Рабочая программа по дисциплине Кубановедение для специальностей социально-экономического профиля


Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
«Новороссийский колледж радиоэлектронного Приборостроения»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15 Кубановедениедля специальностейсоциально-экономического профиля
2016 г.
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол № ___ от ________ 2016 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ КК НКРП
(дата, подпись, Ф.И.О., печать)
___ ___________ 2016 г.
_______________ И.В. СугаиповаРассмотрена
Советом по методическим вопросам
протокол от __________ 2016 г. № __ Председатель
____________ ____________________
Одобрена
УМО общих гуманитарных и социальных дисциплин
Протокол от ________ 2016 г. № __
Председатель УМО
______________ Л.В. РузмикинаРабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.15 Кубановедениепредназначена для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования. Программа разработана с учетом ФГОС среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 г. №413 (ред. от 29.12.2014), требований ФГОС среднего профессионального образования по специальности 38.02.07 Банковское дело (утв. приказом Минобрнауки РФ от 28 июля 2014 года № 837).
Организация-разработчик: ГБПОУ КК «Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения» (далее ГБПОУ КК НКРП)
Разработчик:
Преподаватель ГБПОУ КК НКРП
(должность, место работы) _____________
(подпись) Добрынина Л.Н.
Рецензенты: ______________, ____________
(подпись) ______________________________________________
(должность, место работы)
Квалификация по диплому:
______________________________________________
______________, ____________
(подпись) ______________________________________________
(должность, место работы)
Квалификация по диплому:
_________________________________________
Содержание
Стр.
1 Пояснительная записка 4
2 Общая характеристика учебной дисциплины 9
3 Место учебной дисциплины в учебном плане 13
4 Результаты освоения учебной дисциплины – личностные, метапредметные, предметные 13
5 Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования 16
6 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 31
7 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 34
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413, в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645), рекомендаций «По организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования» (Письмо Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), методических рекомендаций по формированию программ учебных дисциплин общеобразовательного цикла в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, рассмотренные научно-методическим советом профессиональных образовательных учреждений Краснодарского края Протокол №2 от 23.04.2015 года.
Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
– формирование личности молодого человека, осознанно принявшего традиционные для Кубани как части России духовно-нравственные ценности, на основе комплексного изучения всех основных аспектов, характеризующих родной край. Для достижения данной цели реализуются следующие задачи:
- формирование научно-обоснованных представлений о Краснодарском крае как географическом объекте на территории России, включая его происхождение, существующее положение, перспективы;
- углубление знаний о природе родного края, развитие умения анализировать последствия антропогенного влияния на природные компоненты;
- изучение многопланового исторического прошлого региона как родины многих народов;
- понимание особой геополитической роли Кубани как части Российского государства»;
- создание целостности социально-политического образа Краснодарского края как субъекта Российской Федерации;
- формирование и углубление понимания перспектив развития родного края, знаний о реализуемых в регионе социально-экономических проектах и способностей к самореализации в этих проектах.
Объектом изучения в курсе кубановедения является Краснодарский край – как целостная и развивающаяся система взаимодействия природы и человека. Предметом изучения является жизнедеятельность человеческого общества в рамках региона в контексте прошлого и настоящего и с учетом перспектив.
Данная программа составлена с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. При этом изучение исторического материала ориентировано, прежде всего, на личностное развитие обучающихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующей цели: развитие нравственной, социально-активной личности.
Задачи:
воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к малой Родине;
осваивать знания об истории и культуре Кубани;
формировать ценностные ориентации;
овладевать нравственной, социальной, геоэкологической культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием ее флоры и фауны;
развивать коммуникативную и культуроведческую компетенций;
применять приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и повседневной жизни.
Предметом изучения является жизнедеятельность человеческого общества в рамках региона в контексте прошлого и настоящего и с учѐтом перспектив.
Во всех разделах программы находит отражение сквозная тематическая линия курса «Кубань многонациональный край». Основными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:
Воспитание гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за Россию на основе знаний о славе малой родины, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, понимание основ культурного наследия народов, населяющих регион, их традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной и окружающими людьми.
Формирование на примере изучения кубанского региона целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие родного края.
Становление ответственного отношения к учению, готовности и способности высокой степени самостоятельности в решении образовательных задач по курсу кубановедения. Определение на этапе завершения общего образования и становления устойчивых познавательных интересов мотивации к дальнейшему обучению, а также профессиональных предпочтений, с учѐтом региональных особенностей рынка труда и социально-профессиональных перспектив.
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов своего региона и России в целом, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Развитие морального сознания, и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Познание региональных семейных традиций и на этой базе осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи, к окружающим людям.
Развитие эстетического сознания через освоение регионального художественного наследия народов Кубани посредством творческой деятельности эстетического характера.
Курс кубановедения открывается темой, посвящённой истории нашего края в ХХ в., с акцентом на специфику Кубани, на фоне имеющихся знаний по общероссийской истории и ранее освоенного историческом краеведения. Основная часть учебного времени отведена проблематике изучения современного кубанского общества в своем развитии. В этих рамках рассматриваются и проблемы развития культуры и искусства, антропогенных факторов развития природного комплекса региона. При этом материал курса в этой части может оперативно обновляться в рамках программы в соответствии с новыми аспектами социально-экономической жизни и природного комплекса Кубани. При изучении сквозной тематической линии курса «Кубань - многонациональный край» учитываются современные тенденции развития межнациональных отношений в регионе, в стране и в мире.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения кубановедения студент должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие историю Кубани в ее целостности с отечественной и всемирной историей;
основные этапы становления человеческого общества на территории нашем края и развития ем природного комплекса;
актуальную для нашем края терминологию в области истории, обществознания, литературы и искусства, в области географии, изучения биосферы и природных объектов;
современные версии и трактовки важнейших проблем региона и путей их решения;
обусловленность современных общественных, культурных и природных процессов предшествующими событиями и явлениями, а также их современными факторами;
роль Кубани в российском и мировом сообществе;
тенденции развития общества нашего региона как сложной динамичной системы в целом (экономика, политика, демография, культура, природный комплекс и т. д.), а также важнейших социальных институтов;
региональную специфику регулирования общественных отношений, социальных норм, правового регулирования;
исследователей общественных и природных процессов на Кубани, выдающихся деятелей литературы и искусства, политических деятелей, других людей, оставивших заметный след в жизни Кубани;
уметь:
ориентироваться в системе источников информации разном типа по вопросам прошлого, настоящем и перспектив жизнедеятельности Кубани, как в области социокультурной и социально-экономической, так и в сфере становления природном комплекса;
добывать информацию о крае в различных источниках, анализировать и обобщать ее;
представлять полученную информацию в различных видах (текст, карта, таблица, схема, картосхема, аудиовизуальный ряд);
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых общественных, культурных и природных процессов и явлений;
характеризовать (при необходимости сравнивать) основные социальные объекты, объекты живой и неживой природы, выделяя их существенные признаки, закономерности развития и региональную специфику;
оценивать, применительно к региону, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий и объектов;
анализировать и интерпретировать художественные произведения, используя сведения по истории и современности, культурным традициям, местным говорам, особенностям природы родного края;
участвовать в дискуссиях по проблемам кубановедения, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации сведения из соответствующих предметных областей;
осуществлять проектную деятельность по вопросам кубановедения на уроке и во вне его;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обоснованного определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни края, исходя из их социальной, культурно-этической и природно-экологической обусловленности;
успешного выполнения типичных для региона социальных ролей и на этой основе решения практических жизненных проблем;
осознания себя как представителя исторически сложившегося в регионе гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения, этнокультурными традициями населяющих Кубань народов, осуществления на этой основе конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
понимания географической специфики региона проживания и адекватного выполнения правил деятельности в его природной среде;
эффективной ориентации в культурном пространстве региона, самостоятельного знакомства и понимания на этой основе явлений художественной культуры, определения своего круга чтения и оценки своей зоны развития в культурно-эстетической сфере.
