Конспект НОД Фиалки

Конспект НОД «Фиалки».
Художественно-творческая деятельность детей 6-7 лет.

Цель: Способствовать расширению знаний детей о многообразии видов и форм растительного мира, формировать творческое воображение посредством художественных образов.

Задачи:
Учить создавать композицию из отдельных деталей, добиваясь целостности восприятия работы.
Продолжать знакомить со средствами выразительности в художественно-творческой деятельности: цвет, материал, составление композиции.
Закреплять навыки работы по схеме.
Способствовать развитию формообразующих движений рук в работе с пластилином.

Оборудование: бумага формата А-3 с аппликационным изображением цветочного горшочка, карточки со схематичным изображением цветов и листьев на каждого ребенка, иллюстрация с изображением полевой фиалки, коллекция комнатных фиалок, набор пластилина, стека, доска для лепки, набор бисера, фиалки из атласных лент разных оттенков, надушенные чем-нибудь ароматным.


Ход

Педагог: Ребята, послушайте одну сказочную историю.
Прекрасным майским утром, как только первый лучик солнца проник на подоконник, маленькая розовая фиалка открыла глаза. Она огляделась вокруг, расправила свои бархатные листочки, раскрыла бутончики и . замерла от удивления. Рядом она увидела еще одну красавицу - нежно фиолетовую барышню-фиалку. Та тоже смотрела на все с удивлением:
- Куда я попала? Какое большое помещение? Это что оранжерея?
- Нет, это детский сад, ответила розовая фиалка. Я давно здесь живу и дети ухаживают за мной.
- Дети? Удивленно спросила фиолетовая фиалка.
- Теперь это и твой дом! Успокоила ее розовая фиалка. За нами будут наблюдать и ухаживать девочки и мальчики.



Вот такой интересный разговор состоялся между фиалками – розовой и фиолетовой.
И наша сегодняшняя встреча посвящена необыкновенно красивому цветку, который называется, фиалка.

Я предлагаю вам встать в круг, закрыть глаза и подставить ладони.
(каждому ребенку педагог кладет на ладони фиалки из ткани, слегка надушенные чем-то ароматным).
Педагог: Постарайтесь отгадать что лежит на ваших ладонях?
Ответы детей.
Педагог предлагает открыть глаза и посмотреть на цветы.
- Чувствуете, какой замечательный аромат? Давайте вдохнем фиалковый запах! Вдыхать будем медленно, носом, ощущая тонкий аромат цветка. Животик наполняется воздухом, а плечики не поднимаются. Теперь медленно и плавно выдыхаем ртом.

Динамическая пауза
«Фиалка»

- Фью, фью! птица распевает. (дети сидят на корточках, в руках цветы)
И фиалка расцветает, (медленно встают, руки через стороны вверх)
И земля глядит на нас (поднимают голову, запрокидывают назад, прогибаются)
Сотнями фиолетовых глаз (машут цветами над головой).

В. Орлов


Педагог показывает детям иллюстрацию с изображением фиалки.
Педагог: фиалка цветет в мае, это весенний цветок. Растут фиалки на лугах, среди травы, или на открытых лесных опушках. Но у фиалки есть один секрет. Хотите узнать?
Дети: да
Педагог: фиалка будет радовать нас своими цветами только тогда, когда будет расти в земле. Но если цветы сорвать, они мгновенно завянут. Фиалку, в отличие от других цветов нельзя собирать в букеты.
- Ребята, расскажите о строении фиалки.
Дети: фиалка состоит из короткого стебля, округлых листьев с заостренным краем, пяти лепестков, расположенных по кругу, окрашенных в фиолетовые, розовые, лиловые оттенки. И маленькими горошинами-тычинками в середине.
Педагог: Ребята, скажите, цветы, растущие на лугах и полях, как называются одним словом?
Дети: полевые, луговые
Педагог: А цветы, растущие в горшочках и кашпо?
Дети: комнатные.
Педагог: Существует огромное количество сортов комнатных фиалок с разнообразной окраской лепестков. Предлагаю рассмотреть коллекцию фиалок (дети рассматривают фиалки и отмечают многообразие оттенков лепестков).

Дидактическая игра «Назови цвет»

Физкультминутка
«Цветы»

Ранним утром на лугу по сырой траве бегу, (бег на месте)
Соберу цветы друзьям и по одному раздам: (присесть, изобразить сбор цветов)
Роме – ромашку, Алле-фиалку (изобразить раздачу цветов)
Васе – василек, синенький цветок,
Колокольчик – Коленьке,
Одуванчик – Поленьке,
Он растет в широком поле,
Подарю подарок Поле.

Педагог: Предлагаю вам выполнить лепную картину-натюрморт с изображением фиалок.
- Как называется такая художественная техника?
Дети: пластилинография.
Педагог: Правильно. Пластилинография- это полуобъемное изображение предметов на плоской поверхности. Например, на картоне, стекле, дереве.
- Уточним последовательность выполнения работы по схеме.
Ответы детей.
Педагог: В лепном варианте это выглядит так (показ образца)
Маленькие горошины-тычинки выложены из бисера, что я вам сегодня и предлагаю сделать.
Разминка для пальчиков
«Цветы»

Вот бутоны, вот цветки
Распускают лепестки

(поднять руки, пальцы собраны в щепоть, постепенно раздвинуть пальцы и раскрыть ладони)

Вот еще один цветок (повторить то же самое)
Смотрит прямо на восток.
К солнцу раскрывается.
Утру улыбается.

Практическая часть


Листья. Скатать 2-3 колбаски зеленого цвета, стекой разделить на короткие равные части, из каждой сформировать листья с заостренными краями. Стекой нарисовать прожилки.

Цветы. Скатать колбаску розового или голубого цвета средней толщины, разделить стекой на пять равных коротких обрезков, из каждого, пальчиком, скатать шарики. Затем сплющить лепешечку-лепесток. С одной стороны каждого лепестка сделать небольшую складочку -защип. Из готовых деталей выложить по кругу цветок из пяти лепестков, располагая край лепестка с защипом в середине цветка, а для закрепления прижимать его наружный плоский край. Взять бусинки и выложить ими серединку в центре цветка, слегка вдавливая их в пластилин.

Итог занятия

Педагог: Фиалки на нашей картине получились, как настоящие. И кажется, что они даже издают чудесный аромат. А вы, дети, еще раз убедились в том, что совсем не обязательно срывать растения, чтобы кого-то порадовать, можно сделать подарок своими руками.
А я для вас также приготовила подарки, вот эти фиалки- заколочки.
(Педагог дарит детям цветы, выполненные в технике «канзаши»)


Май

Фиалки, ландыши для нас
Веселый май в тиши припас,
Но мы их обрывать не будем-
Пускай цветут на радость людям!


В.Берестов