд - Экскурсия по картине Рембрандта “Возвращение блудного сына” (подготовленный ученик, Анель)
4. 19 слайд - Составление таблицы. Работа в группах.
Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Докажем это.  
20 слайд (заполненная таблица)
Основания для сравнения
Притча
История Дуни
Как уходит из дома?
1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.
1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
Ищет ли кто-то?
2. Никто не ищет его.
2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации
Как живет после ухода из дома?
3. Ведет разгульный образ жизни.
3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…
Каково возвращение?
4. Радостная встреча сына с отцом.
4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.
Было ли раскаяние
5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.
5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо.
Произошло ли примирение?
6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.
6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.
Вывод: есть общее, но есть и различия. Главное отличие – это покаяние блудного сына перед отцом и примирение.
21 слайд - фрагмент «На могиле отца»
22 слайд - 5.  Аналитическая работа.  Художники-иллюстраторы Венециан, Шмаринов, Добужинский  в разные годы иллюстрировали повесть. На доске представлены иллюстрации к различным эпизодам повести.
Прокомментируй картину А.В Венециана. Какой эпизод изображен на картине?
Почему Пушкин не закончил повесть столь же радостно, как Рембрандт свою картину?
Кто оказался счастливее: блудный сын или блудная дочь?
Чей отец оказался счастливее: блудного сына или блудной дочери? Сравните историю отца блудного сына с историей Самсона Вырина.
История Самсона Вырина. История отца блудного сына
Сам отправляет Дуню в поездку.
Разыскивает и оплакивает бедную дочь.
Живет в труде, а потом в нищете.
Терпит предательство от близкого человека.
Теряет всякий интерес и смысл жизни.
Не дожидается возвращения дочери.
Предпочитает свести счеты с жизнью.
23 слайд - 6. Беседа по просмотренным фрагментам кинофильма. 
Получили ли вы удовольствие от просмотра фрагментов кинофильма? А от чтения повести?
Совпадают ли ваши представления о киногероях с образами, которые присутствуют в повести?
Помогли ли кадры из фильма лучше понять драматическую историю Самсона Вырина?
Если была бы возможность обратиться к литературному или киногерою, что бы вы им сказали или написали?
24 слайд - 7. Подведение итогов урока. Работа с эпиграфом. Уроки нравственности сегодня и в прошлом.
Итак, ребята, наш урок по изучению повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель” подходит к концу. Давайте еще раз прочитаем наш эпиграф.
…Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
Библия
Откуда взяты строки нашего эпиграфа?
Как вы понимаете их смысл?
25слайд –  8. Какие выводы мы можем вынести из этого произведения?
Нравственные уроки по священному писанию:
9. Выставление оценок за урок.
26 слайд - 10. Домашнее задание. Написать письмо Самсону Вырину от лица Дуни.
27 слайд - 11. Рефлексия.