1Общая характеристика учебной дисциплины
Изучение предметной области «Общественные науки» учебной дисциплины «Кубановедение» обеспечивает:
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Содержание программы структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
В учебном процессе формирование указанных компетенций происходит при изучении любой темы, поскольку все виды компетенций взаимосвязаны.
На уроке во взаимосвязи решаются три задачи: обучение, воспитание и развитие обучающихся.
Формы организации обучения:
индивидуальная;
групповая;
парная;
коллективная.
Формы обучения: комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум.
При проведении занятий используются активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения. В основу обучения Кубановедению положен системно-деятельностный подход, при котором особую актуальность приобретает использование интерактивных технологий.
Виды интерактивных форм обучения:
Деловые и ролевые игры
Групповая, научная дискуссия, диспут
Дебаты
Кейс-метод
Метод проектов
Мозговой штурм
Семинар в диалоговом режиме (семинар - диалог)
Разбор конкретных ситуаций
Метод работы в малых группах (результат работы студенческих исследовательских групп)
Презентации на основе современных мультимедийных средств
Лекция с заранее запланированными ошибками
Проблемная лекция
Урок-экскурсия
Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности обучающихся.
Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизирует позицию обучающегося - патриота Малой Родины, развивает общие креативные способности.
Ведущие формы и методы обучения:
методы стимулирования и мотивации учения (познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования, методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований);
методы организации и осуществления учебных действий и организаций (лекция, рассказ, беседа, методы иллюстраций, демонстраций, сочетание словесных и наглядных методов, метод аналогий, проблемно-поисковый (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка), самостоятельная работа с книгой);
методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, письменного контроля, методы самоконтроля).
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);
составление обучающимися авторского текста в различных жанрах (подготовка доклада, сообщения);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию преподавателя.
Виды деятельности обучающихся на уроке:
оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
взаиморецензирование;
разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;
аудирование;
информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;
докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д. - создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
участие в дискуссии;
работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:
работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);
внеаудиторная подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация;
составление тестов для самоконтроля;
подготовка докладов, сообщений;
работа со словарями, справочниками, энциклопедиями
Основной целью контроля и оценки освоения программы ОУД.15 Кубановедение является оценка умений и знаний обучающихся.Оценка умений осуществляется с использованием следующих форм и методов контроля:
для текущего и рубежного контроля: наблюдение за выполнением индивидуального
задания, наблюдение за выполнением практических заданий, индивидуальный и фронтальный опрос, выполнение заданий в тестовой форме;
для промежуточной аттестации: экзамен
Методы оценки: количественные (отметки).
Контроль и оценка освоения программы ОУД.15 Кубановедение проводится в кабинете «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин».
С целью повышения творческого потенциала обучающихся используется интеграция урочной и внеурочной деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Этому способствуют современные технологии: проблемно-исследовательское обучение, метод проектов, мастерские и т.д. Несмотря на это, целенаправленная работа по формированию интеллектуальных умений и навыков имеет всегда дополнительный резерв. Внеурочная работа обучающихся – благоприятная почва для решения этих задач. Необходимость решения учебно-воспитательных задач определила направления педагогической внеурочной деятельности и формы работы.
Познавательная внеурочная деятельность.
Сюда относятся предметные недели, виртуальные экскурсии по Краснодарскому краю и другие учебно-познавательные мероприятия. При подготовке к занятиям студенты под руководством преподавателя создают презентации, получая необходимую дополнительную информацию в Интернет, контактируют с собеседниками посредством электронной почты.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность.
Основными мероприятиями в данном направлении является проведение научно-практической конференции по защите проектов и учебно-исследовательских работ.
В процессе исследования студенты работают с текстовыми редакторами (сканирование изображений, копирование, тиражирование); с приложениями (документация, оформительская работа, презентации); с Интернет-ресурсами (поиск информации, музыкальных, звуковых файлов).
Творческая деятельность.
Выполнение творческих заданий: написание заметок, эссе с фотографиями, иллюстрациями, создание газеты, кроссворда; организация и проведение различных конкурсов (викторины по кубановедению, конкурс видеороликов, презентаций и др.).
Включение студентов в различные виды внеурочной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки.
Формы промежуточной аттестации - контроля знаний и умений, уровня овладения общими компетенциями - предусмотрены в виде экзамена.
2 Место учебной дисциплины в учебном плане
Общеобразовательная учебная дисциплина ОУД.15 Кубановедение относится к предметной области «Общественные науки» и к общеобразовательному учебному циклу основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования ППССЗ с учетом требований ФГОС СПО и социально-экономического профиля профессионального образования.
3 Результаты освоения учебной дисциплины - личностные, метапредметные, предметные
ФГОС СОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Кубановедение»
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину на основе знаний о славе малой родины, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, понимание основ культурного наследия народов, населяющих регион, их традиционных ценностей, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование на примере изучения кубанского региона целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое многообразие родного края;
становление ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе высокой степени самостоятельности в решении образовательных задач по курсу «Кубановедение»;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; Познавательные универсальные учебные действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
участвовать в дискуссиях по проблемам кубановедения, формулировать свою собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации сведения из соответствующих предметных областей.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
осуществлять проектную деятельность по вопросам кубановедения.
