Интегрированный урок биологии, немецкого и латинского языков

Интегрированный урок биологии и немецкого языка в 7-м классе.
(Урок-брифинг)

Тема урока: «Systematik der Tiere. Систематика животных».
Цель урока:
Закрепить и углубить знания учащихся о классификации животных.
Задачи урока:
закрепить и дополнить знания об учёных: Аристотеле, Карле Линнее, Антони ван Левенгуке, о естественной системе живых организмов; закрепить значение понятий «бинарная номенклатура», «таксономические единицы»;
дать понятие о латинском языке как о «неживом», об использовании латиницы в современных иностранных языках, познакомить с латинским алфавитом, объяснить способ прочтения латинских названий;
повысить интерес учащихся к изучению биологии и иностранных языков; учить работать в малых группах; воспитывать толерантность.
Оборудование: электронный микроскоп, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с названиями животных на латыни.

Ход урока:
Вступительное слово учителей немецкого языка (Н) и биологии (Б).
Презентация, слайд 1.
Н:Heute haben wir eine ungewцhnliche Stun
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Презентация, слайд 2(демонстрируется видиоролик).
Б: Мир живой природы велик, многообразен и сложен. Тысячелетиями человек добывал и накапливал знания о его представителях - растениях, грибах, животных. С изобретением микроскопа люди познакомились с загадочным миром микроскопических живых существ. Только в царстве животных насчитывается более двух миллионов видов организмов. С каждым годом учёные обнаруживают и описывают десятки новых представителей удивительного мира живой природы. Много тайн и вопросов таит он в себе. Возможно, кому-то из вас предстоит найти на них ответы. Сегодня попробуем вместе ответить на некоторые из них.
Н: Итак, сегодня у нас проходит брифинг, посвящённая проблемам систематики животных, на которую приглашены делегации двух стран: России и Германии.

Презентация, слайд 3.
Б: Что же такое систематика? Систематика - наука о разнообразии всех существующих и вымерших организмов, о взаимоотношениях и родственных связях между их различными группами (таксонами) - видами, родами, семействами и т.д. Основные задачи систематики - выяснение общих свойств у тех или иных таксонов. Систематика определяет место организмов в системе органического мира, позволяет ориентироваться в огромном разнообразии живых существ.

Презентация, слайд 4.
Н: Попрошу делегации гостей представиться.
Und zuerst hцren wir die Teilnehmer der deutschen Delegation.

Презентация, слайд 5.
Ученик 1:Wir kommen aus Deutschland, aus Mьnchen. Die BRD liegt im Zentrum Europas.

Презентация, слайд 6.
Ученик 2:Sie grenzt an Dдnemark, an Polen, an die Tschechische Republik, an Цsterreich, an die Schweiz, an Frankreich, an Luxemburg, an Belgien und an die Niederlande.

Презентация, слайд 7.
Ученик 1:Die BRD besteht aus 16 Bundeslдndern.
Ученик 2:Die Hauptstadt der BRD ist Berlin.

Презентация, слайд 8.
Ученик 1:Die Staatsflagge der BRD ist schwarz-rot-gold.
Ученик 2:Im Wappen Deutschlands sehen wir einen Adler.

Презентация, слайд 9.
Ученик 1:Die deutschen Landschaften sind unterschiedlich. Hier gibt es viele Wдlder, Bergen, Felder, Wiesen, Tдler, Flьsse und Seen. In Wдldern Deutschlands bewohnen viele Bдren.

Презентация, слайд 10.
Ученик 2:In Berlin befindet sich der weltberьhmte Zoo, wo man verschiedene Tiere sehen.

Презентация, слайд 11.
Ученик 1:Viele deutsche Gelehrte, wie Ernst Haeckel, Theodor Schwann, Matthias Schleiden, machten viel fьr Biologie.

Н: Мы познакомились с гостями и можем начать наш брифинг. Презентация, слайд 12. (Демонстрируются виды животных под музыку «В мире животных»)

Н: Сейчас мы увидим изображения животных. Я попрошу представителей делегаций дать им названия. Презентация, слайды 13-21(демонстрируются изображения животных, ученики дают им названия на русском, английском и немецком языках).

Б: Как вы видите, названия животных на разных языках звучат по-разному, что приводит к определенной путанице.
Б: Но мы уже знаем, как выйти из положения и не запутаться в названиях животных. Для этого учёные разных стран договорились давать названия объектам живой природы на едином языке. Об этом нам расскажут представители Российской делегации.

Презентация, слайд 22.
Ученик 1: По мере накопления знаний о растениях и животных появилась необходимость их упорядочения. Многие учёные осознавали это и пытались разделить организмы на группы, объединённые теми или иными общими признаками. Создавались различные классификационные системы. Заслуга составления первой классификации животных принадлежит древнегреческому философу-энциклопедисту Аристотелю, который жил в 384-322 годах до нашей эры. Аристотель разделил всех животных на две группы - снабжённые кровью и бескровные ,заложил основы описательной и сравнительной анатомии, описал около 500 видов животных. Однако, классификация Аристотеля была далеко несовершенна.

Презентация, слайд 23.
Ученик 2: История сохранила для нас имя великого шведского ученого Карла Линнея, которому принадлежит создание первой естественно - научной классификации живых организмов. Предложенная им в 1735 году классификация животных и растений оказалась наиболее удачной и сохранилась в основных чертах до настоящего времени. Карл Линней ввёл двойное название видов, или бинарную номенклатуру, описал более 4 тысяч видов животных. Он ввел систематические единицы: класс, отряд, род, вид.

