Сообщение на методическом объединении на тему Реализация личностно — ориентированного обучения школьников на уроках физики


Сообщение
на районном МО учителей физики Чамзинского муниципального района РМ
Реализация личностно-ориентированного обучения школьников на уроках физики
подготовила : учитель физики
МБОУ КСОШ№2
Беговаткина Л.В.
Сегодня одно из главных направлений развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно–ориентированного образования – такого образования, в котором в центре внимания педагога должна быть личность ученика.
Термин “личностно-ориентированный подход” получил в настоящее время в среде научно-педагогической общественности широкое распространение. Исследованию проблем изучения личностно-ориентированного обучения посвящены работы Г. М. Анохиной, Е. В. Бондаревской, А. Ю.Белогурова, З. К. Каргиевой, Н. А. Морозова, С. А. Рогачева, Н. Г.Свининой, В. В. Серикова, В. И. Слободчикова, Е. Г. Силяевой, И. С.Якиманской и др., согласно которым только раскрытие индивидуальности каждого ученика в процессе обучения обеспечивает построение образования в современной школе.Нельзя утверждать, что данное понятие не существовало ранее. Школа всегда считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Для личностно ориентированного подхода в современной системе обучения более существенной является ориентация, как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). В основе личностно-ориентированного подхода в обучении лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого ученика, его развития не как “коллективного субъекта”, но, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым “субъектным опытом”. Включить “субъектный опыт” в процесс познания (усвоения) – значит, организовать свою собственную деятельность на основе личных потребностей, интересов, устремлений.
Технологии этого типа предусматривают приоритет субъект-субъектного обучения, диагностику личностного роста, ситуационное проектирование, игровое моделирование, включение учебных задач в контекст жизненных проблем, предусматривающих развитие личности в реальном, социокультурном и образовательном пространстве.
Личностно ориентированное образование должно включать следующие аспекты вышеперечисленных педагогических систем и теорий:
В процессе обучения должно быть обеспечено гуманное, уважительное отношение к обучаемому.
Обучаемый определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс.
В качестве основных приоритетов процесса образования выделены: развитие личности обучаемого, его неповторимой индивидуальности, творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития обучаемых.
В процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт индивидуума, что позволит осуществлять адресную помощь обучаемому, индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Используя личностно-ориентированный подход в обучении, я ставлю цель: обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей. Для достижения намеченного решаю следующие задачи:
использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка;
создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;
стимулирую учащихся к высказываниям, к использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способ деятельности других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные;
создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.
Обучая школьников физике, стараюсь создать такие организационно – педагогические условия, при которых дети „не могли-бы не учиться”. Очень важно показать им маршрут своего учения, поэтапные шаги продвижения в учебной программе, а главное - конкретные результаты, которых они могут достичь, и обязательно переживут при этом радость успеха. Чтобы учащиеся реально почувствовали свое продвижение в учебной программе и свой личный, пусть даже маленький успех, обучение должно быть доступным, поэтому свои уроки планирую так, чтобы задания для учащихся были посильными, приносили каждому положительный результат. Умело подводя ученика к правильному ответу, можно вызвать у него осознание собственного роста, чувство удовлетворения. При таком подходе к школьникам даже плохо успевающие ученики обнаруживают интерес к предмету. А, вызвав интерес к изучению предмета, ставлю другие задачи: научить работать с учебником, правильно формулировать свои мысли и решать задачи.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического процесса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. В своей работе я использую следующую схему воспитания в учащихся познавательного интереса к предмету: от любопытства к удивлению, от него - к активной любознательности и стремлению узнать, от них - к прочному знанию и научному поиску. Стараюсь разнообразить свои уроки, так как интересное преподавание приводит к интересному учению.
Много лет я работаю в профильных классах. Целями организации профильных классов являлись: интенсификация учебно-познавательной деятельности; создание условий для рационального сочетания учебы с осознанным выбором дальнейшего жизненного пути; учет личностных особенностей учащихся, их интересов и запросов, создание индивидуальных траекторий развития личности.