Предметные:
умение объяснять современную политическую и экономическую картину Кубани, связывая исторические факты и понятия в целостную картину в контексте Российской Федерации;
определять основные факты, процессы, явления, характеризующие историю Кубани в ее целостности с отечественной историей;
разделять целое на части (Выявлять главное. Обобщать -группировать (не по хронологии). Сравнивать - умение видеть развитие общественных процессов на Кубани (определять причины и прогнозировать следствия);
выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность;
представлять мотивы поступков людей прошедших эпох;
при оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности;
умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор;
определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий;
толерантно определять свое отношение к иным позициям.
4 Содержание учебной дисциплины с учетом профиля профессионального образования
Введение. Я гражданин своей страны.
Содержание учебного материала:
Уникальность природно-географических условий Северо- Западного Кавказа. Особое место Кубани в истории евразийской цивилизации (перекрѐсток исторических путей племѐн и народов). Этнокультурное своеобразие региона.
Тема 1. Природа Кубани и её исследователи
Содержание учебного материала:
Изучение территории Северного Кавказа в XVIII в. Экспедиции Российской Академии наук. Исследования И.А. Гильденштедта,
П.С. Палласа. Исследования природы края в период его заселения.
М.С. Гулик, В.П. Колчигин. Описание природы Кубани в трудах ученых и просветителей ХIX -начала ХХ в. Ученые-исследователи Ф. А. Щербина,
И. Д. Попко, Е.Д. Фелицын, Н.Я. Динник, В.В. Докучаев, Л.Я. Апостолов,
Н. М. Альбов и др. Деятельность Общества любителей изучения Кубанской области (ОЛИКО).
Геологическое прошлое Северо-Западного Кавказа. Физико-географические условия и живой мир на территории Кубани в разные геологические эпохи (эры) и периоды. Территория Кубани в докембрии; царство бактерий, водорослей, многоклеточных беспозвоночных животных. Палеозойская эра. Поднятие суши, появление первых островов, господство гигантских хвощей и папоротников, образование пластов каменном угля. Мезозойская эра. Океан Тетис. Господство субтропической растительности, морских беспозвоночных животных, появление рыб, водных динозавров. Образование гористых островов, толщ известняка, мела, песчаника, глинистых сланцев.
Северо-Западный Кавказ в четвертичное время. Кайнозойская эра, палеогeновый период. Появление морских млекопитающих (дюгони, мелкие зубатые киты, дельфины). Поднятие Кавказских гор, господство тропической растительности. Неогeновый период. Формирование современного рельефа Кавказа, образование Чѐрного и Азовского морей. Похолодание климата, появление на суше холодостойкой древесной растительности, земноводных, рептилий, млекопитающих. Антропогеновый период. Появление человека. Ледниковые и межледниковые эпохи. Исчезновение некоторых представителей животного и растительного мира. Формирование современных природных зон. Эволюция Чѐрного и Азовского морей. История развития акватории от Тетиса до современного состояния.
Живой мир Кубани в настоящее время. Современная флора и фауна Кубани. Наиболее распространѐнные виды растений, грибов, животных. Редкие представители растительного и животного мира, факторы, оказавшие влияние на снижение их численности. Вымершие живые организмы, причины их исчезновения.
Изменение природных комплексов на территории Кубани. Изменение облика ландшафтов под воздействием геологических, тектонических, климатообразующих процессов. Воздействие человека на природные компоненты местности с момента освоения территории Кубани и до настоящего времени: сооружение водохозяйственных комплексов, заготовка древесины, добыча полезных ископаемых и др. Изменение численности и видовом состава организмов, обитающих в Азовском и Чѐрном морях. Учѐные, исследователи, краеведы XIX - начала ХХ в. об охране и рациональном использовании природных ресурсов Кубани.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Природные ресурсы Кубани»
Предложите меры по охране растений и животных в Новороссийском районе
Составьте рассказ «Как образовались Кавказские горы».
Тема 2. История Кубани в далёком прошлом
Содержание учебного материала:
Стоянки людей древнекаменного века (посѐлки За Родину, Ильский). Майкопская культура. Раскопки Майкопского кургана (1897).
Н.И. Веселовский. Дольменная, катакомбная, северокавказская и срубная культуры. Периодизация. Ареал. Характерные черты.
Меоты и кочевники. Начало освоения железа племенами, населявшими кубанские земли. Меоты (союз племѐн: дандарии, доски, синды, тарпеты и др.). Территория расселения. Занятия. Общественный строй. Роль меотов в этногенезе адыгов: точки зрения учѐных. Кочевники: киммерийцы, скифы, сарматы. Начало оформления сирако-меотской этнической общности (I в. н. э.). Аланы - предки осетин. Античные авторы о племенах Северном Кавказа.
Боспорское царство. Причины древнегреческой колонизации. Первые греческие колонии на Таманском полуострове: Фанагория, Гермонасса и др. Образование Боспорского царства со столицей в Пантикапее (около 480 г до н. э.). Борьба правителей Боспора за присоединение синдского государства. Горгиппия - крупный порт, торговый и культурный центр Боспорского царства. Ослабление Боспорского царства. Присоединение Боспора к Понтийскому царству. Митридат VI Евпатор и его войны с Римом. Утверждение династии Аспургов на боспорском престоле. Усиление сарматского влияния. Нашествие гуннов (IV в.). Упадок Боспорского царства.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Дольменная, катакомбная, северокавказская и срубная культуры»
Составьте рассказ по одной из тем (по выбору обучающегося):
«История Боспорского царства»
«Горгиппия - крупный порт, торговый и культурный центр Боспорского царства».
Тема 3. Кубань в 11 – 18 веках
Содержание учебного материала:
Тмутараканское княжество. Горцы н степнякн. Установление господства гунно-болгарского союза племѐн в Приазовье. Образование на территории Кубани Великой Болгарии и еѐ распад. Вхождение кубанских земель в состав Хазарского каганата (VII в.). Приход в степи Северного Причерноморья кочевых орд печенегов. Разгром Хазарского каганата войсками киевского князя Святослава (964-965). Тмутараканское княжество. Правление князя Мстислава Владимировича (988-1036). Подчинение касогов. Тмутаракань - крупный административный и экономический центр Киевской Руси на юге. Многонациональный состав Тмутараканского княжества. Тмутараканский камень. Писатель и летописец Никон в Тмутаракани (1061- 1074). Влияние княжеских междоусобиц на положение Тмутараканского княжества. Половцы. Неудачный поход против них новгород-северского князя Игоря Святославича (героя «Слова о полку Игореве»). Половецкие изваяния. Перемещение адыгов из Приазовья в северо-западные предгорья Кавказа. Татаро-монгольское нашествие (ХIII в.). Сопротивление адыгских племен.