Презентация, слайд 24.
Ученик 3: Согласно классификации созданной Карлом Линнеем родственные виды животных объединяются в роды, а роды - в семейства, сходные семейства образуют отряд, сходные отряды на основании общих признаков их представителей объединяются в классы. Классы в свою очередь, объединяются в типы, типы составляют царство Животные.

Ученик 4: Карл Линней наряду с бинарной номенклатурой ввёл и латинские названия живых организмов, что значительно облегчило изучение биологии учёными разных стран, устранило путаницу и неточности в классификации организмов. Карл Линней заказал себе герб, который представлял три поля- символ трёх царств природы; в центре герба находилось яйцо-символ природы, постоянно обновляющейся посредством яйца, а внизу - девиз на латинском языке «Famam extendere factis» - «Делами увеличивай славу». Линней служил науке, его имя вызывает поклонение у учёных всего мира. Он занимался преподавательской деятельностью, работал в университете шведского города Упсала.

Презентация, слайд 25.
Ученик 5: Антони ван Левенгук родился 24 октября 1632 года в Делфте, став взрослым, Левенгук прочёл труд английского естествоиспытателя Роберта Гука «Микрография». Прочтение этой книги вызвало у него интерес к изучению окружающей природы с помощью линз. Вместе с Марчелло Мальпиги Левенгук ввёл употребление микроскопов для зоологических исследований.
Освоив ремесло шлифовальщика, Левенгук стал очень искусным и успешным изготовителем линз. Устанавливая свои линзы в металлические оправы, он собрал микроскоп и с его помощью проводил самые передовые по тем временам исследования. Линзы, которые он изготавливал, были неудобны и малы, для работы с ними нужен был определённый навык, однако с их помощью был сделан ряд важнейших открытий. Всего за свою жизнь он изготовил более 500 линз и как минимум 25 микроскопов, 9 из которых дошли до наших дней. Считается, что Левенгук сумел создать микроскоп, позволявший получить 500-кратное увеличение, однако максимальное увеличение, которое можно получить при помощи сохранившихся микроскопов, составляет 275. Презентация, слайд 26-29(демонстрируются снимки частей насекомых, сделанных на электронном микроскопе, или работаем с электронным микроскопом, если есть время).

Презентация, слайд 30.
Н: Действительно, латинский язык облегчил общение между учёными разных стран. Латинский язык принадлежит к числу индоевропейских языков и является основой многих языков (немецкого, французского, английского, итальянского и др.). В русский язык вошли многие слова латинского происхождения, напр.: институт, аттестат, пассивный, активный, экзамен и др. В настоящее время латинский язык считается «мёртвым», на нём не говорят сейчас ни в одной стране, и тем не мене, латинский язык наряду с древнегреческим с давних пор до настоящего времени служит источником для образования международной общественно-политической и научной терминологии.

Презентация, слайд 31.
Н: Итак, перед вами – латинский алфавит. Не правда ли, очень знакомые буквы. Как вы думаете, чем отличается латинский алфавит от немецкого? (Нет буквы W)

Н: Предлагаю вам освоить новый язык. Давайте вместе попробуем прочитать некоторые термины на латинском языке. (Детям раздаются карточки с латинскими названиями животных) Перед вами карточки с латинскими названиями различных животных (Приложение 1). Попробуйте самостоятельно прочитать их. Для этого воспользуйтесь таблицей с латинским алфавитом, в которой дана транскрипция. (Ученики самостоятельно читают предложенные термины, пользуясь транскрипцией).

Презентация, слайды 32-41.
Н: А теперь давайте сравним, как звучат и пишутся названия животных на разных языках, в том числе и на латыни. (Демонстрируются слайды с изображениями животных, надписи на русском, английском, немецком и латыни, ученики читают их.)

Заключение.
Презентация, слайд 42.
Б: Наш урок подошла к концу. Пора подвести итоги. Какие выводы мы можем сделать исходя из полученных сегодня сведений?
Классификация-наука, занимающаяся систематикой организмов, т.е. распределением организмов по таксономическим группам - типам, классам, отрядам и др.
Основателем первой естественнонаучной систематики является шведский учёный Карл Линней.
Линней ввёл в систематику двойные названия организмов и стал давать им названия на латинском языке.

Презентация, слайд 43.
Бинарная номенклатура - обозначение видов животных, растений и микроорганизмов двумя латинскими словами: первое - название рода, второе - видовой эпитет (напр., Lepus europaeus - заяц-русак , Felis tigris-тигр).
Латинский язык в настоящее время используется в науке, но на нём не говорят ни в одном государстве.
Латинский язык дал основу многим современным языкам.





Использованные материалы:
Сайт Aphorizme.ru. Биография Аристотеля. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
А.К. Скворцов, доктор биологических наук «У истоков систематики. К 300-летию К.Линнея».«Природа», №4,2007 г. Главный ботанический сад РАН, Москва [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Википедия. Карл Линней. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Латинский язык. Учебник для студентов педагогических вузов под редакцией В.Н. Ярхо, В.И. Лободы. Москва «Высшая школа» 2006, стр. 9: Краткие сведенья из истории латинского языка; стр.16: латинский алфавит.
Википедия. Антони ванн Левенгук.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%B3%D1%83%D0%BA,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8_%D0%B2%D0%B0%D0%BD

15