Задачи, которые я ставлю перед собой, работая в профильных классах:
достижение выпускниками школы нового, более высокого качества общеобразовательной и профильной подготовки;
формирование в процессе овладения системой знаний творческой самостоятельности и критичности мышления, элементов исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;
умение использовать изученные законы развития природы в качестве основы и средства для приобретения новых знаний, их дальнейшего расширения и углубления;
развитие качеств инициативной личности, позволяющих учащимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества и трудовой деятельности;
усвоение выпускниками нравственных норм, обычаев и традиций, накопленных обществом в труде и быту.
Для осуществления данных задач использую в своей работе следующие методические приемы:
блочно-модульное планирование и блочный контроль знаний;
систему поэлементного обучения решению задач;
систему поэтапного формирования физических знаний;
систематический само и взаимоконтроль;
систематическое повторение материала;
гласность в выставлении оценок и открытый учет знаний.
Блоковая организация учебного материала позволяет не только экономить учебное время, но и использовать дополнительные сведения, включая в процесс обучения такие формы: уроки – исследования, уроки – конференции, уроки – лекции, уроки – семинары, уроки – зачеты. Такая технология позволяет, не расширяя объема дисциплины, дать ученикам весь необходимый запас базовых знаний, а также формировать методы мышления, позволяющие самостоятельно применять накопленные знания и получать новые; научить видеть суть, скрытую за частными явлениями. Она облегчает создание целостного представления у школьников об изучаемом материале, позволяет высвободить время на отработку знаний и умений, создаёт возможность маневрирования учебным временем, создаёт условия для укрепления сотрудничества между учителем и учеником. На протяжении уже многих лет я работаю в старших классах физико-математического профиля по технологической цепочке: теория – практика – решение задач – контроль. Убедилась в том, что именно такая вузовская направленность школьного обучения помогает первокурсникам быстрее адаптироваться в вузе и войти в ритм студенческой жизни. В своей практике, кроме зачета, применяю и такие формы контроля знаний:
разноуровневые контрольные, самостоятельные и проверочные работы;
физические диктанты;
сочинения и рефераты на физические темы;
тесты, подобные КИМам ЕГЭ.
В моем кабинете накоплен дидактический материал для всех классов, в достаточном количестве имеются сборники для проведения тестирования школьников по предмету. Часто в своей работе применяю беглую фронтальную проверку усвоения материала школьниками в виде физдиктантов. Несколько лет в профильных классах пользуюсь собственным сборником физдиктантов, составленным таким образом, чтобы работу по контролю знаний можно было провести по каждой теме курса физики. Физдиктанты я составила из тематически связанных между собой вопросов, которые отличаются четкостью, ясностью, краткостью. Вопросы предполагают краткие ответы.
В условиях реформирования школы, в целях ориентации школьников на выбор профиля обучения на старшей ступени в девятых классах нашей школы начала проводиться предпрофильная подготовка. Основная ее задача – помочь ребенку самостоятельно и правильно выбрать свой жизненный путь, спланировать свое будущее. Представляя ребятам выбор элективных курсов, каждый из которых имеет свой особый стержень, школа формирует у них более полное представление о картине мира в целом. Элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, направленных на формирование компетенций.
Среднее (полное) общее образование – завершающая ступень общего образования, призванная обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Его цель – формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Достижение указанных целей возможно при использовании современных технологий, в том числе и ИКТ.
Преподавание физики и астрономии в силу особенностей самих предметов представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий. Информационные технологии я могу применять как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. При подготовке к таким урокам или внеклассным мероприятиям я использую:
СD диски мультимедийных курсов физики;
материалы из Интернетисточников;
материалы, созданные руками учеников школы.
В своей практике применяю следующие виды работ с применением ИКТ:
создание мультимедийных сценариев уроков или фрагментов уроков;
использование электронных коммуникаций и электронной формы отчетов при выполнении домашних лабораторных работ и творческих заданий.
Учащиеся используют при выполнении творческих работ возможности программ Microsoft Office:
с помощью текстового редактора Word, входящего в состав пакета Microsoft Office, создают доклады, бланки, рефераты, Web–страницы – практически любые электронные или печатные документы;
освоив Paint – простейший графический редактор, школьники создают простейшие графические иллюстрации, в основном схемы, диаграммы и графики, которые можно встраивать в текстовые документы;
при помощи Power Point учащиеся готовят слайды, проспекты, сообщения и презентации на основе практически любых материалов.
Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес учеников к физике, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что, в конце концов, ведет к интенсификации процесса обучения.