Колонизация итальянцами Черноморского побережья Кавказа (XIII-XV вв.) Соперничество Генуи и Венеции за господство на Чѐрном море. Основание reнуэзских колоний в Крыму, Приазовье и на Черноморском побережье Кавказа (Кафа, Матрега, Мала, Копа, Бальзамиха, Мавролако и др.). Миссионерская деятельность римско-католической церкви. Торгово-экономические связи генуэзских колоний, их устав. Торговое сотрудничество адыгской знати с генуэзцами. Негативное влияние работорговли на развитие адыгской народности. Захват итальянских колоний на Чѐрном и Азовском морях турками (последняя четверть XV в.).
Ногайцы и адыги Кубани в XVI-XVII вв. Появление ногайских кочевий на Кубани (середина XVI в.). Распад Ногайской Орды на несколько орд. Зависимость от Крымского ханства. Усиление родоплеменной знати. Кочевое скотоводство. Преобладание натурального хозяйства. Развитие торговых связей с Русским государством. Усиление имущественного и социального неравенства у адыгов. Народности «демократические» (шапсуги, абадзехи, натухайцы) и «аристократические» (бжедуги, хатукаевцы, бесленеевцы). Распространение ислама. Традиционные занятия адыгов. Развитие товарообмена с Россией, Крымом и Турцией. Наездничество, его социальная и экономическая сущность.
Кубань в политике соседних держав в XVI-XVII вв. Укрепление позиций Турции на Кубани. Походы османов и крымских татар в земли адыгов. Рост авторитета Русского государства в регионе. Посольства западных адыгов и кабардинцев в Москву (1552, 1557). Объединенный русско-адыгский поход против крымско-турецких войск (1556). Борьба за влияние на адыгов между Россией и Турцией.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Тмутаракань - крупный административный и экономический центр Киевской Руси на юге»
Составьте рассказ «Кубань в политике соседних держав в XVI-XVII вв.»
Тема 4. Кубань в конце 17 – 18 веков
Тема 4.1. Освоение Кубани русскими переселенцами
Содержание учебного материала:
Некрасовцы. Отголоски русской Смуты на окраинах страны. Основные переселенческие потоки. Переселение казаков-раскольников во главе с Львом Манацким с Дона на Северный Кавказ. Формирование на Таманском полуострове своеобразной казачьей общины - «войска Кубанского». Некрасовцы на Кубани, их походы на Дон. Экспедиции царизма против некрасовских казаков. Переселение некрасовцев в Турцию.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Освоение Кубани русскими переселенцами»
Составьте рассказ «Вклад Суворова в усиление позиций России на кубанских землях».
Тема4.2. Обострениесоперничества междуРоссией и Турцией в 60 - 80-х годах 17 века. Присоединение Прикубанья к России
Содержание учебного материала:
Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60-80-х годах XVIII в.. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. и Кубань. Кючук- Кайнарджийский мирный договор 1774 г. и его роль в разрешении «черноморской проблемы» для России. Строительство Азово-Моздокской оборонительной линии (1777). А.В. Суворов во главе Кубанского корпуса. Суворов как дипломат и военный инженер. Кубанская кордонная линия и еѐ стратегическое значение. Военные провокации турецкого правительства. Непоследовательная политика Шагин-Гирея. Восстание в Крыму, бегство Шагин-Гирея (1782). Возвращение Крыма и Прикубанья в сферу влияния Турции. Ввод русских войск в Крым. Ответные военные и дипломатические шаги Турции.
Присоединение Прикубанья к России. Опубликование царского манифеста о присоединении Крыма, Тамани и правобережья Кубани к России (8 апреля 1783 г.). Приведение к присяге ногайских и татарских орд, кочевавших в верховьях Кубани. План переселения ногайцев в другие районы России и его реализация. Восстание ногайцев и его подавление. Признание Оттоманской Портой «подданства Крыма и Кубани
Всероссийскому престолу». Историческое значение утверждения России в Крыму и Прикубанье.
Тема 4.3. Кубань в Русско-турецкой войне 1787 – 1791 годов
Содержание учебного материала:
Кубань в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. Ультимативное требование турецкого правительства к России о возвращении Крыма. Ставка Турции на шейха Мансура. Начало войны. Борьба за Анапу. Неудачные попытки взятия крепости русскими войсками. Разгром турецкой эскадры
Ф.Ф. Ушаковым в районе Керченского пролива (8 июля 1790 г.). Разгром турецкой армии Батал-паши русскими войсками генерала И.И. Германа (30 сентября 1790 г.). Взятие Анапы войсками генерала И.В. Гудовича (26 июня 1791 г.). Ясский мирный договор (29 декабря 1791 г.). Упрочение позиций России на Северном Кавказе.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Кубань в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг.»
Составьте рассказ «История взятия Анапы».
Тема 4.4. Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья. Социальные выступления адыгов и казаков
Содержание учебного материала:
Черноморцы и лииейцы. Заселение Прикубанья Упразднение Запорожской Сечи (1775). Судьба опальных запорожцев и участие в ней
Г.А. Потѐмкина. «Войско верных казаков» и его лидеры Сидор Белый, Антон Головатый, ЗахарийЧепега. Участие казаков в штурме Измаила, Очакова и острова Березань. Переименование «Войска верных казаков» в Черноморское и обустройство на новых землях между Днепром и Южным Бугом. Депутация во главе с А. Головатым в Петербург. Грамота Екатерины II о пожаловании Черноморскому казачьему войску земли на правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы (30 июня 1792 г.). Переселение казаков на Кубань (1792-1793). Основание Екатеринодара (1793). «Порядок общей пользы» - документ об административном и территориальном устройстве Черномории. Заселение северо-восточной территории Кубани (Старой линии) донскими казаками. Восстание донских полков и его подавление (1793-1794). Создание Кубанского линейного полка (1796).
Социальные выступления адыгов и казаков Нарастание социальных противоречий в адыгском обществе (князья, дворяне, тфокотли). Обращение горских князей за покровительством к Екатерине II. Бзиюкская битва (29 июня 1796 г.), роль в еѐ исходе казачьей артиллерии. Участие казаков-черноморцев в Персидском походе (1796-1797). Ем бесславный итог Персидский бунт (1797) как проявление конфликта между рядовым казачеством и войсковой верхушкой. Расправа над бунтарями.
