Поурочный план открытого урока по русской литературе на тему «В удивительном мире русской литературы XIX века»


Тема урока: «В удивительном мире русской литературы XIX века».
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: повторение, обобщение и систематизация изученного; контроль знаний обучающихся по разделу “ Произведения русских писателей 19 века”.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: приобщать к русской классической литературе.
РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать навыки самоконтроля; развивать умения: логически мыслить; аргументировать и доказывать; анализировать и делать выводы; применять полученные знания в нестандартной ситуации.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.Вид урока: «Урок – игра» (Нестандартный урок)Формы обучения: коллективная, индивидуальная.Методы обучения: словесный, частично-поисковый.Оборудование: презентация со слайдами, карточки с заданием, контрольный лист, кроссворд, реквизит, магнитофонная запись с отрывками из произведений, иллюстрации, книги с произведениями И.С. Тургенева, И. А. Бунина, А.П. Чехова.
Виды работ Деятельность преподавателя Деятельность учащегося Ожидаемый результат
1. Организационный
момент.1 мин.
2. Вступительное слово 1 мин.
3. Сообщение темы и цели урока 2мин
4. Игра “В удивительном мире русской литературы 19 века”.
4.1. 1-й отборочный тур “Знаете ли вы писателей и поэтов 19 века и их произведения?”
6мин+2мин.
16 баллов
Дополнительное задание 2мин.по 1б.
4.2. Игра “ Угадай слово”. 2мин
4.3. Литературная пауза. 4мин.
4.4. 2-й отборочный тур. Кроссворд “Узнай литературного героя”.
8мин. + 2мин. 10баллов
дополнительное задание 5мин по1б.
физминутка 5мин.
4.5. Игра “ Угадай слово”. Слайд 31.
3мин.
4.6. 3-й отборочный тур “Знаете ли вы иллюстрации к произведениям?”
 Слайд 33.
8баллов 6мин.+2мин.
дополнительное задание 3мин по1б
4.7. Игра “ Угадай слово”.2мин.
4.8. Литературная пауза.
8мин.
4.9. Финальный тур игры “Угадай слово”.
3мин
5. Заключительное слово учителя.3мин.
6. Подведение итогов
Домашнее задание и объявление и комментарий оценок 5 мин. Приветствие студентов, проверка готовности к уроку.
На протяжении многих уроков мы вели разговор о русской литературе 19 века. Читали замечательные творения русских писателей и поэтов, знакомились с литературными героями, восхищались ими или осуждали их, одним словом, жили с ними их мыслями и чувствами, делами и поступками, а также изучали теорию литературы. Настало время подвести итоги этой работы, именно поэтому этот урок мы посвящаем русским писателям и поэтам 19 века.
Тема записана на доске: “В удивительном мире русской литературы 19 века”. 
Слайд 1.
Цель нашего урока – не только вспомнить авторов, названия произведений, полюбившихся литературных героев, проверить свои знания, но и ещё раз соприкоснуться с творчеством русских писателей и поэтов, открыть для себя удивительный мир русской литературы 19 века. Слайд 2.
Ваша задача – показать хорошие знания, продемонстрировать умения и получить положительные эмоции. Помимо хорошей оценки, вы можете выиграть ещё и приз, если станете победителем игры. Но для того чтобы стать финалистом этой игры, вы должны набрать как можно больше баллов в контрольных отборочных турах. Их будет 3, 1-2 туре - по два задания, а в 3 – 1 задание, в задании - по несколько вопросов. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл. Дополнительные задания принесут дополнительно по 1 баллу.
Оценивать результаты своей работы на уроке вы будете самостоятельно, заполняя в ходе урока контрольный лист.
Контрольный листКритерии оценки:
“5” - 32-34 балла;
“4” - 26-31 баллов;
“3” – 25-20 баллов.
Количество баллов
1 тур 2 тур 3 тур Дополнительные баллы Всего баллов Оценка
           
Задание 1. “Кто это?”. Назовите имена и фамилии писателей и поэтов 19 века. Запишите их под соответствующим номером. Слайд 3.
Показываются слайды 4-7 с портретами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. Н. Некрасова, М. Е.Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.
Задание 2. “Кто автор этого произведения?”. Укажите автора каждого произведения с помощью стрелок. Работа по карточкам. Слайд 9.
А. С. Пушкин «Бежин луг»
М. Ю. Лермонтов «Дикий помещик»
Н. В. Гоголь «Детство»
И. С. Тургенев «Мертвые души»
А. Н. Некрасов «Хамелеон»
М. Е.Салтыков-Щедрин «Капитанская дочка»
Л. Н. Толстой «Русские женщины»
А. П. Чехов «Герой нашего времени»
Подведение итогов: подсчёт баллов, заполнение контрольного листа, выявление студентов с наибольшим количеством баллов. В 1 туре можно набрать 16 баллов.
