Проект Черное море как неотъемлемая часть культурно-исторического и природного богатства Крыма


Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Крым
«Феодосийская специальная школа-интернат»
Воспитательский проект на базе 10-А класса
«Черное море как неотъемлемая часть культурно-исторического и природного богатства Крыма».
«Моей души предел желанный…» А. С. Пушкин.
Воспитатель: Лихолетова М.А.
2015-2016 учебный год
Цель: активизировать познавательные процессы в рамках экологического, патриотического, нравственно-эстетического воспитания; воспитывать разносторонне развитую личность; развивать творческие способности старшеклассников.
Задачи:
Осуществить исследовательскую деятельность в рамках проекта, используя межпредметные связи
Формировать экологическую культуру старшеклассников в процессе изучения материалов осуществленных экскурсий
Прививать патриотические чувства путем расширения знаний о природном и историко-культурном богатстве родного края
Экспериментировать в творческой области (литература, живопись), учитывая индивидуальные способности каждого воспитанника
Аудитория: учащиеся 10-А класса, 16-17 лет
Методы и приемы: изучение публикаций в статьях в интернете, просмотр видеороликов и видеофильмов, планирование работы, самостоятельный выбор темы для изучения , написание рефератов, научная конференция, организация и проведение экскурсий, сбор и анализ фотоматериалов экскурсий, творческие конкурсы ( конкурс эссе на заданную тему, конкурс маринистической живописи и графики.
ВСТУПЛЕНИЕ
Метод проектов относят к педагогическим технологиям ХХIвека как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему: существование проблемы, требующей решение путём исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания.
 В целях работы нашей школы указано, что на первом месте стоит цель развития личности и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе.
Безусловно, этим целям и задачам как нельзя лучше соответствует метод проектной деятельности. В процессе этой деятельности раскрываются индивидуальные способности ребенка, можно выявить области знаний и стремлений, которые его особенно интересуют, подобрать каждому воспитаннику сферу деятельности в силу его возможностей и потребностей, учитывая специфику именно коррекционной школы.
Продукты проектной деятельности весьма разнообразны. Здесь педагогам и воспитанникам предоставляется огромный выбор. Саму деятельность разбиваем на этапы: выбор темы, планирование работы и мероприятий (конкурсы, создание рефератов, экскурсии), защита проекта.
ВЫБОР ТЕМЫ ПРОЕКТА
Мои подопечные всегда с удовольствием отправляются на морские прогулки, обожают морские купания. В начале учебного года в процессе обсуждения темы проекта ребята предложили выбрать объектом исследования море и морскую тематику, предстояло облечь работу над проектом в нужную форму, осуществить планирование, определить продукты проекта. Всеобщий восторг вызвала морская прогулка на теплоходе «Михаил Светлов», организованная школой 24 сентября в День моря. Это окончательно утвердило нас в правильности выбора темы.
В качестве названия проекта я предложила ребятам взять поэтическую метафору великого А.С. Пушкина, который в свое время тоже был очарован и вдохновлен в творчестве темой моря «Моей души предел желанный…»



ПЛАНИРОВАНИЕ И СТРУКТУРА ПРОЕКТА
Также мною было предложено разделить проектную деятельность на три части: исследовательскую, творческую и экскурсионную.

Исследовательская деятельность осуществлялась следующим образом: каждый из учеников выбрал тот предмет или направление знаний, которое ему наиболее интересно, и с этой точки зрения рассматривал наш объект проекта в собственном реферате. Темы рефератов:
1. Заварзиенко А. Любопытные факты из истории Черного моря.
2. Гриппа А. Тема моря в литературе.
3. Садовский Д. География Черного моря.
4. Пелюшкова К. Роль Черного моря в оздоровлении и курортном отдыхе.
5. Полтавченко А. Тема моря в музыке
6. Рыбаченко С. Полезные ископаемы Черного моря.7. Халапов М. Флора и фауна Черного моря.
8. Ястремский А. Тема моря в поэзии.
9. Ястремский В. Тема моря в живописи.
В ходе работы ребята создавали рефераты, знакомили с их содержанием класс, отвечали на вопросы по своей теме, таким образом проектная деятельность в этом виде выразилась в форме продукта «научная конференция». Работа над рефератами велась в школьной библиотеке при информационной поддержке библиотекаря Скрябиной Е.В., выражаю ей благодарность за содействие. Есть у нас примеры, когда ребята выходили за рамки стандартной работы и создали авторские работы и презентации по своей инициативе, как Ястремский Витя, Андрей и Гриппа Аня (презентация на тему «Биография Александра Грина» с элементами творческой работы)



Вторая часть проектной деятельности- творческая работа. В этой части наш объект проекта рассматривался ка объект вдохновения в творчестве.
Ребятами были созданы стихотворения на морскую тематику:

А. Ястремский. Наше море
Мы у моря все живем
В нашем городе родном
И рассветы наблюдаем,
И на пляж спешим бегом.
Наше море омывает Золотые берега. Всю Россию привлекает
Наша крымская земля.

А. Гриппа. Синее черное море.
Серые острые кубы
Плит под морскою травой
Море. Соленые губы
Чувствуют запах живой.
Рыбок у берега стайки
Вьются, щекочут, блестят
Можно составить мозаики,
Если ракушек достать.
Гладкие черные спины,
Видно-дельфины плывут…
Шепчут.. В течение года в рамках проекта были проведены специальные творческие конкурсы: конкурс мини-сочинений «Я и море»( участники Заварзиенко, Рыбаченко, Алешин, Садовский, победительница- Гриппа, отрывок из ее работы : «…Оно никогда не бывает однообразным, неинтересным, потому что меняется каждый день, даже каждую минуту. Море меня успокаивает отражением чувств, я будто чувствую: море какой-то шанс дает. Как ветер дует над морем, так и мысли в моих фантазиях струятся…»); конкурс рисунков на морскую тематику при поддержке учителя ИЗО Стародворской Е.И (участники А. Ястремский, Халапов, Рыбаченко, Гриппа, Полтавченко).


Экскурсионная работа является важнейшей и интереснейшей частью нашей работы над проектом. Экскурсия сама по себе является продуктом проекта, а для учащихся интерната для слабослышащих- доступный и увлекательный способ познания нового, ибо ребята получают много информации визуально. В рамках нашего проекта мною были организованы 3 экскурсии согласно избранной тематике в:
Музей подводной археологии


Зал Природы в городском Музее древностей


Музей «Рыбы и рыболовства»



Хочется отметить, что в музеях сосредоточена научная информация, плоды работы многих ученых. Что позволяет нам получать интегрированные знания, которые являются условием проектной деятельности. В экскурсиях нас сопровождали опытные экскурсоводы, которые доходчиво доносили детям новую информацию, при этом использовался жестовый перевод и музейная наглядность в виде стендов, надписей, схем, карт и т.п. В конце каждой экскурсии дети всегда задавали свои вопросы специалистам- экскурсоводам, на которые получали компетентные ответы.
ВЫВОДЫ И ИТОГИ
Проектная деятельность позволяет использовать разнообразные формы и методы внеурочной работы, активизировать познавательную и творческую деятельность, учитывая индивидуальность каждого учащегося. Ребята выразили свою заинтересованность в выполнении поставленных задач, кто-то наиболее раскрылся в исследовательской деятельности, кто-то - в творческой. Экскурсионная часть работы вызвала общий интерес и пользовалась наибольшей популярностью. Дети с удовольствием посещали музеи и знакомились с уникальными экспозициями, которые помогали нам раскрывать тему проекта на примерах подлинных артефактов и научных доказательств.


.