Тема 5. Кубань в XIX столетии
Тема 5.1. Освоение кубанских степей. Этническая история Кубани
Содержание учебного материала:
Освоение кубанских степей. Народная и военно-казачья колонизация Черномории. Состав переселенцев (беглые крепостные, вольные хлебопашцы, отставные солдаты, государственные крестьяне, представители различных этнических групп). Основание селения Армавир (1838), станиц Новодеревянковской, Новощербиновской, Лабинской и др., города-порта Ейска (1848). Заселение северо-восточной части Кубани (Старой линии). Организация Кавказского линейного войска (1832). Хозяйственное освоение Кубани. Основные отрасли производства (экстенсивное земледелие, скотоводство, садоводство и др.). Зарождение кубанской промышленности, развитие торговли. Торговля как фактор сближения горцев и казаков.
Тема 5.2. Начало Кавказской войны
Содержание учебного материала:
Начало Кавказской войны. Превращение турецкой крепости Анапы в центр антирусской деятельности в регионе. Нападения горцев на Черноморскую оборонительную линию. Борьба за Анапу Адрианопольский мирный договор 1829 г. Нарушение его условий со стороны Турции и Англии. План создания Черноморской береговой линии и его реализация.
А.А. Вельяминов. Деятельность Н.Н. Раевского на посту начальника ЧБЛ. Развитие русско-черкесских торговых связей. Атаки горцев на Черноморскую береговую линию (1840). Подвиг защитников Михайловского укрепления. Архип Осипов, увековечение его памяти. Заселение линейцами Новой линии. Прибытие наиба Шамиля Мухаммеда-Амина на Северо-Западный Кавказ (1848). Его попытки создания в Закубанье военно-религиозного государства.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Черноморская оборонительная линия»
Составьте рассказ «Н.Н. Раевский – «Кавказский пленник»
(А.С. Пушкин)».
Тема 5.3. Декабристы на Кубани
Содержание учебного материала:
Декабристы на Кубани. Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьского восстания (разжалованных офицеров и солдат). Правда о Кавказе в произведениях А.А. Бестужева-Марлинском.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Декабристы на Кубани»
Составьте рассказ «Кавказская ссылка в судьбах участников декабрьскоговосстания».
Тема 5.4. Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны. Кубанцы в боях за Отечество
Содержание учебного материала:
Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны. Активизация действий Мухаммеда-Амина, направленных на объединение горских народов под знаменем независимости. Уничтожение укреплений Черноморской береговой линии, оставление Анапы и Новороссийска русскими войсками в ответ на действия англо-французской эскадры (1854-1855). Соперничество за лидерство Сефер-бея с Мухаммедом-Амином в борьбе горцев за независимость. Безуспешные попытки Сефер-бея взять Екатеринодар. Ответные шаги царского правительства. Строительство укреплений в Закубанье. Основание Майкопа (1857). Пленение Шамиля (1859), капитуляция Мухаммеда-Амина. Попытки создания военно-государственного союза черкесов, Сочинский меджлис. Встреча АлександраII с депутацией горцев (1861). Призыв меджлиса к продолжению борьбы. Соединение русских войск в урочище Кбаада (Ясная Поляна), торжества по случаю окончания Кавказской войны (1864). Вынужденное массовое переселение горцев в Турцию (мухаджирство). Значение присоединения Закубанья к России.
Кубанцы в боях за Отечество. Черноморцы в Отечественной войне 1812 г. Казачьи формирования, участвовавшие в боевых действиях. Примеры воинской доблести черноморцев. А.Д. Безкровный,
Н.С. Заводовский, А.Ф. и П.Ф. Бурсаки. Казачья тактика ведения боевых действий. Участие пластунских формирований в защите Севастополя в ходе Крымской войны (1853-1856). Сражение близ Балаклавы, на Малаховом кургане (1 854-1855). Картина В. Серова «Пластуны под Севастополем».
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию«Черноморцы в Отечественной войне 1812 года»
Составьте рассказ «Кубанцы в боях за Севастополь»
Напишите мини-сочинение об обороне Севастополя от лица кубанца-участника событий.
Тема 5.5. Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860 – 1890-е годы)
Содержание учебного материала:
Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860-1890-е годы). Освобождение зависимых крестьян и зависимых сословий в горских районах. Специфика земельной частной собственности на Кубани. Заселение закубанских земель. Территориально-административные преобразования на Кубани. Образование Кубанской области (1860), Черноморского округа (1866), Черноморской губернии (1896). Судебная и военная реформы.
Тема 5.6. Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения
Содержание учебного материала:
Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения Изменение соотношения казачьего и неказачьего населения. Иногородние крестьяне и их положение. Развитие водного и железнодорожного транспорта. Акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги (1872). Р. В. Штейнгель и его вклад в развитие железнодорожного транспорта в регионе. Строительство дорог как фактор экономического подъѐма края. Земельные и сословные отношения. Изменения в земельном обеспечении и землепользовании казачества, русского и адыгского крестьянства. Имение «Хуторок» баронов Штейнгелейкак образцовое крупнокапиталистическое хозяйство. «Степные короли» Кубани: братья Мазаевы, Николенко и др.
Тема 5.7. Развитие сельского хозяйства и торговли. Становление кубанской промышленности
Содержание учебного материала:
Развитие сельского хозяйства и торговли Переход к трѐхпольным севооборотам, увеличение площади пахотных земель (1880-е годы). Начало культивирования подсолнечника и табака, рост посевов пшеницы. Развитие виноградарства. Имение Абрау-Дюрсо. Роль ярмарок и стационарной торговли в развитии сельского хозяйства и рыночных отношений. Рост товарности кубанской пшеницы.
Становление кубанской промышленности. Переход от кустарных промыслов к машинному фабричному производству. Мукомольные и маслобойные заводы. Крупные заводчики Я. В. Попов, И.П. Баев,
И.А. и С.А. Аведовы. Екатеринодар - центр промышленного производства. Кубань - родина нефтяной промышленности России. Первая буровая вышка в долине реки Кудако (1864), первый нефтяной фонтан (1866).