Дополнительное задание для обучающихся, набравших равное количество баллов. Слайд 11.
- Назовите автора рассказа «Отцы и дети»
- Назовите автора «Война и мир»
- Назовите автора произведения «Вишнёвый сад»
 Задание к зашифрованному слову: Назовите фамилию автора, который родился в 19 веке, был знаком с А. П. Чеховым, встречался с Л. Н. Толстым, прожил до середины 20 века, писал рассказы и стихи. Слайд 12.
О Бунине чаще говорят как о прозаике, но сам И. А. Бунин говорил: “ Я поэт и больше поэт, чем писатель, я главным образом поэт”. Слайд 14. Тема родной природы становится центральной темой бунинских стихов. Поэт А. Блок писал: “Так знать и любить природу, как умеет Бунин, - мало кто умеет”. Слайд 15. А я бы ещё добавила: “ Слышать, видеть и понимать”. С творчеством Ивана Алексеевича Бунина мы будем знакомиться на следующих уроках.
Задание 1. “Кто это?”. Прослушайте отрывок из произведения, узнайте литературного героя и впишите его имя в кроссворд. Слайд 17.
1 «Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет –
И наконец увидел свет»? Слайд 18.
2. “Первому, старшему изо всех, ..., вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы”. Слайд 19.
3. «…делал змея из географической карты».  Слайд 20.
4. «Он был среднего роста: стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климата…» Слайд 21.
5. “Впереди перед другими понёсся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы”. Слайд 22.
 Задание 2. “Кому из литературных героев принадлежат эти вещи?”. Поочерёдно показываются предметы: узелок, орден, трубка, газета “Весть”, цепь. Слайд 24.
Контроль:  Читаю отрывки из произведений:
1. “Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке”. Слайд 25.
2. “Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Слайд 26.
3. “... вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: “Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!” И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях и на суше, и в походах, и дома” . Слайд 27.
4. “ И был тот помещик глупый. Читал газету “Весть”, тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”. Слайд 28.
5. “ А купец Воротилов ... под самый Трезоркин праздник купил совсем новую, на диво выкованную цепь и сюрпризом приклепал её к Трезоркину ошейнику. Лай, Трезорка, лай!”. Слайд 29.
Подведение итогов: подсчёт баллов, заполнение контрольного листа выявление студента с наибольшим количеством баллов. Во 2 туре можно набрать 10 баллов.
Дополнительное задание для обучающихся с равным количеством баллов.
Слайд 30.
- Объясните понятие “литературный герой”.
- Какое значение ещё имеет слово “герой”?
- Кого можно назвать и литературным героем, и настоящим героем?
выполняют упражнения
Задание к зашифрованному слову: Поэма Некрасова “Русские женщины” посвящена жёнам декабристов. Кому посвящена вторая часть поэмы Некрасова? Назовите фамилию этой княгини. А я вам покажу её портрет.
“К какому произведению относятся эти рисунки?
Н.А.Некрасов. «На Волге» <Рисунок2>, М.Ю.Лермонтов. «Бородино» <Рисунок3>, М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» <Рисунок4>, И.С.Тургенев «Муму» <Рисунок5>, А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила», Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», И.С.Тургенев «Бежин луг» <Рисунок8>, Л.Н.Толстой «Война и мир». Слайды 34-41.
Подведение итогов: подсчёт баллов, заполнение контрольного листа, выявление обучающегося с наибольшим количеством баллов. В 3-м туре можно набрать 8 баллов.
Дополнительное задание для обучающихся с равным количеством баллов:
Читая произведения А.П. Чехова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, мы смеялись над их героями.
- А каким бывает смех? (Добрым и злым).
- Продолжите предложение:
Добрый смех - это...(юмор).
Злой смех – это ... (сатира). Слайд 43.

Задание к зашифрованному слову: Назовите автора иллюстрации к рассказу А. П. Чехова “Хамелеон” <Рисунок10>.Слайд 44.
Какое интересное слово! Кукрыниксы – так назвали свой творческий коллектив, сложившийся ещё в годы обучения в художественном вузе, три художника: Порфирий Никитич Крылов, Михаил Васильевич Куприянов и Николай Александрович Соколов.
Кукрыниксы известны как блестящие иллюстраторы. Вот их портрет.Слайд 46. Ими созданы иллюстрации к книгам Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев”, М. Е. Салтыкова-Щедрина “Сказки”, М. Шолохова “Судьба человека” и др. Успешно выступали они и как живописцы. А в годы войны рисовали плакаты и карикатуры <Рисунок11>. Слайд 47.
- А теперь давайте перед финалом отдохнём, послушаем юмористический рассказ А. П. Чехова “С женой поссорился” и ещё раз улыбнёмся.
