Урок литературы в 7 классе по творчеству М. Е. Салтыкова — Щедрина Сатиры смелый властелин


Конспект урока по литературе (с использованием ИКТ) для 7 класса


Методические рекомендации
Техническая
поддержка Содержание Тема: Интернет - страница «Сатиры смелый властелин»
Цели урока:
Интернет - страница кратко познакомить учеников с биографией и творчеством Салтыкова-Щедрина;
показать художественные особенности произведений писателя и их сатирический пафос;
развивать умение анализировать тексты, высказывать и отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
Задачи:
Обучающие:
формирования восприятия сатирического текста, понимание специфики литературных понятий, совершенствование навыка чтения;
научить использовать Интернет-ресурсы при выполнении задания.
Развивающие:
развивать связную речь, логику, мышление.
Воспитательные:
воспитывать интерес к урокам литературы,
воспитывать объективного восприятия
окружающей действительности;
воспитывать нравственные качества на примере
сказок.
Техническое обеспечение:
Интернет - страница АРМ учителя;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска.
Программное обеспечение:
Интернет - страница операционная система Windows XP;
Microsoft Office;
Презентация:
Интернет - страница «Сатиры смелый властелин»
Этап урока Техническая
поддержка Содержание урока Рабочее время
Организационный
момент:
1. Проверка подготовки к уроку:
наличие учебника;
рабочей тетради;
рабочего листа (раздает учитель);
письменных принадлежностей.
2. Оформление записей в тетради:
дата;
тема урока. 1 минута
Проверка
домашнего задания: Интернет - страница 1.Чтение наизусть одного из стихотворений в прозе И.С. Тургенева (по выбору учителя 2 – 3 ученика). 2 минуты
2. Выполнение теста, составленного по статье учебника «Биография и творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина». Это задание выполняют остальные учащиеся на рабочем листе. 5 минут
Изучение
нового материала: Интернет - страница 1. Чтение по ролям «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил» (или инсценировка).
3 минуты
Презентацияслайды № 1, 2 2. Беседа по прочитанному:
- Как вы думаете, кто же тот злодей, ребята, который сыграл над генералами такую штуку? (Автор)
- А тема нашего урока звучит «Сатиры смелый властелин». Как вы её понимаете? (Салтыков – Щедрин был сатириком)
- Тогда получается, что сатирики – злые по натуре люди? А «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил» – злое произведение? (Нет, текст смешной, но при этом в нем показаны отрицательные моменты)
- Значит, смех может быть злым? (Наверно)
2 минуты
Презентация
слайд № 3 3.Вступительное слово учителя:
- Давайте разберемся, каким бывает смех в литературе, разберемся с понятием «сатирик», «сатира». Согласны? (Да)
- Надо сказать, что М.Е. Салтыков-Щедрин свою жизнь посвятил родной литературе, и прежде всего такой трудной ее области, как сатира. Сатира – дело людей пытливых и мужественных. В том, что почти всем вокруг кажется еще разумным, она усматривает вызов здравому смыслу. В привычном и обыденном различает диковинное и безобразное.  В укоренившемся зовет разглядеть отступления от норм человеческого общежития.
- Смешное в тексте автор может показать с помощью «юмора» и «сатиры». Чем они отличаются друг от друга? (Юмор – доброжелательный смех, сатира - обличающий смех)
-Обратите внимание на слово ОБЛИЧАЮЩИЙ. Оно вам знакомо? (Нет)
- Даю справку: ОБЛИЧАЮЩИЙ – показывающий, раскрывающий пороки. А пороки это …. ? (Недостатки)
- Чьи? (Генералов)
- Значит, поэтому генералы недовольны. Их показали не в лучшем свете. И сделал это Салтыков – Щедрин с помощью различных приёмов сатиры, с которыми мы сегодня познакомимся.
2 минуты
Презентация
слайд № 4 4. Оформите таблицу следующего образца в тетради. 2 минуты
Презентация
слайды № 5, 6 5. Теория литературы, заполнение таблицы:
- Познакомимся с понятием: ирония – это тонкая, скрытая насмешка. Запишите в тетрадь.
- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.
8 минут
Презентация
слайды № 7,8 6. Теория литературы, заполнение таблицы:
- Познакомимся с понятием: сарказм – это едкая и ядовитая ирония. Запишите в тетрадь.
- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.
Презентация
слайды № 9,10 7. Теория литературы, заполнение таблицы:
- Познакомимся с понятием: гипербола – сильное преувеличение. Запишите в тетрадь.
- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.
Презентация
слайды № 11, 12 8. Теория литературы, заполнение таблицы:
- Вспомним понятие: гротеск - это комическое изображение, основанное на резких контрастах и преувеличениях реального и фантастического. Запишите в тетрадь.
- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.
Презентация
слайды № 13,14 9. Теория литературы, заполнение таблицы:
- Познакомимся с понятием: «эзопов язык» - иносказательный язык, полный намеков, умолчаний, аллегорий. Запишите в тетрадь.
- Подберите из текста сказки цитату, иллюстрирующую его.
- Остановимся на последнем понятии почему, как вы думаете, Салтыков – Щедрин использовал иносказательный язык для своих произведений? (????)
7 минут
Презентация
слайды № 15, 16 10. Комментарий учителя:
- Обратимся к истории. Внутренняя политика  России в начале 80-х годов ХIХ века - это сложная политическая ситуация: нравственный террор, полицейское преследование интеллигенции за инакомыслие и свободомыслие. Это период правления Александра III. Пора свирепой правительственной реакции и жесточайшей цензуры.
- Даю справку: ЦЕНЗУРА – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации. На Западе возникла в XV веке, в России - в начале XVIII века. По формам контроля подразделялась на предварительную и карательную. Поэтому…… Салтыков – Щедрин и выбрал «эзопов язык». Прочитайте более подробную о нём информацию на слайде.
- А теперь как вы ответите на вопрос: почему Салтыков – Щедрин использовал иносказательный язык для своих произведений? (Писатель был вынужден при таком царском строе выражать свою мысль иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследования правительственной власти.)
- Верно. И написал им великолепные сатирические сказки.
Презентация
слайды № 17 - 24 11. Просмотр видеоряда иллюстраций:
- Верно. И написал таким языком великолепные сатирические сказки.
…………………………………………………………………………………………………..
- И одну из них мы будем изучать. Это «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил».
Закрепление
изученного
материала: Интернет - страница 1. Работа с текстом:
- Выполним коллективно на интерактивной доске задание, закрепляя новые литературные термины. Сопоставьте цитаты из «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил» с сатирическими приёмами писателя из текста. (К доске приглашаются желающие учащиеся)
5 минуты
- Продолжим освоение сатиры Михаила Евграфовича. На рабочем листе заполним таблицу «Обличительная сила смеха» по вариантам, отвечая на поставленные вопросы. Вместе заполним первый столбец и тем самым определим задание каждого варианта. (Если назвали сначала генералов – это для 1 варианта, мужика - для 2 варианта, и наоборот.) Через 5 минут проверка.
- По вашим ответам я поняла, что обличительную силу смеха вы тоже ощутили. Итог урока: Интернет - страница 1 Проблемная ситуация:
- По вашим ответам я поняла, что обличительную силу смеха вы тоже ощутили. Заметил её и один из цензоров, Лебедев, и написал следующее заключение.
- Как видите, он высказал сомнение по поводу жанра произведений. Чтобы убедить Лебедева и самим понять природу жанра изучаемого сегодня произведения, вы выполните следующее домашнее задание.
3 минуты
Домашнее задание: Интернет - страница 1. Заполнить таблицу на рабочем листе «Проблема жанра: повесть, басня, сказка?» Задание выполняется письменно по группам: 1 группа (параллель первых парт) – повесть, 2 (параллель вторых парт), 3 (параллель третьих парт) ,4 (параллель четвертых парт) – сказка, 5 (параллель пятых парт) – басня.
2. Выучить основные термины урока, обратившись к конспекту (см. тетрадь) Задание выполняется устно.
3. Творческое задание (по желанию или для сильных учащихся):
- рассмотреть две иллюстрации к «Повести…»: М.Черемных и Н.Муратова и сопоставите их. Задание выполняется по учебнику: иллюстрация М.Черемных на стр. 266, а Н.Муратова - на стр. 268.;
- конкурс сенквейнов о героях «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил». 5 минуты