А.Н. Новосильцев - пионер нефтяной отрасли. Первые нефтеперегонные заводы. Развитие цементного производства. Крупнейшие предприятия отрасли: «Геленджик», «Цепь» и «Черноморский». Первый металлообрабатывающий завод К. Гусника (1886). Изменение общественно-сословного и архитектурного облика кубанских городов. Складывание династий предпринимателей и купцов: Бедросовы, Дицманы, Аведовы и др. Создание первых банковских учреждений.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Абрау-Дюрсо – родина кубанского виноделия»
Составьте рассказ «Кубанские ярмарки: история»
Тема 5.8. Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни
Содержание учебного материала:
Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни Участие кубанцев в освободительной войне южнославянских народов против османского владычества (1877-1878). Казачьи формирования в составе Кавказской дивизии генерала
М.Д. Скобелева и Дунайской армии. Участие кубанских казаков в защите Баязета, обороне Шипки, в боях под Плевной. Рост социальной напряжѐнности, связанной с проведением реформ в городах, станицах и аулах. Распространение революционных идей на Кубани. Кружок «землевольцев» в Кубанской войсковой гимназии Екатеринодара во главе с Н.И. Вороновым. Революционная пропаганда на Кубани (Г.А. Попко,
П.И. Андреюшкин). Марксистские кружки. Земледельческая ассоциация в станице Бриньковской. Начало общественной деятельности Ф. А. Щербины. Община «Криница» в Черноморском округе.
Тема 6. Культура Кубани
Содержание учебного материала:
Народная культура казачества Вера и верования. Роль православия в жизни казачества. Сохранение языческих представлений. Система ценностей. Представление мировоззренческих нравственных начал в календарных праздниках и обрядах. Высокое значение среди казачьих ценностей таких качеств как патриотизм, трудолюбие, честность. Семейные ценности. Кубанский фольклор.
Культурное наследие горских народов Обычаи и традиции: гостеприимство, куначество, аталычество. Духовная культура. Переплетение в религиозных воззрениях горцев элементов ислама, традиционных верований, христианства. Героический эпос «Нарты» - выдающееся достижение горских народов Закубанья. Материальная культура.
Профессиональная культура Кубани. Народное просвещение. Деятельность К. В. Российского (1775-1825), его вклад в развитие культуры и образования на Кубани. Развитие системы образования. Меры, предпринимаемые войсковыми властями по поддержке одаренной молодѐжи. Наука. Создание полковых историй в Черноморском и Кавказском линейном войсках. Первый исследователь истории и быта черноморских казаков
Я.Г. Кухаренко (1799-1862). Труды И.Д. Попко (1819-1893) по истории казаков и адыгов. Войсковой архивариус П.П. Короленко (1834-1913) и его наследие. Развитие адыгской национальной историографии. Султан Хан-Гирей (1808-1863), ШораНогмов (1801-1844). Подвижническая деятельность Е.Д. Фелицына - статистика, археолога, историка и этнографа. Вклад
Ф.А. Щербины (1849- 1903) в организацию научных исследований в крае. Создание Общества любителей изучения Кубанской области (1897). Литература. Литературное творчество Я.Г. Кухаренко («Вороной конь», «Пластуны» и др.), В.С. Вареника («Слово о ружье», «Страстная пятница»), Султана Казы-Гирея («Долина Ажитугай»). Искусство. Творчество
П.С. Косолапа (1834-1910). Деятельность «кубанского Третьякова»
Ф.А. Коваленко (1866-1919). Архитектура кубанских городов.
И.К. Мальгерб, А.П. Косякин, А.А. Козлов, В.А. Филиппов и их вклад в создание архитектурного облика населѐнных пунктов края. Периодическая печать. «Кубанские областные ведомости» - первый печатный орган на Кубани.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентациюо пребывании на Кубани в 19 веке одного из выдающихся деятелей российской культуры
Составьте рассказ по одной из тем (по выбору обучающегося): «Кубанская литература 19 века», «Архитектура Кубани 19 века», «Музыка Кубани 19 века», «Живопись Кубани 19 века».
Тема 7. Основные этапы истории Кубани в XX столетии
Тема 7.1. Регион в период войн и революций (1900-е- 1920 годы)
Содержание учебного материала:
Связь исторического прошлого и настоящего Кубани. Регион как единство людей и территории. Регионализация как глобальная тенденция современности. Общая характеристика отношений «центр - регионы» в современной России. Краснодарский край среди российских регионов: общее и особенное. Системообразующие факторы регионального социума. Кубань в XXI веке: дорогой межнационального мира и согласия.
Регион в период войн и революций (1900-е -1920 годы). Кубанская область и Черноморская губерния в 1900-1916 гг. Социальный и национальный состав населения. Политическая жизнь и общественное движение. Кубань и Черноморье в революции 1905-1907 гг. Ратные подвиги кубанцев в годы Русско-японской и Первой мировой войн. Революция и Гражданская война (1917-1922). Особенности развития регионального политического процесса. Многовластие. Первые преобразования советской власти весной - летом 1918 г. Противоречия между Деникиным и Законодательной радой. Кубанское казачество и черноморское крестьянство в поисках «третьего» пути. Белый и красный террор. «Малая» гражданская война.
Тема 7.2. Кубань в 1920 – 1930-х годах
Содержание учебного материала:
Кубань в 1920-1930-х годах. Особенности «военного коммунизма», нэп, индустриализация, «великий перелом», коллективизация и еѐ последствия. Героика и трагизм 30-х. Национально-государственное строительство. Краснодарский край и Адыгейская автономная область. Культурная жизнь региона в первой трети XX в.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию«История Кубани на страницах произведений
А. Первенцева «Над Кубанью», Ф. Гладкова «Цемент», А.Толстого «Хождение по мукам»
Составьте рассказ «Голод на Кубани в 1932-1933 гг.».
Тема 7.3. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.
Содержание учебного материала:
Годы военных испытаний. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Кубань в годы Великой Отечественной войны. Формирование добровольческих казачьих соединений. Многонациональное боевое содружество в период военных испытаний. Битва за Кавказ летом 1942 - зимой 1943 г. Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. Освобождение. Трудовой героизм кубанцев.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Кубань в годы Великой Отечественной войны»
Составьте рассказ «Освобождение Кубани от фашистов».
Тема 7.4. Восстановление и развитие народного хозяйства Кубани в 1945 – 1953 гг.
Содержание учебного материала:
Возрождение. Восстановление и развитие народного хозяйства Кубани в 1945-1953 гг.. Перевод промышленности на «мирные рельсы». Восстановление довоенных объѐмов промышленной продукции. Отмена карточной системы. Снижение цен на продовольственные товары. Ужесточение партийно-государственного контроля. Идеология и культура в послевоенное десятилетие.
