Литературная викторина для учащихся 3-4-ых классов «В сказочном Лукоморье» (по сказкам А.С.Пушкина).

Литературная викторина для учащихся 3-4-ых классов
«В сказочном Лукоморье» (по сказкам А.С.Пушкина).
Цели: Обобщить и расширить знания уч-ся о творчестве А.С.Пушкина; выявить уровень знания содержания сказок великого русского поэта; прививать любовь к чтению; развивать творческое воображение, память, эстетическое восприятие; развивать интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, конверты с заданиями.
Ход игры.
- Кто изображен на портрете?
- Что вы знаете об этом замечательном поэте?
- Какие произведения А.С.Пушкина адресованы детям?
Сегодня мы отправляемся в чудесный мир сказок А.С.Пушкина – сказочное Лукоморье. А чтобы найти туда дорогу нужно вспомнить отрывок из произведения А.С.Пушкина, в котором встречается это название.
«У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит»
(из поэмы «Руслан и Людмила»)
- Итак, начинаем игру-конкурс по сказкам А.С.Пушкина. За каждый правильный ответ вы получаете жетончик. По количеству жетончиков насчитывается количество баллов.

I КОНКУРС. «Узнай сказку».
3-ий класс
4-ый класс

1. а).«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком»
б). «Снова князь у моря ходит,
С синя моря глаз не сводит;
Глядь –поверх текучих вод
Лебедь белая плывет»
1. а) «В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет»
б). «За морем житье не худо,
В свете ж вот какое чудо»

- Кто знает полное название сказки?
«Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем и славном богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

2. «Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого»
2. «Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк»

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

3. а)«Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи»
б) «И к царевне наливное,
молодое, золотое,
прямо яблочко летит»

3. «И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней »

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

4. а) « Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется»
б) «и кричит: «Кири-ку-ку»
4. а) « И девица, шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя»

«Сказка о золотом петушке»

5. « Отпусти ты, старче меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь»
5. «В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну теперь твоя душенька довольна?»

«Сказка о рыбаке и рыбке»


II КОНКУРС. «Сказочный эрудит».
3-ий класс
4-ый класс

«Сказка о рыбаке и рыбке»

-Сколько лет прожили старик со старухой у синего моря?
-Сколько раз забрасывал старик невод в море?
-Сколько раз ходил старик к морю с просьбой?
-Чем кончилась сказка?
-Сколько лет прожили старик со старухой у синего моря?
-Перечислите желания старухи.
-Как изменялось море с приходом старика?
-Чем кончилась сказка?

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

-Почему царица решила погубить царевну?
-Чем угостила Чернавка царевну?
-Как звали жениха царевны?
-Чем кончилась сказка?
-Что было дано в приданое царице?
-Как царица решила извести царевну??
-Как звали собаку братьев-богатырей?
-Кого спрашивал Елисей о своей невесте?
-Чем кончилась сказка?

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

-На какую работу нанял поп Балду?
-Как поп расплачивался за работу?

·-Как поп хотел перехитрить Балду?
-Чем кончилась сказка?
-Сколько человек насчитывала семья попа?
-Какой совет дала попу попадья?
-В чем соревновались Балда и чертенок?
-Чем кончилась сказка?

«Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем и славном богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

-Какие три дива были у князя Гвидона?
-Какую песенку исполняла белка-чудесница?
-В кого превращался князь Гвидон? Для чего?
-О чем мечтали три девицы? Как исполнились их мечты?
-Как князь Гвидон оказался на острове?
-Какие три дива были у князя Гвидона?
Кого он хотел удивить?
-В кого превращался князь Гвидон? Для чего?

«Сказка о золотом петушке»

-Как предупреждал петушок царя об опасности?
- Как звали царя?
-Сколько сыновей было у царя Дадона?
-За что наказан царь?
-Назовите героев сказки о золотом петушке.
-Что стало с каждым из героев сказки?
-За что наказан царь?




III КОНКУРС. «Портрет».
- Узнайте героя по описанию (каждый класс получает 1описание)
1. «Видит: весь сияя в злате,
Царь сидит в палате
На престоле и в венце.
С грустной думой на лице» (Царь Салтан)
2. «Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит» (Царевна Лебедь)
3. «Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил удары смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел» (Царь Дадон)
4. «Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива» «Царица из сказки о мертвой царевне)


IV КОНКУРС. «Кроссворд».



1. За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто .(пава)

2. Царь Салтан гостей сажает
за свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете (чудо)

3. Здравствуй, Балда-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Чтобы впредь не было никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят ..(мешок)
4. в море остров был крутой,
Не привальный, не жилой;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе (поклон)

5. Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая (сестрица)

6. Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало с юга, глядь –
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь – лихие гости
Идут с моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и (сон)



- Какие две силы борются в сказках А.С.Пушкина? (силы добра и силы зла).
-Назовите представителей силы добра (Царь Салтан, князь Гвидон, царица-мать, царевна-лебедь, семь богатырей и др.)
- Назовите представителей силы зла (Ткачиха, повариха, Бабариха, коршун, чернавка, злая царица, старуха, поп, царь Дадон и др.)
- Кто побеждает в сказках А.С.Пушкина? (Добро. Зло наказано.)
- Молодцы, выхорошо знаете сказки А.С.Пушкина!
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ.








13PAGE 15


13PAGE 14415




15