- Чтение рассказа. Приложение 3.Задание: Как можно назвать выдающегося, общепризнанного писателя или поэта являющегося образцом в литературе? Слайд 48.
Значит, все произведения, которые мы изучали на уроках, можно назвать классической литературой. Слайд 49
Но вас ждут ещё новые встречи с русскими писателями и поэтами 20 века, с их интересными произведениями и героями. И я уверена, что эти встречи принесут вам открытия и доставят удовольствие. Ведь мир литературы так удивителен и чудесен.
- Обучающиеся подсчитывают баллы.
- Выставление оценок обучающимся согласно критериям.
- Награждение финалиста-победителя.
Написать мини-сочинение “Хочу сказать “спасибо” ...” (Какому писателю или поэту 19 века и за что?). Оформить работу. Слайд 51.
Готовятся к уроку
Внимательно слушают.
Контроль: зачитываются фамилии, имена и отчества писателей и поэтов: 1.А. С. Пушкин, 2.М. Ю. Лермонтов, 3.Н. В. Гоголь, 4.И. С. Тургенев, 5.А. Н. Некрасов, 6.М. Е.Салтыков-Щедрин, 7.Л. Н. Толстой, 8.А. П. Чехов.Слайд 8.
Контроль: А. С. Пушкин - «Капитанская дочка», М. Ю. Лермонтов - «Герой нашего времени», Н. В. Гоголь - «Мертвые души», И. С. Тургенев – «Бежин луг», А. Н. Некрасов – «Русские женщины», М. Е. Салтыков-Щедрин – «Дикий помещик», Л. Н. Толстой - «Детство», А. П.Чехов «Хамелеон». Слайд 10.
И.С.Тургенев
Л.Н.Толстой
А.П.Чехов
Контроль: имя этого автора – Иван Алексеевич Бунин. Слайд 13.
Выразительное чтение наизусть стихотворения
И. А. Бунина “Вечер”. Слайд 16.
(видеоролик)
Контроль: В кроссворде есть стержневое слово “Герой”.
Имена литературных героев: 1.Онегин2. Федя3. Гринёв4.Печорин5. Андрий. Слайд 23.
Правильные ответы: Очумелов, генерал, Тарас Бульба, дикий помещик, верный Трезор
(Тарас Бульба, Остап).
Контроль: имя этой княгини – Мария Волконская. Слайд 32.
Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 38.
Контроль: зачитываются названия произведений. Слайд 42.
Контроль: авторы иллюстрации – Кукрыниксы. Слайд 45.
Контроль: ответ – классик. Слайд 50.
Интерес, любознательнательность к теме урока: готовность к уроку.
внимательность
Углубление знаний.
здоровьесбережение
Умение видеть результат
своей работы.
Объективность оценки
1.При его имени «тотчас осеняет мысль о национальном русском поэте». Это солнце русской классической литературы. Родился в родовитой, но небогатой дворянской семье. Один из предков, составляющих гордость семьи, - Ибрагим Ганнибал, «арап Петра Великого», Особую роль в его жизни сыграла знаменитая няня Арина Родионовна» С двенадцатилетнего возраста учился в Царскосельском лицее, где и проявил впервые свой поэтический талант. 2.С раннего возраста он познал горечь расставанья, потеряв в младенчестве мать, не мог общаться с отцом. Его воспитывала любящая бабушка в своем имении Тарханы. Ребенком он проявил многочисленные таланты: музыкальный, изобразительный, поэтический. Большой патриот, мечтающий о свободе и счастье своего народа. Храбрый воин, виртуозно владеющий оружием, и лихой наездник. Жизнь его была мгновенна, ослепительна и коротка, как молния. Поэтическое наследие поражает глубиной философских размышлений и трагическим мироощущением.
3.Вырос в богатой помещичьей семье, где всем «заведовала» матушка Варвара Петровна, капризная и жестокая крепостница. Из детства вынес он горячую ненависть к крепостному праву и всякому насилию над человеком, потому что неоднократно был свидетелем моральных и физических издевательств над бесправными людьми, да и сам часто был «сечен нещадно». Свое творчество посвятил борьбе за свободу человеческой личности, отмену крепостного права.
4. Родился в семье бедного армейского офицера. Получил главное наследство отца - солдатский сундучок с книгами. Жил «из милости» в семье тверского помещика и учился с его детьми, превосходя их в эрудиции и таланте. Пробовал себя в драматургии, но прославился благодаря «непопулярному жанру» басни. Автор более двухсот басен. Имя его при жизни становится
5.Произведения этого писателя проникнуты искрометным юмором, истинной народностью. Родился на Украине в Полтавской губернии, прошел суровую школу жизни, покорил Петербург повестями, «переданными со слов Рудого Паньки». Одобрение А.С. Пушкина окончательно убедило его в том, что его призвание - литература. Заядлый театрал и замечательный актер, он проявил свой талант и в драматургии.