Тема 7.5. Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой
Содержание учебного материала:
Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой. Реформы в политике и экономике (1953-1964): реальные успехи и несбывшиеся надежды. Кубань - житница и здравница России. Хозяйственные «эксперименты» и их негативные последствия для региона. Достижения и провалы кубанской экономики. «Миллион тонн» кубанского риса. Застойные явления в обществе. Бюрократизация партийного и советского аппарата.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Кубань - житница и здравница России 20 века»
Составьте рассказ «Достижения и провалы кубанской экономики второй половины 20 века».
Тема 7.6. Годы перестройки 80-х и реформ 90-х годов
Содержание учебного материала:
Годы перестройки 80-х и реформ 90-х годов Издержки экономики, неэффективность организации производства. Кризис доверия к власти. «Здоровый кубанский консерватизм». Культурная жизнь Кубани в середине 1950-1990-х годах.
Тема 8. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития
Содержание учебного материала:
Регион как эколого-экономическая система Диверсифицированный характер экономики края, основные отрасли и макроэкономические показатели.
Краевой бюджет. Налоги. Инвестиционный климат в Краснодарском крае, повышение инвестиционной привлекательности региона.
Финансовые институты и банковская система региона Развитие предпринимательства на Кубани. Меры государственной поддержки предпринимательства. Региональный рынок труда и его особенности. Доходы и потребление. Краснодарский край в системе внешнеэкономических отношений.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Природный «капитал» города Новороссийска»
Составьте рассказ об одном из предприятий города Новороссийска (его история, выпускаемая продукция, достижения и проблемы).
Предложите свой вариант решения проблемы загрязнения окружающей среды бытовыми отходами в Краснодарском крае.
Тема 9. Социальные отношения в кубанском обществе
Содержание учебного материала:
Социальная стратификация и мобильность в региональном социуме. Социальная дифференциация, социальное неравенство в кубанском обществе. Социальная стратификация в Краснодарском крае. Горизонтальная, вертикальная, межпоколенная, внутрипоколенная мобильность.
Межнациональные отношения. Этносоциальные общности Краснодарского края. Этнические меньшинства, этнические группы. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений в региональном социуме. Этносоциальные конфликты.
Семья и брак в кубанском обществе. Основные тенденции в развитии семейных отношений. Семейная политика Краснодарского края.
Молодѐжь Краснодарского края как социальная группа Возрастные границы, социально-демографические характеристики молодѐжи как социальной группы Краснодарского края. Динамика ценностных ориентаций молодѐжи Краснодарского края. Молодѐжные субкультуры.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Основные этнические общности Краснодарского края»
Составьте рассказ «Семья и брак в кубанском обществе»
Предложите свой вариант решения проблемы этносоциальных конфликтов в Краснодарском крае.
Тема 10. Краснодарский край сегодня: политический ракурс
Содержание учебного материала:
Государственная власть и местное самоуправление в регионе. Структура органов государственной власти, их полномочия и направления деятельности. Законодательное собрание края. Исполнительные органы власти в регионе. Администрация Краснодарского края, глава администрации. Судебная ветвь власти. Органы местного самоуправления в муниципальных образованиях края. Политические лидеры и политические элиты в регионе. СМИ и их роль в политическом процессе. Представители региона в высших органах государственной власти РФ.
Становление гражданского общества. Институты гражданского общества, их становление и деятельность в Краснодарском крае. Деятельность политических партий и общественных организаций в регионе. Молодёжные организации, движение волонтёров.
Региональная политическая культура населения Политические ориентации жителей Кубани. Возможности молодого человека для участия в политике и активная жизненная позиция молодѐжи. Отношения Краснодарского края с другими регионами и странами.
Геополитическое положение Краснодарского края. Межрегиональные и международные отношения региона. Олимпиада -2014 в Сочи.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Молодёжь и Интернет: открывающиеся возможности, возможные угрозы»
Составьте рассказ «Молодёжные организации, движение волонтёров».
Тема 11. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации
Содержание учебного материала:
Правовой статус края как субъекта Российской Федерации. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и еѐ субъектами. Система нормативных правовых актов Краснодарского края. Устав Краснодарского края: понятие, юридические свойства, содержание, значение. Нормативные правовые акты края (решения), принятые на референдуме Краснодарского края. Нормативные правовые акты, принятые Законодательным собранием Краснодарского края. Нормативные правовые акты администрации Краснодарского края.
Законотворческий процесс в Краснодарском крае. Субъекты законодательной инициативы в Краснодарском крае. Прямое (непосредственное) правотворчество. Референдум как форма прямого (непосредственного) правотворчества в Краснодарском крае.
Избирательный процесс в крае. Субъекты, стадии и особенности избирательного процесса на Кубани.
Правоохранительные органы: структура и функции, полномочия, порядок действий.
Практическое занятие 1. «Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации».
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Законотворчество в Краснодарском крае»
Составьте рассказ «Герб, гимн и флаг Новороссийска».
Тема 12. Кубань – новый культурный центр юга России
Тема 12.1. Духовная жизнь Кубани
Содержание учебного материала:
Духовная жизнь Кубани Многообразие, специфика и значение для культуры России. Исторические предпосылки развития культуры Кубани. Диалог культур на Кубани. Региональная идентичность и региональная идеология. Роль кубанского казачества как уникального этнокультурного сообщества в становлении культурной жизни Кубани.
Тема12.2. Религиозное и конфессиональное многообразие региона
Содержание учебного материала:
Религиозная ситуация в Краснодарском крае. Кубань – центр православия на юге России. Культурные символы и достопримечательности Краснодарского края.
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Основные конфессии Краснодарского края»Составьте рассказ по одной из тем (по выбору обучающегося):
«Роль религии в жизни моей семьи»
«Наиболее известные храмы Кубани».
Тема12.3.Система образования Краснодарского края
Содержание учебного материала:
Система образования Краснодарского края. Социокультурная функция школ. Фундаментальная и прикладная наука Кубани. Основные научные школы. Университеты и научные центры Кубани. Тема 25. Религиозное и конфессиональное многообразие региона Религиозная ситуация в Краснодарском крае. Кубань - центр православия на [Введите текст] Юге России. Культурные символы и достопримечательности Краснодарского края.
Культурное достояние Краснодарского края. Библиотеки, музеи, картинные галереи, театры, коллективы народного творчества. Проблемы культурной жизни Кубани. Нравственность и культура. Культурная политика в Краснодарском крае.
Практическое занятие 2. «Культурное достояние Краснодарского края»
Самостоятельная работа обучающихся:
Разноуровневое задание (по выбору обучающегося):
Создайте презентацию «Высшие учебные заведения и научные центры Кубани»
Составьте рассказ «Эффективность и доступность – приоритеты развития образования на Кубани»
Создайте презентацию «Музеи библиотеки Кубани»
Тема 13. Культура межнационального общения
Содержание учебного материала:
Уроки прошлого в исторической памяти кубанцев. Современные тенденции развития региона. Прогнозы. Необходимость формирования активной жизненной позиции молодого гражданина - жителя Краснодарского края.
5 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тематический план общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД. 15 Кубановедение№ темы Наименование разделов и тем Количество часов аудиторной нагрузки Самостоятельная работа
Всего В том числе практические и лабораторные занятия Введение. Я гражданин своей страны 1 1 Тема 1. Природа Кубани и её исследователи 1 1
2 Тема 2. История Кубани в далёком прошлом 2 1
3 Тема 3. Кубань в 11 – 18 веках 2 1
4 Тема 4. Кубань в конце
17 – 18 веков 4 2
4.1 Тема 4.1. Освоение Кубани русскими переселенцами 1 1
4.2 Тема 4.2. Обострение соперничества между Россией и Турцией в 60 - 80-х годах 17 века. Присоединение Прикубанья к России 1 4.3 Тема 4.3. Кубань в Русско-турецкой войне 1787 – 1791 годов 1 1
4.4 Тема 4.4. Черноморцы и линейцы. Заселение Прикубанья. Социальные выступления адыгов и казаков 1 5 Тема 5. Кубань в XIX столетии 10 5
5.1 Тема 5.1. Освоение кубанских степей.
Этническая история Кубани 1 5.2 Тема 5.2. Начало Кавказской войны 1 1
5.3 Тема 5.3. Декабристы на Кубани 1 1
5.4 Тема 5.4. Присоединение Закубанья к России и окончание Кавказской войны. Кубанцы в боях за Отечество 1 1
5.5. Тема 5.5. Преобразования на Кубани в пореформенный период (1860 – 1890-е годы) 1 5.6 Тема 5.6. Народная колонизация и становление транспортной системы. Земельные отношения 1 5.7 Тема 5.7. Развитие сельского хозяйства и торговли. Становление кубанской промышленности 1 1
5.8 Тема 5.8. Участие кубанцев в освобождении южнославянских народов и общественно-политической жизни 1 6 Тема 6. Культура Кубани 2 1
7 Тема 7. Основные этапы истории Кубани в XX столетии 6 3
7.1 Тема 7.1. Регион в период войн и революций (1900-е- 1920 годы) 1 7.2 Тема 7.2. Кубань в 1920 – 1930-х годах 1 1
7.3 Тема 7.3. Краснодарский край в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. 1 1
7.4 Тема 7.4. Восстановление и развитие народного хозяйства Кубани в 1945 – 1953 гг. 1 7.5 Тема 7.5. Кубань во второй половине XX столетия: оттепель, застой 1 1
7.6 Тема 7.6. Годы перестройки 80-х и реформ 90-х годов 1 8 Тема 8. Экономика Краснодарского края: современное состояние и векторы развития 2 1
9 Тема 9. Социальные отношения в кубанском обществе 2 1
10 Тема 10. Краснодарский край сегодня: политический ракурс 2 1
11 Тема 11. Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации. 1 1
Практическое занятие 1. «Краснодарский край в правовом поле Российской Федерации» 1 1 12 Тема 12. Кубань – новый культурный центр юга России 4 3
12.1 Тема 12.1. Духовная жизнь Кубани 1 12.2 Тема12.2. Религиозное и конфессиональное многообразие региона 1 1
12.3 Тема12.3. Система образования Краснодарского края 1 2
12. Практическое занятие 2.
«Культурное достояние Краснодарского края» 1 1 13 Тема 13. Культура межнационального общения 1 ИТОГО 39 2 20
Экзамен 6 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
6.1 Учебно-методическое и информационное обеспечение
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Кубановедение: Учебное пособие для 10 класса общеобразовательных учреждений /под ред. В.Н. Ратушняка. ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2014
Кубановедение: Кубань в 20-начале 21 века. История. Люди. Общество: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений/ под ред. А.А. Зайцева. ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2015
Дополнительные источники:
Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времён до конца 19 века: Учебник для 10-х классов общеобразовательных учреждений. ОИПЦ «Перспективы образования», Краснодар, 2000
История Кубани: Атлас с комплектом контурных карт 10-11, 4-е издание, переработанное (контурные карты). Краснодар, 2013
Шаргородская Т.И. Вопросы обществознания в курсе кубановедения. Элективный курс. Краснодар 2011
Интернет-ресурсы:
http://kubanoved19shcool.jimdo.com/http://geoschool.do.am/http://srb8kuban.jimdo.comhttp://www.cossackdom.com – история казачества: события, биографии, иллюстрации, карты исторических событий, военных действий и пр.;
http://krasnodar.bip.ru – Краснодарская коллекция рефератов: история Кубани (первая борозда, Екатеринодарская крепость, история и география города Краснодара, появление трамвая, первый телефон и т.д.), архитектура Кубани;
http://kuban.retroportal.ru/index.html – хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев;
http://kubankazak.narod.ru/index.htm – «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков -некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.).
http://mustamhi.narod.ru/ – Таманский археологический музей; http://mustamli.narod.ru/ – Таманский литературный музей, музей
М.Ю. Лермонтова на Тамани;
http://www.krinitza.ru/ – ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии
http://darkaterina.narod.ru/ – Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию;
http://www.kkx.ru/about/ – Кубанский казачий хор, официальный сайт.
Виктор Захарченко, песни кубанского хора MP 3, гастроли;
http://otdih.nakubani.ru – отдых в Краснодарском крае и Адыгее.
Природа Кубани: вода, горы, леса и ботанические объекты, памятные
места, охраняемые природные территории. Фото;
http://tamanland.ru/ – информационный сайт о Таманском полуострове.
Природные особенности: рельеф, климат, флора и фауна. История,
география (фотогалерея);
http://priroda.kubangov.ru/ – природа Кубани, официальный сайт
департамента биоресурсов (состояние и охрана окружающей среды
Краснодарского края). Красная книга Кубани;
http://www.kuban-tourism.ru/gallery/nature.htm – Кубань – туризм.
Фотографии природы Кубани.
6.2 Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины осуществляется вучебном кабинете «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по литературе;
лингвистические словари;
электронные пособия;
художественная литература;
методические разработки занятий и мероприятий.
Технические средства обучения:
Ноутбук, телевизор